Халифат Аббасидов. Период упадка

                1. Ал-Муктадир (908-932)

      После смерти халифа ал-Муктафи (http://www.proza.ru/2011/05/15/257) престол перешел к его 13-летнему брату ал-Муктадиру (http://www.proza.ru/2016/11/07/2147). Но не успел он вступить в свои права, как 17 декабря 908 г. против него подняли мятеж  сторонники другого Аббасида – сына ал-Мутазза, ал-Муртада. Последний был провозглашен халифом, но в тот же день свергнут и убит. Выдающуюся роль в этих событиях сыграл евнух Мунис. Ал-Муктадир пожаловал ему титул эмир ал-умара ("эмира над эмирами", то есть главного эмира) и вручил всю полноту власти. После этого, вплоть до самой смерти, халиф находился в полной зависимости от этого могущественного временщика. Он был человек ограниченный и слабохарактерный, но при этом взбалмошный и капризный. Пишут, что он попытался вернуть багдадскому двору былую пышность и роскошь. В дворцовом штате тогда состояло до 11 тысяч невольников, постоянно устраивались праздники и пиршества. Итогом этой бездумной расточительности стало быстрое опустошение казны и стремительный развал всей системы управления.
      При ал-Муктадире огромный размах приняло движение карматов (http://www.proza.ru/2018/07/15/809). Основателем этой секты исмаилитского толка считается Хамдан ибн Ашас, по прозвищу Кармат. О нем сохранились только смутные известия. Пишут, что он проповедовал в окрестностях Куфы, причем в его учении не последнее место занимали положения об общности имущества и жен. Кармат освободил своих последователей от обязанностей поста, молитвы, милостыни, допускал убийство инакомыслящих и разграбление их имущества. Самым крупным центром этого движения сделался Бахрейн, в прибрежной части Восточной Аравии, на юг от Ирака. Один из эмиссаров (даи) Кармата основал здесь карматское государство. В 930 г. карматы напали на Мекку, перебили множество богомольцев и завалили их трупами священный колодец Замзам. Уходя, они унесли с собой знаменитую мусульманскую святыню – Черный камень Каабы. Ал-Муктадир не имел ни средств, ни сил для того, что бы наказать их за это святотатство.
     Все годы  правления ал-Муктадира. были заполнены непрекращающимися интригами и борьбой различных партий, причем ал-Муктадир принимал в них самое деятельное участие. Причиной тому были не столько его собственные амбиции, сколько внушения женщин и дворцовой прислуги, имевших на него огромное влияние. Несколько раз халиф пытался выйти из-под тягостной опеки Муниса. В начале 932 г. тот был низложен, но, стянув войска из провинций, в октябре 932 г. вернулся и напал на Багдад.  В начавшемся сражении ал-Муктадир был убит.
               
                2. Ал-Кахир (932-934)

После смерти ал-Муктадира Мунис передал престол его брату ал-Кахиру. Ибн ал-Тиктак пишет, что это был государь, "которого страшились, готовый на пролитие крови, порывистый в своих действиях, любивший копить деньги и дурной в делах правления". Коварством и интригами ал-Кахир сумел вскоре избавиться от всех тех, кто помог ему стать властителем. Так халифу удалось переманить на свою сторону многих солдат Муниса, а также некоторых его военачальников. После этого в августе 933 г. Мунис был арестован и казнен. Халиф жестоко обошелся с матерью своего брата и предшественника: велел повесить ее за ногу вниз головой и терзал различными видами пыток, стараясь узнать, где она прячет деньги. Впрочем, правление ал-Кахира тоже оказалось непродолжительным. Своими тираническими замашками, своим каждодневным пьянством и другими пороками он вскоре возбудил к себе всеобщую ненависть. Этому недовольству поддались и войска, так как им часто задерживали жалование. Возник заговор, во главе которого стоял визирь Ибн Мокле. В апреле 934 г. отряд тюрок ворвался во дворец халифа, низложил и ослепил его. (После своего падения ал-Кахир провел много лет в тюрьме. Когда обстоятельства переменились, и он стал не опасен, его выпустили на свободу. Ибн ал-Тиктак пишет, что в старости ал-Кахир часто просил подаяния в соборной Мансуровой мечети).
               
