Святой Архангел Михаил

АБЛАЕВ МИХАИЛ. "АКАФИСТ СВЯТОМУ АРХАНГЕЛУ МИХАИЛУ."

Акафист, читаемый часто в  Храмах и посвящённый помощи против  диавола - во время вражеских нападений и  духовной брани, - является собранием ошибок и недоразумений, чего нельзя сказать о любом другом акафисте. Рассмотрим его внимательно и дадим оценку его проблемному содержанию, призванному к ублажению как самого Архангела, так и подчинённых ему Небесных Сил.

Начнем с главного.

"Кондак  3.
Силу  необоримыя ревности по славе Божией в себе являя, стал еси во главе ликов  Ангельских, Михаиле, противу дышащего злобою, прегордаго Денницы, емуже со тёмными клевреты его  с высоты небесныя в преисподнюю низвержену сущу, воинства Небесная, тобою преславне водимая, с веселием, яко едиными усты, пред престолом Божиим возгласиша: Аллилуиа.

Икос 3.
Имать  тебе, Архангеле Михаиле, весь род христианский велика заступника и дивна во бранех с противными помощника: сего ради пречуднаго покрова твоего  сподобитися  желающе, в день торжества твоего взываем ти сице:
Радуйся, имже сатана, яко молния, с небесе низвержеся; радуйся, имже хранимый род человеческий  к небеси восходит.
Радуйся, всесветлаго мира Горняго предивное украшение; радуйся, падшего мира дольняго преславное заступление.
Радуйся,  николиже  силами зла  побежденный; радуйся, со всеми Ангелы Божиими в истине и правде  на веки благодатию Божиею утвержденный.
Радуйся, Михаиле, великий  Архистратиже, со всеми
Небесными Силами."

"Икос 4.
Видяще твое противу полчищ сатанинских дерзновение, вси  чинове Ангельстии с радостию подвигошася во след тебе на брань за имя и славу своего Владыки, вопиюще: кто яко Бог? Мы же, ведуще сатану под ногами твоима повержена, тебе, яко победителю, зовем:
Радуйся, имже мир и тишина на небеси водворишася; радуйся, от негоже духови злобы даже до ада низложишася.
Радуйся, Ангельския воинства и силы мира невидимаго ко истреблению зла направляяй; радуйся, прю и возмущение стихий мира видимаго незримо укрощаяй.
Радуйся, подъемлющих брань к духовом злобы поднебесным дивный споборниче; радуйся, изнемогающих во искушениих и напастех века сего крепкий помощниче.
Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми  Небесными Силами."

Эти тексты включают в себя мотивы легенды о том, что происхождение зла в мире явилось результатом "восстания Ангелов" во главе с неверным Богу в своей великой гордости Серафимом, ставших соответственно сатаной, князьями бесовскими и бесами. Это - не более чем сказка для христиан, происхождение которой неизвестно. Ни в Писании, ни в достоверно известных текстах Предания о такой войне ничего не говорится. Стоит лишь представить, что духи дерзнули пойти против своего всесильного Творца и Владыки - Небесного Царя и первого Воеводы (Михаил - Архистратиг у Него в подчинении!). Такого восстания не могло произойти!
Дело обстоит проще. Во время творения, когда Бог не занимался управлением создаваемого Им мира, миром правил Серафим Абраэль, у которого в подчинении было множество Архангелов и огромное количество Ангелов и духов. Во время и сразу после создания человека Архангелы, управлявшие обществами людей, ради своего удобства установили свои культы, игнорирующие почитание одного Бога-Творца, за что Абраэль, его Архангелы, Ангелы и духи были осуждены, наделены смертными энергетическими телами и отлучены от Небес. В их распоряжении оказался весь мир и преисподня. Они противостали благому делу Бога Вседержителя и действиям его Ангелов, планируя получить в будущем веке, после воскресения достойных вечной жизни на Земле власть над "миром грешников" на одной из планет. Так сатана, он же дьявол, демоны и бесы стали  властвовать над греховным миром, греховность которого стала результатом и целью их действий.
Обратимся к образу "прегордого Денницы".  Это - некое прозвище сатаны. Откуда пошло это название, придающее якобы главе  восставших духов образ "утренней звезды"?
Обратимся к Книге пророка Исайи:
"Как упал ты с неба,  денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой  и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видяшие тебя всматриваются в тебя,  размышляют о тебе: "тот ли это человек, который  колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?"  Все цари  народов, все лежат с честью,  каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, -  ты, как  попираемый труп, не соединишься  с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой; вовеки не помянется племя злодеев." (Ис. 14, 12-20)

