Одинокий Футболист

Миша переехал с семьей в новый город. Его отцу предложили хорошо оплачиваемую должность в банке с возможностью повышения по карьерной лестнице, но для этого нужно было покинуть столицу. Поэтому семья, недолго думая, продала свою крохотную «однушку» в спальном районе Москвы, а на вырученные деньги приобрела большую четырехкомнатную квартиру в трехэтажном «сталинском» доме в одном из старинных городов Центральной России.
Это дом находился совсем рядом с городским центром, куда отец постоянно ходил на работу. Однако место было тихим, городской шум почти не проникал сюда. Своим фасадом дом выходил на бульвар с густо растущими высокими деревьями, напоминавший лес. Бульвар был очень старым, по нему даже в выходные практически никто не гулял. Автомобили тоже практически не нарушали покой жителей района. Рядом с Мишиным домом стояли в ряд такие же дома, построенные сразу после войны пленными немцами. С задней стороны находился небольшой дворик со скамейками, качелями и песочницей, а сразу за ним начиналась местность, изрезанная ямами и оврагами, заросшая деревьями, травой и кустарником, спускавшаяся к реке в нескольких сотнях метров от домов. Из-за особенностей рельефа эту территорию не застраивали. И, конечно, мальчишкам тут было самое раздолье!
Вскоре после переезда Миша подружился с ребятами из соседнего дома, такими же, как и он, пятиклассниками. Вместе они ходили в школу, мощное здание которой важно возвышалось у самого обрыва над рекой. А после уроков каждый день лазили по оврагам, исследовали заросли, ходили на речку.
Любимым местом всех окрестных мальчишек было футбольное поле, расположившееся в ложбине между двумя крутыми холмами. Узенькая тропинка через заросли кустов вела сюда почти от самого Мишиного дома. На склонах холмов, в густой траве виднелись остатки каких-то сооружений, бывших, вероятно, когда-то трибунами. Футбольное поле оборудовали в те же годы, когда были построены дома, и служило оно для занятий спортом их жителей. Со временем спортивное сооружение пришло в негодность, местные жители растащили все его деревянные и металлические части. Поле же облюбовала ребятня, гонявшая здесь мяч и только этим не дававшая ему зарасти травой и окончательно слиться с окружающей природой.
Миша не сильно любил футбол, но за компанию мог сыграть. Уже начались осенние каникулы, в школе занятий не было, а сидеть весь день дома было неинтересно. Поэтому Миша с радостью согласился погонять мяч на старом поле.
Осень в том году наступила поздно, ноябрь стоял теплый, солнечный, недождливый. Погода как будто звала сыграть в футбол. Только вот на этот раз на поле пришли только Миша и его новые друзья Саша, Вова и Игорь. Полноценной команды в таком составе было не собрать, играть же двое против двух было неинтересно. Поэтому мальчишки решили просто позабивать мяч в ворота, на которых поставили Сашу. Миша был нападающим. Саша, полный и неповоротливый мальчуган, пропускал один гол за другим. Мяч раз за разом летел в ворота, представлявшие из себя две вкопанных в землю палки. Через час такое развлечение уже наскучило детворе. Саша с Вовой засобирались домой поиграть в компьютер, остался только Игорь, с которым Миша общался больше, чем с остальными.
Игорь хотел отвести Мишу на берег реки и показать укрытие, которое там сооружал, но тут ребята услышали доносившийся из кустов шорох и чьи-то шаги по тропинке.
- Пойдем спрячемся и посмотрим, кто это, - шепнул другу Игорь, и мальчики скрылись в высокой траве холма.
На поле вышел мужчина лет тридцати пяти в грязной спортивной форме. Он катил перед собой мяч. Выйдя на середину поля, он принялся гонять  мяч, будто отдавая пасы невидимым игрокам. Несколько раз футболист пытался ударить по воротам, на которых никого не было.
Игорь схватил Мишу за шиворот и потащил из укрытия прочь от поля. Миша не сопротивлялся. Странный футбол начал пугать и его самого.
Выбравшись из зарослей и оказавшись во дворе дома, друзья наконец-то перевели дух.