                3. Ар-Ради (934-940)

     На место ал-Кахира был возведен сын ал-Муктадира, ар-Ради. Это был набожный и благомыслящий человек, известный как поэт, оратор и острослов, но имевший очень мало реальной власти. Распад страны к этому времени достиг такой степени, что даже наместники округов, примыкавших к столице, не высылали халифу никаких денежных средств. Наемники, чтобы компенсировать неуплату жалования, занимались открытым грабежом населения. Визири были бессильны что-либо сделать. Ар-Ради ничего не оставалось как снова, по примеру своего отца, отдаться во власть человека, обладавшего реальной силой. В 936 г. он объявил эмир ал-умаром могущественного правителя Васита и Южного Ирака Хазара Мухаммада ибн Раика. Прибыв в Багдад, тот закрыл все канцелярии халифа и захватил в свои руки управление делами. Отныне ни сам ар-Ради, ни его окружение не имели права ни во что вмешиваться. На покрытие своих расходов халиф получал от эмир ал-умара определенную сумму. При этом халиф продолжал оставаться "повелителем правоверных" - его имя поминалось в пятничной молитве во многих областях мусульманского мира, но его светской власти пришел конец. Впрочем, пределы тех владений, где мог распоряжаться эмир ал-умар, также сильно сократились. В конце 920-х гг. византийцы основательно потеснили арабов в Малой Азии, завладели большей частью Армении и некоторыми областями Северного Ирака. В 935 г. от Халифата окончательно отпал Египет, где начала свое правление династия Ихшидидов (http://www.proza.ru/2018/07/22/841). Северная часть Ирака подчинилась мосульским Хамданидам. В то же время из Табаристана, от берегов Каспийского моря начали свои завоевания братья Имад ад-даула Али, Рукн ад-даула Хасан и Муизз ад-даула Ахмад, ставшие основателями новой иранской династии Буидов (http://www.proza.ru/2018/07/29/1326). В 934 г. под их контроль перешел весь Фарс. С юга, из Аравии, вели наступление карматы. В южном Ираке утвердился Абд Абдаллах  ал-Бариди, подчинивший своей власти Хузистан. Таким образом, враги надвигались на Багдад со всех сторон.
    В 936 г. Ибн Раик отправил в Хузистан своего помощника тюрка Баджкама. Тот победил Абу Абдаллаха и вынудил его бежать, но после этого сам выступил против Ибн Раика, заставил его в 938 г. уйти в Сирию и занял пост эмир ал-умара.
               
                4. Ал-Муттаки (940-944)

В 940 г., после смерти ар-Ради, Баджкам возвел на престол его брата ал-Муттаки. Спустя год Баджкам погиб в одном из сражений. Его войско рассеялось. Часть солдат ушло к Ибн Раику в Сирию, часть пристала к Абу Абдаллаху, который вновь набрал большую силу. В 941 г. он без всякого сопротивления вошел в Багдад, отобрал у халифа все его деньги, но потом также должен был отступить. Багдад оказался во власти тюркских наемников, безнаказанно хозяйничавших и бесчинствовавших здесь некоторое время. Не в силах сладить с ними, ал-Муттаки стал просить Ибн Раика вернуться в столицу и навести здесь порядок. Тот напал на наемников и нанес им поражение, после чего вновь стал эмир ал-умаром, но уже в 942 г. был разбит братом Абу Абдаллаха, Абу-л-Хусайном. Когда тот занял Багдад, халиф и Ибн Раик бежали в Мосул под защиту здешнего эмира Хамданида Хасана. Хасан велел убить Ибн Раика и заставил бессильного халифа провозгласил эмир ал-умаром его самого.
    Впрочем, Хамданиды (http://www.proza.ru/2018/07/24/198) тоже не долго владели столицей. В 943 г. их изгнал из Багдада тюркский военачальник Тузун, на службу к которому перешли многие наемники Ибн Раика. Он стал очередным эмир ал-умаром, но при этом его отношения с ал-Муттаки оставались крайне неприязненными. Временщик так грубо обращался с халифом, что тот принужден был бежать в Мосул. Он искал поддержки у Хамданидов, однако те, трезво оценивая свои силы, не хотели больше ввязываться в войну за Багдад. Между тем Тузун писал ал-Мутакки и приглашал его вернуться обратно в столицу. Халиф поверил его заверениям и прибыл к синдийскому замку. Тузун вышел к нему навстречу и поцеловал землю у его ног. Но в тоже время он тайно дал знать своим, чтобы они окружили ал-Муттаки. Халифа ввели в палатку Тузуна, связали ему руки и немедленно ослепили.
               
