Ступени времени. картина 20

                В феврале 1960 года Люся, будучи уже обладательницей диплома,
                вернулась домой в Сочи и подала в местный ЗАГС наши с ней
                документы. Наш брак был назначен на 12 апреля. Сашу и Анастасию
                на вокзале встречали Люся и её папа.

Отец Люси – С удовольствием приветствуем вас в нашем городе, постараемся чтобы вам у нас
            понравилось. Надеюсь, ночь у вас прошла спокойно и вы в хорошем настроении.

Анастасия – Спасибо, поездка прошла нормально, мы постараемся, чтобы наш приезд не очень изменил
            ваш ежедневный быт.

Люся – К сожалению, мама не успела вернуться из санатория в Крыму, но 12 должна быть дома.

Анастасия – Ну что ж, главное, что на бракосочетании она сможет присутствовать и дать на него
            своё благословение.

                Квартира Люсиных родителей была в шикарном,сталинских времен доме
                с высокими потолками и состояла из трех комнат. Но одну из комнат
                разбили перегородкой на две. Одну из этих вновь образованных
                комнат с окном на улицу занимал Люсин брат, а другую с окном на
                большой балкон занимала её сестра. Но сестра в данный момент была
                на учебе в Ленинграде, а брат отбывал срочную службу в армии. Отец
                Люси стал звонить супруге в палату, но трубку взял врач и заявил,
                что нечего больную беспокоить и мешать лечению -

Отец Люси – Какую такую болезнь у неё нашли, что так беспокоятся о её здоровье? Отправлялась туда
            вполне здоровой.
Люся – И откуда врач мог подозревать, что твой звонок её обеспокоит?

Отец Люси – Видно она ему жаловалась, что донимаю её требованиями скорей вернуться.

                Мадам так и не соизволила вернуться к 12-му. Факт её неприезда
                омрачил всем настроение, но все держались и не рассуждали на этот
                счет. Люсе и Саше отвели комнату её брата, а Анастасии соседнюю.
                Молодые ночью  разговаривали мало. Больше делом занимались. А
                утром на простыне увидели пятно крови. Через пару дней Саша
                обнаружил, что головка пениса стала легко обнажаться, раньше этому
                мешала продольная пленочка, которой не стало.
                С грустью Люся расставалась с отцом, который оставался в доме
                один.
                По приезде в Тбилиси Саша решил собрать друзей, чтобы познакомить
                их с молодой женой –

Саша – Мама, ты знаешь, из моих друзей я мало кого смог найти.

Анастасия – Нам  с Инной надо знать - на сколько человек готовить стол.

Саша – Тогда считайте:  из школьных друзей – Алеша, Котик, Игорь Б., Вова; из институтских –
       Эмма.
Инна – А Иру, с которой мы продолжаем историческую дружбу наших бабушек, ты не забыл?

Саша – Иру я, конечно, тоже позову, но жаль что не будет ни Бори, ни Геры, ни Гели.

Инна – Ну про Борю и Гелю понятно, они отправились по распределению на работу, а что с Герой, он
       ведь недавно женился на своей однокурснице  и вроде никуда не собирался? А с работы не
       будет никого?
Саша – Ну почему же? Те же Эмма и Вова – они работают у нас в СКБЭ.

Анастасия – Ну что гадать. Будем рассчитывать на 12 человек, больше в нашей 18-ти  метровой
            комнате и не вместить.

                В один из вечеров ребята собрались и вести стол
                предложили Котику. Он этому обрадовался и стал один за
                другим произносить цветастые тосты. После каждого его
                выступления Игорь Б. заявлял-

 ИгорьБ. – Наш уважаемый тамада хотел сказать следующее –

                И дальше говорил то, что хотел, мало сообразуясь с тем,
                что говорил  до него Котик.  Получалось смешно. Котик,
                вместо того чтоб дать ему по шее,  добродушно смеялся со
                всеми.
                Саша приступил к работе сразу же по возвращению в
                Тбилиси, а буквально через месяц в  технологическом
                отделе СКБЭ (специального конструкторского бюро
                электровозов)  начала работать и Люся.