- Ты видел его? – спросил Игорь.
- Да, - Миша утвердительно кивнул головой.
- Ты знаешь, кто это? Это Одинокий Футболист. Я сам его первый раз вижу, но старшаки рассказывали. Мы вовремя оттуда удрали! Еще бы немного, и он бы нас заметил! Нельзя ему попадаться на глаза, ты понимаешь? Если увидит тебя, то сразу оторвет голову и поставит на это место свой мяч, так и будешь потом до конца жизни ходить с мячом вместо головы…
Миша хихикнул, представив себя с мячом на месте головы. Но Игорю было не до смеха. Хоть вся эта история и напоминала обычную страшилку, которую рассказывали в пионерском лагере у костра, было видно, что Игорь всерьез напуган.
- Ты не смейся, дурак! И не ходи туда больше один, понял! Ведь ты видел его тоже, как и я!
Да, Миша видел, и от увиденного у него тряслись коленки. Наверное, этот футболист был каким-нибудь местным сумасшедшим, поэтому опасность вряд ли грозила. Страшно было другое. Футболист с кем-то действительно играл. Вот только с кем?
- А если футболист придет сюда?
- Не боись, Мишаня! – страх у Игоря начал пропадать. – Сюда он не заходит. Его только там, на поле видят, ну еще на тропинке иногда.
- А кто он такой? Откуда здесь взялся?
Игорь пожал плечами. Он и сам этого не знал. Да и не интересовался.
Но Мише этот вопрос не давал покоя. Мальчик решил все разузнать о том, кого сегодня увидел.
Родители, конечно, ничего знать не могли. К старшим ребятам с таким вопросом не подойдешь – побьют еще. На лавочке у подъезда сидела баба Аня из квартиры напротив – главная дворовая сплетница. Она, наверное, знает все, решил Миша и подошел к старушке.
- Одинокий футболист? Не, не знаю, милок. Сколько тут живу – не встречала такого. Ты у дяди Пети спроси, он тут знает все, со всеми мужиками пил, может, и с Футболистом твоим тоже!
Дядя Петя был местным пьянчужкой. Весь двор шел к нему, если хотелось выпить и закусить. Сегодня он сидел на бульваре, напротив магазина, с бутылкой дешевого бырла. Дядя Петя был на редкость добрый алкаш, когда был навеселе, становился словоохотлив, шутил, любил завести беседу и рассказать историю из жизни.
- Дядя Петя, а вы знаете Футболиста?
- Да не то, чтобы знаю, но видел пару раз…
- А вы что, пили с ним?
Дядя Петя усмехнулся от наивного детского вопроса.
- Было дело… Сидели мы, значит, с мужиками на поле, ты знаешь, где это. Бухали. Те мужики уже в зюзю, а я ни в одном глазу. Ну, вижу, идет этот твой Футболист, с мячом со своим, значит. Меня что-то дернуло, ну я и крикнул ему: «Эй, спортсмен, идем, выпьем с нами». А он посмотрел на меня… Не могу этот взгляд забыть. Какая-то чернота в нем, злоба, тоска, все вместе это, знаешь. Кажется, что прямо сейчас, как есть, под землю уйду… С тех пор я туда ни ногой! Бухнуть везде можно, а собутыльник с Футболиста плохой будет..
- А откуда он взялся? – Миша все никак не унимался.
Дядя Петя похмурел.
- А ты сам иди к нему и спроси, если не побоишься только…
Такой ответ взрослого человека обескуражил Мишу. Весь день Одинокий Футболист не давал мальчику покоя. «Пойти и спросить… Или я трус поганый?»
К вечеру Миша твердо решил, что пойдет к Футболисту завтра и выпытает у него все. Перспектива прожить остаток дней с мячом вместо головы не пугала ребенка. Конечно, надежнее было пойти не одному, но Игорь в этом деле не товарищ. У него мурашки бегут по телу от одного упоминания Футболиста. Придется делать все в одиночку.
Больше всего в эту минуту Миша боялся показаться самому себе трусом.
