Детектив или тень любви

Роман Агаты Кристи "Смерть в бассейне"

Это ни в коем случае, не критический разбор, ни сам детектив. Это - поход по горячим следам, что оставляет у впечатлительных читателей чтение детектива. Для начала, о названии. Смерть случилась не в бассейне, а возле бассейна. Но тут мог недостараться переводчик. Хотя, при описании этого английского бассейна становится ясно, что он - декоративная деталь, ландшафтная красота*. В нём голубая вода, он небольшой, его окружают цветы и камни. Это не улика против переводчика, а результат внимательного прочтения. Для чего и читаются детективы. Но, конечно, предвкушение печального конца в воде название создаёт.

О погибшем. Писательница безжалостно убивает, чужими руками конечно, самого привлекательного из мужских персонажей. Золотые волосы, голубые глаза, а затем - он же, лежащий у края бассейна (искусственного пруда), а его алая кровь стекает в голубую воду. Рядом, с револьвером в руках, его жена. Смерть происходит во второй части детектива. Первая треть романа - история любви, ровно десять глав. Два жанра в одном романе - удачная новизна.

О сыщике. Эркюль Пуаро появляется сразу после убийства у бассейна, в час дня с четвертью. Пришёл в гости, в назначенное время. Да, так бывает - приходишь в гости, а хозяева готовы поубивать друг друга. Дело Э.П. - понять психологические причины преступления. Он не знает о взаимоотношениях людей из высшего общества, в компании которых оказался впервые. А мы, читатели, уже десять глав прочитали, и всё о них, об отношениях персонажей. Обычно преступления совершается в начале детектива. И полно рядом тех, кто его мог совершить. Кто не знает, что убивают те, кому герой насолил? В этом романе так получается, что подозревать можно любого из гостей, даже Пуаро. Ну нет отпечатков пальцев на револьвере, оружии убийства, ни от кого из присутствующих. Пуаро в шоке, у него собираются снять отпечатки пальцев.

О любви. Герой успел прожить тридцать девять лет жизни так, что его пора было убить. А всё она, любовь, и её тень - ревность. У героя, врача Джона Кристоу, есть воспоминания о своей страстной любви в молодости. Есть жена и двое детей в настоящем, и уже пятнадцать лет как. Есть друг-любовница последние полгода, есть её родственница, двоюродная сестра, жена хозяина поместья. Для неё он - препятствие к родственному браку её двоюродной сестры на троюродном брате с целью сохранить поместье среди членов семьи. Троюродные брат и сестра могли бы без него заключить брак, по воспоминаниям юношеской любви. Но есть герой-доктор и, хотя брат любит сестру, трижды делает ей предложение, сестра отказывает трижды, так как любит героя-доктора. Доктор жить не может с чувством, что его кто-то не любит, что он кем-то из женщин не повелевает, не обладает.

О сюжетных находках. Так же, как у Айрис Мёрдок в "Чёрном принце", сюжет начинает закручиваться с приездом красивой дамы и её внимания к герою. У А.М. - это бывшая жена, вернувшаяся из Америки. У А.К. - это женщина, с которой герой был обручён, артистка из Голливуда.
Мужчина абсолютно не был готов оказаться в состоянии выбора сразу между тремя женщинами, в доме четвёртой.  Тут на помощь сюжету  приходит гадание его маленькой дочки на него, как на червового короля. Рядом с королем три дамы - червовая (артистка), она - карта над ним, то есть, имеет над ним власть. Трефовая (жена) - карта под ним, та над которой он имеет власть. Бубновая по одну сторону от него - любовница, и валет рядом с ней, троюродный брат. Восьмёрка пик по другую сторону означает, наличие тайного врага, а рядом - пиковая дама, старая леди (хозяйка поместья). Накрывает короля карта "туз", что означает смерть. В раскладе тайна "туза". Вот с таким гаданием герой с женой отправляются из Лондона на уикэнд в конце сентября.

