Приёмы геймификации на уроках русского языка в сре

Опубликовано с целью сохранения авторского права.

Прокопенко Е. В.
МОУ «Придорожненская школа» администрации Старобешевского района
Для конкурса «Творческий учитель – 2018»
Категория: «Идеи, которые вы реализуете при обучении или на занятиях»
Приёмы геймификации на уроках русского языка в средней школе
Один из первых видов деятельности ребёнка – игра. Через неё познаётся мир, формируются личный опыт и убеждения. Игре как важной части дидактического процесса уделяли много внимания В. Сухомлинский, А. Макаренко, Я. Корчак, а также множество других учёных. Так, польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра – характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков [Толкачёва Л. П.].
Игра – естественная среда ребёнка, и любовь к ней присуща даже достаточно взрослым детям. Так, на место кукол и машинок приходят интеллектуальные игры, такие как «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», активные (футбол, волейбол, пионербол), настольные, компьютерные. Поэтому важно не отрицать ученические увлечения, а направлять их в нужное русло.
С. А. Шмаков считал, что большинству игр присущи следующие черты: свободная развивающая деятельность, творческий характер, эмоциональная приподнятость деятельности, наличие прямых или косвенных правил [Шмаков С. А.].
Такой вид работы позволяет разнообразить изучение материала, развивает творческий потенциал детей, учит эффективно работать в команде над решением общих вопросов, мотивирует на обучение и в то же время не является принудительным средством. В игре учитывается и выделяется индивидуальность каждого ребёнка, рождаются нестандартные решения, развивается мыслительный и творческий потенциал, психические функции. Также Н. В. Кухоренко отмечает, что игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную, диагностическую, коррекции, самореализации, социализации, межнациональной коммуникации (интеграционную), игротерапевтическую [Кухоренко Н. В.].
Игра – это в некотором смысле творческий процесс, она требует мобилизации умственных способностей, разжигает энтузиазм и интерес. Как часто нам приходится слышать вопросы, подобные этому: «А зачем нам это знать, чем данные знания помогут в жизни?» и т. д. Можно вдаваться в долгие объяснения или просто предложить игру – тут же применить полученные знания, умения на практике. В таком случае возникает ситуация, когда сам ученик стремится к получению новых знаний, умений и навыков – так он расширяет «инструментарий», которым сможет пользоваться при решении различных задач. Ещё Я. Корчак отмечал, что игры – та область, где взрослые предоставляют инициативу ребенку, и он чувствует себя до некоторой степени независимым. [Корчак Я.]
Игровые методы работы позволяют облегчить работу с гиперактивными или быстроутомляемыми учениками, т. к. это не просто новая деятельность – это смена настроения, напряжения, позы за столом и возможность пообщаться с одноклассниками, почувствовать командный дух и принимать самостоятельные решения, нести ответственность за команду или личный зачёт. Зачастую пассивные дети, включаясь в процесс, начинают проявлять интерес к предмету, постепенно входя в процесс активной работы на уроке.
Методика преподавания языковых дисциплин не исключает внедрения нестандартных элементов, и это позволяет нам расширить инструментарий познавательной деятельности учащихся, разнообразить учебный процесс и привить, поддержать интерес к языку и его составляющим.
Урок с игровыми элементами относится к типу нестандартных и требует активного участия учащихся, имеет соревновательный момент и чаще всего подразумевает деление класса на две и более групп, используется как для изучения нового материала, так и для закрепления и проверки знаний учащихся по изученному материалу. К примеру, урок-соревнование может в своём объёме охватить как изученный, так и новый материал. В качестве игровых элементов могут использоваться многие методы. В зависимости от возможности, урок с игровым элементом может стать уроком – игровой программой до 40 минут.
Урок-соревнование может использоваться для закрепления текущих знаний, проводиться вторым-третьим занятием по изучаемой теме. Он состоит из нескольких этапов и рассчитан на набор баллов за каждый отдельный тур.
Структура может быть любой, в зависимости от желания учителя. Для подачи заданий подойдёт учебник, раздаточный материал, интерактивная доска либо другой электронный носитель. При работе с электронными системами следует задания подать в виде презентации. Ниже приведём ориентировочную основу урока-соревнования.
1. Блиц-опрос по теме, которая изучается (2-3 мин.);
2. Задание на взаимопроверку: из предложенных заданий (их должно быть больше, чем игровых групп) команда выбирает одно для соперника. Группа-соперник делает то же самое. После выполнения проводится взаимопроверка. В командный зачёт входит как выполнение задания, так и его проверка. Оценивается 50/50.
3. Работа над новым материалом. Подача информации, обработка её детьми. Выполнение заданий (упражнения, творческого задания, приведения примеров). Оценивается общее качество и точность ответов.
4. Подведение итогов, подсчёт баллов, работа над пояснением домашнего задания.
Игровой момент занимает как весь урок, так и часть его, являясь одной из форм работы. С помощью такого вида занятости мы можем познакомить детей и с абсолютно новыми темами, и с теми, которые частично знакомы и изучались в предыдущих классах, – урок получения новых знаний, умений и навыков. Игра на первом уроке новой темы заинтересует детей, привлечёт живое внимание к материалу.
