Памяти наших бабушек

Посвящаю пенсионеркам, в свое время торопящимся со своими авоськами на рыночки, продавать пучки петрушки, перевязанные крепко-накрепко нитками. Таких людей уж и нет почти. А жаль.
Вероятно, каждый ставропольчанин еще помнит те времена, когда можно было зайти на любой из рынков нашего города и встретить там суетливых добродушных бабушек, продающих овощи и фрукты со своих грядок, со своих дач и палисадников. В выборе молодой картошечки, в детстве, мы с друзьями всегда приходили на Нижний рынок и по часу бродили среди торговых рядов, слушая сплетни продавщиц и покупателей.
Здесь было все: и версии о полетах инопланетян над страной, и вся информация о ворожеях с района, и хвалебные монологи своему товару. Картошечка пахла ставропольской землей, бабушки то злились, то смеялись, было легко и радостно на душе. Мы с друзьями выбирали тот картофель, что потверже, получали в подарок от добродушной бабушки еще и пару помидоров и довольные бежали жарить ее на углях в яр, что совсем неподалеку.
Прошло какое-то время и совсем изменился Нижний рынок. Да и город. Почти не осталось суетливых бабушек, торгующих бог весть чем, на его улицах. Бабушек, каждую субботу, летними деньками, толкающихся на дачной остановке, в районе СТАВНИИГИМа, с перевязанными тряпочками тяпками, а каждые будни продающих душистую кинзу и укропчик в самом городе.
Бабушек не знавших ни про ГМО, ни про то, что в Египте овощи покупать стране выгоднее, чем у них… Теперь и я, и те мои школьные друзья, с кем мы подкладывали на угли в яру «бульбу» с Нижнего (как мы его называли), ходим привычно в городские, как их называют – супермаркеты, и покупаем то, что привезли нам корабли, что посчитали наиболее вкусным для нас дяди с различных маркетинговых отделов.
Что же… Время изменчиво, вкусы меняются. Что же, оно и вероятно лучше для хозяек, спешащих вечером, домой с работы, ведь почти у каждого рядом с домом такой вот супермаркет. Может оно и так, рассуждал автор этих строк, с ностальгией вспоминающий о минувшем прошлом. Есть и Нижний рынок, есть Верхний, есть и другие… Там, островками воспоминаний из прошлого, скажет мне каждый, еще остались и овощные ряды, и торговки.
Нет, возрожу я, не так все и замечательно. Скоро и они изживут себя, печально, но необратимо. Да и товар там, в основном с фермерских хозяйств соседних регионов, если не ближнего зарубежья. А продают его наглые посредники, а не такие люди, как моя бабушка Юлия Дмитриевна, носившая на Нижний рынок годами цветочки со своего огородика. Большее вырастить не позволял участок. Гераньку, ромашку.
Носила пока ходили ноги. Теперь и цветочки можно купить во многих, тех же самых супермаркетах. Голландские. И угли для костра, и жидкость для его розжига. Прогресс. И сидеть на природе, пардон, на пикнике, сжимая в руках пластиковую посуду с тех же магазинов. Нет, это не зажаренная картошечка с хутора «Грушёвый» под обсуждение новостей, услышанных сию минуту на рынке о ворожеях нижней части города. Не то все это.
Однако извините, отвлекся. Видимо сегодня магазины самообслуживания единственная надежда для горожан удовлетворить многие свои потребности. Так и
полагал автор этих строк до последнего времени. Полагал бы и дальше. И никогда бы не написал об этом. Если бы не одно «НО». В последнее время всё чаще и чаще стали доноситься до меня недовольные высказывания моих знакомых.
Высказывания о некачественном обслуживании в сетях торговых супермаркетов. О просроченных продуктах, грубости персонала (а это, простите, отдельная тема, противники бабушек, торгующих собственными яблочками упирали всегда на то, что они почти все хамки, а вот в современных магазинах крупных фирм, продавцы и кассиры сплошь вежливость и услужливость), а главное о несоответствии ценников на товар с его реальной ценой при оформлении на самой кассе. Так ли это?
Норма ли это или временные трудности на местах? Ну, человеческий фактор, знаете ли… Правда ли то, что работа всех супермаркетов основана на обмане? Что происходит с просроченным товаром, снятым с полок дальше? Кто и как консультирует персонал перед работой? Есть ли служебная этика среди сотрудников магазинов? Как соблюдается личная гигиена и правила хранения товаров?
Я решил найти ответы на эти вопросы. Можно было бы ограничиться простым опросом недовольных клиентов и некоторых работников супермаркетов. Но перепечатывание той информации напоминало бы игру в сломанный телефон. Нет, нет и нет, дорогой читатель. Нет, житель родного города. Я вижу, как ты торопишься на обед с предприятия, как ты забегаешь за перекусом в один из супермаркетов. Толкаешься в очередях на кассу. Я слишком люблю тебя, чтобы так поступать. Нет. Никогда.
