Чуйский тракт

ПО ЧУЙСКОМУ ТРАКТУ
Выехав в очередное наше автопутешествие по Горному Алтаю в 8.00 утра, обратно вернулись в в час ночи… Уставшие, но очень довольные поездкой, сразу же упали спать, поэтому путевые заметки пишутся на следующий день.
Путешествие по Чуйскому тракту перевернуло все наше представление об Алтае, показало нам эту горную страну с разных сторон. Всю красоту этого уголка нашей необъятной страны увидеть можно, наверное, только из Космоса. Даже если всю жизнь прожить на Алтае, все равно обойти его и увидеть все чудеса алтайской природы, скорее всего, нереально, но то, что мы смогли увидеть многое – это точно. Благодаря водителю – отличному знатоку здешних мест мы проехали полностью территорию Республики Алтай с севера на юг (от Горно-Алтайска до Монголии). Мы даже представить не могли себе, насколько красив и многолик Алтай! Ну, а теперь, как всегда, обо всем по порядку.
Путешествие наше началось с центральной площади Горно-Алтайска – площади Ленина, недалеко от нее расположен дом с арендованной нами квартирой. Выехав из города, видели сначала уже знакомые нам места по прошлым поездкам: Майма, например, Манжерок… Это территории двух районов Горного Алтая – Майминского и Чемальского. А дальше за окнами стали меняться незнакомые картины. Один ландшафт исчезал, а на его место приходил совершенно другой, и это происходило очень быстро. Мы сидели в автомобиле и, как будто, смотрели захватывающий фильм о природе. Следующий район – Шебалинский, с красивым и большим райцентром – селом Шебалино. Водитель останавливал автомобиль несметное количество раз, выбирая самые красивые обзорные площадки: то у бюста Вячеславу Шишкову – автору «Угрюм-реки» и изыскателю Чуйского тракта, то просто у полянки ярких и незнакомых цветов, то у подножия живописных гор… Интересные остановки были на Семинском перевале (там в 1956 году установлен обелиск в честь 200-летия добровольного вхождения Алтая в состав России), в Онгудае – еще одном крупном селе – алтайском райцентре. А какие здесь интересные названия сёл, рек и гор… Камлак, Черга, Актел, Туекта, Каракол, Курота, Шашикман, Улита, Купчегень, Яломан, Иня, Йодро, Чибит, Акташ…Казалось, мы попали в другую страну, ан, нет, всё это – Россия! За Онгудаем еще один перевал – Чике-Таман, на котором установлен еще один памятник, посвященный трудовому подвигу строителей Чуйского тракта – одной из самых красивых дорог России, а также с живописной панорамой окружающих мест. То там, то там, буквально на всем протяжении пути нас встречали открытия природы: пара грациозных журавлей, постоянно перебегающие дорогу суслики, пасущиеся верблюды и яки (алтайская разновидность их – сарлык). Еще одно интересное место – Белый Бом. Бомом называют гору с отвесной скалой с одной стороны дороги и глубоким ущельем – с другой. В самом узком месте, за селом, стоит обелиск памяти погибшим красногвардейцам в годы Гражданской войны. Чуть дальше Белого Бома - целый мемориал, посвященный Чуйскому тракту, самой известной песне о нем – о лихом водителе Кольке Снегиреве, а, по сути, это памятник всем водителям этой дороги. На высоком постаменте установлены два автомобиля и слова знаменитой шоферской песни «Есть по Чуйскому тракту дорога…».
Самое захватывающее все же зрелище – это горы, меняющие свои размеры, формы, растительность на склонах ежесекундно.
Красота! Это слово мы повторяли сегодня часто. Особенно нас потряс своей неповторимостью и контрастом на фоне зелени сверкающих на солнце снежных и ледяных своих вершин Северо-Чуйский хребет. Казалось, вот они – огромные, спускающиеся вниз, ледники, протяни руку и ты коснешься их… Куда там, высота их больше четырех тысяч! Красивейшее место и там, где бирюзовая Катунь принимает мутноватую Чую. Так и текут два потока воды, долго не перемешиваясь. На месте впадения Чуи в Катунь расположена шикарная обзорная площадка с панорамой на Чуйско-Катунскую долину.
После села Акташ местность снова сильно изменилась, стала заметна меньшая лесистость склонов гор, но самые значительные метаморфозы с природой Алтая произошли, как только мы проехали Кызыл-Таш, Чаган-Узун, Ортолык. Горы ушли далеко-далеко в стороны, уступив свое место бескрайней голой степи.
Кош-Агач переводится по-разному, нам кажется, более подходящий перевод названия этого села – «прощай, дерево». За окном ни одного, даже мало-мальского, деревца не видно… Последние сто километров ехали практически по пустыни, удивляясь,, как в таких условиях живут и работают люди… Кстати, проживание в этих места приравнено к условиям Крайнего Севера.
Проехав Жанна-Аул, попали в приграничное село Ташанта. Дальше все – граница с Монголией… Можно было бы перейти через нее, благо с документами все было в порядке, но по непонятным для нас причинам на несколько дней пограничный переход оказался закрытым. Никого не пропустили, сказали, ждать до понедельника. Ну, а нам - какое ждать, нам возвращаться надо…
Дорога назад, снова вроде бы шла уже по знакомым местам, но, казалось, мы ехали впервые, настолько красив и неповторим ландшафт Алтая. Стараясь ничего не пропустить, снова останавливались то у красивой горы с красными склонами, то у озер и рек, то у зарослей незнакомых цветов и растений… Покидать эти места, ох, как не хотелось.
Перекусив в хорошем кафе «Еламан» в селе Кош-Агач и посетив сельский рынок с монгольскими товарами и сувенирами, отправились дальше. Пошел дождь, что для этих мест большая редкость, в Онгудае он перешел в настоящий ливень. Солнце ушло, за окном темнота, поэтому дальше Онгудая ехали уже без остановок, увозя массу замечательных эмоций от посещенных мест. Вот бы вернуться в эти места снова!
13.07 – 14.07.18.
https://www.otzyv.ru/read.php?id=208516


Рецензии