Черёмуха

                - 1 -


Э П И Г Р А Ф:
Белая черёмуха белою фатой
Расцвела под окнами, словно образ твой,
Распустилась по весне и увяла вновь
Белая черёмуха, первая любовь.

Исполнитель песни: Владимир Маркин.

Если цветы черёмухи белые, то вот её плоды могут быть как черные, так и красные. Ещё красную черёмуху называют иногда виргинской.
Когда-то, в детстве, мне нравилась чёрная черёмуха. Почему именно чёрная? А потому что какой-то другой черёмухи в нашей округе в то время просто не было.
Мне нравился её терпкий сладковатый вкус, нравилось сидеть на пустыре, на каком-нибудь бревне, со стаканом чёрной черёмухи и плеваться в разные стороны её косточками.
И вся пойма реки Суры была в наших местах настоящим оазисом для дикорастущей черёмухи. А ребятня ломала эту черёмуху, начиная с весны, когда она цвела и своим замечательным запахом дурманила всех и вся в округе, и, заканчивая последним летним месяцем, когда на ней гроздьями висели чёрные сладкие ягоды. Но казалось, что черёмухе это совсем не вредило, а она только разрасталась и становилась всё кустистее. Помню годы, когда на побережье реки Суры кусты черёмухи были сплошь усыпаны чёрными ягодами, которые свисали с веток к земле на тонких розоватых паутинках и будто дразнили нас, ребятню,  как дразнил лисицу виноград в известной басне Крылова.
Здесь ещё можно добавить, что черёмуха – это что-то среднее между кустарником и крупным деревом, а некоторые её экземпляры могут достигать по высоте более пятнадцати метров. Сами же ветви черёмухи очень тонкие, но при этом достаточно упругие. Ствол же в основании многолетних деревьев черёмухи может достигать толщины двадцати сантиметров и более. Возможно, поэтому мы в детстве называли крупные деревья черёмухи черемашнями. Но, если вы не найдёте такого слова в словарях русского языка, то это ещё не означает, что его никто и никогда не употреблял на просторах Средневолжской возвышенности. Нам, ребятам послевоенного времени, оно было даже очень понятно. Оно как бы разделяло ягоды черёмухи, которые продавали в стаканах старушки  на нашем станционном базарчике, от дерева – черёмуха. И никакой путаницы при этом в головах. Черемашня – это довольно высокое дерево, а его плоды – это ягоды черёмуха. И свисают порой такие ягоды гроздями, а вот подобраться к ним бывает: ой как трудно. И, если даже заберёшься на высокую черемашню, то обобрать черёмуху, с трудом балансируя на тонкой вершине дерева, совсем непросто.
Да и как её оберёшь, если тебя, во-первых, мотает из стороны в сторону, а, во-вторых, надо ещё и посуду для ягод поднять и держать рядом с собой. Не в зубах же посуду держать. В общем, всё это нереально, и таким образом можно просто сверху в крапиву спикировать.
Почему в крапиву? Да потому, что на заливных угодьях реки – поймы, эта крапива под черёмухой очень даже хорошо растёт. Она в таких, излюбленных для крапивы местах, выше человеческого роста и шибко-шибко кусачая. Кусает эта крапива так, что после образуются на коже волдыри и порой несколько дней зудят и чешутся. А, когда летишь с десяти или двенадцати метровой  высоты, то ещё и все сучки на черемашне своими рёбрами пересчитаешь. Нет, мы, на то время девяти – двенадцатилетние мальчишки, другой способ сбора богатого урожая черёмухи знали.
Сначала, правда, пробовали решать задачу, что называется, в лоб. В жизни обычно все вначале так поступают, не только дети, но и взрослые, то есть стараются решать задачи самым очевидным способом.
При этом кто-то пристёгивал поясным ремнём к своей талии трёхлитровый бидончик и лез к самой верхотуре усыпанной ягодами черемашни. Кажется, что вполне приемлемо, но это только так, вначале, кажется. А, когда бидончик начинает наполняться и тянуть в сторону, причём не в ту, где ещё висят не обобранные кисточки, а в другую, то тогда уже всё – пора вниз спускаться.

