Куда послала мужа? Или Поиски продолжаются

В этом году моего мужа, Хрящёва Бориса, пригласили в полярную экспедицию в качестве капитана яхты «Alter ago». Времени на обдумывания такого решения не было: если задержится яхта с выходом - не успеют дойти до Архипелага по свободной воде. Выйти позже – значить сорвать экспедицию или вмёрзнуть во льды. Авантюрист в душе, мой муж согласился почти сразу. Проводив его в поход через 10 дней, после того, как ему сделали это предложение, я решила побольше узнать о целях и задачах экспедиции, и в какой мере мне за мужа волноваться.
Из обрывков фраз и доклада идейного вдохновителя похода, Марии Гаврило, я поняла, что последние три года Русское Географическое Общество совершает третью экспедицию к берегам Архипелага Земли Франца Иосифа, с целью изучения флоры и фауны, посвящения проблеме арктической экологии, и, всё же, одна из главных причин – поиски следов пропавшей полярной экспедиции Брусилова на «Святой Анне». Но так уж вышло, что искали «Анну», а нашли «Эйру».
В1881-1882 годах, осваивая Арктику в этих местах осталась на вынужденную зимовку английская экспедиция Бенджамина Ли Смита, после того как затонула его шхуна «Эйра», раздавленная льдами. Команда спаслась, и труды Ли Смита не пропали даром: его картами с очертаниями берегов и островов с успехом пользуются до сих пор полярные мореплаватели.
Эта находка дала толчок к новым исследованиям.
Но напомню, с чего всё началось - о первых русских экспедициях, которые принесли огромную славу и пользу нашей стране и всему мореплаванию, не смотря на то, что эти знаменитые исследователи не вернулись домой.
К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции (В. А. Русанова, Г. Л. Брусилова и Г. Я. Седова) считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Главным Гидрографическим Управлением были организованы несколько поисковых экспедиций, которые мало что узнали о пропавших героях-исследователях.
Что послужило идеей этим замечательным полярникам отправится в Арктику, практически, в одно и то же время?
Было несколько причин. Во-первых, близилась значительная дата – 300 лет династии Романовых в 1913г. Вторая причина – первые исследования Русанова островов Архипелагов Шпицбергена и Новой Земли доказали наличие там полезных ископаемых. Третья - поиск торгового пути в Сибирь Северным морским путём. Четвёртая – исследовать, до сих пор мало известные, берега, острова и проливы. Пятая – изучение течений Баренцева и Карского морей. Шестая – на нашей земле безнаказанно промышляли норвежцы, которым следовало напомнить, кто в доме хозяин. Ну и другие исследования: метеорологические, гидрологические, мир флоры и фауны.
ВЛАДИМИР РУСАНОВ к тому времени уже имел за плечами большой опыт исследования арктических земель и славился отличным геологом, гидрографом, метеорологом, написал ряд статей по наблюдению и изучению морских течений и других исследований. Тщательно изучив причины неудач всех предпринимавшихся попыток проникнуть в глубь Северного Ледовитого океана, Русанов пришел к выводу, что основной ошибкой являлся неправильный выбор пути, что в Карское море надо идти не под берегом материка, где льды особенно непроходимы, а либо вокруг Новой Земли, либо через пролив Маточкин Шар. Все его экспедиции были удачными. Он имел огромный вес в научных кругах. Но… он, к тому же, был ярым революционером. Всё это помогало ему в подготовках к экспедициям, и последнее обстоятельство играло в этом не последнюю роль. (Простите за эту и последующую тафтологию)
Последняя экспедиция В.Л. Русанова, на Шпицберген, началась 09.07.12 на парусно-моторной 24-х тонной шхуне «Геркулес» (капитан А.Кучин). Выполнив все намеченные работы и отослав на большую землю, с тремя членами экипажа, весь собранный материал, Русанов двинулся дальше к Новой Земле, откуда из пролива Маточкин Шар, отправил последнюю свою телеграмму. В ней говорилось о его планах продвигаться далее на восток, и попытаться достичь Берингова моря. Здесь же он докладывал о достаточном провианте на судне, и хорошем самочувствии всех членов экипажа.
О дальнейшем продвижении судна и его экипажа мы точно пока ничего не знаем, хотя разные версии в Интернете имеются.
