Гонево-палево. Критика любого модерна

Это все – не итог раздумий, а только этап. Многое может оказаться неверным или неприменимым, но реализуемо – все. Как автор и читатель ныне я следую тому, что описано ниже, купаюсь в этом и иногда барахтаюсь. Делюсь с вами своими заморочками, находками и провалами. ПИУ:

I. Искусство - (наряду с наукой, религией и чем-то там еще) есть способ познания и выстраивания отношений с миром. Литература – один из способов фиксации и трансляции.
В то время, как наука описывает прежде всего "физический", "материальный" мир, объективные понятия, искусство больше заточено на описание мира метафизического, субъективного, внутреннего, подспудного, более сложного – того, где нет обобщений, а есть (краткий?) свод первичных исходников. Но если наука отделяет общее от частного и выводит закономерности, ставит Схему то искусство – выстраивает связи (и определяет их характер) между теми точками в этой схеме, превращает любое частное – в знак, т.е. явление, помимо собственно себя, обозначающий тучу разных явлений.

Искусство - есть инструмент описания и выражения субъективного ТАК - чтобы стало оно понятно и другим субъектам. Превращение частного – в общечеловеческое. Поиск общего языка выражения, способа трансляции. Текст прочитываем очень субъективно, но худ.литра дала нам множество техник, инструментов, подходов - способных расширить, углубить, детализировать изображаемое, передаваемое. теоретически – текстом можно выразить все – но если очень задрочиться с техникой)

ИСКУССТВО - ВСЕГДА ИССЛЕДОВАНИЕ И ИЗОБРАЖЕНИЕ. Далее: Трансляция и считываемость. Фиксация, утилитарность - второй по важности момент.

II. Цели Искусства -
а. Исследование вечных аспектов мира, поиск истоков. Поиск, анализ и использование констант, физических, метафизических, любых. Объект исследования – Изначальное, общее для всех и каждого, вне зависимости от эпохи и иных контекстов.
б. Контакт. Донесение смысла. Точная передача сообщения. Никакой полифонии - максимально четкое и емкое высказывание - точно доходящее до реципиента.
Для этого - использовать весь спектр возможностей и приемов, в т.ч. "постмодерные" практики вроде деконструкции языка или образа или явления, вплоть до создания читателя, аудитории - еще до создания самого произведения искусства. Восприятие, оценка и компоновка событий, явлений, объектов помимо реалистичного – и в метафорическом и в композиционном аспектах.

Частная цель любого произведения искусства - разработка темы (углубление содержания) или совершенствование приемов передачи сообщения (совершенствование формы)

ВСЕ, ЧТО НЕ ДАЕТ ХОТЯ БЫ МИНИМАЛЬНОГО УСПЕХА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ-ФОРМЫ И НЕ ОТОБРАЖАЕТ РЕАЛЬНОСТЬ (или раскрывает четче тот срез, который уже был отображен) – ЯВЛЯЕТСЯ ЛИШНИМ ОБЪЕКТОМ, ДУБЛЕМ.

III. Все способы восприятия (а чем еще является худ.метод, как не им?) с прицепом "-модерн" - это культурная яма, выжирающая смысл и потенциал из рассматриваемого нами способа познания и выстраивания отношений с миром.
С появлением Модерна начался уход Искусства из Мира - в Личность, в вирутальность, в поле предположений, трактовок и т.п.. Личность, субъект - тоже (и в первую очередь) должен анализироваться и отображаться, но не являться конечной точкой и конечной целью худ.произведения. Став целью искусства, Субъект вывернул искусство наизнанку, замкнув его на себе и на частностях. На модерне надо (и невозможно) было - остановиться.
Постмодерн - деконструировал, а значит, переосмыслил ряд понятий, но низвел искусство до уровня маркетинга. Превратил процесс познания и взаимодействия с миром - в игру и довольно мелкую пародию. Что - удобно для дошкольников. Пора бы уже покинуть детский садик.
Метамодернизм - ВООБЩЕ ШЛЯПА - потому как - как и весь «-модерн» - обращается - к Личности,

- ММ предлагает воспринимать мир и культуру как один общий поток смыслов, которые есть части общей истины, где каждая единица важна и самодостаточна, предлагает "болтаться" от иронии к серьезности и наоборот, на свой вкус и цвет (и в меру своих возможностей)
воспринимая мир. Вкус? Мера возможностей? Торжество серости не хотели, королевство посредственности? Даже при условии абсолютной искренности мы получаем в таком случае – поле тьмы – страхов, компенсаций, замещений + нейро-химическое лицо человека и его звериное подсознательное. Дост и Голдинг это уже отработали. Дальше наступила рекруссия.

Иной результат может получиться, если искусство будет исходить не от обычных людей, а от Святых каких-нибудь. Или дичайше просветленных. Я таких не знаю.