Утром мальчик отправился на футбольное поле и залег в траве. Пришлось довольно долго ждать, пока не послышались знакомые шаги по тропинке и на поле не вышел человек в грязной форме с мячом. Дальше все было так, как и вчера. Одинокий Футболист принялся играть с невидимым соперником, давая пасы и отбивая удары. У Миши не хватало духу позвать Футболиста. Он уже почти час наблюдал за странным футболом, оставаясь незамеченным, пока не сообразил, что человек с мячом может просто взять и уйти, оставив Мишу в полном неведении. Дальше ждать было уже нельзя, и Миша, превозмогая себя, поднялся во весь рост и закричал:
- Эй, дядя футболист, с кем вы играете?
Футболист неожиданно остановился, стал на мяч ногой и уставил взгляд на ребенка. Миша не успел ничего понять, как вдруг увидел нечто такое, что способно было вмиг лишить рассудка даже самого безбашенного храбреца. Футболист играл не мячом. Его нога попирала голову. Человеческую голову!
Миша явственно разглядел взлохмаченные черные волосы, синее от ударов мертвое лицо, изуродованный нос и вытекающий из глазницы глаз. А футболист все смотрел на ребенка, не в силах ничего ответить. Как будто все происходящее было для него реальностью, которую самым бесцеремонным образом прервали.
Миша заорал что было сил и бросился наутек. Кубарем скатился с холма в кусты, кинулся продираться через них, не разбирая дороги. Ему все казалось, что Футболист гонится за ним с отрубленной головой в руке, чтобы забрать на сей раз уже его, Мишину голову. Через несколько минут насмерть перепуганный ребенок стоял во дворе у своего подъезда, переводя дух. Во дворе Миша чувствовал себя в безопасности. Здесь были люди, и даже если Футболист, вопреки своему обыкновению, решит сунуться сюда, то будет, у кого попросить защиты.
Увиденное не выходило из Мишиной головы. Утром на поле он встретился с Одиноким Футболистом взглядом. Взгляд ужасного спортсмена не был агрессивным, он был, скорее, удивленным, а в конце, похоже, просил о помощи. Родителям Миша, конечно, ничего не рассказал, иначе бы его до конца каникул заперли бы дома, а в школу водили бы только под конвоем. Хотя мама и могла заметить что-то неладное в своем сыне, ведь он вечером ничего не поел и пошел спать голодным.
Оставшись один в своей комнате, Миша не мог заснуть. Из головы не выходил Футболист. Вдруг он сейчас стоит и смотрит на него через окно? Но мальчик решил побороть свой страх и все-таки заснуть.
И приснился Мише очень странный сон.
Будто пришел к ним во двор человек, взял Мишу за руку и повел в кафе. Миша узнал в человеке Футболиста, но страха перед ним не было. Наоборот, Футболист казался очень добрым и милым. Зайдя в кафе, взяли по мороженому, и Футболист начал свой рассказ.
- Ты хочешь узнать, кто я такой и с кем играю. Я расскажу тебе все, но ты обещай, что поможешь мне. (Миша кивнул головой). Тогда слушай.
Когда-то давно я очень любил футбол. Не просто любил – он был смыслом моей жизни. Я играл в команде нашего завода. Но потом завод развалился и команда – вместе с ним. Это было в девяностые годы. Тебя еще не было на свете. У меня был дом, жена, но я готов был всем этим пожертвовать, чтобы играть в футбол. Когда завода не стало, я оказался безработным. Конечно, я пробовал пойти в большой спорт, хотел, чтобы меня взяли в серьезную команду. Но мои успехи на поле были более чем скромными. Ну, забил несколько голов на городском соревновании. С этим было стыдно куда-то обращаться, надо мной просто смеялись. Тогда таких, как я, безработных любителей было хоть отбавляй. Да и спорт стал другим, не таким, как раньше. Все решали деньги. А их-то у меня как раз и не было.