В свою последнюю экспедицию ГЕОГИЙ БРУСИЛОВ, сын знаменитого адмирала и племянник московского землевладельца (судно было переименовано в честь супруги дяди, пожертвовавшей на экспедицию значительную сумму), вышел 28 июля (10 августа) 1912 года на паровой шхуне «Святая Анна» из Санкт-Петербурга. Обогнув Скандинавский полуостров, Брусилов зашел в Александровск-на-Мурмане (ныне Полярный), чтобы поменять часть экипажа и пополнить провиант. На борту оказалось только 7 профессиональных моряков из всего экипажа. 28 августа (10 сентября) судно отправилось в путь. У Брусилова не было в планах оказаться у берегов Архипелага Земли Франца Иосифа, он хотел пройти на восток северным морским путём. Но войдя в Карское море, шхуна оказалась зажатой льдами у западного побережья о.Ямал и начала дрейфовать, под воздействием южных ветров, в северном и северо-западном направлениях. В результате дрейфа, судно оказалось севернее архипелага ЗФИ.
Пережив 2 зимовки, в апреле 1914г. экипаж разделился на две группы: 11 человек во главе со старпомом Альбановым ушла на юг, 13 осталось на судне с Брусиловым. В последствии, 28.08.14г. Альбанов с матросом Конрадом были подобраны экипажем Седова на мысе «Флора». Дальнейшая судьба судна «Святая Анна» и оставшихся на ней обитателей – не известна. Но много ценных сведений наука узнала из отчётов Альбанова, а так же мы имеем сведения о их продвижении на юг после выгрузки с судна.
Экспедиция ГЕОРГИЯ СЕДОВА на «Святом Великомученике Фоке», переименованном в «Михаила Суворина», началась 14 (27) августа 1912 года из Архангельска. Т.к. Седов выбился из низкого сословия, ему казалось, что великосветское окружение (его жена была дворянка) постоянно хочет его унизить, оттого «вставляют палки в колёса». Желание быть всегда на высоте торопило его организовать экспедицию до празднования юбилея Дома Романовых, преподнести царствующей семье подарок в виде научно-исследовательских достижений. Целей своих всенародно он не раскрыл, а объявил экспедицию прогулкой. Естественно, государство в финансах ему отказало, и Седов собирал средства с членов географического общества и тех, кто в него верил. Кстати, Николай II пожертвовал на экспедицию не малую сумму из личных денег.
Второпях собранная экспедиция дала о себе знать: старое, вбиравшее в себя воду, судно, не полностью отремонтированное из-за спешки, скудный провиант, полусгнившая солонина и треска, из того, что было заказано – не подвезено вовремя, собак отлавливали бродячих по всему Архангельску. В последний момент подвезли партию ездовых собак, но они составляли треть от нужного количества для экспедиции. Часть экипажа, в том числе и капитан, видя такую подготовку, списалась с судна и приходилось добирать народ «с улицы». К тому же, грузоподъёмность судна оказалась мала, вследствие чего, часть продовольствия, топлива, питьевой воды и снаряжения (в том числе примусы) остались на берегу.
Но не смотря ни на что, судно двинулось к цели. Два года Седов исследовал острова и берега Новой Земли и Земли Франца Иосифа. Изучал течения и прибрежные глубины и грунты. Пережил две зимовки. Во время второй зимовки была отправлена в Архангельск группа моряков с бумагами для пересылки в Географическое общество Петербурга. В них содержались результаты исследований и просьба прислать судно с запасом продовольствия и другого провианта, что так и не было выполнено.
В феврале 2014г., оставив судно в Тихой бухте на ЗФИ, Седов с двумя матросами на собаках продолжил путь к Северному Полюсу, будучи тяжело больным цингой. Пройдя всего 200 км из 2000, 20-го февраля Седов скончался. Похоронили матросы его на южной оконечности острова Рудольфа, могилу соорудили из камней, из лыж сделали крест. В могилу положили флаг, который должен был быть водружён на полюсе. Затем, вернулись на судно. По словам этих двух матросов, одна из собак по кличке Фрам, осталась у могилы, как её не звали, она так и не вернулась. (В 1929г. экспедиция В.Самойловича пыталась найти могилу, но безуспешно. В 30-х годах на северной оконечности о.Рудольфа, полярники обнаружили бамбуковое древко флага, который должен был быть установлен на полюсе, и обрывки спецодежды. Есть предположение, что Седов не умер, а продолжил свой путь, отпустив матросов обратно).
6 марта, чуть не заблудившись, они добрались до «Святого Фоки» и судно отправилось к Архангельску. По пути на судне кончилось топливо. В топку пошла мебель, палубная надстройка и даже переборки. 20 июля 1914г. на старой базе Джексона на мысе Флора, они случайно подобрали двоих выживших из экипажа Брусилова.
Судно добралось до рыбацкого становища Рында на Мурмане 15.08.14 в полуразрушенном состоянии. Здесь их подобрал рейсовый пароход «Император Николай II» и доставил в Архангельск.
Обстоятельства трагедий, постигших экспедиции, до сих пор не выяснены: не найдено захоронение Г. Я. Седова на Земле Франца-Иосифа, не обнаружено до сих пор никаких следов гибели «Св. Анны», не раскрыта и тайна гибели экспедиции Владимира Русанова.
Но кое-какие сведения, всё же появились.