                -2-

Я и компания моих юных приятелей выбрали тогда другой способ сбора ягод черёмухи. Он заключался в том, что мы находили на берегу реки Суры места удалённые, но богатые черёмухой, забирались на облюбованные черемашни и обрубали богатые ягодами ветви топориками или самодельными палашами. Укладывали свалившиеся сверху кусты на лужайке горкой, а когда такие горки становились внушительными, то на земле спокойно  обирали с них ягоды, устроившись на каких-нибудь пенёчках или брёвнышках.
Не берусь теперь морализировать, но вряд ли мы являлись губителями природы, так как природу мы не уничтожали, и никогда не обрубали ветви дерева полностью. Да и не было в том никакого смысла. Достаточно было срубить наиболее плодоносные кусты этой дикой черёмухи. И уж поверьте, она, эта черёмуха, на том же самом месте через год или два становилась только кустистее, а её ягоды крупнее и слаще.
В тот раз в поход за черёмухой отправилось пять или шесть ребят с нашей улицы приблизительно одного возраста. Все несли с собой кроме кошёлок, авосек с завтраками и посудой под ягоды, топорики или палаши, завёрнутые в какое-нибудь тряпьё. Грунтовая дорога к реке шла через хвойный лес и была совсем безлюдной.
Когда ступаешь по такой дороге и видишь над своей головой лишь почти сомкнувшиеся кроны высоких сосен, а тебя обступает полная таинства тишина леса, то наступает ощущение полной свободы, и хочется что-то запеть во весь голос, прокричать, свистнуть, наконец, подражая какой-нибудь голосистой птице.
- Лёнька, - кто-то громко обращается к самому юному из нас охотнику до ягод черёмухи, - ты горстями черёмуху, как в прошлый раз, не ешь, косточки не выплёвывая.
- А чё?.. – слышится в ответ.
- Чё, чё … Запор будет. Придётся тебе с черенком в уборную бегать.
- С каким ещё черенком?
Вокруг раздаётся оживлённый смех.
- С острым черенком. С каким же ещё?
- Ха, … ха, … ха …
И огромные сосны подхватывают эхо:
- Ха..у, … ха..у, … ха..у …
Когда мы возвращались из таких «черёмуховых» походов, то смотреть друг на друга было особенно интересно и уморительно: охрипшие от черёмуховой оскомины голоса, коричневые языки и губы, налёт с которых долго не исчезал, хоть ножом его соскабливай, ободранные лица и руки, и ссадины на теле кругом и у каждого. Но пока мы ещё только идём к цели.
Вот показался  берег реки Суры. Уже с горки видны небольшие болотца поймы реки с окаймляющими их кустарниками, камышом, крапивой и, разумеется, зарослями черёмухи со спелыми чёрными ягодами, свисающими с этих кустов многочисленными гроздьями и переливающимися разными бликами в лучах летнего солнца.
- Никакой посуды не хватит, если всё здесь собрать, - подумалось мне тогда невольно.
Вскоре отряд наш распался, а ребята расползлись по берегу реки, выбирая для себя наиболее привлекательные места с черёмухой – где ягод погуще, да подходы к ним получше.
Я тоже стал подыскивать привлекательную для себя делянку. Искать мне пришлось недолго. Издали я приметил это кустистое и высокое дерево черёмухи, окружённое более мелкой порослью. А, когда подошёл поближе, то просто обомлел: оно было всё усыпано спелыми чёрными гроздьями крупной черёмухи.
Ух, ты … Как повезло! – подумалось мне, - Сниму с этой черемашни половину веток, и ходить более никуда не надо будет. Всю свою посуду черёмухой заполню.
Но оказалось, что всё не так просто. И недаром говорят: «Не говори гоп раньше времени».
Я оставил ненужные пока вещи на ощипанной коровами, будто подстриженной, зелёной лужайке, а сам, захватив с собой небольшой топорик и длинную палку, подошёл ближе к плодовитому дереву. Палка была нужна для прокладки прохода по высокой крапиве. Потом я привязал топорик к своему поясу – это уже была готовность номер один. Оставалось мне только забраться на богатую ягодами черемашню. Я ещё постоял немного в отдалении, намечая план действий, хотя для меня, в то время, забраться на дерево не представляло большого труда.