Итак, середина июня этого года. Я звоню по горячей линии в московский офис сети магазинов «Пятерочка». Звоню, для того, чтобы устроиться продавцом в один из его филиалов и изнутри взглянуть на то, что происходит в его стенах. Происходит в служебных помещениях, на складе, в раздевалке. Устраиваюсь для того, чтобы ты, дорогой читатель узнал из первых уст всю правду. Какие люди там работают, какое руководство.
Ну что же… Середина июня и мой звонок на «горячую линию». Итак, начали.
Вежливый голос, на том конце провода поинтересовавшись целью звонка, соединяет меня с лицом, отвечающим за набор персонала. Вновь вежливый голос задает ряд вопросов о моем образовании и навыках, городе из которого звоню и должности, на которую претендую.
Спокойно отвечаю на вопросы: Ставрополь, образование высшее, хочу устроиться продавцом. Просят подождать. После короткой паузы выдают – сможете ли сегодня, к 14 00 подойти на собеседование в магазин «Пятерочка», расположенный на улице Доваторцев, 50, дробь 1, к директору? Обещают зарплату в восемнадцать тысяч рублей в месяц. Конечно, смогу. Конец связи.
Бреюсь, одеваюсь, чашка кофе, и я уже еду в маршрутке воплощать в жизнь мечту о трудоустройстве. Большой, чистый магазин вызывает положительное впечатление. Прошу первую попавшуюся девушку в красной майке с надписью – «Подскажу где, что, почем», проводить к директору. Девушка ныряет за дверь служебного помещения и через минуту, с равнодушным лицом, выходит для того, чтобы проводить меня к руководству.
В коридоре вижу тележки, набитые разным товаром. И директора. Высокая, худощавая женщина, похожая слегка на школьного хулигана-переростка, с расхлябанными, вульгарными манерами представляется – Ирина Иннокентьевна. По сероватому лицу видно, что она неравнодушна к алкоголю. Отвечаю и на ее ряд вопросов. Санитарная книжка? Есть, но просрочена. Судимости? Не имею. Заполняю анкету и получив обещание иметь ежемесячно тринадцать тысяч рублей первые три месяца, а затем до шестнадцати, если в Москве одобрят мою кандидатуру, естественно. Выхожу.
Светит ласковое майское солнышко. Ну что же, будем ждать. Через три дня телефонный звонок. В трубке женский голос, не представляясь, говорит, что я одобрен и можно следовать в ставропольский офис оформляться. Догадываюсь, что речь идет о моей новой работе в «Пятерочке». Очень хорошо.
Первые впечатления наиболее сильные. Это знает каждый. Чем же встретил меня магазин в первый день? Увы, бегающим и истерящим директором, оскорбляющим подчиненных. Заметив меня, Ирина Иннокентьевна, выдает
– «Мне срочно нужен кассир, проходи на кассу учиться у кассира Наташи, завтра работаешь уже сам». Вот так поворот, на кассе не работал ни минуты, но и отказываться, естественно не буду. Прохожу осваивать новую профессию. Лента, подъитог, отмена, штрихкод. Вникаю весь день. На следующий день работаю самостоятельно. Ничего сложного. Сижу на кассе, пробиваю товар. Взгляд падает вниз, на пол. Что-то ползет. Присматриваюсь – рыжий таракан.
«Привет, местный житель».
Пусть ползет, я член экологической общественной организации. Трогать не буду. День пролетает быстро. Вечером при съеме кассы, заместитель директора магазина Соня, вводит меня в курс дела:
-«если в кассе будут излишки, а у опытных кассиров они бывают», Соня загадочно щуриться, «то они остаются в магазине, на хозяйственные нужды, а вот недостачу, возмещает кассир из своего кармана, в тот же день».
Итог моей работы на кассе - минус три рубля. Мальчику не хватило на мороженное. Я все равно продал.
В один из последующих дней, произошел конфликт (да и конфликтом не назовешь, так, выяснения противоречий) между мной и одной пожилой покупательницей. Дело в том, что овощи и фрукты взвешиваются кассиром на кассе. И вот после того, как я взвесил лимоны, покупательница проверила их вес на контрольных весах, что расположены на выходе из магазина, возле входной двери. В тот день они работали.
Почему в тот день, спросит читатель? Потому что обычно они стоят неисправными, так, для вида. В общем, мой вес оказался на пять грамм больше. Для меня самого это было шоком. Ложу на свои весы лимоны. Ничего лишнего. Ввожу их код и все. Простая система. Я сам никого не обвешиваю. Это невозможно. Но почему, же мой вес превышает вес контрольных весов? Мне было интересно и самому выяснить это. Я вызвал на кассу второго (всего их два) заместителя директора магазина Алексея.