Географов заинтересовали письма, пришедшие в адрес Дома-музея В. А. Русанова в Орле от старожилов Таймыра А. М. Корчагиной и Л. Н. Абрамовой и, возможно, касающиеся судьбы русановцев.
Не буду переписывать полностью это письмо - оно есть в И-нете, дам здесь только выдержку:
«От кочевников-оленеводов я слышал, что еще при царе они где-то на побережье нашли лодку, около которой лежали погибшие люди, а один находился в самой лодке. Число их было нечетное. Кочевники захоронили трупы, обложив их камнями. А двое или трое из этой экспедиции со своим главным начальником еще до гибели остальных сумели дойти до волока. В пути они ослабели, бросили часть груза и позже были найдены замерзшими. Кто их похоронил и сделал надписи на столбиках — неизвестно. Все они прибыли с Большой земли, нашли много полезных ископаемых. В могилы захороненных на лесной тропе, как передавали оленеводы-кочевники, были положены в деревянном ящичке рукописи и документы погибших»
А вот сообщение Лидии Николаевны Абрамовой, жительницы города Авдеевка Донецкой области: «В 1975 году, проживая в поселке Новорыбное Хатангского района, я разговаривала с преклонного возраста долганкой, которая показывала на самом берегу Хатанги, напротив старого кладбища, две просевшие могилы. По словам долганки, в них еще во времена ее детства, когда здесь постоянного поселения не было, а лишь стойбище кочевников, были похоронены русские — беременная женщина и ее муж, которых еще живых привезли ее родители откуда-то из тундры. Долганка видела, как в могилу женщины были положены какие-то «книги, писанные рукой», которыми очень дорожили умершие».

Так как проверка сведений Корчагиной и Абрамовой связана с поисками и вскрытиями давних захоронений, Географическое общество обратилось за помощью к всесоюзным органам юстиции и поддержало намерение группы туристов из Орла — земляков В. А. Русанова организовать поход по рекам Пясинского бассейна.

На основе событий экспедиции Брусилова и Седова у Каверина появилась повесть «Два капитана». Многие зачитывались этим литературным шедевром, но узнав, что оно написано на основе реальных событий, стали интересоваться дальнейшей судьбой этих экспедиций. Попытки отыскать их следы были в 21, 29, 34, 37, 50-х, 70-х годах, в 2010-х, а так же в наши дни.
В 1934 году у западного побережья Карского моря на безымянном о-ве был найден столб с надписью: «Геркулес 1913г.» Сейчас он хранится в музее Арктики-Антарктики в С-Пб. Экспедиция из г.Орла предпринятая в 1977г. обнаружила останки судна, похожего на «Геркулес», останки нарт, были найдены часы, компас, записная книжка матроса Чукчина, по имени которого был назван остров Попова-Чукчина, рядом с полуостровом Таймыр. Эти артефакты хранятся в музее В.Русанова, на его родине, в Орле.
В 2000г новая Орловская экспедиция на п-ве Таймыр в р-не горы Минина (?) нашла человеческие останки. Экспертиза показала, что они принадлежат капитану судна «Геркулес», А. Кучину. (Кости найдены без черепа. Специалисты утверждают, что труп не сам здесь оказался, что его сюда затащил медведь).
В 2013г. по следам экспедиции Русанова идёт яхта «Апостол Андрей» (Капитан Н.Литау) с высадкой на эти острова и находит там новые артефакты: ножницы, расчёска, патроны разных калибров, что приводит к мысли, что Русановцы могли разделиться на группы и добраться до этих островов порознь...

Уже заканчивая изучение этих арктических плаваний и написав эту статью, наткнулась на ряд статей последующих поисковых экспедиций и даже фильмов, которые будто сделаны по моему сценарию. Обидно, что наткнулась на них после того, как потратила на статью трое суток, а не до того. Ведь написано уже о трёх капитанах много. Зачем писала? Впрочем, писала, чтобы самой узнать, куда послала мужа.

P.S. Экспедиция мужа закончилась редкой удачей. Был открыт новый пролив, название которому ещё обсуждается, образован новый остров, исчезло с лица земли одно из озёр, в связи с глобальным потеплением климата.  Были найдены не только останки яхты "Эйра", но и подняты на борт ряд ценных артефактов: подсвечники,три бронзовые ножки (предположительно) нактоуза в виде змей, и ряд других предметов, значение которых предстоит разгадать специалистам.


Рецензии
Интересные факты, несмотря на то, что все знакомо. Удачи.

Александр Аввакумов   06.08.2018 12:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр!

Галина Гусева   06.08.2018 22:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.