Утрата размерности

Лунное затмение 27 июля 2018 года. Справа снимок на айфон, слева из Сети.

Луна красная. Попала в земную тень, встретила здесь Марса – покраснела. Забавно, конечно, что Марс побелел (точка планеты получилась внушительной), как Луна, а Луна вдруг… бывает, бывает.
 
Знаменательно то, что на зодиакальном круге представленном на плоской карте (схеме, радиксе) Луна, Марс и Хвост Дракона совпали, сошлись в одной точке, а в небе всего лишь их сближение, совпадают лишь их проекции. Соединение Луны и Марса факт не астрономии, астрологии. Интерпретация соединения – своего рода проекция мифологического сюжета на плоскость ситуации (проблемы). Простое высказывание в сложных обстоятельствах.
 
И так не только в астрологии. В любых концепциях, учениях и нравоучениях всё строится на упрощении, на проецировании, на снижении размерности сложного объекта.
 
Видимое воспринимается через сетчатку, расположенную на глазном дне, которое является частью головного мозга. Свет падает на дно глаза как на дно колодца. Между прочим, находясь глубоко в колодце даже днём можно видеть звёзды в небе, солнце не помеха. Итак, фотоны достигают полусферы на которой размещены реагирующие клетки. Уже здесь начинается обработка сигнала, затем он передаётся дальше, в другие разделы мозга. Глаз самая интеллектуальная периферия мозга. Все прочие органы чувств исполняют свою партию в системе восприятия, но глаз играет роль первой скрипки, это очевидно.
 
Так плоская структура служит формированию объёмного образа внешнего мира. Видимое проецируется на участок сетчатки, а в результате получаем полноразмерную пространственную картину.
 
В технике одной проекцией не обойдёшься, приходится проектировать как минимум на три плоскости, получая своего рода развёртку.
 
В кинематографе проекторы отображают фильм на плоский экран, а сам фильм некогда представлял собой очень длинную целлулоидную ленту на которой размещалась последовательность кадров, каждый из которых проекция снятой киноаппаратом сцены. Появление цифровых технологий по сути дела ничего не изменило, более того, вместо проекции на плоскость имеем одномерную проекцию, длинный ряд нулей и единиц.
 
Когда-нибудь научатся сохранять образы не в одномерных структурах, а в трёхмерных; появится возможность моделировать левостороннее и правостороннее (синтаксическое и образное) в рамках некого целого; у человека роль этого целого исполняет мозг.
 
На листе бумаги, лежащем перед астрологом, изображен круг, разделённый на сектора, на круге точки, меж точками линии-хорды, какие-то значки. Астролог задумчив, сосредоточен, качает головой:
 
 – У вас, голубчик, Юпитер в соединении с Марсом.
 – И что это значит, – делает большие глаза клиент.
 – Это означает, что вы энергичны, с энтузиазмом боретесь за все, что кажется вам важным. Уверены в себе, вас не обескураживают отказы. Возможен фанатизм (надо глянуть другие аспекты) или неуместный шовинистический патриотизм, любовь к роскоши, пышные пиры. Как у вас с пышными пирами?
 
Клиент пытается припомнить, когда последний раз сидел в ресторане, но не может. Возможно, сойдёт дружеская попойка в конце прошлого месяца, когда неосторожно принял лишнего.
 
В данном случае консультирует Евгений Николаевич Колесов, он же Het Monster (интерпретация из его книги).
 
Фактически, астролог берёт данные из эфемерид – более или менее толстого справочника описывающего положение планет солнечной системы на длительный промежуток времени по дням. Если время, на которое произведены расчёты, совпадает с моментом рождения клиента, схема на бумаге называется наталом, радиксом или гороскопом.  Справочник и бумага по нынешним временам анахронизм, проще пользоваться ноутбуком.
 
На бумаге (на экране) соединение есть, а в небе указанные планеты отстоят друг от друга на приличном угловом расстоянии. Проекция упростила ситуацию, пространственное обратила в плоское.
 
Всякая проекция и есть уменьшение размерности проблемы или предмета.
 
Более того, астрологическая модель, по сути дела, одномерна, поскольку всё необходимое размещается даже не на листе, а на окружности. На плоском листе мы двухмерные существа с высоты своей "сложности" рассматривающие замкнутый одномерный мир, в котором если и есть перемещение, то рано или поздно окажешься там же, где и был, хотя по-видимости шёл прочь от исходной точки. Если наша Вселенная конечна, то в ней происходит то же самое: преодолеешь жуткое число световых лет и вдруг обнаружишь себя там, откуда стартовал.

Такое ощущение, что и я постоянно оказываюсь там, откуда пришёл, словно мой мир не только конечен, но ещё и перепутан на манер ленты Мёбиуса и сюжетов гравюр Эшера…


Рецензии