Все мы смертны

            В своей книге «Мысли не вслух» [Симфероподь, АРЕАЛ, 2014] я представил эссе «О похоронных обрядах и мемориальных сооружениях» Основательно иллюстрировав текст. В публикации на Прозе Ру пришлось обойтись без иллюстраций.
 
            В самом начале эссе отметил:  варианты похоронных обрядов трудно даже просто перечислить. Они разрабатывались индивидуально каждым этносом в соответствии с религией, уровнем технического развития и даже особенностями климата. Наверняка существует специальная литература по этому вопросу. Однако я с ней незнаком и поделюсь только личными наблюдениями и некоторыми ссылками на известные факты и вспоминая бессмертные строки французского мыслителя Монтеня.

Уровень личной трагедии наглядно показал наш классик:

Самое трудное в смерти для тех, кто остался жить дальше, заключается в том, что они не успели сказать умершему то главное, что чувствовали и думали о нем. Любящие, как всегда, опоздали. Непонятная застенчивость сжимала им губы. И теперь он, конечно, никогда не узнает, как бескорыстна была их любовь. Может быть, она могла спасти его?
К. Паустовский. О Маяковском (Повесть о жизни).

           Вновь обратится к этой непопулярной теме, меня побудила короткая заметка в газете «Крымская правда» от 26.07.2016 под заголовком «У нас есть крематорий». Действительно, событие неординарное. Ибо раннее крематории строились только в городах, население которых превышало миллион жителей. В Симферополе же их всего около 400 тысяч. А на полуострове 2 с небольшим миллиона.

          Периодически посещая главное городское кладбище Абдал по самому грустному поводу, я с тоской смотрел на  бесконечные плиты и кресты уходящие за горизонт. На территории кладбища впору организовать регулярное движение транспорта, ибо добраться от ворот до его границ пешим ходом старикам и инвалидам просто нереально. В поминальные дни это вообще страшное зрелище.

         Согласно справочным материалам в  России сегодня всего 24 крематория. Для сравнения: в маленькой Чехии их 23, а в мире – около шести тысяч. Крематории получили общемировое признание как самый экологически безопасный способ захоронений. Если взять среднюю цифру смертности – 2 млн россиян в год, то, по статистике, 10% из них выбирают кремацию. А в городах, где есть крематории, процент кремаций вырастает до 30-95%. В Норильске этот показатель уже 95%. В Новосибирске – 50%. В Москве, Петербурге, Екатеринбурге – 70%. В Крыму, как известно, пока никакой альтернативы не существовало.  На ЮБК, где невероятный дефицит земли под кладбища, уже были случаи, когда сели смывали захоронения прямо в море. Часть одного из кладбищ снес оползень.

 Ремарка. 1.//В Р.Ф. похоронная отрасль фактически не регулируется государством — цены завышают, родственников покойных обманывают, а органам власти вовсе не известно точное количество кладбищ и их реальные размеры. Значительный пласт проблем объясняется тем фактом, что единственный закон, который регулирует похоронный рынок, был принят в уже далеком 1998 году.// Павел Чернышов ЛЕНТА РУ 27 ноября 2018 "В гробу видали".
2, А как у них?
Что касается цен, то, например, средняя цена за место на немецком кладбище — 2 400 евро. На самом большом кладбище Парижа, знаменитом Пер Лашез, можно похоронить человека более чем за 10 тысяч евро, при этом аренду можно оплатить за 10, 30 и 50 лет. На другом известном и красивом кладбище — Rose Hills Memorial Park в Калифорнии — место обойдется примерно в 10 000 долларов.
Бывший мэр Нью-Йорка Эд Кох купил свою собственную могилу на Манхэттене за пять лет до своей смерти в 2013 году за 20 000 долларов.

              Теперь альтернатива появилась. Конечно, основные религиозные конфессии относятся к идее сожжения покойников отрицательно. И, согласно последней воле граждан и желанию родственников, их будут хоронить традиционно. Однако ждать, пока церковь изменит свои каноны по меньшей мере наивно. Хотя, Римская католическая церковь иногда признает свои ошибки. Мол, погорячились и напрасно сожгли энное количество еретиков. Зря объявили дарвинизм ересью. И почему бы не признать, что человек произошел от обезьяны, если оная тоже божья тварь. И, кое что еще.

               С полного согласия церкви на итальянских кладбищах надо ежегодно платить за захоронение. При неуплате место освобождается для следующего покойника. Аналогичные законы действуют во Франции и ряде других европейских стран. Поэтому, и кладбище Сен Женевьев  де Буа обходится России в немалую копеечку. Если же плату не брать, то вся Европа давно превратилась бы в одно большое кладбище. А если считать с палеолита, то так оно и есть.

               Не менее остро стоит вопрос с захоронениями в таких странах, как Китай и Индия, население каждой из которых около полутора миллиардов. Кремация там давно узаконена. Так в Индии 78 % похорон заканчиваются развеиванием праха (чаще всего над Гангом). Прах отца независимости Индии Махатмы Ганди был развеян над океаном. Сын Индиры Ганди лично поджег её погребальный костер. Вчерашние сообщения прессы из Китая еще ужаснее:

               ПЕКИН, 31 июл — РИА Новости. Власти провинции Цзянси на юго-востоке Китая начали принимать меры по внедрению политики «только кремация» с целью сохранения земельных ресурсов, насильно конфисковывая у местного населения готовые гробы и запрещая традиционные ритуалы погребения усопших, пишет газета South China Morning Post. 