Я впал в уныние. Все, что было вокруг, перестало меня интересовать. Жена ушла от меня. Днями я мог сидеть на балконе и смотреть на мяч перед собой. Но тут неожиданно я получил по почте письмо с предложением встретиться и обсудить возможность возвращения в спорт. У меня все внутри перевернулось. Я считал, что небо услышало мои мольбы и дает мне шанс. Если бы я только знал, что будет дальше…
Мы встретились с этим человеком в баре. Он сказал, что представляет интересы одного бизнесмена, создающего свою футбольную команду. Что его босс наслышан о моих успехах и хочет заключить со мной контракт… Представляешь, что я в этот момент испытывал! Я снова буду играть в футбол! В моей жизни снова появится смысл. Я подмахнул все бумаги, не раздумывая. Даже не стал их читать. Дурак! Возможно, этим бы я спас себя от беды и мучений.
Фамилии этого бизнесмена я раньше ни разу не слышал, но в те годы разные проныры умудрялись быстро разбогатеть на всяких махинациях, а потом либо разорялись, либо их находили на пустыре с простреленной башкой. Поэтому я не удивился. Мне дали несколько часов на подготовку и сборы, а вечером пообещали заехать. Меня не обманули: в назначенное время у моего подъезда стояла грузовая газель без окон. Меня посадили в кузов, там сидели еще счастливцы, такие же, как и я. Одного из них я узнал – мы с ним виделись на одном из матчей. Он играл за команду другого предприятия.
Дверь кузова захлопнулась, машину тронулась. Теперь бы я ни за что не сел в неизвестную машину на ночь глядя и не поехал бы на ней к черту на рога. Но тогда я был словно под гипнозом. Мне казалось, что я еду к своей мечте. Несколько часов мы колесили по каким-то дорогам, потом по колдобинам. Куда мы ехали, я не видел – окон в кузове не было. Наконец газель стала, нас вывели на свежий воздух возле какого-то коттеджа в лесу. Сказали, что здесь мы будем жить и тренироваться, а покидать территорию строго запрещено (таковы условия контракта), да и бессмысленно – вокруг высокий забор, охрана и лес. Естественно, все деньги, документы и личные вещи у нас забрали.
Через пару дней за нами приехала уже другая газель и отвезла на стадион. Он тоже находился не пойми где, в каком-то лесу. Это была наша первая игра. Причем противник был очень сильным, игроки бегали, как буйволы, и лупили по нашим воротам. Мы никак не могли перехватить инициативу и, естественно, позорно продули.
Нашу команду вновь отвезли в коттедж. В наказание за проигрыш нас заставили целый день, с раннего утра до поздней ночи, бегать вокруг особняка без остановки. Тех, кто падал, избивала охрана. «Ничего себе методы!» - подумал я тогда. Но жаловаться было некому. Нашего тренера я видел от силы раза два за все время. Странный какой-то был тренер. Лицо и волосы закрывал платком, руки держал в перчатках, из разговора ничего понять было нельзя, одно только хрюканье. Но дрался дай боже! Того парня, которого я раньше видел, при мне огрел табуреткой по голове, так, что он чуть на месте дух не испустил. Короче, тренер был нам не товарищ, мы все его побаивались.
Дня через три – снова игра. На сей раз нас поставили против каких-то роботов. В смысле, играли они как роботы – перли напролом, атаковали агрессивно, и при этом совершенно не уставали! Мы вновь продули. И вот ту-то началось…
По возвращении нас всех поместили в сырой подвал. Вратаря, который пропустил несколько голов, уволокли в соседнее помещение. Всю ночь мы слышали душераздирающие крики. К утру все стихло. Вратаря мы больше не видели. Зато на следующую игру поехали неполным составом. Играли вдесятером против одиннадцати. Снова разгром. По приезде назад забрали еще одного.. Вскоре и до меня дошла очередь.
Меня затащили в небольшое смрадное помещение, положили на липкий дощатый настил. Вытянули руки и ноги, привязали к доскам веревками. Стали хлестать по голой спине кнутом. Я орал что было мочи. Несколько раз терял сознание, меня приводили в чувство и начинали экзекуцию сначала. Под конец я увидел у одного из своих палачей в руках ведро с дымящейся жидкостью. «Это же кипяток!» - только и успел подумать я, как все содержимое ведра вылилось мне на голову… Может быть, в этот момент я навсегда покинул мир живых. Я умер, стал призраком, зомби, кем-тот еще, кем я являюсь сейчас, кем ты меня видел тогда, на поле. Но я был уже не человек.
