Русское Слово растекается по мысленному древу

Вот из статьи.


"cirillitsa.ru.

"Слово о полку Игореве": что оно скрывает.

. . . . . . .

Трудности перевода.

Язык, которым написано «Слово», невероятно поэтичен, текуч и звучен. Правда, многие слова остаются непонятными до сих пор. Даже простое выражение «растекаться мыслию по древу», взятое из «Слова» и ставшее сейчас крылатым, находится под вопросом.

Некоторые полагают, что в строчке «Боянъ бо в;щий, аще кому хотяше п;снь творити, то раст;кашется мыслию по древу, с;рымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы», слово «мысль» выбивается из ряда животных – волка и орла. Есть версия, что вместо слова «мысль» в тексте стояло слово «мысь» – в переводе с древнерусского «белка».

В таком случае Боян пел обо всем мире в целом: бегал белкой по дереву, серым волком по земле, летал орлом под облаками".


Вот о "Слове" и часть текста, где в "Слове" встречается слово "мысь".


"Слово о полку Игореве" - памятник древней русской литературы. По времени написания "Слово" относят к 1187-1188 году.

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ,
ИГОРЯ СЫНА СВЯТОСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА.

Древнерусский текст (часть - начало).

Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича! Начати же ся той песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню! Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мысию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы. Помняшеть бо речь первых времен усобице, - тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей; который дотечаше, та преди песнь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю пред полкы касожьскыми, красному Романови Святославличю. Боян же, братие, не 10 соколовь на стадо лебедей пущаше, но своя вещиа персты на живая струны воскладаше; они же сами князем славу рокотаху.

Почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимера до ныняшнего Игоря, иже истягну умь крепостию своею и поостри сердца своего мужеством, наполнився ратнаго духа, наведе своя храбрыя полкы на землю Половецькую за землю Руськую.

О Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сиа полкы ущекотал, скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чрес поля на горы! Пети было песнь Игореви, того внуку: "Не буря соколы занесе чрез поля широкая, галици стады бежать к Дону великому". Чи ли воспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче: "Комони ржуть за Сулою, звенить слава в Кыеве. Трубы трубять в Новеграде, стоять стязи в Путивле".

Вот спорная строка и спорное слово: "...растекашется мысию по древу". Некоторые искатели истины переводят "мысию" как "мышью" или "белкой". С ними я не согласен категорически. Причина вот в чём. Если вы прочитаете далее по тексту, то увидите категорически однозначное утверждение того, что "мысию" надо читать при переводе только как "мыслию" или "мыслью". А увидите вы и прочтёте вот что: "...по мыслену древу". Мысленное древо. Мысленное дерево. Категорически однозначно присутствует слово "мысль".

Моё категорически однозначное утверждение.

Категорически однозначно надо переводить "...растекашется мысию по древу" так: "...растекается мыслию по древу".

Всё.

         Михаил Анпилогов.


Рецензии
Весьма неубедительно.

Юрий Козиоров   06.08.2022 20:49     Заявить о нарушении
в чем неубедительно весьма. по вашему мнению.

Михаил Анпилогов   06.08.2022 21:46   Заявить о нарушении
"Мысь" совершенно определенно переводится как "белка". Так и переводили и Аполлон Майков, и другие переводчики. Вы пытались доказать, что "Мысь" надо переводить как "Мысль", но доказательства нет. Есть только Ваше убеждение.

По былинам лет тех бывших, не по замыслу Баяна,
Эту песнь зачнем мы, братья. Он, Баян, певец тот вещий,
Коль кому восхочет песни, белкой он течет по древу,
По земле он серым волком и орлом под облак сизым.
(перевод К. Д. Бальмонта)

Не гоняясь мыслью за Бояном!
Песнь слагая, он, бывало, вещий,
Быстрой векшей по лесу носился,
Серым волком в чистом поле рыскал,
Что орел, ширял под облаками!
(Перевод Майкова)

Ибо вещий Боян
если песнь кому пропеть собирался,
то растекался белкой по древу,
по земле — серым волком,
сизым орлом — под облаком!
(перевод Шкляревского)

Юрий Козиоров   07.08.2022 21:49   Заявить о нарушении
И еще. Вы пишете: "Есть версия, что вместо слова «мысль» в тексте стояло слово «мысь»". Это не версия а факт. В записи "Слова" действительно стоит «мысь» в творительном падеже: "мысию". Видели Вы текст "Слова":

"Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мысию по древу,..."

Юрий Козиоров   07.08.2022 22:03   Заявить о нарушении
в том-то и споры что и так и так можно осмыслить.

-=-=-
оригинальный текст.

=Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы=.
. . . . . . .
. . . . . . .
=О Бояне, соловию стараго времени![7] А бы ты сиа плъкы ущекоталъ, скача, славию, по мыслену древу,[8] летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища въ тропу Трояню[9] чресъ поля на горы!=.

-=-

1 - боян растекается МЫСЛЬЮ по древу.

2 - боян скачет - именно - по МЫСЛЕННОМУ древу.

3 - летая УМОМ - МЫСЛЬЮ - под облаками.
-=-
здесь похоже на то что образование - или =мысль= от слова =мышь= или =мышь= от слова =мысль=.

