Шутка нептуна

           После окончания профтехучилища мы с Саньком получили профессию «токарь-инструментальщик» и уже трудились, правда, пока учениками. Стажироваться нас прикрепили к Николаю Васильевичу Бочарову – опытному специалисту, которого весь завод уважал. Мы были довольны – и первую зарплату уже получили, и в цехе почти освоились. Но, что говорить, работать – не отдыхать, выходных всегда ждали с нетерпением. Особенно любили  пятницу.
         Домой со смены возвращались в хорошем настроении. Летний ветерок доносил с клумб запах петуний, солнышко уже не палило.   Глазели на припаркованные к обочине иномарки, на дачников, тащивших  рюкзаки и корзинки с электрички, на встречных девчонок, красивых и высокомерных. Долгожданная свобода воскресных  дней обещала что-то  очень хорошее.  Можно было поехать  на пляж,  или в городской парк на аттракционы, пойти в ночной клуб потанцевать. Мало ли что можно придумать! На крайняк – с родителями на дачу. Но выбор оказался самым неожиданным…
           Вечером, встретившись у подъезда, задумчивый Санёк вдруг предложил: «А давай махнём к твоей бабке в деревню рыбу ловить!» Честно, признаться, такого я не мог предположить. Купаться, ещё, куда ни шло. А рыбу ловить? Мы же не рыбаки… Опыт нулевой, мест для клёва не знаем! Лодки нет, снастей тоже. Как мы рыбу-то наловим? Но Сашка только загадочно улыбнулся.  Можно, конечно и к бабке поехать, она рада будет. Но, что за кайф в такую даль тащиться? Я, честно, не врубился.  Санёк доверительно шепнул: «Я заговор на рыбу знаю, проверить его хочу». Вот, так, да!  Это меняет дело! Раз волшебство вклинилось в нашу заурядную, размеренную жизнь, тогда и думать нечего – нельзя игнорировать! Дед у меня настоящим рыбаком был. Старая лодка, наверняка, в сарае валяется. Да и удочки найдём! Было решено – утром в деревню и на рыбалку!
             Когда мы  приехали к бабушке,  был уже полдень. Первым делом отыскали в сарае дедушкину резиновую лодку, старую и запылённую. Нашли и заржавевший насос, накачали её – вроде, ничего, «жива еще старушка», не  сдувается! Удочки приспособили. С червями, правда, туго пришлось. Накопали немного на огороде у бабули, да еще у соседского  пацана выпросили, запасливый оказался.  Перекусили на ходу – и за дело!
            Притащились с лодкой к берегу, огляделись. В какую сторону податься? Рыбаков полно! Но Волга большая, островов в округе  много, найдётся и нам хорошее местечко. С тем и принялись отгребать от заставленного машинами побережья ближе к коренной реке. Жаркое солнышко стояло высоко в безветренном голубом небе, отражалось в тёмно-серой волжской воде множеством ярких лучей, колыхалось в ребристой волне. Наши вёсла неравномерно и неумело рассекали воду, от чего её  серебряные брызги вспыхивали под солнечными лучами настоящим фейерверком.
           Грести было неудобно: вёсла маленькие, лодка ненадёжная, течение сильное. Решили, что не стоит очень уж  упираться. Если заговор на рыбу настоящий, и он будет действовать, то какая разница, в каком месте реки мы будем находиться? Чем ближе к берегу, тем лучше. Грести меньше,  не так устанем и у лодки меньше шансов прохудиться под тяжестью улова (если, конечно, заговор сработает)! 
            Бросили якорь почти напротив деревни, чуть взяв влево, к небольшому островку, заросшему осокой и камышами. Тут и там качались на волнах рыбацкие лодки с неподвижными спинами рыбаков. Желающих поживиться рыбкой хватало! Прицельными взглядами глядели они на поплавки, но видать, не сильно клевало.  Санёк заметно нервничал – приближалось ответственное время начала эксперимента. Он сел лицом к востоку, как было необходимо, насадил червя на удочку, достал из потайного карманчика свёрнутый вчетверо листок и стал читать шёпотом слова заклинания. Я тоже закинул удочку подальше от лодки, при этом всё время оглядывался на сосредоточенного Сашку. Заклинания его я не слышал, лишь отдельные слова улавливал иногда «краем уха»: «таскать рыбу, клюнь, ловись рыбка…» 