Саша – Александр Ефимович, в КИГ (контрольно испытательную группу) сборочного цеха должны принять
      одного контрольного мастера и я хочу просить Владимира Ивановича перевести меня туда.

Александр Е. – А я было успокоился, что  наш штат укомплектован и слаженно работает.  Саша, зачем
        Вам это, Вы теперь семейный человек. Наш цех нет-нет  да и получит премиальные, а
        сборочный цех, куда Вы стремитесь, не успевает каждый месяц сдать один, а то и два
        электровоза и премий давно не видит. Это Вас не смущает?

Саша – Это, конечно, печальный факт, но мне нужно детально ознакомиться с испытаниями
       электровоза.

Александр Е. – Ну тогда пошли к начальству вместе, буду требовать срочную замену.

                И они вдвоем пошли к Владимиру Ивановичу –

Александр Е. – Владимир Иванович, Саша надумал переходить в сборочный цех, а мои ребята еще в
         отпуске не были. Что будем делать?

Владимир Ив. – Мне тут кадры предлагают одного парня, правда, он учился на  кафедре привода ГПИ
         (Грузинского  политехнического института), а не железнодорожного транспорта. Ему к тебе,
          Александр Ефимович, вроде как по профилю, а Сашу в первый цех.

Александр Е. – Но его ещё учить надо, а у моих мастеров маленькие дети, им бы отпуска летом.

Владимир Ив. – Ну это Ваши проблемы. Откуда я возьму тебе готовенького? Да и с Сашей у Вас так
         быстро получилось. Повтори опыт. Итак, звоню в кадры. Завтра получишь человека.

Александр Е. – Так Саша и сам хотел побыстрее.

Владимир И. – Ну и этого надо заинтересовать.  Саша, а Вас в КИГ я смогу оформить  только когда
        его начальника переведут заместителем начальника сборочного цеха, впрочем, это дело
        решенное, а пока поработаете мастером ОТК по сдаче готовых электровозов инспекторам –
        приемщикам, сотрудникам МПС (Министерство путей сообщения). У единственного оставшегося
        мастера- сдатчика шкафчик для одежды имеется в комнате КИГовцев. Найдите его и с
        завтрашнего дня выходите с ним в смену, набирайтесь опыта, а через пару дней будете
        работать самостоятельно.

                Задуманное  Владимиром Ивановичем осуществилось, и Саша даже
                остался доволен тем, что некоторое время проработал мастером по
                сдаче электровозов, так как в это время присматривался и к работе
                КИГовцев. В один прекрасный день Владимир Иванович объявил, что
                переход Саши в КИГ оформлен приказом, а начальником группы, а
                следовательно и Саши стал Валентин. И Саша сталь выходить на
                работу вместе с Валентином во вторую смену.

Владимир И. – Ну, парень, злой рок просто тебя преследует (заявил он Саше в понедельник, когда
              тот вышел на работу в первую смену). Твоего нового начальника угораздило свалиться
              в яму и вывихнуть ногу. На прошлом месте ты смог в такой же ситуации вести смену
              самостоятельно. А теперь?

Саша – Как Вы знаете, практически ни один из электровозов не бывает испытан по всем пунктам до
       конца одним из контрольных мастеров, так как  на все испытания требуют больше времени, чем 
       длится одна смена. Поэтому сменный мастер, проделав то или иное испытание, расписывается
       о проделанной работе в графике выполненном на листе миллиметровки, который висит на стене
       в комнате КИГ. Пройдемте туда и я укажу пункты испытаний, в которых я принимал участие и
       которые готов выполнить.

                Они прошли в комнату и  вдвоем просмотрели график -

Владимир И. – Выходит ты Саша не берешься провести испытания только по двум последним пунктам?

Саша – Да, в испытаниях двух последних пунктов я не участвовал, но проверка защиты от короткого
       замыкания, по сути, минутное дело и Гурам, который выйдет во вторую смену мне её
       продемонстрирует, а вот для проверочных поездок до станции Каспи, когда электровоз нужно
       проверить во всех ступенях  режима тяги, а так же в режиме рекуперации  (режим работы, при
       котором электровоз возвращает электрическую энергию в сеть). Тут нужна практика, пока я
       даже не подозреваю, с какими неполадками можно столкнуться.

