О гибели подводной лодки Курск

Атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 "Курск"  относился к проекту 949А, главным предназначением которого является борьба с крупными надводными кораблями противника и с американскими авианосцами. АПЛ "Курск" была спущена на воду в мае 1994 года, вошла в строй 30 декабря 1994 года.

Гибель лодки, на борту которой находились 118 человек, стала одной из самых масштабных катастроф в истории отечественного подводного флота.

Как, каким образом огромный атомный подводный крейсер вывели на мелководье, - вопрос к руководству, которое устроило смотрины с целью продажи китайцам торпед "Шквал". Показные учения в Баренцевом море предусматривали пуск учебных торпед без боевых головок.

Окончательное положение погибшей лодки - на глубине 108 метров под водой.

Капитан (капитан 1 ранга Геннадий Лячин) пытался спасти экипаж, уцелевшие после взрыва моряки остановили реактор.

12 августа 2000 года на АПК "Курск" произошли два взрыва после  23:44 МSC (московское время).

Руководство ВМФ сообщило, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание.

13 августа

На поиски "Курска" вышла группа кораблей под командованием адмирала Вячеслава Попова. Подводный крейсер был обнаружен лежащим на грунте на глубине 108 метров в 04.51. В 07.15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.

14 августа

В этот день в 11.00 утра командование российского флота сделало первое официальное заявление о том, что АПЛ легла на дно. В заявлении было сказано, что с "Курском" поддерживается радиосвязь. Позже по заявлению представителя флота стало известно, что связь с людьми поддерживается только через перестукивание. Также было сказано, что опасности для жизни экипажа подлодки нет, а через спасательный аппарат "колокол" идет подача топлива, кислорода и продув систем АПЛ.

После осмотра крейсера стало понятно, что "Курск" воткнулся в дно под углом 40 градусов. У подлодки разворочена носовая часть, выведена из строя всплывающая спасательная камера. Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов делает заявление, что шансов на спасение людей очень мало.

15 августа

15 августа Главный штаб ВМФ делает официальное заявление, что начинается спасательная операция. Экипаж АПЛ планировали эвакуировать при помощи спасательных снарядов. Суда аварийно-спасательной службы, атомный крейсер "Петр Великий" и еще около 20 кораблей и спасательных судов сосредоточились над местом трагедии.


16 августа

Наконец-то погодные условия позволили начать спасательную операцию – волнение моря составило 2 балла. Со спасательного судна "Рудницкий" спущен глубоководный спасательный аппарат "Приз". За ночь было принято несколько неудачных попыток проникнуть к лодке.

Адмирал Куроедов делает заявление, что Россия примет любую предложенную Западом помощь.

17 августа

К месту трагедии вышло норвежское судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно Normand Pioneer с британскими специалистами и оборудованием.

18 августа

Спасательная операция, которую продолжают российские спасатели, не дает результата.

19 августа

К месту катастрофы прибыло норвежское судно "Normand Pioneer" с британской спасательной мини-лодкой LR5. Стартовала новая, международная фаза операции по спасению экипажа "Курска".

20 августа

Норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Иностранным спасателям удалось разблокировать вентиль аварийно-спасательного люка. Но проникнуть на лодку не удалось. Они срочно изготовили специальный инструмент для вскрытия люка.
20 августа норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках.


21 августа

Норвежцам утром удается вскрыть верхний спасательный люк девятого отсека. Шлюзовая камера пуста. После спасатели открывают внутренний люк девятого отсека. Внутри оказывается вода. Внутрь корпуса субмарины введена видеокамера. С ее помощью спасатели хотели определить состояние седьмого и восьмого отсеков "Курска". В девятом отсеке крейсера обнаружено тело члена экипажа. 

В этот же день начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил, что экипаж АПЛ К-141 "Курск" погиб.

22 августа

Владимир Путин своим указом объявил 23 августа днем траура. Президент России вылетел в Североморск, где встретился с родными и близкими погибших моряков. В СМИ появляется информация, что в порту норвежского города Берген находится американская подлодка "Мемфис". Крейсер зашел в порт 18 августа для пополнения запасов.