           Безусловно, согласно традиции мы приходим на могилы друзей и близких. Снимаем шляпу перед захоронениями наших великих предков. Порой восхищаемся великолепной мемориальной скульптурой. Все  так. Но наряду с этим, сколько мы видим брошенных могил. В лучшем случае ухаживают за ними максимум два поколения. Число же заброшенных сельских погостов не поддается исчислению.  Поневоле задумаешься о появившейся альтернативе.

         Мой друг, известный скульптор и ювелир завещал развеять свой прах над Невой у здания Академии Художеств. Что и было исполнено. Он вполне разумно считал, что в память о себе надо оставлять  свои добрые дела, произведения искусства, а не кресты и обелиски.

Полный текст в книге "Мыли не вслух":
http://samlib.ru/editors/j/jurowskij_jurij_georgiewich/


Рецензии
Я вне политики по многим причинам. Политики в данной работе нет. Но хочется сказать о "тлетворном влиянии Запада" на нашу жизнь и нашу мораль.
Смотрел американский фильм. Не помню ни названия, ни о чём он. Что- то о справедливости, жестокости, возмездия. Заканчивается следующим моментом. Чёрный полицейский, разочаровавшись в справедливости на Земле , объявляет своей семье, что с этого дня они больше не будут молиться перед едой. Причём несправедливость случилась не с ним. Он наблюдал её со стороны. Впечатлительный, получается, полицейский.
Теперь другой фильм, который уже имеет самое прямое отношение в поднятой данной работе проблеме. Называется фильм Капитан Фантастика. Умирает в фильме многодетная мать. Она буддистка по своим воззрениям. Завещает сжечь свой прах и смыть его в туалете в аэропорту какого не помню города. Её родитель был против, похоронил её в земле. Дети выкрали тело и сделали то , о чём просила их родительница. Вот такие ценности несёт нам Запад. Можно сказать у них отсутствует цензура. Хорошо. Соглашусь. Но , думаю, если написать у них книгу или статью о то, как хорошо живут люди в России, этого автора будут ждать очень и очень большие проблемы. Повторяю, я вне политики. Но глаза и уши у меня есть и оценку явлениям я давать могу. Эта тема сложная. Здесь много непонятных для меня вопросов. Священники говорят, что водкой поминать нельзя. Но мне не понятно и то, зачем поминать водой. Зачем накрывать стол, когда скорее всего надо заказывать службу и раздавать милостыню. Не понятно и другое Что лучше : жизнь или смерть. Быть или не быть так и не разрешён этот вопрос. Я его кажется решил положитель, но умирать не хотелось бы. Видел, что те, кто умирал, не боялись смерти.

Тема работы такова, что говорить о самой работе трудно. Это, как прочитать книгу или статью о концентрационных лагерях и сказать, что книга понравилась. И здесь и там крематорий. Здесь, как вынужденная мера, там...

Моя близкая знакомая, ярая атеистка, кремировала брата. Часть захоронила в Киеве, часть на родине, в России. Там, где живёт сама. Часто посещает могилу.

Знаете, очень сложно представить нашу жизнь Там. Часто задумываясь, куда идут столько умерших и как они там умещаются. Хотя, понятное, дело Вселенная бесконечна. Но если буду сейчас развивать эту тему, можете посчитать меня не совсем адекватным человеком. Но именно эта тема меня сейчас занимает мои мысли. Извините.

Руслан Царгасов 15   08.08.2020 11:53     Заявить о нарушении
Руслан! Название кнопки понравилось -условно. Никому не могут понравиться ужасы концлагерей, если это человек разумный. Я нажимаю кнопку понравилось если хочу, чтобы работа попала в рейтинг и ее прочли, как можно больше людей. Даже если я не согласна с автором. М.б. таких как я много,и рецензии переубедят автора,или хотя бы заставят задуматься. Писать рецензию без оценки не вижу смысла, можно отделаться замечанием. Когда я нажму кнопку не нравиться? Если увижу призывы к насилию, наркотикам, религиозной вражде и тому подобное. И не только нажму,а свяжусь со службой поддержки. На месте создателей сайта я бы назвала кнопки так
1Хотите, чтобы работу прочли больше читателей?
2Хотите, чтобы вообще не читали работу?
3 Затрудняюсь ответить.
Вы сами пишете о болезни, и о смерти.Взяв за основу ваши рассуждения, тут тоже нельзя нажимать зеленую кнопку. Но вы же хотите, чтобы Вас читали,оставляли отзывы, или нет. Конечно можно поднять вопрос о переименовании кнопок. Но на сайте люди с разными интеллектуальными потенциалами, так просто понятней всем.
Вообще, я оставила ссылку на эту работу,чтобы вы прочли эти слова:Самое трудное в смерти для тех, кто остался жить дальше, заключается в том, что они не успели сказать умершему то главное, что чувствовали и думали о нем. Любящие, как всегда, опоздали. Непонятная застенчивость сжимала им губы. И теперь он, конечно, никогда не узнает, как бескорыстна была их любовь. Может быть, она могла спасти его?
К. Паустовский. О Маяковском (Повесть о жизни).Думаю, что мало кто с ними не согласиться. Большое спасибо Вам за прочтение и рецензию. Вы правы -тема сложная, но это не значит, что ее надо замалчивать. Это писал человек, который уже стоял у черты. Куча смертельных диагнозов, очень плохое самочувствие - он слабел прямо на глазах. Это его мнение. И я с ним согласна. И с точки зрения этики и морали,и с точки зрения экологии. И позволю напомнить Вам, что я православная. И православная церковь отпевает перед кремацией.
С огромным уважением - Алиса Юровская -дочь аквтора