Владимир И. – Оба наших машиниста люди опытные и смогут подсказать что дает сбой, но устранить 
          неисправность должен, конечно, контрольный  мастер. Поэтому  я сейчас иду к начальнику
          первого цеха договариваться о том, чтобы вернул на несколько дней Тенгиза, который у
          него теперь заместителем. Вдвоем с Гурамом они обеспечат все выезды на магистральную
          дорогу. Отказать мне начальник цеха не сможет, так как другого выхода нет. Иначе  у
          него же план  и полетит. Тебя Саша на магистраль выпускать рано. Но все испытания на
          территории завода  до вывода электровоза под контактную сеть ты готов выполнять?

Саша – Да, готов.

Владимир И. – Прекрасно. А помощник машиниста и электрик твоей смены  сегодня на месте?

Саша – Да, на работу вышли.

Владимир И. – Тогда я пошел. Появится Гурам – введешь в курс дела.

                Через несколько дней Валентин смог выйти на работу. А вскоре и
                Саше доверили выводить испытуемые электровозы на магистральную
                дорогу. Как-то в 22 часа  последнего дня месяца заместитель
                директора по производству подошел к Саше и сказал -

Зам. директора (начальник производства) – Саша, ты же знаешь, что если электровоз до 24-х не
        выйдет на магистральную дорогу, он не будет считаться изготовленным в этом месяце. То
        есть завод план не выполнит. Успеем вывести?

Саша – Вот сейчас проверю его высоким напряжением. Затем выведу из цеха под контактную сеть и
       проверю защиту от короткого замыкания и можно в путь.

                Но произошло неожиданное. При испытании высоким напряжением 
                пробило один из тяговых двигателей.

Зам. директора  – Саша, какой ужас, что произошло?
 
Саша – Действительно странно, ведь при изготовлении и сборке отдельные узлы двигателя да и сам
       готовый двигатель проверялись более высоким напряжением и выдерживали испытание.
Зам. директора  – Что будем делать?

Саша – Переключу силовую схему так  чтобы был отключен пробитый двигатель и его напарник и выеду
       под контактную сеть, а затем и на пробег на магистраль с шестью двигателями вместо восьми.

Зам. директора  – Таким образом, выезд  до 24 нам будет  зачтен и план не будет провален?

Саша – Выход двигателя из строя будет считаться произошедшим при обкатке и после его замены на
       новый электровоз, вновь выпустим на магистраль и обкатаем.

Зам. директора  – Сейчас же направлю людей отсоединять поврежденный двигатель и звоню на дорогу,
       подтверждая наш выезд до 24-х.

Саша – Не надо ничего отсоединять и тратить время. Переключение схемы осуществляется  ручными
       переключателями в ВВК (высоковольтных камерах), я это сделаю за несколько минут.
Зам. директора  – Ну как знаешь. Но может отсоединить и изолировать надежнее?

Саша – Надежнее и быстрее, чем я предлагаю, не существует. Пришлите скорее тепло-воз, чтоб вывел
       меня под сеть.

                Этот маневр с засчитываемым по времени выездом на
                дорогу был осуществлен и завод выполнил месячный план. 
                Дни бежали быстро и когда зимой подошло время выхода
                Люси в декретный отпуск она объявила, что хочет рожать
                у своих родителей –

Анастасия – Саша, в этом нет ничего странного, я её понимаю. Отпрошусь на пару дней и свезу её в
            Сочи. Все будет хорошо.

                Так и поступили. И в начале января у Люси и Саши
                появилась в Сочи на свет дочь Стелла. И только по
                прошествии трех месяцев Саша привез жену и дочь в
                Тбилиси. Но по приезду в Тбилиси Стелла перестала
                прибавлять в весе по полагающемуся ей графику и стала
                менее охотно  есть.

Врач – Дорогие родители, ребенок не добирает норму от того, что ей не хватает воздуха, ваша
       комната в 6,5м2  слишком мала для вашей семьи. Срочно ищите выход из положения.

                Родители Саши и Люси высказали следующие соображения –

Отец Люси – А чего тут долго думать – переезжайте к нам в Сочи, и места для работы найдем и
         квартиру выбьем, а если у Саши будет партбилет, то можно будет и на руководящую
         должность, например, на механический завод устроить.А временно поживете у нас.

