Цена слова

   Я вот о чем все думаю…
   В начале девяностых, когда все разваливалось и работы не было, занялся я коммерцией. Давал объявления «Куплю радио- и аудиоаппаратуру». Покупал, приводил в порядок. Приятель мой давал объявления о продаже уже имевшихся у меня аппаратов и когда звонили – направлял ко мне. Дела, вообще, шли можно сказать весьма недурно. Мы, по сути, были первыми на  том поприще, но да дело не в этом.
   О том чем я занимаюсь знали многие. Артур - сосед по лестничной площадке, большой любитель качественного звука в колонках – часто заглядывал ко мне послушать какой-нибудь новый аппарат. Однажды зашел он с приятелем – Виктором того звали, помнится.
Посидели, послушали музыку, поговорили. В конце Виктор попросил – если будут мне предлагать аппараты  Сони и Кроун, дать ему знать. И телефон и названия моделей на бумажке написал и оставил.  Но пролетело где-то с полгода, а то и больше, бумажку я куда-то затерял, о просьбе забыл, а зря как все время думаю…
   В доме, что рядом с нашим, жил пацан по имени Юрок. Где-то лет в шестнадцать он срок за наркоту получил и вышел лет через пять. Мать его к тому времени умерла, отец сошелся с какой-то женщиной и жил у нее, так что квартира в полном распоряжении Юрка оказалась. Так, в принципе, он вроде ничего был, спокойный, тихий… И вот подходит он ко мне и спрашивает возьму ли я у него японскую технику? Зашел к нему, посмотрел – и обалдел: усилитель-то еще так, из средних, а магнитофонная дека и проигрыватель компакт-дисков - просто сказка для тех времен.
   - Только деньги мне срочно, прямо сейчас нужны, - говорит Юрок, а я смотрю его, похоже, колбасит уже, «ломка», похоже, начинается.
   - Сколько? – спрашиваю
  Он мне цену называет в пятую часть их стоимости.
  Конечно, обвинить меня можно, что воспользовался положением пацана, но коммерция есть коммерция, да и аппараты без документов. К тому же рядом женщина Юрка, вроде бы как жена, была. Та в полном порядке, трезво на все смотрит и говорит…  Короче, я тут же заплатил ему и забрал аппаратуру. Неделя не прошла как техника «улетела», сами понимаете с каким «наваром».
  Ну, время потихоньку идет, все течет по-прежнему, только замечаю, что Юрка что-то не видно совсем. И тут…
   Выловили его труп в реке, с привязанными к ногам кирпичами. Только их маловато было, вот тело и всплыло. А на шее была рана огнестрельная, перебита сонная артерия.
По отпечаткам пальцев установили личность Юрка, началось следствие и выплыли дела крутые.
  В городе больше двух лет орудовала какая-то банда. Сначала выслеживали состоятельных, потом к ним подсылалась под видом коммунального инспектора женщина, которая выведывала где и что. А потом она приходила опять и говорила, что нужно составить акт и подписать. Ей открывали дверь и в квартиру вламывались грабители в масках с реальными пистолетами. Брали деньги и все ценное, связывали хозяев и уходили, причем их ждала своя машина неподалеку.
  А в тот раз они пошли на дело под кайфом, один из грабителей стал издеваться над  хозяином, наставил на него пистолет, а жена хозяина ударила его по руке. Выстрел, пуля от стены отрикошетила и перебила Юрку артерию.
  Подельники его схватили, рану зажали, в машину, домой привезли, пытались кровь остановить, но все было бесполезно. Собственно, он еще по пути умер. Делать нечего, от трупа надо избавляться, вот и утопили тело…
  Банду выследили, взяли, большие сроки всем дали, один, правда, сбежал, больше двадцати пяти лет в розыске числится. А женщина – та самая, жена Юрка была.
  Чего это я вспоминаю все столько лет? – Отвечу.
  В Евангелие я прочитал, что человеку лучше пообещав что-то плохое сделать это, чем не выполнить обещание. Да и в народе говорится: «Дал слово – держись!». Я Виктору обещал дать знать об аппаратах, о которых он просил сообщить. А то, что я тогда у Юрка купил были, как-раз, те самые модели… А Виктор, как я понял, в уголовном розыске по тем грабежам работал. Зря он тогда мне не сказал чем его интерес  к определенным моделям вызван. А я  если бы помнил свое обещание и сообщил ему сразу как только увидел аппараты, то Юрок жив остался бы. Бандит – не бандит, а все же человек…
  И вот думаю я: виноват я в смерти Юрка или нет?..
  Может, вы скажете?
                *   *   *
 
 


Рецензии