ИменнАТАК - БОРт, Бурт АСЫ

Колька из племени буртасы
Евгений Кошелев

http://www.proza.ru/2018/04/24/795

© Copyright: Евгений Кошелев, 2018
Свидетельство о публикации №218042400795

(8)АлукаВ(8)ВакулА(8)

Аж передёрнуло слегка, от прочитаннОГОНЬ !! ))
Дело в том, что в ТАР Т АРИИ  (и не только возможно, не проверял) селений с названием  БУРТ АСЪ ы  ОТЧЕнь много !!!!!!!

А вот отЛИЧный док. фильм (БРАВО АВТОРУ!!) про нашу малую наРОДность крящен, чем этот фильм ХОРош, так это тем что дает КЛЮЧик золОтой  к тому как по названиям  деревень и рек можно многое для себя, и про СЕБЯ древнеКОРенЬНОГА приоткрыть, даже БЕС расЪкопок !!
 
К стати в нём на 3 минуте ЕСТЬ упоминание про селения БУРТ АСЪы )):

Кряшены, история потерянного народа
20 627 просмотров
https://www.youtube.com/watch?v=JEZpBf4XNoE
Николай Тавлинов
Опубликовано: 13 февр. 2016 г.
Реальная история кряшен, создатель видео 100% кряшен на данный момент живущий в Питере

+ ОТЧЕнь приятнАТАКже отметить про наших  ВЕЛИКИХ СЫНОВ ЧЕЛОВЕКОВ из малого наРОДА КРЯЩЕН :

Из википедии ;

Дми;трий Миха;йлович Ка;рбышев (14 (26) октября 1880, Омск, Российская империя — 18 февраля 1945, Маутхаузен, Третий рейх, ныне Австрия) — советский фортификатор, крупнейший отечественный учёный-инженер, генерал-лейтенант, доктор военных наук, профессор Военной академии Генерального штаба РККА. Герой Советского Союза (1946).

Стал основным примером исключительного мужества и отваги советского офицера во время Второй мировой войны для последующих поколений советского и российского общества.

Дмитрий Михайлович Карбышев родился 14 (26) октября 1880 года в городе Омске Омского округа Акмолинской области Западно-Сибирского генерал-губернаторства Российской империи в семье выпускника Сибирского кадетского корпуса, ветерана Крымской войны, военного чиновника Михаила Ильича Карбышева (1829—1892) и дочери коллежского советника из богатых омских купцов Лузгиных Александры Ефимовны Лузгиной[1]. Отец из родовых сибирских казаков-дворян Карбышевых станицы Омской[2][3][4][5][6]. По этническому происхождению — кряшен[7][8][9]. Благодаря высокообразованной матери Дмитрий с младенчества одинаково хорошо думал и говорил без акцента на литературных русском, кряшенском, французском и немецком языках. Двенадцатилетним остался без отца. Детей воспитывала болезненная мать, почти не выходившая из дома. Дмитрий же пропадал на улице, где проявил качества лидера: под его руководством казачата строили крепости: зимой — из снега, в другое время — из земли, и штурмовали их.



Пётр Миха;йлович Гаври;лов (тат. Петр Михаил улы Гаврилов; 30 июня 1900 — 26 января 1979) — советский офицер, майор, участник обороны Брестской крепости в 1941 году, Герой Советского Союза (1957).

Родился 17 (30) июня 1900 в селе Альведино Лаишевского уезда Казанской губернии (ныне Пестречинский район Республики Татарстан). По национальности татарин[1][2]. Происходил из крещёных татар[3][4].

Отец умер ещё до его рождения (по другим данным, когда ему был 1 год).

Окончил Казанскую центральную крещёно-татарскую школу.[5][6][7][8] В ранней юности батрачил, в 15 лет ушёл в Казань и поступил на завод чернорабочим.

Участвовал в установлении Советской власти в Казани. Весной 1918 года вступил добровольцем в Красную Армию, сражался на Восточном фронте против войск Колчака, затем против войск Деникина и повстанцев на Северном Кавказе. После окончания Гражданской войны остался в армии. В 1922 году вступил в РКП(б).

В сентябре 1925 года окончил Владикавказскую пехотную школу; женился и усыновил мальчика-сироту. В 1939 году окончил Военную академию имени Фрунзе.

В звании майора назначен командиром 44-го стрелкового полка.

Участник Советско-финской войны 1939—1940 годов. По окончании войны его полк переводится в Западную Белоруссию, с мая 1941 года дислоцируется в Бресте.

Оборона Брестской крепости и плен
Майор Гаврилов в исполнении Александра Коршунова в фильме «Брестская крепость»

После нападения немцев на крепость возглавил группу бойцов из 1-го батальона своего полка и мелких разрозненных подразделений 333-го и 125-го стрелковых полков, во главе которой сражался на валу у Северных ворот Кобринского укрепления; затем возглавлял гарнизон Восточного форта, где с 24 июня сосредоточились все защитники Кобринского укрепления. Всего у Гаврилова было около 400 человек с двумя зенитными орудиями, несколькими 45-мм пушками и четырёхствольным зенитным пулемётом.