                Все это он говорил, специально приехав в Тбилиси.

Александр – Саша, увы, так сразу тебе завод дать жилье не сможет. Давайте вы втроем
          прописывайтесь в нашей с женой однокомнатной квартире и я стану в очередь на
          расширение. Так будет быстрее.

Анастасия – Саша, если действовать надо срочно, то есть только один вариант – несите сюда к нам с
            Инной ребенка с кроваткой и всеми вещами и она будет жить у нас, а вы с Люсей будете
            её навещать.

                Так и поступили, да другого выхода и не было. И жизнь с
                увеличившимся кругом домашних забот и рабочих
                трудностей потекла дальше.

Александр – Саша, а какой тебе было смысл возвращаться на испытательную станцию  электрических
         машин – участок, который тебе хорошо знаком. Правда, начальником.

Саша – Ты же знаешь Владимира Ивановича, у него все в связке – переход Александра Ефимовича
       начальником технологического отдела СКБЭ, мой переход на его место во второй цех, а на мое
       - нового человека в КИГ. Чем больше инженер освоит мест работы на заводе, тем он ценнее и
       полезнее, так как при нужде сможет  моментально заменить  кое-кого на тех местах, на
       которых уже работал.

Александр – Кстати, СКБЭ теперь самостоятельная организация.
 
Саша – Это отделение СКБЭ  от нас для завода выгодно или нет?

Александр – Это смотря как дело пойдет. Во всяком случае, на сегодняшний день, у них появилась
         возможность несколько расшириться. Вместе с группой профессора В.Е.Розенфельда (МЭИ) они
         будут работать над проектом создания экспериментального электровоза постоянного тока
         высокого напряжения.

Саша – С группой профессора Розенфельда? Это великолепно, многие в СКБЭ повысят квалификацию. 
       Жаль, меня там не будет.

                Как- то у Саши на испытательной станции вдруг появился
                Леван, который будучи Ленинским стипендиантом  окончил тот
                же факультет, что и Саша и когда-то помогал ему с
                устройством художественного вечера –

Леван – Саша, привет! Это так здорово, что я тебя нашел и что ты начальник испыта-тельной
       станции.  Без твоей помощи мне с задачей моей не справиться.

Саша – Лева, привет. Давно тебя не видел,  рад буду тебе помочь.  Но  где ты и что у тебя за
       задача?

Леван – Я поступил в аспирантуру на нашей кафедре к Леван Григорьевичу и мы с ним  сформулировали
        мою диссертационную работу так – «Исследование нагревательных магнитных потерь и
        установление тепловых характеристик  тяговых машин магистральных электровозов».

Саша – А что, есть и ненагревательные магнитные потери?
 
Леван – Нет, конечно.

Саша – А почему не сказано, что машины постоянного тока?

Леван – Но это лишь предварительное название темы и его можно ещё раз десять переделать.

Саша – Ладно, при проведении типовых испытаний тяговых двигателей обычно снимается  семейство
       тепловых характеристик получаемых при разных напряжениях и токах. Такие кривые снятые и на
       нашем заводе и на Новочеркасском у нас есть, они вас удовлетворят?

Леван – Конечно, понадобятся и они, но для того чтобы отделить результат влияния магнитных потерь
       на нагрев разных частей двигателя от нагревов от потерь в якорной обмотке, механических
       потерь и всех других потерь мы хотим  при испытании двух  двигателей взаимной нагрузкой, 
       чтоб один из них был без якорной обмотки.

Саша – В таком случае нужно заполучить с обмоточного участка необмотанный якорь и установить его
       в готовый для общей сборки остов, а после испытания по твоей программе разобрать
       двигатель и вернуть его на обмоточный участок. А это значит, что на участке общей сборки
       нужно произвести одну сборку и одну неоплачиваемую разборку. Ну, с рабочими мы
       договоримся, а вот мастера как одного участка, так и второго на это не пойдут, так как
       будут бояться, что с двигателем может что-то произойти.

Леван – А что с ним может произойти?