Ничего доказать покупателю он не смог, да и видимо не хотел. Директора в тот день на работе не было. Недовольная женщина, купившая лимоны, пообещала пожаловаться на нас на «горячую линию» сети наших магазинов. На следующий день, Ирина Иннокентьевна, позвала нас с Алексеем к себе и отчитала. Но за что, как вы думаете? За то, что я не пообещал покупателю, подобного не совершать вновь (как, это программное обеспечение, к которому я не имею отношения), а Алексея за то, что не поругал меня прямо при покупательнице. Это такой вариант выхода из затруднительных ситуаций для директора, как выяснилось. В случае любого недопонимания продавца с покупателем, она всегда несется прямо на людях громко ругать подчиненного, на чем свет стоит. Вот такая политика. Я сам служил в армии.
коллеги по этому магазину, продавцы, многие работали в других до устройства в этот. И не очень лестно отзываются и о тех, где работали. То же сети. Супермаркеты. Те же правила игры.
Эх, бабушки с картошечкой, выращенной на своем подворье, как мне вас не хватает…
P.S. Про мою санитарную книжку, в магазине и не спрашивали больше. Забыли видимо. Я продлил естественно. Бог им судья.
Но хочу сказать еще кое-что. Служил я пять лет. Дослужился до прапорщика. И вот. В армии, даже самый глупый из сержантов знает, что ругать ефрейтора при рядовых не положено. Мне кажется, что это сравнимо и с нашем случаем. Выглядит хуже некуда. Представьте, в торговом зале заплаканная девочка продавец, кругом люди, а Иннокентьевна, упиваясь властью, разносит ее, не стесняясь в выражениях.
Еще один минус магазину. Ну что ж. Идем дальше. Про заместителей директора стоит сказать особо. Давайте остановимся и на их персонах. Как я уже сказал их двое. Молодые люди. Соня и Алексей. Соня во всем соглашается с директором. Специалист она, к слову хороший. Грамотнее Алексея, но и у нее есть один минус. Она накричала при покупателях как то, на пожилую женщину-уборщицу. Той и так тяжело. Возраст.
Да и кто еще пойдет на зарплату в восемь тысяч. Не выдержав позора, уборщица уволилась. Вот так штрих к портрету заместителя директора. Алексей не плохой парень, но относится к работе «спустя рукава», может с легкостью забыть о том, как взял у меня из кассы сто рублей днем, а вечером рассуждать о недостачи.
Меня всегда удивляло то, почему очень часто цена товара на кассе не соответствует цене на его ценнике. Ну вот, кассовый аппарат, пикнув, зафиксировал штрихкод. «Пробиваю» два пакета молока. Стоит бабушка, с мелочью в трясущихся руках. Оглашаю цену. Стока то. Бабушка, чуть не плача всхлипывает, мол, как же такое возможно. На ценнике указано чуть дешевле. Отпускаю бабушку, скинув пару рублей, что ж пусть уж будет небольшая недостача. Но сам факт был мне непонятен.
Непонятен до поры. Когда происходит повышение цен на товар, заменять старые ценники на новые, с молчаливого согласия директора, никто не спешит. Дело в том, что магазин пользуется славой весьма не дорогого. В плане экономии. А магазину необходимо выполнять план продаж. Так вот, покупателю, купившему продуктов на несколько тысяч, и часто не забирающему чек, и неясно, что он переплатил.
А в случае, если и узнает об этом небольшом обмане, всегда можно прибежать заместителю директора и накричать на кассира. Ну или еще на кого-нибудь из персонала. Как это не поменяли цену? И все. Поверьте, работает. Я называю этот метод – «методом Иннокентьевны».
Думаю, ей и премию за него можно дать. Не жалко. Хотя нет. Все же жалко. Ей - жалко. А вот почему. Куда, как думайте, девается товар, у которого сегодняшняя дата – последний день срока годности? Не за что не угадаете. Ирина Иннокентьевна продает его своим подчиненным, в конце рабочего дня по спец цене – минус пятьдесят процентов от стоимости. А сам товар благополучно списывает. Вот ей и премия. И хватит с нее и этого.
Прошел месяц моего знакомства с магазином. Познакомились. Получаю квиток на зарплату. Двенадцать тысяч с копейками. Штрафов не было. Ну что же, я рад тому, что хоть не повесили, прям посреди торгового зала за ошибки руководства (ошибки ли???). В общем, магазин хороший. Подумаешь – просроченные сухари на полках. Их берут, в основном те, кто не станет писать жалобы. А бабушка кипяточком намочит, да и проглотит. Вот тебе бабушка и Юрьев день от благодарных потомков по-Иннокентьевски…
А мне пора и честь знать… Поработали и баста. Остается лишь надеяться, что остальные новомодные магазины, дети глобализации, не такие. Хотя, знаете ли. Увы, вряд ли…


Рецензии
Увы, бабушек, с мелочью в трясущихся руках, у кассы мы видим нынче много. И обидно за них: пережили войну, восстанавливали народное хозяйство, а теперь еле выживают со своей нищенской пенсией. Жму зелёную кнопку.

Петр Панасейко   11.08.2018 09:51     Заявить о нарушении
Конечно жаль, а теперь эти торговые сети их вообще последнего заработка лишили...

Герман Фильберт   11.08.2018 09:59   Заявить о нарушении