Языческие тайны Георгиевского собора. Исследование

      После крещения Руси в 988 году Киевским князем Владимиром Святославовичем, славяне ещё на протяжении несколько веков поклонялись главным языческим богам: Перуну, Дажьбогу, Макоше и Ладе, а Святой Дух олицетворяли с языческим Семарглом.               

      О языческом культе Древней Руси красноречиво говорят найденные в кладах времен нашествия Батыя на местах бывших княжеских хором Рязани, Владимира, Чернигова и Киева золотые и серебряные украшения. На женских браслетах, колтах, диадемах изображены только русалки, кентавры, сирены, грифоны и другие языческие существа.         

   Об устойчивости языческих верований у славян в 11 – 13 веках рассказывают не только изделия из драгоценных металлов, но и памятники зодчества, один из  них находится городе Юрьеве – Польском. Это знаменитый Георгиевский собор, который был построен Юрьевским князем Святославом в 1234 году.               

   К сожалению катастрофическое разрушение землетрясением в 1471 году и некачественное восстановление московским строителем Ермолиным, превратило древний собор в каменный ребус. Но не смотря на это, Георгиевский собор является самым уникальным собором Владимиро – Суздальской Руси.

   Его стены, словно каменная книга, красноречиво рассказывают нам о временах двоеверия, когда язычество на Руси было ещё очень сильно. Достаточно сказать, что в знаменитом Слове о полку Игореве нет обращений к христианским богам, а только к языческим.

    Подойдём ближе к древнему собору и рассмотрим его фасады: все они, кроме восточного, покрыты изумительной каменной резьбой. Нижний пояс собора представляет собой сплошной ковер из растений, зверей, птиц и чудищ.               

    У цоколя изображены птицы с шариками в клювах, которые народ прозвал  оглядышками, они рассказывают нам языческую легенду о возникновении жизни на земле: со дна моря птицы подняли комочки земли, из которых и была сотворена земля и всё живое.               

     Выше птиц, в кружеве переплетений их хвостов идёт растительный орнамент из побегов растений, листьев и цветов, в нём вся мощь сотворенной природы: здесь много птиц, зверей и фантастических животных. Судя по сохранившимся на стенах фрагментам, над этими изображениями находился пояс с человеческими и львиными головами, из пасти которых вились лианы причудливых растений.               

     Северный, западный и южный фасады Георгиевского собора были разделены по вертикали двумя промежуточными полукруглыми колоннами – пилястрами на три части. Пилястры завершались квадратными капителями с женскими ликами: это изображения богини Весны, а резные полу колонны - пилястры символизируют  стволы деревьев.               

     На притворах (входах) каждого фасада по обе стороны мы видим изображения человека с птичьим хвостом и ногами зверя, который держит в руках растения, это бог растительности Переплут. Его имя происходит от греческого Плутоса, означающего богатство.               

     На южном фасаде собора особенно много фантастических существ с головой орла, туловищем собаки с крыльями, это Семарглы. Собако – птицы Семарглы крылатые псы Зевса имеют иранское происхождение. Семаргл у славян был божеством, охраняющим семена и посевы.               

     На всех притворах собора изображены птицы со звериными лапами и хвостом дракона это Грифоны, они охраняют все входы в собор. Птицы с женскими лицами - Сирены - Русалки. На верху южного фасада  зверь с волчьей головой на двух лапах с крыльями и чешуйчатым хвостом это дракон.
    
     Кроме всевозможных фантастических животных на стенах собора очень много изображений львов и зверей кошачьей породы с гривой - это пардусы, так в старину называли гепардов.               

     На Руси пардусы служили для княжеской охоты. Изображения на Георгиевском соборе показывают, что это пардусы вида "Чита", родина которых юго - западная Азия, у этих гепардов большая грива и сильная пятнистость.               

     Тело у гепарда собачье, ноги, голова и хвост кошачьи, когти, как у собак не убираются. Повадки у пардуса - гепарда так же собачьи - это дружелюбный, легко приручаемый к человеку зверь. Пардус - гепард самое быстрое в мире животное, в погоне за добычей развивает скорость до 120 километров в час.

     Недаром храброго и сильного воина на Руси сравнивали с пардусом. Пардусы водились в половецких степях и от половцев попадали в Южную Русь. Черниговско - Северские князья держали специальных дрессировщиков, которые приручали детёнышей пардусов к охоте.               