Помни, любой софт губится юзером. Максимально ограничь юзера в его действиях – вплоть до низведения его до уровня работника конвейера.

А требуется – и обязательна – даже не глубина. А давление, влияние, оказываемое произведением на реципиента. В мире, где все трактовки равновесны и знакомы, заставить человека самого начать что-либо анализировать и осознавать, нужно нехило его встряхнуть. Требуется Катарсис. Прям по грекам – «очищение через душевное потрясение». – Произведение искусства должно менять мир человека, т.е. самого человека, проламывать знанием, чтобы дальше существовать с которым – человеку требовалось самостоятельно надо было это знание самому в себе уместить.

IV. Главный противник, враг, стоп-фактор Искусства - Субъект. Личность. Гомункул, включающий в себя два неотъемлемых аспекта - Временность и Природу. Временность - понятно – изменчивость на всех уровнях. Природа - тенденция к обесцениванию. Сюда - и структурность мышления, и чисто нейро-химические принципы работы мозга - нивелирующие любой продолжительный эффект чего-либо, отменяющий Вечность как категорию. Деконструирующий и обесценивающий.

НЕЛЬЗЯ ПЛЯСАТЬ ОТ ИНДИВИДА. это почти всегда – дно, а не дно – так частность.

V. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА – ВРАГ ИСКУССТВА. ЛЮБОЙ "-МОДЕРН" – ЭТО БАРОККО. ЛУК – ГОРЬКИЙ. Избирая мерой - нечто смертное, нечто нестабильное, нечто - чисто по природе своей - неустойчивое - ЛМ являет собой культ смерти, акцентирует свое внимание на субъективных, частных, незначительных проявлениях реальности, отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.

Договариваясь с собственным восприятием и выстраивая Искусство "от" Человека, а не "к нему" - мы нивелировали Способ познания и взаимодействия до инструмента оправдания
«Речь идёт о радикальной открытости, о всепринятии. И здесь открывается ещё один тонкий момент. Практика осцилляции (раскачивания) производит ощутимый побочный эффект — она даёт понимание того, что ты стационарно не связан ни с одним явлением, не отождествлен ни с чем. Путь индивидуальности — наблюдать эти раскачивания, но не делать своим пространством траекторию их колебания" - это слова русскоязычных идеологов ММ. Ну вот и - попытка разрушить связи, вытащить человека за скобки мира, занять позицию наблюдателя – иногда – искренне душевного, иногда – искренне ироничного. а что собираетесь делать «своим пространством»? Искусство же – это нечто диаметрально противоположное – это «связывание» мира, его соединение, вопреки всякой полифонии, трактовкам и бесконечному кол-ву способов концептуализации.

Путь индивидуальности - разрушение связей, уничтожение мира в его цельности и богатстве, бесконечное фрагментирование, уход в частное, мелкое, тенденция к обесцениванию. РАСПАД КАК ЦЕЛЬ. РАЗЛОЖЕНИЕ МИРА И БЕГСТВО ИЗ НЕГО - КАК ЦЕЛЬ. Говорю ж, барокко, культ смерти.
Но Ренессанс возможен.

VI. ЧИТАТЕЛЯ НЕТ И АВТОРА НЕТ И ТЕКСТА СУКА ТОЖЕ НЕТ
в том смысле, что все эти атрибуты произведения литературы – не являются непреложными факторами, составляющими его суть.

Сначала до нас дошло, что "нет читателя", т.к. в эпоху ЛМ "читатель" (и т.о.) стал атрибутом произведения искусства, еще одним искусственно моделируемым атрибутом, еще одной имиджевой составляющей.
Потом появилась мысль, что и автор - не более чем маркетинговая величина, а еще - условный знак, обозначающий прежде всего субъект авторского права. Пора понять – важно не то, что автором "Гамлета" был некто по имени Шекспир, важен "Гамлет". Любое произведение искусства – часть общего культурного потока, процесса, по большому счету, принадлежит уж как минимум – части человечества, в различных вариантах связанной с ним, а исполнитель – дело десятое.
Так вот. - все, что мы считаем Содержанием (тематич, сюжетн., понятийн., философск. составляющие произведения) - является лишь частью формы, механики произведения: тема, проблема, идея, сюжет - это все – лишь закономерности, конструкты, механические составляющие текста, герой – просто инструмент развертывания произведения… они лишь создают вектор, разворачивающий произведение во всей его протяженности. С тем, что там в нем происходит и двигается внутри.