Вечером 29 июня 1941 года после бомбардировки Восточного форта (одна из бомб весом в 1,8 тонны угодила во внутреннюю подкову форта и, возможно, явилась причиной подрыва склада боеприпасов защитников), Гаврилов с остатками своей группы (12 человек с четырьмя пулемётами) укрывается в казематах. Несколько дней группа совершала вылазки, пока не была рассеяна.

Оставшись один, 23 июля тяжело раненным попадает в плен. По описанию лечившего его в госпитале доктора Вороновича:

    ...пленный майор был в полной командирской форме, но вся одежда его превратилась в лохмотья, лицо было покрыто пороховой копотью и пылью и обросло бородой. Он был ранен, находился в бессознательном состоянии и выглядел истощённым до крайности. Это был в полном смысле слова скелет, обтянутый кожей. До какой степени дошло истощение, можно было судить по тому, что пленный не мог даже сделать глотательного движения: у него не хватало на это сил, и врачам пришлось применить искусственное питание, чтобы спасти ему жизнь. Но немецкие солдаты, которые взяли его в плен и привезли в лагерь, рассказали врачам, что этот человек, в чьём теле уже едва-едва теплилась жизнь, всего час тому назад, когда они застигли его в одном из казематов крепости, в одиночку принял с ними бой, бросал гранаты, стрелял из пистолета и убил и ранил нескольких гитлеровцев.

    — Смирнов С. С. Брестская крепость, 1965 [9]"







"1.1 Кто такие кряшены

Кряшены- это поволжские тюрки, близкие по языку и культуре татарам, но при этом обладающие рядом этнокультурных и антропологических особенностей. Они преимущественно православные. Ни этногенез, ни время крещения кряшен, ни многие другие аспекты истории этого народа неизвестны. Нет даже единого мнения кем же именно считать кряшен- этноконфессиональной, субъконфессиональной группой поволжско-приуральских татар или даже отдельным народом. Много публикаций в республиканской печати о кряшенах у А.Н Маслова(Ямаш Игэнэй), А.Филлипова, П.Ибаева, М.Глухова, Г.Ранина(Григория Родионова), Д.Исханова, Р.Ахметзянова, Ф.Баязитовой, А.Булатова, Р.Файзуллина, Е.Уткина, Г.Тавлика, И.Глухова, Г.Макарова, Н.Максимова, К.Булатовой, Г.Казанцквой, Г.Ибушева и других.

1.2 История кряшен

Вопрос о происхождении кряшен до сих пор остается тайной. Кто такие кряшены, откуда и в каком направлении движутся? Многие видные деятели из кряшен не согласны с официальным толкованием происхождения своего народа и заявляют о самобытности его развития, то есть в особом, одному ему принадлежащем, образе мыслей и жизни, в религии, языке, более всего в обычаях (М.Глухов, Г.Казанцева, Г.Ибушев, Н.Максимов,Г.Тавлин, А.Фокин и другие).

Сын А.Ахматовой, Лев Гумилев, о кряшенах писал: «Другая религия, другой народ….». Ко всеобщему стыду, не все знают, что легендарные герои Великой Отечественной войны генерал Д.М.Карбышев, майор П.М.Гаврилов, защитник Брестской крепости, летчица Таманской авиадивизии ночных бомбардировщиков О.А.Санфирова, генерал-лейтенант А.Е.Яковлев, олимпийский чемпион по лыжам Ф.Семашев- кряшены, а также Герои Советского Союза: летчик, дважды Герой Советского Союза Н.Г.Столяров, А.М.Якушин, В.Н.Гордов, И.Т.Максимов, М.К.Москвин, И.Т.Осипов, генералы из кряшен: Я.Емельянов, П.Акушев, В.Тарасов,Д.Григорьев, Г.Тавлин, Е.Уткин, Г.Родионов, ученые из кряшен: профессор П.в.Абрамов, кандидаты наук И.А.Алексеев, П.В.Ачаев, А.М. Архипов, В.М.Горохов, А.Н.Григорьев, доктор наук А.В.Нибяков, В.Н.Ковалев, В.А.Макюмов, М.К.Михайлов, И.З.Никитин, артисты- Р.Тимофеева, Н.Дунаев, Г.Ибушев, Г.Казанцева, А.Васильева, Е.Бичарина, З.Борисова.

Известный казанский этнограф Н.И.Воробьев писал: «Оторванные от татар и не приставшие к русским, кряшены жили своей жизнью, больше всего культурно соприкасаясь с теми, преимущественно финскими народностями (финны, балты, мордва, марийцы, удмурты) , с которыми жили бок о бок». Есть крещеные калмыки, буряты, якуты, мордва, удмурты, марийцы, но никто из них не принял слово «крещеный», как самоназвание своей нации. А вот «кряшеным татарам» это слово понравилось. Надо иметь в виду, что общепринятое слово «кряшен» в самоназвании народа буквально произносится и пишется «керэшен». А если предположить, что кряшены никогда не были мусульманами? Имею в виду старокряшен (возможно, оно восходит к татарскому «искенекелэр», принадлежащие к старым временам, а не новокряшен.