         Было ужасно смешно видеть, как он старается, проговаривает написанные на листочке волшебные слова, и я еле-еле сдерживался, чтобы не расхохотаться и не испортить ритуал, да и не обидеть друга. Но он не обращал на меня  внимания, продолжая читать и читать заклинание. Позже я узнал, что нужно  его трижды произнести для верности. Закончив читать, Санёк сунул листочек обратно в карман и стал смотреть на поплавок. Мне даже обидно стало. Вот так друг – себе рыбы наколдовал, а я как бы и не при чём. Не ожидал такого подвоха. И лодка моя, и удочки мои... Он, значит волшебник, а я – нет никто! Но я погорячился. Друг у меня,  оказалось,  просто опыт на себе проводил, чтобы не опозориться передо мной. Но в тот момент, хоть и смешно было очень, внутри где-то засела обида. Правда, не надолго – до тех самых пор, пока Сашкин поплавок не стал дёргаться: опускаться в воду  и подниматься на поверхность. Сработало!  «Давай!», – зашипел ему я, сгорая от нетерпения. Взволнованный Санёк, осторожно вытянул удочку. На ней, качаясь из стороны в сторону, трепыхался огромный окунь…  Наш  восторг  выдавали только глаза! Санёк даже покраснел от нахлынувших эмоций.  «Е-e-s!» – сделал он характерный жест рукой, мол, знай наших! Сняв рыбину с крючка, кинул её в целлофановый мешок, который стал прыгать по лодке…
           Начало положено. Клёв есть, значит, мы будем с уловом и привезём домой много отличной рыбы! Всех удивим – и бабушку, и родителей, и друзей! Жареной – наедимся,   насолим, и Бочара нашего угостим (так мы  наставника  про себя звали). Санёк полез в свой потайной карманчик и протянул мне,  уже смявшуюся, бумажку с заговором. Одной рукой я продолжал держать удочку, а второй аккуратно развернул листок.
          На нём кривоватым Сашкиным подчерком было написано следующее:  «Царь Нептун! Сколь много рыбы в воде бьётся, сколь долго она не переведётся. Так и мне таскать домой рыбу – не  перетаскать, ловить рыбу – не переловить. Рыба свежа, нажива жирна, клюнь да подёрни, ко дну потяни. Ловись рыбка, мала и велика. Ключ на замок – Нептун мне под бок. Аминь.»
        Я стал медленно, полушепотом, читать слова заговора, боясь что-нибудь перепутать и ошибиться. Я, правда,  сидел лицом на запад, а не на восток, но не хотел нарушать правил и, повернув шею на 180 градусов, три раза прочитал  и затаился в ожидании.
          Санёк тем временем нацепил на крючок другого червя и закинул удочку в прозрачную гладь реки.  Прошло несколько тревожных минут – у него опять стало клевать! В этот же момент у меня тоже запрыгал поплавок. «Ура!» Мы почти одновременно вытащили из воды двух крупных, пузатых линьков! Какие они были красивые! Чёрный глянец спинок стекал в красно-оранжевые крылья хвостика, переливаясь на солнышке перламутром. Они дёргались, пытаясь спрыгнуть с крючка. Их ярко-красные глаза смотрели на нас удивлённо…
         Радость нас окрылила. Смеялись мы беззвучно – только сияющими взглядами и сумасшедшей мимикой лица! В это время казалось, что весь мир радуется и удивляется вместе с нами:  прибрежный камыш, прозрачные легкие волны, ласкающие лодку, яркое солнышко и даже деревенские дома, глядящие на нас сквозь жаркое воздушное марево дня.   Заговор действует! Удача с нами!  Главное, её не потерять.
          Процесс ловли рыбы был  увлекательным и фантастичным. Мы доставали из речных кладовых царя Нептуна чудесную рыбу – крупную и среднюю в серебряной и золочёной чешуе, складывали в пакеты. Пакеты постепенно наполнялись  подлещиками, окунями, линьками,  краснопёрками. Мы сами были точно околдованы, находились в ликующем, затуманенном состоянии. Казалось, время  остановилось, исчезло окружающее пространство.  Азарт  и жажда наживы полностью поглотили нас.
        Мы даже не заметили, что за нашей рыбалкой  наблюдают соседи-рыбаки, подтянувшись поближе. Мужики, видно, почувствовали, что дело не чисто. Рыбы-то у нас пол-лодки, а у них – всего ничего!  «Здорово, красны молодцы! На чё ловите?  Больно шустро у нас клюёт, не успеваете вытаскивать! А нам вот, домой не с чем возвращаться… Может, секретом каким поделитесь?», - заинтересованно осведомился один из них, заглядывая в нашу лодку.
        Санёк даже смутился в первое мгновение, но тут же отреагировал вполне адекватно, кивнув на банку с червями. «Нет у нас секретов», – равнодушно ответил он. Я молчал. Немного помедлив, они отдалились. 
       Мы, счастливые,  посмотрели друг на  друга, на рыбу, трепыхающуюся в лодке, на солнышко, которое заметно наклонилось к горизонту – не пора ли нам восвояси? Рыбы много, её ещё дотащить до Саратова надо. К тому же приближается вечер… Наверняка на автобус последний не успеем, да и пароходик уже  ушёл. Смотали удочки и стали тихонько двигаться к деревне. Спины обгорели, глаза болели от длительного смотрения на воду, голова была тяжёлой… Это мы только сейчас заметили. Но без издержек ничего не бывает. Зато, награда-то какая за это! Пол-лодки улова! Да и рыбка – загляденье, вся одна к одной. Не подвёл Нептун, царь морской и речной – щедро одарил!
