Тайна еврейского золота

   
                Кременчугский кибуц Израиля.
«Еврейские колхозы» – киббуцы уже давно стали одним из главных символов Израиля. Именно с киббуца Эйнат в Ришон-ле-Ционе вернулся на Полтавщину в этом году мой одноклассник Борис Авраменко, проработавший несколько лет на зарплате в киббуце. Но в «его жилах течет всего лишь полстакана еврейской крови» и противостоять арабам на земле предков ему не сильно хочется, как истинный хохол он вернулся  поднимать сельское хозяйство на Украине, украшать землю торговыми вывесками своего имени. Выпив с ним  красного вина, похрустев мацой, полилась задушевная беседа, тем более что  Боря, привез с Израиля и  подарить мне книгу Рут Сэмюэлса «По тропам еврейской истории», изданную  в 1991 году Московской религиозной еврейской общиной, где много мест об «украинской Хайфе» - Кременчуге…
    Израильский город Ришон-ле-Цион очень тесно связан с Кременчугом корнями, точнее с именем Залмана Давида Левонтина. Именно он был в Кременчуге руководителем еврейского движения «Ховевей-цион», который со своими единомышленниками еще в 1882 году выехал в Палестину, создав там киббуц. 
     Согласно уставу - киббуц определяется как «добровольное объединение людей с целью поселения на земле и организации жизни в коллективном обществе, которое основано на принципах  совместного владения собственностью,  личного (не наемного) труда, равенства и соучастия каждого во всех сферах  производства, потребления и воспитания, а так же в помощи новоприбывшим при включении их в жизнь киббуцного коллектива».   
    За огромное количество золота (сумму в украинском эквиваленте никто не знает) бывшие кременчужане приобрели 334 гектара земли и основали поселение- кибуц (колхоз) под названием Ришон-ле-Цион.  Залман Левонтин возглавил первый административный совет этого поселения, которое в наше время стало городом и находится в 8 км от Тель-Авива. Основателей этого поселения, молодых сионистов из Кременчуга, в Палестине назвали «билуйцами». Их лозунгом был: «Сыны Яакова, поднимайтесь и идите!» Аббревиатурой этого призыва в ивритском написании является слово «билу» (отсюда — «билуйцы», ну прямо как коммунары.). Дополнительную финансовую помощь еврейским кременчужанам оказал также барон Эдмонд де Ротшильд… В этом «кременчугском» израильском городе в 1882 году поэт Герц Имбер написал стихотворение, которое было положено на музыку поселенцем Самуэлем Коэном. Эта песня, названная «Атиква» («Надежда»), стала гимном будущего еврейского государства…
Вернемся опять в Кременчуг. В 1897 году в нем проживало около 30 тысяч евреев (47% всего населения). В Кременчуге было 60 синагог (немного больше, чем православных храмов). В Кременчуге родился сионистский деятель И.Члепов. В 1910 году в Кременчуге были талмуд-тора и 9 еврейских училищ. Во время первой мировой воины сюда переехали иешива из Любавичей, а также Слободская иешива. (Иешива или ешибот — это религиозное высшее учебное заведение для изучения главным образом Талмуда). В 1919 году, когда Кременчуг занимали петлюровцы и банды атамана Григорьева, в городе происходили еврейские погромы. От войск Симона Петлюры еврейской общине удалось откупиться 1,5 миллионами рублей…
  Бывший кременчужанин Залман Левонтин, умерший в 1940 году, оставил воспоминания «В страну наших отцов», в которых он особо отмечал, что сам Теодор Герцль предлагал ему в свое время занять пост одного из директоров Еврейского колониального банка в Лондоне. А еще в 1903 году Всемирная сионистская организация поручила ему основать в Эрец-Израэль банк, который был назван Англо-Палестинской компанией (позднее — Англо-Палестинский банк, ныне — Банк Леумми ле-Израэль)…
Если все это проанализировать и, зная идею Левонтина о заселении Палестины в то время только состоятельными и очень богатыми евреями Кременчуга, то денег и золота вокруг Левонтина крутилось предостаточно. К этому надо добавить, что и родился он в богатой хасидской семье (родители были из Орши)… Почему же сейчас бытуют стереотипные утверждения, что в те времена евреи были нищими и страдальцами как герои произведений Шолом-Алейхема?..