Необычным может быть само начало занятия, особенно если изучается новая тема или используется эпиграф. В таком случае отличными методами концентрации внимания учеников выступят нестандартные дидактические приёмы, которые помогут актуализировать знания прошлого урока или повторить давно изученные темы. Ниже рассмотрим варианты игр, благодаря которым интересно подаётся начало урока, они же выступают вариантом экспресс-повторения знаний по морфологии слова.
Метод «Мозаика» поможет вникнуть в структуру слова как состоявшейся лингвистической единицы с самого начала её строения. Для игры понадобятся группы карточек, а именно: префиксы, корни, суффиксы, окончания. Перед учащимися ставим задачу: начиная с корня, составить наибольшее количество вариаций слова, применяя к нему подходящие морфемы. Так, возьмём корень красн- и суффиксы -ен-, -и-, окончание -е и получим слово краснение; далее добавим префикс по-, изменим окончание на -я и, соответственно, в результате получим лексему покраснения. Благодаря таким упражнениям дети лучше усваивают структуру морфем слова и логику их построения, учатся правильно определять значимые части слова.
В дальнейшем при работе с морфологическим составом слова используются такие дидактические игры, как «Паззлы», «Дешифратор» и «Реставратор».
«Паззлы» – усложнённая версия «Мозаики». Условия игры те же: ученикам раздаются карточки с морфемами, но теперь в результате должно получиться выражение или фраза. Для облегчения процесса отдельные части одного слова можно отметить одинаковым шрифтом или цветом. Пользуясь подсказками, языковой догадкой и теоретическими знаниями, ребята смогут собрать «паззл» – фразу или выражение. Хорошо подходит для работы с эпиграфом (пример – см. Приложение).
«Дешифратор» также может использоваться для обращения учеников к эпиграфу. По правилам игры, участникам из текста без пробелов (все слова слиты в одно) нужно вычленить слова и прочитать текст. По желанию учителя, игру можно продолжить морфологическим анализом – разбить текст по морфемам, подсчитать общее и частное количество, сопоставить частоту употребления. Тем самым актуализируем все полученные ранее знания и привлекаем детей к первым попыткам научного анализа.
«Реставратор» – игра подобного типа. Даём детям текст, разбитый поморфемно (после каждой морфемы пробел), ученикам необходимо «склеить» между собой морфемы, относящиеся к одному слову, и прочесть то, что получилось в результате. В усложнённой версии «Реставратора» среди связанных между собой по смыслу морфем могут находиться и «лишние». В таком случае можно подать загадку, а ответ на неё «потерять» межу морфемами в основном тексте (см. пример в Приложении).
На уроках знакомства с новой темой можем воспользоваться методом «Ловец». В эту дидактическую игру приглашается от двух учеников, наиболее хорошо, на взгляд учителя, вникших в новый материал. Доска делится на части по количеству учеников, то же самое класс делает в тетрадях. Материалом для таких игр могут служить упражнения на отделение различных понятий. К примеру, работа над числительными: один ученик «ловит» количественные, другой – порядковые. Учитель называет числительные, тот участник, в чью категорию входит эта часть, говорит кодовое слово «ловлю» и объясняет, почему данное слово или словосочетание должно быть вписано в «его» колонку. При желании, возможен второй тур с другими учениками.
Используя данную методику, мы развиваем у учащихся реакцию; укрепляем полученные знания как у участников игры, так и у наблюдателей, ведь каждая игровая единица поясняется; видим и можем разобрать все неточности в понимании и возникающие трудности; имеем возможность оценить и привлечь к активной работе у доски большее количество учеников.
Для отработки отдельных навыков игра тоже является действенным инструментом. В пользу неё можем привести не только дидактический эффект, но и элементы физической активности. Рассмотрим на примере игры «ПРИкоснёмся к ПРЕкрасному». Метод основан на отработке правила употребления приставок при- и пре-. Для данного вида работы учащиеся должны быть кратко ознакомлены с правилом. Пользуемся образами ПРЕвозношения и ПРИближения, т. е. пространственными ориентирами «вверх» и «в сторону». Игра на внимательность: когда учитель (или ведущий) называет слово с приставкой пре-, то ученики должны поднять руки вверх, если слово с при-, то «дать пять» (хлопнуть по ладошке) своего соседа по парте.
Таким образом, с помощью этой игры мы прививаем образное мышление, отрабатываем автоматизм употребления правильных приставок пре-, при-, проводим мини-зарядку, снимаем напряжение с рук и глаз, а также укрепляем отношения в классе.
Итоговый урок на основе игры «Alias».
Популярная в юношеских кругах игра станет хорошим помощником в обучении. Может использоваться для закрепления общего материала то теме или полного объёма программных терминов за четверть, семестр, год. Обучает быстрому принятию решений, образной речи, развивает командный дух и дружеское соперничество.
Класс можно поделить на группы, но в данном случае это необязательно и выполняется на усмотрение учителя. Опираясь на правила игры, учитель готовит раздаточный материал – карточки с терминами, которые ученики знают и могут описать. Один берёт карточку с термином и объясняет его, не используя однокоренных слов и не называя термин вслух за 30–60 секунд. Если команда угадывает, то ведущий-ученик передаёт право на следующую карточку члену своей команды. В том случае, когда быстрее реагирует команда-соперник, право следующего хода передаётся ей. Если игра проводится с целым классом, то отгадавший загаданный термин ученик берет следующую карточку и продолжает марафон.
Мы предлагаем использовать данный вид работы на итоговом уроке по морфологии (см. Приложение 1).

