Владимир Войнович

       Помнится, в 1982 году Войнович выступал с едкими антисоветскими репликами на Русской службе Радио «Свобода». И одну из них завершил словами: «Все книги Брежнева через 50 лет сдадут в макулатуру и на полученные талоны купят “Чонкина”». Дело тут не в антисоветчине (большинство умных людей весьма критически относились к СССР, Брежнев был уже в полном маразме). Дело даже не в хвастовстве – оно свойственно человеку. Меня смутило то, что Владимир Николаевич вздумал сопоставлять себя с немощным больным стариком…

       Что будет в 2032 году, я предугадать затрудняюсь. Конечно, ни Брежнева, ни Войновича читать не будут. Но об эпохе Брежнева, как одной из самых спокойных в истории России, наверное, вспомнят, а о В.Н. – вряд ли.

       В 1960 году Войнович пришел в только что открывшееся здание на Пятницкой, 25 младшим редактором в программную дирекцию Всесоюзного радио. За спиной у него было два года Литинститута – не слишком могучее образование. Работа была нетворческой, агитационной (составление планов будущих передач и целых радиосериалов, восхваляющих «передовую социалистическую действительность»). Скука смертная. Платили гроши: он подрабатывал по вечерам на хлебозаводе.

       Но важна была корочка: с удостоверением сотрудника Гостелерадио можно было без проблем открывать двери любых издательств и редакций журналов, чем энергичный от природы В.Н. пользовался охотно и упорно. Честь ему и хвала.

       Накануне полета Гагарина на Пятницкую, 25 пришло распоряжение соорудить в течение двенадцати часов текст «гимна космонавтов». Трудность состояла в том, что мелодию Оскар Фельцман написал заранее, а значит, уже были определены длина строки и размер строфы, а размер был не самым простым, каковым считается ямб. Более того, стихосложение запева и припева сильно различалось. Поэтому «чайнику» (так именовали поэтов-песенников, находившихся на госслужбе) нужно было предварительно составить две «рыбы», то есть написать два бессмысленных набора слов, укладывавшихся в параметры мелодии. А затем уже прилагать обдуманные поэтические усилия по заданной теме.

       Никто, кроме Войновича, справиться с этим блиц-заданием не смог. А с ним, между прочим, работал в одном помещении известный уже тогда поэт-песенник Онегин Гаджикасимов, ушедший впоследствии в Оптину Пустынь и там закончивший свои дни вдали от погони за убегающей и иллюзорной человеческой славой.

       Войнович справился прекрасно, но спешка дала о себе знать в первых строках:

Заправлены в планшеты
Космические карты,
И штурман уточняет
В последний раз маршрут.

       Что же это за штурман такой, который без космических карт уточняет в последний раз маршрут?.. Дело не в этом. Популярность песни была велика. Но, кто такой Войнович, знали десятки человек, поскольку настоящее творчество являлось в те годы коллективной собственностью, народным достоянием. И это удручало молодого автора. На его рассказ в «Новом мире» «Путем взаимной переписки» обратили внимание несколько эстетов, отметив правдивость описания и крепкий сюжет.

       В публикации «Солдата Ивана Чонкина» Александр Твардовский категорически отказал. Владимир Николаевич не раз потом с обидой вспоминал фразу Александра Трифоновича о том, что в своем журнале он может напечатать любую художественную вещь. Обманул, похвастал? Сомневаюсь. Нет ничего критичнее на свете в адрес сильных мира сего, чем «Шинель» Гоголя. Но ни у одного поколения цензоров не поднялась рука запретить эту повесть, ибо она гениальна. В этом дело!

       Широкая известность пришла к Войновичу, когда он стал диссидентом и его выслали на Запад. В позднем СССР и в ранней России им так восхищались, так много печатали, что он взял, да и вернулся. Но, к огорчению, канул в Лету тот период, когда обожали просто грамотных литераторов, наступило время неграмотных. Об этом надо кричать, а не о собственных неудачах и подлости властей. Навалился на нас другой век! О Владимире Николаевиче объективно забыли, а это для людей подобного типа невыносимо. И Войнович, как умел, до самой смерти напоминал о себе. Жалко его, человек был больших фантазий.