Из этого фрагмента видно, что "денница, сын зари" - это никак не дух,  не сатана, но царь народа, представитель антихристианской власти (Антихрист), тайной власти, основанной на оккультизме (тайная власть в современной России - то же "старинное" ГПУ). Укажем в этой нашей работе так же, как и в других, что в этом фрагменте у Исайи "предсказывается"  и определяется падение оккультной власти в России, в том числе выражающейся во власти Ассура и царя Вавилонского. Возможно предположить, что  ассоциации с этим фрагментом могли лечь в основу легенды о "победе над войском сатаны", но такой оборот тем более ничтожен и смешон для верующего разума.

Далее - то, что касается других недоразумений в акафисте. Архангелу Михаилу приписывается участия в чудесах и явлениях, в которых  Архистратиг не называется, но  указывается просто некий Ангел. Преодоление такой анонимности также недопустимо для богослужебного текста. Найдем эти фрагменты.

"Радуйся, вождю и хранителю  в пустыни народа богоизбранного; радуйся, высокий посредниче закона, рукою  Моисея на Синае данного".
"Провозвестника тя  Божиих судеб узре некогда Маное, недоумения и страха  исполнися, мня не жити ктому на земли; научен же от  жены своея о благости явления и кротости словес твоих, в радости о имевшем родитися, по словеси твоему, сыне своем Сампсоне, благодарно  возопи  Богу: Аллилуиа."
"Странное  чудо силы твоея,  Архистратиже Божий, уведе на себе Аввакум,  когда по манию Божию восхитив, принесл еси его скоротечне от Иудеи в Вавилон, дати пищу Даниилу, в рове со львы заключену: темже удивлься превеликому действию силы твоея, возопи с верою: Аллилуиа."
История с "пророком" Аввакумом и пророком Даниилом - выдумка египетских толковников, как это было доказано нами  в работах по поводу поддельных библейских текстов. Не менее подделен и сам Аввакум, если принять во внимание поддельность его "пророческой" книги в Библии (смотри в тех же работах).

"Радуйся, прегордаго фараона с неверными египтяны поразивый страннообразно; радуйся, верныя иудеи путеводивый в пустыне преславно.
Радуйся, имже угасися пламень пещи вавилонския."
"Ветий глаголы и любомудров смыслы не довлеют ко изглаголанию силы твоей, Михаиле, како во едину нощь сто осмьдесят и пять тысящ поразил еси от воев царя Ассирийска Сеннахирима,  да накажется прочее не хулити имя Господне: мы же, почитающе святую ревность твою о славе Бога  Истиннаго, с веселием зовем  ти сице..."
"Радуйся, языческих  прорицалищ и кумиров истребителю; радуйся, христианских подвижников и страстотерпцев укрепителю."

Последнее тоже оскорбляет Архангела своей недостоверностью: языческие прорицалища и кумиры истреблялись  руками христиан по воле христианских же правителей.

Итак, нами здесь  рассмотрены фрагменты акафиста Архангелу Михаилу, и становится ясным, что  текст этот нуждается в переписании его с учётом приводимых возражений. Этот акафист - едва ли не единственный "проблемный" богослужебный текст, пользующийся, однако,  популярностью в Церкви, противоречащей высокому назначению истинного славословия столь великого Святого.
 


Рецензии