Об уикэнде. Был вечер пятницы, доктор не пошёл сразу после работы домой ужинать, а провёл два часа у любовницы, обосновывая новые подходы к лечению. Его первоначальное желание близости не было встречено с пониманием. Два часа с любовницей провели в разговоре о неизлечимой болезни. Жена ждёт не дождётся, вся превратилась в ожидание. На столе остывает баранья нога и, пока муж не является к ужину, никто её не разогревает и к еде не притрагивается, даже дети не кормлены. Сразу после еды чета едет за город. Их уже встречают хозяева и некоторые гости. Всем распоряжается пиковая дама (хозяйка). Бубновая дама с трефовой идут посмотреть огород, находят и жуют сухой горох. Затем мужчины, любители оружия, затевают пальбу, и приглашают женщин поучаствовать, убить время до чая. Лучше всех попадает в цель пиковая дама. Она как-то выстрелила в кучу дерущихся с её мужем, ранила двоих, и мужа этим спасла, хотя был риск его убить. Хозяин шутит, по-английски, что ему в этой истории была отведена огорчительная роль риска. Червовый король (герой-доктор) после чая идёт прогуляться на холм с бубновой дамой (любовницей). Они отсутствуют до ужина. (Вечер пятницы сильно затянулся, непонятно, в какое время у доктора закончился рабочий день). После ужина все играют в карты, трефовая дама выигрывает, что улучшает её настроение. Червовый король своими несправедливыми придирками, по привычке, портит ей его. Разряжает накал в гостиной червовая дама (артистка-первая любовь). На ночь глядя она появляется, как бы случайная соседка. Герой провожает её до дому, проводит с ней три часа, до трёх ночи. Утром она же присылает ему письмо с вызовом прийти к ней тотчас. Он уходит в десять утра, так как есть время до ланча. Через три часа он её покидает с решимостью покинуть теперь уже навсегда, и мысленно и телесно. Герой шесть часов, вкупе, проводит с бывшей. Ни с женой, ни с любовницей у него не было возможности и желания ни поговорить, ни заняться любовью. Кстати, в течение рабочей недели тоже вряд ли. Иначе, откуда у него раздражённое настроение и смертельная усталость!  Мечтая всё (что было) рассказать другу-любовнице, и всё скрыть от жены, он подходит к бассейну к часу дня. Но в планы А.К. не входило устраивать его адюльтеры - нечего женщинам морочить головы, да ещё в чужом доме. Все собираются на поляне у бассейна почти одновременно, английская любовь к хересу на ланч способствует пунктуальности. А убийство уже произошло, только что, и персонажи долго остаются голодными в тот день, и о смерти не думают почти, а только о еде и питье.

О следствии. Дальше остаётся немного понаблюдать за ходом мыслей детективов. К психологическим причинам убийства (инспектор сразу указал на жену)нужны солидные факты. Все дамы ведут себя согласно раскладу. А "туз", оказывается, может быть от каждой из них. Червовая дама (артистка) губит его, пригласив в гости к себе для ночи любви и субботнего утра любви. Бубновая дама не теряет дружеской привязанности к нему, заметает следы преступления впоследствии. А вот трефовая дама, над которой он имеет власть, является убийцей. (Сам напросился, просто обнаглел. Нечего на него и молиться было). Бедолагу героя никто не любит так, как это должно было бы быть, но все три дамы создали с ним прочные узы. Четвёртая, пиковая, хозяйка виллы, та не скорбит и не задается поисками проблемы. Проблемы ушли вместе со смертью героя. Ревновали все остальные дамы, но револьвером запаслась жена. Хозяин предложил гостям стрельбу по мишеням. Жена взяла сразу два револьвера после выстрелов. Ещё до того, как явилась его бывшая любовь "за спичками". Вот единственный вопрос, который остался не разрешённым (А.К. его не осветила) - неужели жена ехала на уик-энд с целью убийства? Она ревновала к бубновой даме, заранее зная об их отношениях? Вполне возможно. Дама бубей тоже задала ей неудобный вопрос сразу по приезду - отчего бы ей не отпускать мужа одного, если ей неловко в этой компании. Если цель уикэнда - убийство мужа, тогда понятно, зачем жена  припасла два револьвера. Увлеклась, прочитав мужнин детектив. Если это, действительно, так, тогда это -  история ужаса в сознании  (преднамеренное убийство, заранее спланированная, а не в состоянии аффекта). И о любви к мужу, и о ревности к бывшей возлюбленной не может быть речи. А ведь она проследила за ними и знала, чем они занимались до трёх часов ночи, и утром в павильоне. Видимо, этот факт был не столь существен, хотя и подтверждал мнение, что не надо молиться на своего мужа (на чужого тоже не надо). Дама треф сохраняла внутреннее самообладание. Помогала ей в этом привычка с детства - помалкивать, создавать видимость неведения, но лучше других быть осведомлённой.