В следующую игру нам вместо мяча дали человеческую голову. Весь матч мы играли с ней. Это была голова нашего вратаря, которого убили в самом начале. Всю игру я старался не смотреть в лица наших соперников. Боялся, что совсем сойду с ума. Да, я понимал, что и они тоже – не люди!
Знаешь, сначала я думал, что все эти пытки, издевательства – из-за бабок. Знаешь, типа действует подпольный тотализатор, где делают ставки на победу команды. Может, для этого наш босс и создал команду, а потом проиграл много денег и решил выместить злобу на нас. Но потом я осознал, что все совсем не так.
На следующем матче я решил-таки взглянуть в лицо сопернику. Матерь Божья, лучше бы я этого не делал. Это были… черти! Да-да, именно они! Мощные, как быки, с отвратительными свинячьими рожами, вечно хрюкающие, заросшие шерстью. В этот раз я играл один. Один – против целой команды! Команды чертей! Все мои товарищи уже были мертвы, я это знал и готовился к самому худшему. Вот сейчас вся эта адская армада кинется на меня и раздавит, сомнет.
Но в этот раз все шло как-то по-другому. Команда соперника не особо сопротивлялась, мяч пинала больше для виду, несколько раз меня даже к воротам пропускали. Я бил по пустым воротам, где не было вратаря! Но всякий раз мяч отскакивал от них, будто спереди стояла стеклянная стенка.
Теперь я все понял. Этот адский матч – просто дурацкое шоу, которое разыгрывают специально для заказчика, моего босса, владельца команды. Он где-то сидит, смотрит и смеется над тем, как я пыжусь забить гол, а неведомая и злая сила мне не дает. Нет, футболом здесь даже и не пахнет. Как и спортом вообще!
Я пытался бежать, и не один раз. Но в том-то и дело, что никого из людей на матче я не видел. Вообще! Ни одного зрителя или болельщика на трибунах. Никого из обслуживающего персонала, никакой группы поддержки. Только эти гадкие морды! Пару раз, мне казалось, что я видел людей. Один раз мне предложили выпить, но силуэт человека продержался несколько секунд и пропал. А сегодня вот увидел тебя…
Помоги же мне! Ты – единственная моя надежда. Я знаю, как остановить этот адский матч. Я сам гол в ворота никогда не забью. А вот ты забить сможешь… Завтра ночью мы опять играем. Ты знаешь, где меня найти. Я ухожу, мне пора…
Миша проснулся в холодном поту. Все, что было, - кафе, мороженое, Футболист, - исчезло. Вокруг была привычная Мишина комната и рассвет за окном.
Миша дождался наступления ночи и пошел на старое футбольное поле, чтобы исполнить данное Футболисту обещание. Теперь от его действий зависела жизнь этого человека. Он освободит его или… Об этом «или» Миша старался не думать. Ведь могло получится так, что Футболиста не пустят к воротам. А вдруг те, кто играют против него, заметят Мишу?
Подходя к полю, Миша заметил на нем движение. Какие-то темные фигурки играли против одной белой. В этом белом человеке Миша узнал Одинокого Футболиста. Но теперь Футболист не был одинок. У него был верный друг, готовый прийти на помощь.
Миша залег в траву и стал ждать, когда футболист поведет мяч к воротам.
Ждать долго не пришлось. Темные фигуры играли как-то вяло, и вот уже футболист стоит перед воротами и готовится к удару…
Миша вскочил и кинулся в поле. От неожиданности никто из черных так и не успел ничего предпринять. Миша поравнялся с футболистом и что есть сил врезал ногой по мячу.
Мяч полетел в пустые ворота, но тут неожиданно на его пути возник черный вратарь. Он появился как будто из-под земли. Миша явственно различал его мерзкую физиономию с маленькими, налитыми кровью свиными глазами и пятачком посредине… Мяч прошел сквозь вратаря и оказался в воротах.