       На берегу загорала молодёжь, отдыхали   семьи с детьми, стояли разноцветные легковушки. Мы вытащили лодку на песок. Пакетов для рыбы у нас не хватило. К тому же если в руках тащить пакеты с рыбой, то, что делать с лодкой? Не бросишь ведь её. Самым оптимальным вариантом оказалось транспортировка улова прямо в лодке. Не очень, конечно, удобно, но наверняка. Так и потащили лодку вместе с рыбой на руках, обходя людей и машины. Тут как раз к нам еще несколько человек подошли с просьбой натурального обмена: они нам водку и пиво, а мы им рыбки. Но и тут Санёк не купился на заманчивое предложение. Всем отказал, пожалел рыбы, хотя после этого немного расстроился. Пиво-то  было бы кстати…
     Пришли домой к бабуле настоящими рыбаками – довольными  и гордыми, но очень усталыми.  Бабуля картошки пожарила к нашему возвращению, огурцов  малосольных нарезала, а мы почти и не ели. Квасу, правда, много выпили, литра три, наверное. А она всё охает да удивляется нашему богатому улову: «Надо же, молодцы какие! Сроду не думала, что ты, Олежек, в дедушку пойдёшь! Вот уж, порадовался бы он сейчас за вас! Ох, молодцы, ребятки!»  Не знала она о тайне успеха нашей рыбалки, а если б узнала, то  ещё больше бы удивилась и не так  заохала...
       Было ясно, что в Саратов мы сегодня не попадём. Первый автобус – рано утром. Решили заночевать в деревне. Самый главный вопрос, как сохранить рыбу? Вариант только один: сложить компактно в целлофановые мешки и затарить  в холодильник. Там,  уж точно, не пропадет рыба до утра. Ничего с ней не случится,  довезём! И тени беспокойства не испытывали. А дома  всё сделаем как надо – и поделим, и выпотрошим. Тогда  и решим, какую сушить, какую солить, какую жарить. Так и поступили. Отнесли в погреб содержимое бабушкиного холодильника, конечно, с её разрешения. И сверху донизу забили пакетами с рыбой компактное пространство старенького холодильника «Саратов». Холодильник, мне показалась, «заохал», почувствовав тяжесть нового груза, заурчал энергичнее и громче. Мы вздохнули с облегчением – рыбу определили. Теперь можно и о своём отдыхе подумать. Глаза просто слипались от усталости. Бабуля постелила нам на веранде, прямо на полу, где прохладнее.  Здесь  гулял  ветерок, смешливая луна глядела на нас своим жёлтым взглядом сквозь застекленные рамы, разделённые на маленькие окошки.  Мы даже болтать не стали, просто не могли. Сразу  вырубились на бабушкиных матрасах и её огромных пуховых подушках.  Ночь пролетела как одно мгновенье.   
        А утром… Ах, это утро! Если бы мы знали, что нам придётся пережить тем незабываемым утром, то всё бы сделали по-другому. Обязательно бы с отдыхающими на берегу произвели натуральный обмен на пиво! Да, что после драки кулаками махать!? Все наши труды пропали самым глупым образом. Когда мы открыли холодильник, переполненный нашей чудесной рыбой, которой  щедро одарил царь-Нептун, то  нас буквально сбил с ног запах тухлятины – резкий и противный! Как  потом выяснилось, поздно вечером, когда все уснули, отключили электричество! Температура холодильника стала соответствовать температуре комнаты – + 30 градусов. Шансов сохраниться в нормальном состоянии у нашей рыбки не было. Семь часов без воздуха, в жарком замкнутом пространстве, не потрошёная…
       Для нас это явилось ударом  «ниже пояса». Никак не ожидали мы такого поворота событий. Было ужасно обидно! Все наши планы рухнули. Ощутили себя обманутыми и даже оскорблёнными! Поиздеваться над нами речной царь захотел? Как это расценить? В чём наши ошибки?  А может, Нептун испытать нас хотел, проверить на жадность? А может, просто решил посмеяться над нами? А может, зря мы так на волшебство надеялись? Этих «может» было  много, да толку-то что? Рыбу ведь не вернёшь.  Весь свой улов – всю  до одной рыбки, выбросили мы на помойку! Бабуля даже прикопать её  велела, чтобы «мухоту не разводить».
         Домой возвратились в самом скверном расположении духа, злые, обгоревшие.  Никому  не рассказали  о своих приключениях на рыбалке, что зря позориться?  Да и переживать всё заново не хотелось, себя дураками выставлять…  Не знаю, сохранился ли  у Санька его заговор на рыбу?  Но  то, что серьёзно подшутил над нами Нептун, это точно.


               


Рецензии
Рассказ читается как детектив. И радость хорошо описана, и "горе"... Вот только протухшую рыбу в грядки закопать не догадались. На следующий год был бы урожай неимоверный... Был такой опыт у садоводов на каменистой почве... Спасибо!

Вадим Басов   21.11.2019 18:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим, за прочтение! Эта история была на самом деле с молодыми людьми... Желаю Вам интересных сюжетов.

Наталия Тремасова   24.11.2019 15:11   Заявить о нарушении