Первое интервью Дворжецкого

     Э. Церковер. Счастливого пути!


  В двух новых фильмах, которые идут сейчас на экранах страны, в «Беге» и «Возвращении «Святого Луки», играет актёр Владислав Дворжецкий. О нём много говорят и спорят, одни кинокритики называют его «открытием в кинематографе», другие не спешат с категоричными оценками, ожидая следующих работ, но все сходятся на том, что это несомненно своеобразный, незаурядный, интересный артист.

  Когда впервые на экране появляется такой актёр, все интересуются, откуда он. Я обратился на «Мосфильм» за координатами Дворжецкого; там спросили: «Старшего или младшего?» Дворжецкий-старший, Вацлав Янович, давно знаком зрителям и как артист Саратовского и Горьковского драматических театров, и как исполнитель ролей в кино (например, в «Щите и мече» – шефа вражеской разведки Лансдорфа).

  – У нас вообще театральная семья, – говорит Владислав Дворжецкий. – Моя мать – балерина ленинградской школы, известный в Омске педагог балетной студии; лучшие её ученики танцуют в Новосибирском театре оперы и балета. В театре работала и бабушка. Мы с женой Светланой закончили студию при Омском ТЮЗе (1).

  – Наверное, вы, как это часто бывает в театральных семьях, с детства мечтали о сцене?
  – Вовсе нет. После десятилетки я пошёл в Омское медицинское училище № 3. Нет, поступал «не лишь бы куда» – к медицине меня тянуло. Стал фельдшером-акушером. Был призван в армию, служил на Сахалине и в Приморье.


  Он говорит коротко, строго; его жест не отличается актёрской лёгкостью и плавностью; у него взгляд человека, который немало повидал и непросто сходится с людьми.

  – Демобилизовался, вернулся в Омск. И вот тут потянуло на сцену. В это время, кстати, открылась студия при ТЮЗе. Нас учил хороший человек и режиссёр – Юрий Яковлевич Шишкин; мы с ним сдружились. А в 1967 году состоялся наш выпуск (без дипломов). Хотел работать в театре где-нибудь на Севере, пробовал списаться с некоторыми труппами, но об актёре без послужного списка судить по письмам трудно, так что не получилось. Пошёл в Омский драматический. Там меня знали с детства и взяли. Сыграл несколько эпизодических ролей и по сей день являюсь актёром Омского театра.

  – А как оказались в кинематографе?
  – В Омск приехала Наталья Коренева, ассистент режиссёра с «Мосфильма». Встретились мы с ней в фойе нашего театра; она разглядывала галерею актёрских фотопортретов. Ищу, говорит, «антигероя» для картины «Каждый вечер в одиннадцать». Ребята и вытолкнули меня вперёд: вот вам «антигерой». Наташа взяла в Москву мои фотографии. Для того фильма я не понадобился, но через некоторое время – телеграмма: приглашали приехать на пробы для фильма «Бег». Мы с женой немедленно перечитали пьесу Булгакова и стали гадать, кого бы я мог там играть. Светлана сказала: может, Хлудова? Но я, конечно, на эту роль и не замахивался. Поехал. Режиссёры А. Алов и В. Наумов предупредили меня: «Не стесняйтесь, будем вас рассматривать». Попробовали на роли Голубкова и Тихого (начальника контрразведки белых). После чего отпустили в Омск, где я целый месяц маялся ожиданием. Вдруг снова вызов, снова пробы и ещё целый месяц молчания. Затем третий круг тех же испытаний. И наконец вызов на съёмки в роли Хлудова… Если эта работа мне в какой-то степени удалась, то прежде всего благодаря режиссёрам А. Алову и В. Наумову (2).

  – Когда вы играете, в какой степени помогают вам жизненный опыт, повороты личной биографии?
  – Наверное, помогают, но подсознательно. В основном по роли ведут размышления. «Сел и начал работать над ролью» – так ведь не бывает. Думаешь, стараешься понять всё целиком, поймать стержень образа; в такие минуты даже случается – идёшь куда-нибудь и забываешь, зачем шёл… Но, бесспорно, прожитое и прочитанное накладывают отпечаток.