Об авторе. Да, нет любви у персонажей и к персонажам, но зато есть любовь к автору, затеявшему игру с читателем, закончившуюся вполне удовлетворительной находкой. Обнаружили план мести-убийства, о чём и не подозревали вначале. Чем мы не сыщики, чем не Эркюли Пуаро! А тем, что Э.П. приходит на помощь к понравившейся женщине (бубновой даме) не разрешает ей выпить чашку отправленного чая. На подносе были чайник, две чашки и молочник. В одну она налила чай, из неё же и отпила яд. И  Э.П. "убивает" убийцу (трефовую даму) - ей он разрешает выпить отравленный чай. А она, видимо, по-рассеянности, выпивает его. Или совершает осознанно самоубийство.  Эркюль Пуаро предсказывает себе в будущем встречу с её сыном, ему нужна правда - не кто убил?, а почему убили папу?
Действительно, почему? И почему это убийцы читают детективы, а потом пользуются находками их авторов?

О названии Ещё раз. И возвращаясь к названию, можно предположить, что героя, а он, кстати, врач, настигла смерть не в бассейне, а возле пруда, возле каменных валунов, коими являются метафорически остальные участники детектива. Можно предположить так же, что смертью назван револьвер, метафорически. Именно он "смерть" оказывается в бассейне, на дне. Но из него никто не стрелял, и он тоже не может быть назван "смертью". После выстрела револьвер был спрятан в кустах трефовой дамой, затем перепрятан в живую изгородь у дома Э.П. бубновой дамой. Оставалось найти его и кобуру, о которой полицейским даже не рассказывали.  Расследование закончили участники группы с Э.П., без полиции.
Дело, видимо, было закрыто за отсутствием солидных фактов преступления (улик). Скамья подсудимой осталась пуста. А полицейские и не сомневались, по опыту вычислив жену, как убийцу. Вот что такое - детектив по-английски.

О картах. Восьмерка** пик означает тайного врага. Рядом - пиковая дама. Пики, следовательно, орудия убийства из арсенала хозяйки дома. Она ловко пользуется ими - одна история, как она выстрелила, чуть не убив мужа, чтобы его защитить. Другая - как она  в день убийства кладёт на дно корзины пистолет, сверху накладывает яйца, посетив птичник. Корзина падает у неё из рук при виде трупа. Дворецкий - на подхвате. Он уносит корзину в гостиную под напоминание отметить карандашом дату выпуска. Он вынимает яйца, наносит дату, вынимает маузер из корзины, стирает отпечатки пальцев (протирает пыль),  относит на место хранения. Инспектору докладывает лишь после свидетельства горничной, увидевшей дворецкого случайно. Дворецкий объясняет рассеянностью поступок хозяйки, припоминая, как она на поднос с визитками положила рака. И сама пиковая дама не может припомнить мысли (обаятельно отказывается от объяснений), послужившие причиной поступка. Всего получается три орудия убийства. Отпечатки убийцы были на том, из которого не стреляли. Их смыла голубая вода бассейна. А на том, что выстрелил, отпечатки нищего слепца ("туз" - слепая судьба). С третьего отпечатки стёр дворецкий. Итак, "туз" - смерть, "восьмерки пик" - оружие хозяина, но они рядом с пиковой дамой. Дама треф в подчинении короля, а рядом с королем и дама бубей, и дама пик. То есть, она под королём и тремя дамами. Спрашивается, ну и кто совершил преступление? И кто получил наказание? Конечно, Люси, хозяйка поместья, совершила преступление, заочно. Она вообще любительница нарушать правила, чтобы быть позабавленной конфликтами. (Быть позабавленными английскую аристократии приучали ещё со времён королевы Виктории, сама королева Виктория). Роль дворецкого, обожающего хозяйку, вне расклада. Он мог знать об оружии на дне корзины, хотя его прыть объясняется опасением за целость яиц.  А мог и не знать, если, конечно, сам его на дно не положил. Конечно, Герда, жена доктора, получила наказание, совершив преступление очно. Эркюль Пуаро не препятствует смерти забрать её, иначе - позор детям, мама-висельница. Вот так карты и легли, моя версия.

___________
* "Каменный сад" - широко распространенная в Англии форма декоративного сада, возникшая в конце 19 века. Обычные принадлежности таких садов - каменная стена, увитая плющом, окаймлённый плитами прямоугольный или овальный пруд с ирисами и кувшинками, валуны или группы камней, обилие цветов и декоративных растений с большими листьями (прим. перев.)
** восьмерка - знак бесконечности, поставленный вертикально


Рецензии