… После второй осушенной  бутылки Крымского вина, Бориса потянуло на воспоминания; так он поведал, что в  семейном кругу его  дед рассказал, что в ГУЛАГовском лагере дед сидел с одним из кременчугских евреев, с которым и подружился, как ни как - земляки. Когда Лаврентий Павлович Берия подписал «вольную» деду Бори, то этот еврей доверил своему лагерному другу,  «великую тайну еврейского золота, запрятанного в 1918-1919 г.г. в подземных ходах возле культовых сооружений в еврейской выкупленной части города Кременчуга».  Но, как рассказывает та же книга «По тропам еврейской истории», кременчугская Любавичская иешива, действовавшая с начала 1920-х годов подпольно, была в 1930-х годах ликвидирована чекистами из НКВД. Вполне возможно, что тот загадочный кременчугский еврей был как раз осужден по делу этой иешивы. Справедливости ради отметим тот факт, что в чекистской форме в то время ходило также много евреев. Евреи сажали евреев. Начальником Главного Управления концентрационными лагерями и ссыльными пунктами НКВД был Яков Берман, его заместителем — Самуил Фирин, начальником концлагерей в Карелии — Самуил Коган, начальником ГПУ Советской Украины — С.Кацнельсон, начальником концлагерей Северной области — Финкельштейн. С именем этих «героев» ГУЛАГа можно познакомиться в документальном «Архипелаге ГУЛАГ» Александра Солженицына…
…Но вернемся к нашему кременчугскому повествованию.  Боря, после третей бутылки, начал утверждать, что в родные пенаты, покинув Израиль, вернулся  чтобы разобраться с  подземными ходами Кременчуга  и кладом, как он утверждает, в 578 кг золота (золотых изделий-ценностей). Эти ценности якобы были спрятаны в 1918-1919 годах во время еврейских погромов  при Григорьеве  и Петлюре…
   Открыв еще бутылочку красного, поставил прямой вопрос перед Борей: «Хрен с ним, с золотом; расскажи о киббуце?»
     … Колхоз в Израиле – целое мировоззрение.  Он может быть домом для полутора тысяч людей, молодых и старых, или обиталищем трех десятков юных энтузиастов. Правила жизни в киббуце определяются известным лозунгом коммунистического общества: «От каждого - по способностям,  каждому – по потребностям».  Поэтому вплоть до «Шестидневной войны» в кибуцах денег не платили. Но зато киббуц удовлетворял нужды своих членов в еде,  одежде, жилье, воспитании и образовании детей, включая высшее. Сегодня идеология киббуца немного изменилась. Человек получает не по потребностям, а согласно тому, сколько принес куббуцу, который занимается лишь базовым обеспечением. 
     В период, предшествовавший провозглашению Государства  Израиль, и в последующие годы «еврейские колхозы»  играли ведущую роль в освоении территорий, приеме репатриантов,  обороне и сельском хозяйстве. Кроме идей  заселения Эрец- Исраэль,  возрождения еврейского народа и возвращения его к физическому труду, пионерами- киббуцниками  двигали также социалистические принципы всеобщего равенства. Они были убеждены в том, что труд – это не только жизненная необходимость, но и величайшая нравственная ценность, плохо ими реализованная, особенно в пределах «черты оседлости».  Верховным органом власти в киббуце является общее собрание его членов, которые принимают принципиальные решения по всем жизненным вопросам. Главные должностные лица – секретарь киббуца, начальник финансового отдела, управляющий хозяйством и распорядитель работ – избираются на срок от года до трех лет.
     Культурная деятельность киббуцев широка и многогранна.  В них создаются различные художественные коллективы: оркестры, хоры, хореографические ансамбли, театральные труппы. Среди киббуцников  есть художники и писатели, певцы и композиторы, профессионально занимающиеся  творчеством и вносящие доходы от продажи своих произведений в общий бюджет киббуца.  Основное имущество каждого киббуца – земля. 
     Боря Авраменко, подводя итог своего рассказа о « еврейских колхозах» ехидно замети: «Помню в «застойные годы», моей соседке, доярке колхоза имени Свердлова  за 4 тысячи литров молока, надоенных от коровы, присвоили звание Героя  социалистического труда. В киббуце Эйнайт если корова дает в год 8 тысяч литров – ее выбраковывают. Средняя удойность – 12 тысяч литров в год»…   
   Мне пришлось отвечать любезностью.  На книге тестя известного еврейского бизнесмена Пинчука «Украина не Россия» вычеркнуть Россия и написать Израиль, подарить Борису. К  сожалению не смог презентовать ему опус этого еврейского тестя, похерившего «Ум, честь и совесть»: «После Майдана»  в котором он живописует свои «заслуги» в разгоне «украинских киббуцов» и о перековке  крестьян (хлебопашец хренов) реформами  Кучмы. Крестьян опензенили, колхозы разогнали, теперь бывшим колхозникам, как и бывшему киббуцнику Боре Авраменко, остается только искать еврейское золото в катакомбах  Кременчугом…
      


Рецензии