История о ведре

Я беру в руки небольшой сборник стихов моего двоюродного дяди, Сергея Комова, и с восхищением перечитываю стихотворение «Баллада о ведре», посвященное памяти Постоногова Ивана Моисеевича, моего прадеда.
Осколки войны, словно осколки смертоносной гранаты, задели, кажется, практически каждую семью в нашей огромной стране. Они унесли жизни детей, родителей, товарищей и сослуживцев, лишили крова, будущего… Немногие семьи сумели пережить ту страшную войну без потерь. Моей семье, к счастью, повезло, и страшные годы Великой Отечественной не забрали ни одного ее члена. Иван Моисеевич вернулся с войны целым и невредимым, принеся с собой множество историй и наград. И теперь я, правнучка, хочу посвятить этот очерк своему прадеду, дабы почтить его память.

Постоногов Иван Моисеевич ушел на войну в 1942 году в тридцать три года, оставив жену и шестерых детей. Он не мог поступить иначе: Родина была для него превыше всего. И он защищал ее всеми силами! За время Великой Отечественной простой алтайский кержак принял участие в таких знаменитых операциях как Орловско-курская, Днепровская, первый этап Берлинской наступательной, где проявил себя не только отменным стрелком, но и бесстрашным сапером.
Помимо орденов, медалей и благодарственных грамот Иван Моисеевич привез с войны обычный, на первый взгляд, «военный» трофей – колодезное ведро. Казалось бы, зачем везти из Германии предмет обыденного быта? Только вот ведро это совсем не простое.
После победы двести шестьдесят шестой батальон, в котором служил прадедушка, несколько месяцев восстанавливал немецкий аэродром. Возможно, именно тогда у Ивана Моисеевича и появилась необычная идея – сделать ведро из крыла немецкого самолета. Оценив легкость, прочность и надежность материала, прадед, получивший в полку шутливое звание «мастер на все руки», вырезал кусок металла из крыла фашистского бомбардировщика.
Какие мысли тогда были у него в голове? Хотел ли он таким способом запечатлеть свои воспоминания о войне или о не вернувшихся с нее товарищах? Может, он сделал его в честь знаменательной победы на фашистами? Ответа, увы, не знает никто…
Умелыми руками Иван Моисеевич согнул металл, мастерски проклепал его и приделал дужку. Так, часть смертоносной машины, некогда разрушавшей города и отнимавшей жизни мужчин, женщин и детей, превратилась в часть мирного, спокойного быта, каждое утро даря своим хозяевам чистую прохладную воду.
Это ведро стало неким символом мира, призывающим человечество сложить оружие, перековать его в полезные для мирной жизни вещи, перестать разрушать и начать созидать, строить новый мир, в котором не будет места войне, смерти… Мир, где люди могли бы насладиться жизнью, которую они заслужили, жизнью без снарядов и пуль, без тяжкого горя и слез, жизнью без ужасающей войны.

Ведро и сейчас находится в прекрасном состоянии, прослужив семьдесят с небольшим лет. От Ивана Моисеевича оно перешло к одной из его дочерей, Анне Ивановне, от нее к сыну Сергею, а он, следуя семейной традиции, передал ведро своему сыну Диме. Пару лет назад, желая почтить память прадеда, мальчик отнес военный трофей в школьный музей в городе Риддер, где он хранится и сегодня, напоминая подрастающему поколению о страшных годах войны и показывая, как легко можно при желании превратить разрушающее в созидающее, смертоносное – в жизнеутверждающее.
Современный русский поэт, Сергей Комов, внук Ивана Моисеевича и мой двоюродный дядя, увековечил память нашего родственника и эту потрясающую историю в лирическом произведении «Баллада о ведре», которое он написал в 2003 году. По его словам, это стихотворение – «попытка вернуть неоплатный долг не только моему деду, но и всему поколению, которое спасло нас в Великую Отечественную».
Раз за разом переосмысляя историю о ведре, я испытываю захлестывающее чувство глубочайшего, корневого родства со своим народом и ответственность за каждого не потерявшего этого родства человека. Сколько замечательных судеб, о которых нужно рассказать! Я поведала вам лишь об одной из них…

Эх, крепкое, доброе это ведро!
И чистую воду Победы
Я пью из него, вспоминая добром:
– Царство небесное деду.
С. Комов


Рецензии