Очерк. Семейный агрегат Иванушковых

Закончилась большая совхозная страда, и трактор Леонида Иванушкова перевели на пахоту приусадебных участков с её неторопливостью, частыми переходами с одного на другой. Пласты влажной, тёплой земли, поднятые плугом, атакуют лоснящиеся, деловитые грачи. Важно расхаживают они по неровному полю. Леонид не оглядывается на чёрных, забавных птиц за плугом. Не то, что в начале совхозной страды. Тогда на Обросовском поле ещё снег лежал – двое суток замешивали его в разбуженную плугами стылую землю. И радость была смотреть за толкотнёй этих вестников весны, слетавшихся в свежую борозду…
Леонид запахал первый круг, пройдя рядом с домом. Краем глаза при повороте заметил во дворе своих дочерей, махавших ему руками, и посмотрел на часы. Э-э-э, да уже обедать самое время. И заглушил двигатель.
Спрыгнул на непослушные ещё от долгого сидения ноги и не удержался – захватил в горсть земли и, пока шёл к дому, разминал её, податливую, влажную… Как тогда, к концу первого дня пахоты на Обросовском. Он разминал её, пока младший брат Шурка вылезал из кабины, отпахав первый свой гектар. Разминал просто так. Надо было сосредоточиться, чтобы сказать ожидавшему Шурке, что первый его гектар, как тот блин, вышел малость комом. «Нормально, - вдруг неожиданно для самого себя сказал Леонид. – Ну, поздравляю, брат». А когда сжал руку, почувствовал – ладонь-то у парня мокрая. Усмехнулся про себя и полез на трактор.
И когда в сумерках запахивал кусок злополучного гектара, усмехнулся снова – нормально наставничество его началось. Тут тебе и педагогика, и родственные отношения в деле, и удачное распределение смен – днём-то Шурке много легче работать.
За ночь несколько раз пришлось проверять плуги, регулировать – земля была тяжёлой. А утром на ещё тёплые от его ладоней рукоятки ДТ-75 легли ладони младшего брата. И Леонид приметил: уверенно легли…
…После прихода из армии Александр сразу решил сесть на трактор, права на управление которым получил перед уходом на службу. Да и пример двух старших братьев – совхозных механизаторов – тоже чего-то для него стоил. Только вот опыта недоставало. Сам это чувствовал, поэтому не возражал, когда его на зиму чокеровщиком поставили. Знал, что дело это временное – до весны. И не ошибся.
Когда забродило солнце повыше, землёй пахнуло с первых полевых проталин, остановил его Леонид на улице.
- Предложили мне в наставниках у тебя походить, пока настоящим трактористом не станешь. Ты как на это смотришь?
Как он смотрел? Конечно, положительно. Знал, что у старшего есть чему по работе учиться, когда-то в прицепщиках у него ходил. Да и Николай – средний брат – в механизаторы с помощью брата, Леонида, вышел. Только немного обиделся на своего наставника, когда тот поставил его в первую смену пахать – хотелось сразу трудностей. Но их оказалось достаточно и днём. Не одна смена, например, ушла на такую «мелочь», как чувство поля. Днём и огрехи было легче увидеть. И то не мог приноровиться к земле, к плугу, запаздывал с переворотом долота, заменой лемеха.
Своей академией считает теперь Александр Обросовское поле, из двадцати девяти гектаров которого, семнадцать досталось на их семейный агрегат.
И когда через три дня перегоняли трактор в Фатьяново, Леонид сказал: «Попробуешь в ночную». И все 75 гектаров в Фатьяново братья пахали, меняясь дневными сменами. Механизаторы, работавшие рядом с ними, посмеивались: «Ну, вы и конвейер наладили, братовья». И круглосуточный этот конвейер действовал всю посевную – без перебоев и срывов. Не случайно третья бригада Ухотского отделения совхоза «Ухотский» первой в хозяйстве закончила сев к сроку – 26 мая, обработав полтысячи гектаров.
…Мы сидели с ним за столом, беседовали. Хозяин сокрушался, что не успел поговорить со своим подопечным братом перед его отъездом в Няндому. Дирекция отправила туда Александра пригнать в совхоз новый комбайн. «Экая ведь махина. Шурка совсем дороги не знает. Угоры там крутые. Сдержит ли?» Потом помолчал, обдумывая что-то: «Сдержит. Доведёт. Рука у него теперь твёрдая».
Недавние выборы для семьи Иванушковых – праздник особый. Жена Леонида – телятница Мария Викторовна – с 1963 по 1967 годы сама была депутатом Верховного Совета РСФСР. Поэтому, конечно же, были гости и весёлое застолье. И первыми за стол сели три брата – три механизатора – трактористы, чьё мастерство оттачивалось на семейных агрегатах.

Газета «Правда Севера», Архангельск, 22 июня 1974 г.


Рецензии