  – Вам и раньше доставались только отрицательные роли?
  – Нет, в Омске играл комедийную – браконьера Прялкина в пьесе «Чудеса в полдень» и героическую – капитана Шипова в «Бранденбургских воротах». И сейчас, когда мне предлагают отрицательные роли в следующих фильмах, отказываюсь: меня не привлекает амплуа «вечного злодея».

  – А хотели бы сниматься в комедийном фильме?
  – Хотел бы – не то слово! Очень! В весёлом, гротесковом, чтобы Э. Рязанов ставил…

  – Значит, представление о вас после сыгранных вами в кино ролей как о человеке мрачном, замкнутом возникает ошибочное?
  – Да что вы, я не замкнутый, я человек весёлый. Люблю людей, всё люблю!

  И в самом деле, у него славная улыбка, доброе лицо, откровенные свойские интонации.

  – Где же мы вас теперь увидим?
  – Только что утверждён «Лентелефильмом» на главную роль Мисаила Полознева в картине «Моя жизнь» (по повести А. П. Чехова). О такой роли можно только мечтать – мягкий, светлый, добрый человек, не от мира сего, вернее, не от мира того… Партнёры превосходные – А. Фрейдлих, С. Коркошко… Ставит режиссёр Виктор Соколов (3). И на «Мосфильме», в «Солярисе» у А. Тарковского, у меня тоже совсем не отрицательная, скорее героико-философская роль – пилот Бертон. В романе С. Лема он лишь упоминается, а здесь станет фактически героем первой серии.

  Владиславу Дворжецкому первые успехи в кино не кружат голову, а заставляют размышлять, искать, добиваться большего и становиться всё требовательнее к себе. Что же, начало положено – СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!


// газета «Неделя» (приложение к газете «Известия»), № 6, 1971 г. //

  _______________

  (1) Влад почти во всех интервью повторяет одно и то же, но это и неудивительно! – миллионная аудитория советских зрителей читала разные газеты…
 
  (2) В следующих интервью Дворжецкий говорил, что на пробы для «Бега» ездил один раз, а потом уже вызвали играть Хлудова, но сомнения режиссёров, которые чувствовали во Владе нечто большое, чем он мог показать, сказались на его воспоминаниях…

  (3) На роль Бертона в фильме «Солярис» Дворжецкий был утверждён ещё в июле 1970 г., но съёмки задерживались и начались лишь в феврале 1971 г., поэтому актёр после окончания работы в фильме «Возвращение «Святого Луки» дал согласие на главные роли в других фильмах – «Моя жизнь» (Ленфильм) и «Рудобельская республика» (Беларусьфильм). Но позже, когда съёмки совпали во времени, он выбрал только «Солярис» – сниматься у Андрея Тарковского мечтали почти все актёры, и Дворжецкий не был исключением…

  ____________

  на фото - кадр из фильма "Возвращение "Святого Луки"
 


Рецензии
Спасибо, Светлана, за Вашу преданную любовь к этому талантливому человеку!
Увидев однажды лицо Владислава Дворжецкого, его невозможно забыть.
Этот молчаливый взгляд говорил громче всех монологов.
"Бег" и "Возврата нет" - из числа самым любимых моих фильмов.
Была удивлена, узнав, что он не дожил до сорока лет. Мне он казался старше.
Прекрасный актёр! Светлая ему память!

Людмила Вятская   20.05.2019 10:57     Заявить о нарушении
Людмила, Дворжецкого нельзя не любить!.. Этот Гений Киноискусства принадлежит Вечности!!! Им всегда будут восхищаться! - и через 100, и через 1000 лет!.. А интервью Влада и его дневниковые записи - это маленькие литературные шедевры, пронизанные юмором и иронией...

Светлана Шакула   20.05.2019 11:52   Заявить о нарушении
А Вы были с ним лично знакомы?
С чего началось Ваше восхищение?


Людмила Вятская   20.05.2019 13:40   Заявить о нарушении
Нет, лично я была с ним знакома только в прошлых жизнях... Меня, как искусствоведа, заинтересовала его Святая Личность, отразившаяся в его героях... http://www.proza.ru/2018/07/21/319

Светлана Шакула   20.05.2019 14:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.