Саша – Ну не скажи. При испытаниях бывало и подшипниковое кольцо начинало барахлить, да мало ли
       что.  Короче, мне нужна подписанная директором бумага, где будет говориться, что мне
       предписывается оказывать вам содействие в проведении ряда опытов, конечно, в моменты
       отсутствия  заводских испытаний. Я смогу махать этой бумагой перед некоторыми
       ответственными носами  и все будет хорошо.

Леван – Надеюсь, ваш директор в этой просьбе моему  шефу не сможет отказать.

Саша – Уверен, не сможет, да и не захочет – член-корреспондент Академии наук ГССР, это у нас кое-
       что значит.

                Нужная бумага действительно вскоре появилась и Саша с
                Леваном стали осуществлять все задуманные исследования,
                выходя для их осуществления в ночные смены. Все шло своим
                чередом: испытания, анализ полученных результатов; ещё
                испытания, осмысление, написание и сдача в печать трех
                необходимых статей; написание текстов диссертации и
                автореферата и их оформление; выполнение
                демонстрационных чертежей, и, наконец, Леван приносит
                Саше экземпляр автореферата с дарственной надписью -

Леван – Саша, как ты знаешь, первым оппонентом у меня назначен профессор МИИТа - М.Д.Находкин. 
      Вот он и прибывает вместе с супругой московским поездом в Тбилиси 3-го апреля. Давай мы
      вместе с тобой их встретим и отвезем в гостиницу, где номер уже заказан и ресторанное
      питание тоже. А дальше я их оставлю на  некоторое время на тебя,  а у меня ещё несколько
      нерешенных организационных вопросов. Люди они интеллигентные и особенно тебя обременять не
      будут, хотя и довольно пожилые.

Саша – Но защита у тебя только 6-го. Что ты будешь с ними делать 4 и 5-го?

Леван – Саша, будь другом – на работу выходи в вечернюю смену, а днем покажи им город, картинную
       галерею и ещё что-нибудь. Но все делай так, чтоб они не опаздывали в ресторан.

Саша – Видал нахалов, но такого нахальства… Давай так: я буду с ними с того момента как они
       откушают завтрак и доставляю их в гостиницу к обеду. А дальше изволь сам.

                Супруги Находкины действительно оказались людьми милыми и
                интеллигентными, но ставили перед собой трудновыполнимые для их
                возраста задачи как то – подняться к могиле Грибоедова и
                осмотреть старинную  часть города. И все-таки, когда Саша 6-го
                числа повидал Левана, он с чистой совестью сказал –

Саша – Докладываю: я выполнил  все их пожелания.

                Защита происходила в самой большой аудитории бывшего ТБИИЖТа (с
                1959/60 учебного года он был присоединен к ГПИ), где ряды
                располагались ступенчато, и Саше долго было спускаться со своего
                заднего ряда, когда он вызвался выступить в прениях. Члены
                Совета по присуждению ученых степеней транспортного факультета
                единогласно проголосовали «ЗА».

                А на заводе и в СКБЭ происходили грандиозные события –

Александр – Навидавшись во Франции передовых конструктивных решений, МПС предложило
            Новочеркасскому электровозостроительному заводу и существующему при нем научно-
            исследовательскому конструкторско-технологическому институту создать пассажирский
            четырехосный  электровоз переменного тока с двумя тяговыми двигателями, каждый из
            которых должен был вращать две колесные пары (такой электровоз был уже создан во
            Франции ).
Саша – Вот бы нам такого рода заказ.

Александр – Но Новочеркасск от него отказался, так как считает, что он невыполним – не удастся
            обеспечить такое давление на рельс как требует МПС. И тогда  за этот заказ предложили
            взяться нам. А это даст нам возможность расширить СКБЭ и приобрести  испытательное
            необходимое оборудование. Вот мы и дали согласие.

Саша – Ты упомянул о приобретении только испытательного оборудования, значит  расчет на то, что
       всю электрическую начинку электровоза переменного тока,  как то  трансформатор и силовую
       аппаратуру будем заказывать у других заводов, не осваивать же нам их выпуск для
       единичного электровоза.

Александр – Правильно мыслишь, но не только электрику, но и механику придется заказывать у
        других. Иначе завод пришлось бы увеличивать втрое и ушло бы на это целая пятилетка и
        многие миллионы денег.