 2.3 Настоящее моей деревни

Интересных людей в Большом Шурняке много. Родом из нашей деревни является Любимов Владимир Яковлевич-участник Великой Отечественной войны, который награжден орденами и медалями. Он проработал 27 лет председателем колхозов в деревнях Елабужского района.

45 лет трудового стажа насчитывается у Елизаветы Ивановны Соловьёвой, библиотекаря сельской библиотеки,а запись в трудовой книжке одна-единственная, с печатью районного отдела культуры. Примечательно, что царством книг эта женщина не ограничивается:всегда в гуще всех событий села, сама нередко организует то или иное мероприятие, хотя живет не на центральной усадьбе .

В один прекрасный день в доме Соловьевых появились глава администрации города Елабуги и Елабужского района, его заместители.Это был особенный день для Ивана Григорьевича, проработавшего механизатором долгие годы, только за штурвалом К-700 просидел он изо дня в день 40 лет.

Добросовестный труд его государство оценило по достоинству,наградив орденами «Знак Почета»,Трудового Красного Знамени.До этого Иван Григорьевич имел удостоверение о награждении серебряной медалью за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР, Почетную ленинскую грамоту. А ещё раньше,начиная с 1975 года, пять лет подряд ему вручались свидетельства о присвоении почетного звания «Лучший тракторист» и параллельно-десять лет-удостоверение «Победитель социалистического соревнования», «Ударник социалистического соревнования», «Ударник коммунистического труда». За всеми этими наградами-поистине самоотверженный труд. А досталось ему, как говорят, на полную катушку-начал он свою трудовую деятельность с восьми лет. Под стать себе выбрал он и жену. Елизавета Ивановна не только выполняла обязанности библиотекаря,а еще интересовалась историей края, собирала музейные экспонаты. Глава администрации вручил Ивану Григорьевичу высшую награду района-удостоверение «Почетный гражданин Елабужского района». По-моему, на таких, как супруги Соловьёвы, и держится мир-их трудом, энтузиазмом, человечностью и добротой.

Особо хочу отметить личность моего земляка Захарова Петра Ивановича, кавалера трех орденов Славы, которому поставлен бюст в городе Елабуга. Он участник Финской войны, Великой Отечественной войны, войны с Японией.

Его племянник генерал Тарасов Николай Степанович тоже проявил себя, как великая личность.Он был командующим авиационной дивизии.

Кстати, комиссаром Центрального кряшенского отдела при Наркомнаце РСФСР был наш земляк Георгий Иванович Зубков, легендарный герой гражданской войны, минер Балтийского Флота, член РСДРП с 1912 года, уроженец села Черкасово, его внук Сергей Зубков-участник афганских событий,за проявленный героизм награжден орденом Красной Звезды. Все они кряшены.

Заключение

Изучая родной край, мы чувствуем себя в рядах исследователей, занятых изучением истории своего края. Занятие краеведением способствует воспитанию высоких нравственных идеалов, будят в нас душу. Общение с природой способствует духовно-нравственному становлению личности, суть которого не только в постижении прекрасного, но и в осмысление себя как частицы всеобщего, как звена в длинной, нескончаемой цепи человеческих поколений. Я убеждена в том, что нужно с детских лет воспитывать привычки и навыки бережного отношения к людям, к природе, к животным, с дошкольного возраста формировать экологические знания. Тогда не придется говорить об исчезающих деревнях.

С гармонией и справедливостью во взаимоотношениях народов в России всегда были проблемы. Существовали богатые и бедные, униженные и оскорбленные, «лучшие люди» и «чернь», шла непрерывная борьба противоположностей, которую и тогда пытались затушевать небылицами. И все же законы саморазвития брали своё. Хотелось бы верить, что так будет и в будущем. Как бы не тернист и зигзагообразен ни был путь наших предков, они жили надеждой на лучшее.

Кряшены настаивают на своей особой этнической идентичности. И я думаю, никто не вправе им в этом отказывать. Иная религиозная ориентация этого народа сформировала иную ментальность, иную психологию, иной образ жизни и свою особую культуру, отличную от татарской и не только от татарской. Кряшены сохранили свои традиции, своеобразные мелодии, свою в некоторой степени отличительную от татар речь, своеобразную одежду, ритуалы.

Кряшен, как и других малых народов, необходимо поддерживать. Организовывать факультативные курсы в средних школах, оказывать финансовую помощь газетам о кряшенах, чтобы на радиотелевещании выходили радиопрограммы и т.д."


Бабакаева О.В.


Рецензии