Гол!
Миша обернулся, чтобы посмотреть на Одинокого Футболиста. Тот весь неожиданно засветился изнутри ярким белым светом. Футболист упал на колени и вознес голову к небу. Он был свободен! Через мгновение тело Футболиста разлетелось на множество светящихся пылинок, немедленно растаявших в воздухе.
И тут вокруг Миши воцарилась тьма.
Мальчик услышал, как со всех сторон на него надвигается злобное хрюканье. Видимо, команда противника была крайне недовольна столь неожиданной развязкой матча. В это момент темная сила готова была навалиться и растерзать ребенка.
Миша что было сил кинулся к своему дому. Не помня как, он очутился на своем этаже у домашней двери. Родители впустили Мишу и впервые за эти дни устроили ему трепку. Но Мишу уже ни на что не обращал внимания. Ему было жутко от того, что вся эта орава чертей ищет его и может в любую минуту ворваться в квартиру – и тогда ни мама, ни папа, ни железная дверь его не спасут.
К утру у ребенка поднялся жар. Миша несколько раз терял сознание, и вечером следующего дня ребенка отвезли в больницу, где он и пролежал до начала второй четверти.
Когда Миша вышел в школу, повсюду уже лежал первый снег. Встреча с друзьями и школьные впечатления на время отодвинули жуткие воспоминания о той ночи и о Футболисте. Последним уроком была физкультура. Новый физрук не придумал ничего лучше, как отвести Мишин класс на старое футбольное поле, чтобы провести там разминку.
Миша в разминке не участвовал – он только что серьезно отболел. Пока весь класс делал упражнения, мальчик сидел на камне, там, где раньше была трибуна, уставившись в белизну первого снега.
Внезапно Миша почувствовал, что был на холме не один. На снегу виднелись следы, отдаленно напоминавшие кабаньи. Миша вздрогнул. Еще секунду назад никаких следов тут не было! Внезапно огромная тень упала на ребенка. Миша посмотрел вверх и обомлел. Он увидел лицо… нет, рожу козла в тренерской шапке. Сзади в этот момент послышалось знакомое хрюканье.
Миша заорал что было сил.
Физрук посмотрел в сторону Миши и скомандовал:
- А ну-ка спускайся сюда, что там у тебя случилось?
Мишины одноклассники тоже посмотрели в сторону трибун, но как будто не увидели на них ничего странного и пугающего.
И тут до Миши дошло: козла-тренера и хрюкающих чертей видит только он один!
Миша стремглав кинулся домой, не дожидаясь окончания урока. С тех пор он перестал ходить на физкультуру, за что его мать несколько раз вызывали в школу. Но отец смог все устроить, купив сыну справку об освобождении.
Прошло несколько месяцев. Наступила весна. Миша уже стал забывать и о Футболисте, и о матче, и о тренере. Тем более, что никто их больше не видел. Тем не менее, он твердо решил не ходить на стадионы и не смотреть футбол по телевизору. А вдруг среди судей или болельщиков мелькнет знакомая физиономия с бородкой?
В тот вечер отец пришел с работы как никогда взволнованный. Прямо с порога мать стала интересоваться, в чем дело.
- Нет, ну это вообще беспредел какой-то! Уродовать город, разрушать зеленую зону, закрывать вид на реку – и, представь, это все будет почти под окнами нашего дома. Десятилетиями ничего тут не строили, а тут – на тебе!
- Да ты успокойся! Объясни по-человечески, - говорила мать.
Из разговора родителей Миша понял, что какой-то местный олигарх берет в банке кредит на строительство развлекательного центра. Землю ему уже выделили, скоро начнется строительство. Под снос пойдет, в том числе, и старое футбольное поле.
- А где же играть нашим детям? – удивлялась мать.
- Это теперь никого не волнует. У этого человека очень большие связи и влияние. Говорят, даже в Кремле…
- Да как зовут-то этого олигарха? – не унималась мать.
Тут Миша обомлел, услышав фамилию бизнесмена.
Ведь именно ее и называл тогда во сне Одинокий Футболист!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.