Саша – Не могу понять логики заказчика, разве что на самом верху кто-то обуреваем желанием
       увидеть на наших дорогах подобное чудо техники.
 
Александр – За нами остается  не только разработка технической документации и заказ существующих
        электрических аппаратов и заказ на создание и изготовление механизма передачи вращающего
        момента от двигателя к колесным парам, но и создание самого тягового двигателя и его
        испытание (на последнем настаивает заказчик).

Саша – Да, нашему бы теленку да … и не подавиться.

                Тем временем завод, перешедший на выпуск своими силами
                созданного восьмиосного  двухсекционного электровоза
                постоянного тока ВЛ-10, взамен устаревшего ВЛ-8,
                наращивал их выпуск. Саша же приняв в это время вместо
                ушедшего Павла, нового контрольного мастера подготовил
                его себе на замену и перешел работать в (ОГК) отдел
                главного конструктора, потеряв при этом в окладе 10
                рублей – он хотел хорошо представлять как взаимодействуют
                все части (отделы)завода.

Александр – (Как-то в разговоре с сыном) Ну что, Саша, набираешься опыта в ОГТ?

Саша – Только тем и обогатился, что узнал - как в стране происходит подготовка замены
       действующих ГОСТов (государственных стандартов), да как вносятся поправки в чертежи, когда
       в каком-нибудь узле меняется материал одной из деталей.

Александр – Меня порадовало твое двукратное вмешательство в препирательство между главным
      конструктором и главным технологом, когда ты брался решать стоящие перед ними задачи.

Саша – Так ты обратил на это внимание? Я до сих пор недоумеваю, зачем им было столько спорить –
       ведь вопросы решались так легко.

Александр – Я обратил внимание на то, что дней 10 спускаясь в цеха я видел валяющийся на
       пригорке брус из специальной стали, раздобытый с таким трудом нашими заготовителями, из
       которого предполагается изготовить  два вала для тяговых двигателей экспериментального 
       пассажирского электровоза переменного тока. Видел я и литую обечайку (необработанный
       корпус двигателя) нового двигателя которую почему-то не спешили разметить.

Саша – Из этой истории я понял, что не узаконено какой из отделов ОГК или ОГТ должны сопровождать
      изготовление первого экземпляра нового изделия. В том случае если бы ОГК проектировал
      изделие, то с него и можно было бы требовать сопровождения, а тут двигатель проектировал
      СКБЭ – практически сторонняя организация. Вот тут-то бы и вмешаться начальству. Но
      пришлось мне, чуть ли не выпрашивать у главного конструктора дать мне возможность 
      разрешить эти вопросы.
 
Александр – Он, вероятно, боялся, что ты можешь ошибиться в разметках  и тогда мы бы загубили
      заготовку – двух  валов  из нее бы не получилось, а этот брус специальной стали завод
      выбивал через Госплан СССР. Да и с обечайкой пришлось бы долго возиться, восстанавливая 
      сваркой все не по месту сделанные отверстия.

Саша – Ну с заказом на заготовку для валов вообще полный анекдот: вероятно, просто заказывали по 
       необходимому общему весу двух валов, не учитывая, что на заводе, да и во всей Грузии нет
       молота способного придать надлежащую форму длинному (имеется ввиду невозможность осадки)
       брусу со случайными скосами и выбоинами.

Александр – Но ты прекрасно справился в обоих случаях.

Саша – Ну поработал я в бюро электрических машин ОГК. Пора мне двинуться в СКБЭ. На заводе ты
       мне, отец, мешаешь тем что могут думать, что я берусь за трудные вопросы в надежде на
       тебя.

Александр – С чего ты это взял?

Саша – Руководителем вновь организованного бюро по новым электровозам  в ОГК назначили инженера-
       металлурга, а были слухи, что назначат меня. Нет, мне пора в СКБЭ.

Александр – Это говорит в тебе обида. Да и СКБЭ теперь самостоятельная организация, а ты
       распределен на завод.

Саша – Да, был распределен на завод на 3 года, которые давно прошли,  теперь я вольная птица. И
       что СКБЭ теперь самостоятельная организация это хорошо.