     Дед князя Святослава Юрий Долгорукий любил охоту с гепардом. В летописи под 1147 годом говорится, что сын князя Святослава Олеговича, военного союзника Долгорукого из Южной Руси, Олег приехал в гости к Юрию в Москву и подарил ему пардуса с редкой пятнистостью.
      
     О том что пардусы широко использовались для охоты, говорится в грамоте хана Золотой орды Узбека от 1313 года: "Узбеково слово всем нашим русским князьям..., нашим ловцам, сокольникам и пардусникам..."               

     Поэтому на стенах Георгиевского собора так много изображений гепардов, которые узнаются по характерной гриве и пятнистости, изображенной полукругами.

     Не случайно над главным северным притвором Георгиевского собора изображен святой Георгий - покровитель князя Юрия Долгорукого, на щите которого вздыбленный пардус - гепард. Пардус - гепард был гербом Владимирских князей.
      
     Стены Георгиевского собора сохранили много тайн язычества. Но самая главная загадка находится на западном фасаде собора, где был княжеский вход. Здесь угловые капители венчают изображения четырёх крупных ликов: два мужских и два женских.               
    
     Я открыл тайну эти ликов, на которые до меня никто особенного внимания  не обращал. Когда я сравнил эти четыре лика на капителях Георгиевского собора с четырьмя фигурами, высеченными на всемирно известном Збручском идоле 10 века и оказалось, что они идентичны. Можно утверждать, что на капителях княжеского входа в Георгиевский собор изображены главные языческие боги: Перун, Даждьбог, Макош и Лада.

     Чтобы это понять, надо просто сравнить эти изображения на капителях Георгиевского собора с изображениями на гранях уникального каменного столба. 

              Справка.
    
     Збручский идол был найден в 1848 году у села Гусятин в реке Збруч, приток Днестра. Село Гусятин районный центр Тернопольской области, Украина, расположен на правом берегу реки Збруч. Территория этой местности давно была  заселена славянами. На Фёдоровой горе, на высоком берегу реки Збруч хорошо сохранились остатки Древнерусского городища. Найденный здесь, редчайший древнеславянский языческий идол хранится в Польше, в Краковском археологическом музее, а его копии в натуральную величину имеются в Варшаве, Вильнюсе, Гродно, Киеве, Москве и Тернополе.)               

     Збручский идол представляет собой четырёхгранный каменный столб высотой 2,7 метра. На каждой его грани под общей шапкой высечены четыре  человеческие фигуры: двух женщин и двух мужчин, под ними изображены женские фигурки с расставленными как в хороводе руками.               

     Четыре человеческие фигуры, изображенные на Збручском идоле - главные славянские языческие божества: Перун, Хорс - Дажьбог, Макошь и Лада. Мужчина с мечом это Перун (слово перун по славянски огонь). Мужчина со знаком солнца - Хорс - Дажьбог, слово Хорс иранского происхождения означает Солнце. Одна из женщин держит в руках кольцо это богиня Лада, покровительница любви и браков, другая рог изобилия, это богиня Макошь, мать урожая (Ма – кошь).               

     На западных капителях Георгиевского собора так же изображены четыре лица: двух женщин и двух мужчин. Разница лишь в том, что фигуры языческих божеств через 200 лет помещённые на собор преобразованы в лики.               

     Необходимо отметить, что эта загадка, кто изображен на капителях Георгиевского собора мною разгадана впервые. Ранее некоторые фантазёры считали женское лицо с распущенными волосами изображением княгини Ольги, вдовы князя Игоря, на самом деле это изображение богини  плодородия Макоши, суровое мужское лицо считали изображением предводителя княжеской дружины, а на самом деле это главный бог славян Перун.
    
     Резчики по камню князя Святослава ухитрились поместить изображения всех четырёх богов всего на двух сторонах каждого угла княжеского входа в собор.               

     Впечатляет грозное мужское лицо, которое смотрит на Запад - это Перун, главный бог восточных славян, русский Зевс - громовержец, покровитель воинов, оружия и войн.               

     Культ Перуна был введён великим князем Владимиром за 8 лет до крещения Руси, в 980 году. Его лицо, как у Перуна на Збручском идоле, направлено на Запад. Девичье лицо, обрамлённое косами это покровительница браков – богиня Лада. Лицо зрелой женщины с распущенными волосами это богиня Макошь, мать урожая, древняя богиня земли и плодородия (Мать Сыра Земля).                Второе мужское лицо в княжеской шапке бог Хорс - Дажьбог - бог Солнца - мифический родоначальник и предводитель русских людей.               