24 августа

Генеральный прокурор России Владимир Устинов объявил о возбуждении уголовного дела по факту гибели субмарины.

Генеральный конструктор ЦКБ МТ "Рубин" Игорь Баранов заявил, что воздуха на "Курске" хватило бы всего на 5-6 дней. В Москве создают правительственную комиссию по расследованию причин аварии крейсера. Возглавляет комиссию вице-премьер Илья Клебанов. В это же время в Брюсселе представители Министерства обороны РФ начали переговоры с НАТО.

26 августа

Президент России подписал указ о награждении государственными наградами членов экипажа атомной подводной лодки "Курск" (посмертно). Звание Героя Российской Федерации присвоено капитану 1-го ранга Геннадию Лячину (посмертно). Остальные члены экипажа награждены "Орденом Мужества". В этот же день Путин подписал Указ "Об увековечении памяти экипажа атомного подводного крейсера "Курск".

...

25 октября

Начинается операция по подъему тел погибших моряков-подводников. В восьмой отсек затонувшей АПЛ спустился первый российский водолаз – мичман Сергей Шмыгин.

26 октября

В ночь на 26 октября водолазы осмотрели тела членов экипажа "Курска". После взрыва в шестом, седьмом, восьмом и девятом отсеках люди были живы. В кармане погибшего командира девятого отсека Дмитрия Колесникова нашли предсмертную записку. Вначале была опубликована только первая часть текста: "13.15. Весь личный состав из шестого, седьмого и восьмого отсеков перешел в девятый. Нас здесь 23 человека. Мы приняли это решение в результате аварии. Никто из нас не может подняться наверх". Позже журналистам рассказали о второй части записки. Там было написано, что два или три человека пытались выйти из лодки через аварийно-спасательный люк, однако это не удалось, потому что отсек был заполнен водой.

Кто стрелял по "Курску" - "Мемфис" или "Пётр Великий", или она уходила от своей же торпеды, или же от нескольких торпед,  - неизвестно, но пробоина в торпедном отсеке по правому борту была отчётливо видна - торпеда вошла сзади под углом, она догоняла лодку.

Резка корпуса АПЛ Курск и его подъём осуществлялись иностранными фирмами. Условие руководства со стороны России было такое, что головная часть лодки должна быть отрезана. Головную часть лодки после подъёма никто не видел, - возможно, что в ней было несколько идентичных пробоин.


В 2001 году с АПК "Курск" были подняты 115 тел моряков.

Одну из версий гибели АПЛ "Курск" - поведал Вячеслав Негреба.

https://youtu.be/1PAGZkK9uTc

то же самое видео на Яндекс - диске
https://yadi.sk/i/TNmRSHCr3ZgADR

Версия о том, что лодку расстрелял "Пётр Великий"
https://youtu.be/DNuhYGzfO44

Путин о подводной лодке Курск
https://youtu.be/7NjVEUj9nEM

Последняя передача Сергея Доренко на ОРТ
https://youtu.be/KnfzQu2X97o

Березовский о встрече с Путиным в августе 2000
https://youtu.be/UPjq7Aq45N0

О гибели лодки Курск
https://youtu.be/F2zA3u4_QMQ

Адвокат Борис Кузнецов, защитник семей 57 погибших
https://youtu.be/LyjsvZRN2s8

Евгений Давыдов - лодка не должна была находиться
на такой глубине в подводном положении
https://youtu.be/1SMipZVNaPk


Версия погружения Курска на предельную глубину -
попытка ухода от своей же торпеды  "Шквал", сбившуюся с курса
после рикошета о цели  -
https://youtu.be/NETM8mdwsIc

Версия уничтожения лодки Курск американцами
http://www.rospisatel.ru/
kursk-apl.htm

Как поднимали лодку Курск
https://www.partner-inform.de/
partner/
detail/
2017/
11/
234/8773/
kak-podnimali-atomnuju-podvodnuju-lodku-kursk?lang=ru


О гибели АПЛ "Курск" начало
http://www.proza.ru/2017/08/13/567


Рецензии