Александр – Ну как знаешь.

                На следующий же день Саша зашел к начальнику
                исследовательского отдела СКБЭ -

Саша – Михаил Захарович, мне бы хотелось поработать в Вашем отделе, есть ли такая возможность?

Михаил Захарович – Если Вы уладите все вопросы с начальством, я буду только рад. Вы ведь и
       электровоз знаете и испытания электрических машин. Буду рад.

Саша – Я бы хотел поработать у Вас в группе моделирования.

Михаил Захарович – У нас пока всего-навсего одна несчастная аналоговая машина МН-7 и я посадил за
       нее двух человек. Куда я их уберу? Переходите пока к нам в группу электрических машин. В
       6-ом цеху уже начат монтаж двух стендов: один для испытаний машин постоянного тока и 
       второй для пульсирующего тока, за схему которого я получил авторское свидетельство. Уверяю
       Вас, Вам будет интересно. А в дальнейшем посмотрим.

                И Саша согласился на столь неопределенные условия, решив,
                что и при работе в группе электрических машин сумеет урвать
                время для освоения вычислительной машины. В эту же пору
                Саша познакомился с попавшим по распределению в отдел
                технического контроля Аликом (Александром Александровичем)
                – выпускником Сашиной же кафедры, очутившейся вместе со всем
                институтом ТБИИЖТ в составе ГПИ (Грузинский политехнический
                институт). Алик окончил институт на три года позже Саши и не
                был доволен своей работой в ОТК, где занимался оформлением
                документации. По совету Саши, со временем он перебрался на
                место контрольного мастера-сдатчика электровозов и перед ним
                стоял вопрос – куда стремиться дальше.

Саша – Алик, ты знаешь, я тут столкнулся с тем, что на производстве людей оценивают  по стажу их
      работы, предполагая, что каждый способен освоить вверенную ему на определенном месте работу
      и чем дольше он работает, тем глубже его знания.

Алик – Вроде бы логично.

Саша – Не совсем так. Правда, при длительной работе больше шансов столкнуться с возможными
       отклонениями, но однообразие приедается и оттого притупляется внимание. Вот в группе
       электрических машин СКБЭ, куда я попал, я обнаружил в подготовленном молодым инженером
       плане проведения типовых испытаний мотор-компрессора, что не предусматривается подача на
       его коллектор охлаждающего воздуха.

Алик – Чему тут удивляться, сам же говоришь, что исполнитель молодой инженер.

Саша – Да, но работа уже подписана двумя стоящими выше его по служебной лестнице лицами. Даже
       поднимать вопрос неудобно.

Алик – И что ты решил?

Саша – Просто указал исполнителю на его, если можно так сказать, недосмотр. Пусть сам
       выкручивается.

Алик – Ну и правильно, может ему удастся спасти репутацию  свою и тех двоих, якобы проверивших
       его работу.

Саша – Право богодельня какая- то. Зато врагов не нажил.

Алик – Ещё успеешь.

Саша – Боюсь, что да. Вот обнаружил я, что силовая схема стенда для испытаний машин постоянного
       тока чрезвычайно замысловата и в ней предусмотрено несколько ненужных переключений. Её
       можно  было упростить. Подошел к инженеру, которой было поручено наблюдать за прокладкой
       схемы. Говорю: – Алла Борисовна , схема излишне усложнена, в ней лишние ножи переключения,
       их можно убрать. Многоопытная Алла Борисовна заявила: - Схему эту создавал известный
       проектный Харьковский институт. Все уже смонтировано, ну чего мы будем лезть. Пусть все
       остается как есть, ведь и в таком виде схема собирается.
 
Алик – Даже вникать не стала?

Саша – Не стала. Но оказалось, что плюс ко всему, СКБЭ заключил договор с пусконаладочной
       организацией, вместо того, чтобы самим все это проделать.

Алик – А что – «Лошади чужие, хомут не свой – погоняй не стой».

Саша – Когда пришли наладчики, я их главному изложил свои соображения. Он принял их во внимание
       и силами своих работников сделал нужные изменения, вероятно потребовав от СКБЭ
       дополнительную оплату за проделанную работу.


Рецензии