Юрий Юровский   08.08.2020 14:49   Заявить о нарушении
У меня тоже плохой диагноз. Совсем плохой. Чувствую себя средне. Сплю много. Потому долго отвечаю. Ошибки не мои в тексте. Планшет сам слова выбирает, а я не всегда проверяю. У меня сложное положение. Потому и воспринимаю всё буквально. Я даже не знаю могу ли я писать о тех, кто был со мной и кого уже нет. Кто то скажет проблемы с псих.икой. Я же скажу что это страх. Раньше я мог бравировать и говорить, что я мужчина. Совершать подвиги и смелые поступки

Руслан Царгасов 15   08.08.2020 18:45   Заявить о нарушении
Но сейчас прежде чем что то сказать я долго думаю. "Через слова свои опраадаешься и через слова свои осудишься". Вы можете смело сейчас смотреть в своё будущее и делать то, что хотите . я тоже раньше жил так. Сейчас я тоже делаю, что хочу. Знаю, что делать это, возможно, и нельзя или точно нельзя, но делаю. Человеку трудно себя удержать от поступков, которым он сам даёт сомнительную оценку. А многие и вообще не думают об этом.
Вот вы сказали, что я хотел бы чтобы мою работу прочитали многие. Но вот темы разные. Люди хотят позитива. Они вряд ли хотят слышать о том, что их тоже ждёт. Они вообще почти не думают об этом. Они почти не верят в это. Люди надеются жить вечно. С кем угодно, но только не с ними это случится. А если и случится , то это будет так не скоро, что и думать об этом не надо. На днях была встреча одноклассников. Меня позвали, обещали заехать за мной. Но никто не приехал. Почему? Потому что я буду навевать им невеселые мысли. Не знаю понравилось ли вам всё то, что я здесь написал. И это ещё не всё, что я думал написать.

Если бы вы мне прислали другую ссылку, на другую тему, не такую серьёзную, как эта, моя рецензия излучала бы радость и Веселин, ибо по натуре я оптимист, всегда смеюсь и хохочу с поводом и без повода. Хотя я и серьёзный очень тоже бываю. Я ещё не закончил говорить. Но умолкаю дабы не портить вам настроение. Чтобы попробовать поднять его вам громко кромки скажу Люди, я люблю вас! И вас, мой собеседник, тоже!

Руслан Царгасов 15   08.08.2020 19:24   Заявить о нарушении
Громко скажу

Руслан Царгасов 15   08.08.2020 19:33   Заявить о нарушении
Конечно хочется позитива. Но серьезные вещи никто не отменял. И в своих работах вы затрагиваете такие темы, которые волнуют каждого человека. Пусть многие гонят от себя эти мысли, это нормально...Но я уверенна, что каждый хоть раз проговаривал все эти темы для себя. Мысли человека,стоящего у черты, затрагивают чувства тех, кому это только предстоит. Никто не знает своего срока. Поступок Ваших одноклассников не хочу комментировать. Пытаюсь надеяться, что произошла какая-то досадная случайность - сломалась машина и т.д. Таких людей надо вычеркивать. Прощать, но вычеркивать. они поступили не как истинные христиане. Бог им судья. Я бы еще поняла, что просто не пригласили... Но так!... Простите и забудьте. Им это вернется. Мне вся жизнь показывает те места, где я была не права. Просто какая-то мистика. Через много лет я оказываюсь в таком же положении,но уже больно мне ,а не другому человеку. Не хочу спрашивать о Вашем самочувствии, я знаю, что такое боль. Даже не могу сосчитать сколько у меня было операции. надоело считать! Думаю, 60 часов общего наркоза - цифра, которая даст представление обо всем. Не могу писать о Вашем выздоровлении,потому что знаю, что не всегда в жизни случаются чудеса. Я желаю Вам Бога и Покоя в Вашем состоянии. Меньше болит,если это возможно. Больше сил и положительных эмоций.Как вы видели, я прочла почти все на Вашей странице,но еще не готова к рецензиям, они в черновом варианте. И впредь буду стараться присылать Вам более позитивные ссылки.
Ваша Алиса -дочь Автора.

Юрий Юровский   09.08.2020 10:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.