Единственным ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ моментом произведения является Катарсис. Что-то вроде – «степень духовного потрясения». Подчеркиваю, не эстетического, не морального, даже не физиологического – ду хов но го. Исполнение текста – всегда механическое воспроизведение текста – и всех тех элементов, что движутся в его содержании и форме (в классическом, а не Ахмадиевском понимании этих категорий). Катарсис может быть вызван и не ими. Читателя просто надо ебашить. Чем-либо.

Вступить во взаимодействие с идеями произведения, преодолеть концептуализацию или индульгирование, «болтание» и «наблюдение» можно посредством как раз Катарсиса - хотя бы - как ресурса для личной внутренней работы. Да и в кач-ве плацебо хорошие результаты должен показать. Сделать так, чтобы реципиент БЫЛ ВЫНУЖДЕН анализировать.

Это еще учитывая – что «потрясать» надо – чтоб человек истину жевал, а не просто так его потрясать, прикола ради. Бесцельность и бессодержательность оставьте в прошлом.

Литература - это один из принципов создания, хранения и воспроизведения Искусства. ЛЮБОЙ ВИД ИСКУССТВА ПРЕСЛЕДУЕТ ТОЛЬКО ОДНУ ЦЕЛЬ – ОПИСАНИЕ МИРА. Вид искусства – это опять же, чисто механическая характеристика. Опираясь на принципы построения текста - можно строить вообще не текст. Перестань мыслить в категориях ЛМ - текст, сюжет, личность - не более, чем материал и средство.

VII. ВРЕМЯ - главный исходник модели восприятия ЛМ. Неудивительно, учитывая, что оно является одним из главных страхов практически в любой культуре. М – на него опирается, ПМ – его разбирает, ММ – им типа пользуется.
Плодятся трактовки, инструменты и способы анализа – а порог вхождения – только повышается.

СТЕПЕНЬ ВЕЧНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА - В ОДНОЗНАЧНОСТИ ЕГО ТРАКТОВКИ. Простота и емкость высказывания. А в месседж нужно закладывать – максимально глубокое и универсальное. В четких формулировках. Язык науки для этого слишком груб и узок – надо с этой целью использовать Искусство.

Я понимаю, что эфемерно, я сам пока разбираюсь. Например, вот:

VIII. Нужны положительные примеры. Успешные примеры реализации всей этой выдуманной мной ****ы – в виде конкретных, законченных худ.произведений.

Примеры же надо ебашить по следующим исходникам:
1. Любой творч.акт - это прежде всего исследование. Поиск и выявление Незыблемого, базового, общего и важного для истории, культуры, социума – всего, короче.
2. Объект изображения - Вечный, неотъемлемая часть мира, не исчезающая при смене эпох, не зависящая от контекстов.
3. Помимо исследования - цель - увековечивание. Если не можешь найти Вечное, попробуй это Вечное создать.
4. Минимизируй кол-во возможных трактовок.
5. Вывести из-под акцента - личность и индивидуальные проблемы. "Отвязать" содержание от времени и географии. Сделать месседж независимым от контекстов.
6. Формальные приемы и практики – ваще любые. Использовать не все – а те, которые требуются для решения каждой конкретной задачи.
7. ???????....

Из ЛМ: у модерна возьми внимание к деталям, у метамодерна – искренность восприятия, у постмодерна – не бери ничего. Короче, Катарсис вызывай любыми методами, какими у тебя получится. Изучай механику и анализируй информацию, авось чо придумаешь. Или повезет.

Больше не знаю, чо.

** Все предыдущие культурные этапы давали не больше, чем отнимали. Дальше вряд ли будет лучше. Но всегда - где-то рядом - будет истина, и будут возможности - презреть личное, сиюминутное, субъективное - в угоду тому, что Над и Перед и За человеком, не требующее ни отображения, ни исследования. Отображение и исследование - нужно нам. Поэзия – способ познания мира через образы, символы, метафоры – нахождение связи между вещами. И дай бог, между людьми. Так и познавайте ж мир – во всем его – самое важное и базовое. НЕ РАССЛАИВАТЬ МИР НА СУБЪЕКТИВНЫЕ ИСТИНЫ, А НАЙТИ ОБЩИЕ, ВНЕВРЕМЕННЫЕ И ВНЕКОНТЕКСТНЫЕ ЗНАМЕНАТЕЛИ

Зацепите. Зафиксируйте. Расскажите. Средства выразительности, все дела. Ну и техника. Все ж должно совершенствоваться и улучшаться. А не просто меняться.

Чем эфемернее и метафоричнее текст в каких-то местах – тем менее четко я себе представляю то, о чем там пишу. Чем экзальтированей – тем менее объективно. Термины придуманы наобум, но общая идеология, думаю, уловима. Давайте ебашить вглубь, вширь – и к откровениям. Мы сейчас – от Золотого Века, каким бы придуманным он ни был, дальше, чем в иные периоды. Предлагаю начать барахтаться.


Рецензии