Флаг, гюйс поднять

«Конюшня готова, мы ждём лошадей».
капитан-командор Эдвард Лейн,
строитель кронштадского порта,
 первый начальник морских кронштадтских гаваней
в эпоху императора Петра I

Лёгкий летний балтийский морской ветерок весело пролетал по набережной Кронштадта. Корабельные флаги на военных судах, стоявших в гавани, гордо развернув полотнища с косым голубым Андреевским крестом, словно ожили на свежем ветру. Солнечный день. Я озабоченно бегаю по набережной напротив Петровского парка. У меня в руках листы с сценарием к будущему фильму «Камни Кронштадта». Снимаем материал. Где-то здесь в тенистом парке под кронами высоких деревьев установлен камень в память погибших матросов. Где искать? Ну, решительно никто не знает, где находится этот памятный знак.
У гранитного парапета на складном стуле сидит баянист. Негромко наигрывает и, при этом напевая песни о море. Внезапно музыка смолкла…
- Молодой человек, - обратился баянист ко мне, - не там ищите. Не у тех спрашиваете. Здесь же одни туристы. То, что вам нужно, - махнул рукой, - вон там!
Уличного музыканта заинтересовал чёрный чехол со штативом у меня на плече, с которым я пробегал мимо него.
- Да вот приехали. Выбрали хороший денёк, часть отсняли. Сейчас пойдём к морскому заводу и к Обводному каналу, - сказал я.
- А ведь этот город не просто морской. Здесь до сих пор живут потомки тех, кто строил форты, кто служил на кораблях чуть ли не с основания Кронштадта Петром, - сняв инструмент с плеча,  откликнулся седой в легкой летней рубашке пожилой баянист, - а ведь сколько удивительных  историй, часто мало известных и забытых, знают старожилы! Одну вот историю, если хотите, сейчас расскажу, - добавил он. 
Мой дед в начале XX века служил срочную в императорском флоте. Затем был направлен в машинную школу. И после окончания в звании машинного кондуктора был направлен согласно приказу на только что построенную, отошедшую от стенки завода подводную лодку проекта «АГ». Подводный флот Российской империи тогда ещё только зарождался. Эта подлодка проходила ходовые испытания вблизи Кронштадта. Вооружение её составляли кормовые мины. Где-то в районе Средней гавани у выхода, ближе к заднему створному маяку кронштадтского рейда,  и проходили испытания. Мой дед был в числе экипажа субмарины...
На лодке по телеграфу прозвучала команда: «Погружение, задраить люки, осмотреться в отсеках». Миноносец набрал воду в цистерны и пошёл на глубину. Вдруг шум, всплески. Забортная вода хлынула внутрь корпуса. Нос лодки встал в дифферент. Корма с работающими винтами от  электромоторов приподнялась. Носовая команда задраила отсек, откуда поступала вода. Выпустили аварийный буёк на кабеле. В нём телефон. К бую подошёл паровой катер. Путём переговоров с экипажем точно определили место миноносца на грунте. Спецсредств для спасения не существовало. Спешно подошли два буксира. За кормовой рым лодки водолазы зацепили канат на лебёдку буксира. С носа отдали строп в «ухо» форштевня. Одновременно начали выбирать гини. Предварительно, по приказу командира подлодки, продули концевые цистерны, чтобы облегчить подъём. Под водой в стальном корпусе экипаж боролся за живучесть отсеков при слабом свете компасных ламп, так как электропитание от аккумуляторов пришлось отключить. При попадании воды в батареи выделяется хлор. Мой дед с матросами осмотрел дизеля. Подошёл ещё один буксир. С большим трудом стронули лодку и медленно поволокли её на отмель. Экипаж был спасён.
В ходе расследования  оказалось, что один из клапанов воздушной станции не закрылся при погружении. В то время ещё не существовали электродатчики с сигналом на центральный пост. При погружениях команда должна была осматривать «блины» клапанов, крышки люков и т.д.
 «Зубатку», так называлась подводная лодка, подняли, привели на морской механический завод, поставили в сухой док на ремонт…
 - Ну, спасибо Вам за хорошую кронштадтскую историю», - поблагодарил я коренного горожанина.

Конюшней командор Эдвард Лейн назвал, докладывая государю, построенные гавани, а лошадьми – корабли, которые встанут в «стойла» в этих гаванях вблизи легендарного военно-морского города крепости Кронштадта. И сегодня, также как и триста лет назад, в петровскую эпоху звучит команда на военных кораблях: «Флаг и гюйс поднять!»


Рецензии