я склоняюсь к тому что само название понятие =мышь= образовалось от слова =мысль= - внезапное молниеносное по скорости явление.

а то что как перевели поэты то это не факт а их образность и так как они понимали взяв только одну сторону - белка мышь.
. . .

я же взял за основу слово =мысль= и это подтверждает =мысленное древо=.

вот в моей обработке часть текста.

=СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВОМ
А не настало ль, братья, времечко для нас
Словами старыми начать печальну повесть –
Походе Игоревом (сына Святослава), -
По времени же нашего былинам,
А не по замышлению Бояна.

Боян же вещий, песню начиная,
Он растекался мыслию по древу,
Он волком рыскал мыслью по земле
И мыслию орлом под облаками.
Боян же вещий тут он вспоминал
Кровь первую во времена усобиц;
Боян, воспоминая, напускал
Все десять соколов на стадо лебедей.
Они какую лебедь настигали –
Та первой пела песнь:
И Ярославу старому,
И храброму Мстиславу –
Редедю что зарезал пред полками
Касожскими, -
И красному Роману Святославичу=.

вот это мой =факт= тоже.

Михаил Анпилогов   07.08.2022 23:33   Заявить о нарушении
Еще перевод академика Дмитрия Лихачева, исследовавшего "Слово" и текстологию др. Руси (Поэтика древнерусской литературы, 3-е изд. 1979):

Ведь Боян вещий когда песнь кому сложить хотел, то белкою скакал по дереву, серым волком по земле, сизым орлом кружил под облаками.

Возможно, Вы не согласитесь с ним, но ведь и у Вас не доказательство, а лишь "категорическое" утверждение.

Юрий Козиоров   09.08.2022 12:38   Заявить о нарушении
перечитайте моё ещё раз и обратите внимание на последнюю строку где =факт= в кавычках - то есть это мое мнение. лихачев для меня не кумир - он коллега мой в этом деле. всего вам хорошего.

Михаил Анпилогов   09.08.2022 12:54   Заявить о нарушении
вот куски из моей этой статьи.
-=-
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ,
ИГОРЯ СЫНА СВЯТОСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА.

Древнерусский текст (часть - начало).

Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича! Начати же ся той песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню! Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мысию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы. Помняшеть бо речь первых времен усобице, - тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей; который дотечаше, та преди песнь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю пред полкы касожьскыми, красному Романови Святославличю. Боян же, братие, не 10 соколовь на стадо лебедей пущаше, но своя вещиа персты на живая струны воскладаше; они же сами князем славу рокотаху.
-=-
вот я повторяю свою обработку этого текста где мысь я заменяю мыслию.

=
=СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВОМ
А не настало ль, братья, времечко для нас
Словами старыми начать печальну повесть –
Походе Игоревом (сына Святослава), -
По времени же нашего былинам,
А не по замышлению Бояна.

Боян же вещий, песню начиная,
Он растекался мыслию по древу,
Он волком рыскал мыслью по земле
И мыслию орлом под облаками.
Боян же вещий тут он вспоминал
Кровь первую во времена усобиц;
Боян, воспоминая, напускал
Все десять соколов на стадо лебедей.
Они какую лебедь настигали –
Та первой пела песнь:
И Ярославу старому,
И храброму Мстиславу –
Редедю что зарезал пред полками
Касожскими, -
И красному Роману Святославичу=.

Михаил Анпилогов   09.08.2022 19:03   Заявить о нарушении
что интересно то что умники пустили уже в оригинальном тексте свою трактовку.
вот из интернета тексты вот первый текст - первая строка - с мысью и второй текст - вторая строка - уже с мыслию.

1 - то растекашется мысию по древу -

2 - то растекашется мыслию по древу -

-=-=-=-

в моей статье я беру оригинал с первой строкой - а вам дал ответ на вашу рецензию текста со второй строкой другого вроде бы оригинального текста не заметив трактовку уже умника дающего в интернет вроде бы оригинальный текст - а на самом деле со своей трактовкой =мыслию вместо мысию= - и это уже не оригинал.

так что моя статья «Русское Слово растекается по мысленному древу» была дана с нормальной оригинальной частью слова - с мысию.

Михаил Анпилогов   09.08.2022 19:34   Заявить о нарушении
повторяю начало моей обработки слова с трактовкой где существует мысль а не мышь мысь тем более белка. кстати я где-то читал то что белкой называли и девушку. так ли это я конечно не знаю. возможно она была как дань со двора во времена игоря.

=СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВОМ
А не настало ль, братья, времечко для нас
Словами старыми начать печальну повесть –
Походе Игоревом (сына Святослава), -
По времени же нашего былинам,
А не по замышлению Бояна.

Боян же вещий, песню начиная,
Он растекался мыслию по древу,
Он волком рыскал мыслью по земле
И мыслию орлом под облаками.
Боян же вещий тут он вспоминал
Кровь первую во времена усобиц;
Боян, воспоминая, напускал
Все десять соколов на стадо лебедей.
Они какую лебедь настигали –
Та первой пела песнь:
И Ярославу старому,
И храброму Мстиславу –
Редедю что зарезал пред полками
Касожскими, -
И красному Роману Святославичу=.

Михаил Анпилогов   09.08.2022 19:43   Заявить о нарушении