Седлаченко и ботинки

...Иду это я однажды в мрачном настроении по Петроградской. От метро Горького по проспекту Горького* шпилю домой на Блоху, если точно. Смотрю под ноги. Вокруг - другие. Шаркают, топают, толкаются, семенят, човгают, топочут. Возле кафе "Лотос" вижу: шагают ботинки, как у Седлаченки. Перевожу взгляд выше. Ухты. И ноги, как у Седлаченки. И юбка в клетку, как у Седлаченки.

Заподозрив что-то, протягиваю взгляд дальше вверх через синюю куртку, как у Седлаченки, до лица, как у Седлаченки. Издаю радостный вопль:

- Сед - ла - чЕн - ка!!!



                ///\\\///\\\///\\\///\\\///\\\

*Ныне Кронверкский проспект.

**Ботинки были клёвые, красно-сине-кожаные импортные. Мне их маменька прислала из Рога, добыв у какой-то своей сослуживицы. На полразмера больше оказались, чем нужно, и я их Тонечке переадресовала.

Только для выросших в СССР понятно, в каком контексте происходит описанное событие, и лишь мой ровесник, имеющий схожую судьбу, поймёт, о чём, собственно, вообще идёт речь.

Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь: для того, чтобы тебя правильно поняли. Ой, о правильно и не мечтаю. Хотя бы о приблизительно поняли, нужно объяснять восемь из десяти существительных, использованных в сообщении. Особенно если оно относится к категории личного воспоминания. Вот, например: импортные ботинки.

В Советском Союзе обувь производилась отвратительного качества. Отечественную женскую обувь носить было не то чтобы невозможно. Возможно, конечно. Всё, у чего есть подошва и верх, можно, да - надеть на ногу. Но вот какая штука. Одеть-то можно, но вот Ходить по улицам в этой обуви было дико неприятно. Особенно женщинам. Особенно молодым девушкам. Причина? Причина простая. В молодости всем хочется хорошо выглядеть. Хорошо выглядеть хочется всегда, но в молодости по непонятному закону природы этого хочется особенно сильно. А так как хорошо выглядеть в обуви отечественного производства было невозможно, всё женское (особенно молодое женское) население Союза любыми способами старалось достать импортную.

Ну, вот. Теперь нужно расшифровывать глагол "достать". Так как официальным способом, как сейчас, то есть просто зайти в магазин и выбрать те туфли, сапоги, ботинки, босоножки, мокасины, кеды, кроссовки и т.д., которые тебе нравятся и позволяет карман, было невозможно, женский народ изгалялся, всеми правдами и неправдами добывая товары лёгкой промышленности зарубежных производителей.

Существовало понятие "блат". "Ооо, у неё есть блат" - завистливо шептались за спиной какой-нибудь счастливицы в женском коллективе. Означало это следующее: она, эта избранница богов, дружила с работницей продавщицкого клана и через свою подругу или знакомую имела доступ к волшебным сокровищам Алладина. Красивой одежде, красивой обуви, красивым отношениям. К счастью.

Конкурс в Институт Народного Хозяйства (Нархоз), где ковались кадры будущих баловней судьбы, зашкаливал. Когда туда поступала моя лепшая(до шестого класса) подруга Алуха Каряхнуха, претендетов было двадцать один человек на одно место. Звезда школы, золотая медалистка Алка поступила. Конечно же, она автоматически сделалась бесконечно и непоколебимо счастливой. Навсегда занесенной в реестр небожителей. Не зря моя мудрая маменька всю жизнь ставила её мне в пример. Ой, не зря.*В этом месте я горько улыбаюсь*

Ещё страшно везло тем, у кого "брат в загранку ходит", так как вторым каналом доставания красивых и модных вещей были родственники (знакомые), работающие на торговом флоте. Моряки заграничного плавания котировались в народной табели о рангах сразу после министров.

О, Боги, боги мои. В каком странном [удивительном, чудном] мире мы жили.

Были ещё какие-то третьи, четвёртые, двадцать пятые каналы, но я уже заскучала. Мне стало неинтересно их все вспоминать - перечислять - описывать. Вон третьего дня видели на Куренёвском рынке дядьку, который за пять рублей чёрную шаль продавал в красных розах с шёлковой бахромой. Пойду и я на него посмотрю, пожалуй. 

                ///\\\///\\\///\\\///\\\///\\\

Иллюстрация: Борис Кустодиев "Купчиха" 1923 г.


 ©Моя сестра Жаба         


Рецензии