                5. Ал-Мустакфи (944-946)

Новым халифом эмир ал-умар провозгласил  сына ал-Муктафи I, ал-Мустакфи. В 945 г. Тузун умер. Спустя несколько месяцев к Багдаду подступил со своей армией Буид Муизз ад-даула Ахмад. После короткого боя он овладел городом и заставил халифа провозгласить себя эмир ал-умаром. В тоже время Муизз ад-даула принял титул султана и этим формально показал, что отныне светская власть ал-Мустакфи больше не принадлежит. Сами Буиды были шиитами, и для них халиф не имел никакого авторитета, но для большинства суннитского населения Ирака "повелитель правоверных" по-прежнему оставался религиозным главой. Поэтому султаны поначалу оказывали халифу внешние знаки почтения. Ал-Мустакфи было позволено содержать при себе штат придворных. Ему была назначена ежедневная пенсия в 5000 динаров. Имя халифа поминалось в пятничной молитве и чеканилось на монетах.
    Однако даже внешняя благожелательность поддерживалась недолго. Ибн ал-Тиктак пишет, что однажды (это было уже в 946 г.) Муизз ад-даула явился во дворец халифа, приветствовал ал-Мустакфи и поцеловал перед ним землю. Халиф приказал поставить другой престол, на который и взошел его гость. Вслед затем к ал-Мустакфи подошли двое дейлемцев и протянули ему руки. Халиф подумал, что они просят руку для поцелуя и подал ее. Но дейлемцы внезапно схватили несчастного и столкнули его с престола. На шею ал-Мустакфи набросили тюрбан и потащили вон из зала, между тем как Муизз ад-даула  приказал играть в трубы и барабаны. Вскоре низложенный Аббасид был ослеплен, а его дворец отдан на разграбление.
               
                6. Ал-Мути (946-974)

     Султан провозгласил халифом сына ал-Муктадира, ал-Мути. Об обещанной пенсии вскоре было забыто, и новому халифу пришлось содержать себя за счет доходов с некоторых оставленных ему имений. Этих средств едва хватало на то, чтобы оградить себя от нужды.
               
                7. Ат-Таи (974-991)

После того как ал-Мути разбил в 974 г. паралич, он отрекся от престола в пользу сына ат-Таи. Подобно своему отцу тот влачили более чем ничтожное существование, перенося презрение и полное непонимание со стороны шиитских султанов. Их содержали так дурно, что иногда халифы были лишены самого необходимого.
               
                8. Ал-Кадир (991-1031)

В 991 г. ат-Таи также был смещен Буидами, которые передали халифат сыну ал-Муттаки, ал-Кадиру. Это был добрый, религиозный, милосердный и богобоязненный человек. Он женился на дочери султана Баха ад-даулы и сумел в какой-то мере возвратить утерянный блеск аббасидскому халифату.

Исламский мир после распада Халифата. Реконкиста  http://www.proza.ru/2018/07/15/209


Рецензии