28.07.2018


Рецензии
Статья не понравилась. В наши дни актуальность творчества Войновича только возросла. Иван Чонкин- это русский Швейк, признанный медкомиссией идиотом, но тем не менее оказавшийся мудрецом на фоне служителей государственной машины. Он не для своего времени, а навсегда.
Меня несколько удивила реакция официальных сми на смерть Войновича. Вроде как соболезновали. На самом деле "Москва 2042" написанная в 1986 году - о сегодняшней России с трубопроводом и гениалиссимусом, которыцй по совместительству ещё и патриарх русской церкви. Поэтому, видимо, об этом романе говорить не принято. Лучше вспомнить гимн космонавтов.

Владимир Архипов 4   30.07.2018 10:57     Заявить о нарушении
Полу честная. Как говорили римляне «0 мёртвых либо хорошо, либо ничего кроме правды». Автор не сделал ни первого, ни второго. Я понимаю, ещё можно про «Шапку» ничего не сказать, многие фильм смотрели, но умолчать о «Москве 2042»-это уже фальсификация. На прошлой неделе я слушал интервью с Войновичем. Он сказал, что не считает себя ни антисоветчиком, ни советчиком. Он-писатель. Тенденции развития России, увиденные им в 80-х годах он экстраполировал на будущее, и оно пугающе оформляется в наши дни. Не дай бог, если дождёмся ещё и превращения России в маленькую Московию.

Владимир Архипов 4   30.07.2018 13:22   Заявить о нарушении
Вы путаете, дождитесь хотя бы, когда пройдёт 40 дней. А Войновича ещё и не похоронили.

Владимир Архипов 4   30.07.2018 13:53   Заявить о нарушении
Я тоже атеист. Дело в порядочности.
И вообще, почему Вы, Павел отвечаете, а не автор. Я не для Вас рецензию писал.

Владимир Архипов 4   30.07.2018 14:06   Заявить о нарушении
Пусть так. Но мне Ваших именно комментариев не надо, как и Белинскому.

Владимир Архипов 4   30.07.2018 14:24   Заявить о нарушении
Нет, Вы правы, пусть читают.

Владимир Архипов 4   30.07.2018 14:36   Заявить о нарушении
Не надо превращать формат "рецензия" в формат личной переписки. Для этого существует другая форма.
А то на этом сайте категорически отвергается формат "форума" - коллективного участия в обсуждении. Ишь ты, автору баллы не приносит!..

Ну, и будем индивидуально "перестукиваться" каждый по своей батарее. Мечта мнящих себя гениями и коллекционирующих количество читателей. Непонято - зачем?


Евгений Жироухов   03.08.2018 19:46   Заявить о нарушении
Павел, я просто "типажи изучаю" на местном сайте. Нельзя, что ли, вас изучать?
Мешаю творчеству и выражению умных мыслей?

Когда похвалюшку зашлёшь - ух, как нравится, что их "изучают".

Могу выслать кучу похваляшек: кто в очередь? Оценю за два фурика боярышника.
Потомки потом будут предка вспоминать в облачном пространстве...

Вот как раз и в теме памяти о Войновиче!!!

Евгений Жироухов   03.08.2018 20:05   Заявить о нарушении
С интересом прочитала полемику,решила засвидетельствовать согласие с Яном Архиповым!
Полагаю, мы не одиноки в оценке творчества Войновича.

Что касается стихотворной строки,
то штурман космонавт уточняет маршрут не по картам,
По звёздному небу поэтичнее, прощаясь с любимой!
шутю.

А вообще, творчество М.Кедровского заинтересовало,
с таким автором и мелкие разногласия не помеха...

Зоя Чепрасова   31.05.2019 06:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.