                -3-

Наконец, достигнув основания вожделенного дерева, я пополз по нему вверх. Лезть мне мешал топорик, но я и не думал отступать от своей затеи. Наконец, я достиг первых крупных сучков, и лезть вверх стало легче.
- Надо повыше, - говорил я себе по ходу, - там самые крупные и спелые ягоды.
Когда я забрался, кажется, на середину дерева, то мне пришла в голову мысль, что пора проверить свой топорик в деле, к тому же я сам уже держался рукой за большой и очень ягодный куст.
Отвязав свой топорик, я, насколько хватило сил, ударил им по кусту богатому спелой черёмухой. Всё дерево от удара содрогнулось. И сразу вокруг меня началось что-то невообразимое.
Помню только, что что-то сильно зашумело, зажужжало над моей простоволосой головой, а затем кто-то очень больно ужалил меня сначала в затылок, а потом в шею.
В следующее мгновение перед моими глазами уже носилось в воздухе множество пчёл. Этот рой возник передо мной, как будто бы ниоткуда, и он был настолько ко мне агрессивен, что дай ему волю, то он уничтожил бы меня, как самого лютого врага или непрошеного гостя. Я отмахнулся свободной рукой, но это пчёл ещё больше разъярило. Все они ещё более яростно стали вокруг меня жужжать и норовили укусить прямо в лицо и голову.
Следующий укус у своего глаза я уже не выдержал – невольно взмахнул руками и полетел вместе со своим топориком с дерева в густую и высокую крапиву.
Боли от удара о землю я тогда даже не почувствовал, так как над головой продолжала нависать прежняя, более страшная опасность. Ведь обозлённые пчёлы и не думали меня отпускать под деревом – этой злосчастной для меня черемашней. Они бросались на меня яростно вновь и вновь, пока я от них удирал, прихватив с собой ожидавшую меня на зелёной лужайке котомку. Наконец, я сообразил набросить на голову тряпку, в которую ранее заворачивал топорик, я припустился бежать в сторону хвойного леса. Я бежал и бежал без устали, не оглядываясь, до тех пор, пока не почувствовал, что меня уже никто не преследует.
После того пчелиного возмездия я дня три проболел. Поднималась температура, и болело всё тело. Спасибо маме – медицинскому работнику, быстро она меня выходила.
Кажется, после описанного здесь случая, мне чёрная черёмуха и разонравилась. По крайней мере, я за ней больше в походы не ходил ни с ведром, ни с пятилитровым бидоном.
А вот в городе, в том районе, где я теперь проживаю, вижу у домов и по периметру скверов большое количество растущей яркой красной черёмухи.
А поспевает она вот, в это самое время, в конце июля. Говорят, что этот вид черёмухи считается декоративным. Действительно, очень красиво смотрятся в зелени листвы свисающие кисти красной черёмухи. Если ягоды этой черёмухи пробовать на вкус, то они окажутся приятными, сладковатыми и менее вяжущими, чем ягоды черной черёмухи. Но здесь их почему-то никто, за исключением птиц, не обирает. Зато разным птицам: синицам, воробьям, голубям, галкам – ягоды красной черёмухи очень даже нравятся. Уж как голуби только не изощряются, чтобы достать своим клювом красную ягодку, висящую на жиденькой веточке и ещё совсем тонкой, как паутинка, кисточке. Я это вижу теперь чуть ли не каждый день, наблюдая за птицами в своё окно. Тяжёлый голубь с трудом удерживается на тоненькой веточке черёмухи, а когда начинает тянуться за удалённой от ветки ягодой на кисточке, то часто сваливается, падая вниз, и, будто гимнаст, делает сальто-мортале в воздухе.
Я пытаюсь над этим порассуждать, и прихожу к выводу, что это даже очень хорошо, так как позволяет какому-то количеству красных ягод сохраниться на черемашне до самой поздней осени, а иногда и до зимы, когда действительно многим птицам становится очень голодно.

Красная черёмуха

Красная черёмуха за моим окном
Источает запахи вечером и днём.
Красная черёмуха – яркий аромат …
Ягодам черёмухи тоже буду рад.

Красная черёмуха – белые цветы,
От такой черёмухи не сцепляет рты.
У моей черёмухи сладкий, нежный вкус.
Я такой черёмухой, фирменной, горжусь.

Прилетят ли горлинки, либо воробьи –
Ягоды черёмухи видны издали …
Ягоды черёмухи, как гирлянды бус,
Птичек всегда радует их волшебный вкус.

Шевелит черёмуху ветер … Ну, и пусть.
Разгоняет аромат, разгоняет грусть …
Мне дурман черёмухи голову кружит:
- Милая черёмуха, как быть, подскажи.

                P.S.: стихи "Красная черёмуха" автора рассказа.

27 июля 2018 года.


Рецензии
Геннадий Сергеевич!
Яркий, насыщенный детскими впечатлениями, поэтичный рассказ у Вас получился о черемухе. Легко читается и представляется. И теперь, уже осенью, очень приятно вспомнить о таком полезном растении.

С уважением,

Бэкки Забывчивая   01.09.2018 20:33     Заявить о нарушении
Бэкки!
Огромное спасибо за такую признательность!

Генна Влас   02.09.2018 11:53   Заявить о нарушении