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что на колоннах под изображениями  языческих богов полукругами расположены по три скульптурные женские головки, которые символизируют тот же девичий хоровод языческого праздника Русалий, который изображен на Збручском идоле, только в лицах.      

     Можно утверждать, что подобного пантеона языческих богов, такого как на Георгиевском соборе на храмах в России, да и в мире, больше нет нигде, это уникум. Георгиевский собор моложе Збручского идола на 200 лет и хотя изменилась форма изображения языческих богов, но наличие изображений языческих богов на княжеском входе в собор говорят о такой силе язычества в 13 веке, что даже Юрьевский князь Святослава соблюдал языческие обряды.

     Работа резчиков князя Святослава, украсивших Георгиевский собор, поражает своим искусством, впечатление такое, словно изображения с браслетов и медальонов, найденных в кладах 13 века перенесены на Георгиевский собор.

     Чудища, птицы, звери и изображения святых на стенах собора равноправны: грифон на южном фасаде рядом с Вознесением, он же рядом с целителем Кузьмой.

     На южном притворе изображение кентавра в кафтане с топориком это предводитель княжеской дружины. На западном, княжеском, притворе изображена охрана князя Святослава - китоврасы - люди с телом гепарда в кафтанах и шапках держат в одной руке зайца, в другой булаву они же княжеские ловчие - пардусники.               

     Уникальная каменная резьба Георгиевского собора со всей убедительностью ещё раз доказывает нам, что хотя князья и знать Руси приняли христианскую веру, но не забыли и не отказались от своего язычества с его богатой мифологией.               
Необходимо ещё раз отметить, что Георгиевский собор в городе Юрьеве - Польском это единственный в стране и в мире храм двоеверия.
    
     О постройке Георгиевского собора говорится летописи за 1234 год: «И създа ю Святослав чюдну резаным камнем, а сам бе мастер». Без сомнения князь Святослав был главным зодчим, главным мастером - строителем собора. В летописи об этом прямо говорится: "а сам бе мастер" (руководитель). Святослав  приказал резчикам  изобразить на стенах собора все символы язычества, чтобы этой каменной резьбой рассказать своим потомкам о религии прадедов.               

     Сооружением Георгиевского собора Святослав поднял гонимую церковью языческую религию на ещё более высокий уровень. Прошло 150 лет после сооружения Георгиевского собора и христианская религия полностью вытеснила язычество, в 1380 году в сказании о Мамаевом побоище уже нет ни малейшего упоминания о язычестве.               

     Но оно с его водяными, домовыми, лешими, русалками ещё долго сохранялось в народной памяти, особенно в деревнях, вплоть до 20 века. Язычество проявлялось в обрядах, танцах, карнавальных играх, в музыке, песнях, сказках, в народном творчестве.               
    
     Многое выветрилось из памяти народной, но интерес к Древней Руси не ослабевает, без знания языческой Руси нельзя понять её искусство.  Георгиевский собор запечатлённое в камне наивысшее достижение Древнерусского искусства, гордость Юрьева – Польского, живое напоминание о временах языческой Руси.               

         На заставке слева помещены фотографии четырёх сторон Збручского идола 10 века, справа вверху угловая капитель княжеского входа Георгиевского собора, на которой изображены: справа мужское лицо в княжеской шапке с кольцом в ухе - языческий бог Хорс - Даждьбог, слева женское лицо богиня любви и семьи Лада. На её лице заметны следы от ударов. Ниже девичий хоровод как на Збручском идоле, только в лицах.               

              Павлов Н. П. Кострома  апрель  2018 год   Эта статья была  напечатана в Юрьев - Польской газете "ВЕСТНИК ОПОЛЬЯ" 14 августа 2018 года.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Николай Петрович.
В городе Юрьеве-Польском, к сожалению, мне побывать не довелось, и Георгиевского собора я не видела, но охотно верю, что все именно так, как Вы описываете. Больше того, если взять любую церковь, можно найти немало языческих символов. Даже сама форма куполов наших церквей - такую форму имели языческие храмы. Кстати, в нашей архитектуре очень много общего с индийской, более 38 элементов, а вот с византийской архитектурой у наших храмов общего мало, кроме разве что самых ранних построек. И, кстати, в своё время существовал запрет на постройку шатровых храмов и луковичных главок, как языческих.

Мария Пономарева 2   25.09.2020 21:40     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.