Подводя итог статьи, хочется отметить, что игровые элементы, используемые на уроках, всегда или почти всегда эффективны. Ещё А. С. Макаренко писал: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит прежде всего в игре». [Макаренко А. С.]. Благодаря играм дети могут свободнее и смелее проявить себя, так как в этой ситуации формальности учебного процесса несколько упрощены. Нестандартные методы работы помогут детям не просто хорошо провести время и запомнить материал, но и полюбить его, т. к. с момента действия игры изучаемая тема будет не просто занятием, а станет входить в непосредственную сферу интересов ребёнка. Перед ним встанет не просто домашнее задание или новая тема, а возможность дальнейшего применения знаний и умений при формировании команды для игры и, конечно же, возможность совершенствования для того, чтобы его выбирали в свои команды одним из первых, что, вполне возможно, формирует в дальнейшем идею успешного специалиста на рынке труда.

Список использованной литературы
1. Корчак, Я. Как любить ребенка : Кн. о воспитании / Януш Корчак ; [Пер. с пол. К. Э. Сенкевич]. – М. : Политиздат, 1990. – 493 с.
2. Кухоренко Н.В. Педагогические игры и игровые технологии // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 14 окт. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – 2016. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 4 (9). – С. 27-29. – ISSN 2412-0529. doi:10.21661/r-113868
3. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. – Москва : Педагогика, 1981. – 624 с.
4. Макарова Елена Борисовна Игровые формы обучения открытыйурок.рф/статьи/556327/
5. Толкачева Л. П. Игровые формы на уроках русского языка http://открытыйурок.рф/статьи/314742/ .
6. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.





ПРИЛОЖЕНИЯ К СТАТЬЕ
Приложение 1
«Alias»

1. Части речи и особые формы глагола

Имя существительное, деепричастие, союз, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение,наречие, предлог, междометие, причастие, частица.



2. Части слова
Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.


Приложение 2
«Мозаика»

Приставки: ез- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-), со-, через- (черес-), чрез-.
Корни: баб-, -бав-,- бег-, -бед-, - бел-, -бер-, (-бр-,- бир-),- бес-,- беш-, -бит-, -бор-,  -важ- , -вал-,- вар-,- вед-,- вест-,  -вен-,    -мен-, нов, -голос-, -слав-, -слов-, -случ-.
Суффиксы:
1. Существительных: ан-(-ян-), -ани (-яни), -анин(-янин), -ач, -ени[j-э], -ет-,-ть-, -еств-(-ств-), -есть, -ец, -изм, -изн-, -ик(-ник), -ин, -ист, -итель(-тель), -ат (-ят), -их -иц-(-ниц-), -к-, -л-, -лк, -льник, -льщик(-льщиц-), -ни[j-э], -от-, -ость, ун, -ур(ура), -чик(-чиц-, -щик);
2. Прилагательных: -ал(-ел-), -ан(-ян-), -аст(-ат-), -ев(-ов), -еват(-оват-), -ен, -енн         (-онн-), -енск(-инск-), -ив(-лив,-чив-), -ин, -ит(-овит-), -к, -л, -н(-шн-), -тельн-, -уч(-юч,-яч-), -чат, -б(а), -к(а), -ни ј(е) (-ене ј-е), -ск(ий), (-ов/ск-ий, -ан/ск-ий, -иан/ск-ий, -ин/ск-ий, -ий/ск-ий), -тельн(ый), -тель/ств(о), -ист-;
3. Глаголов: -а (-я, -ка), -е, -ева (-ова, -ыва, -ива), -и, -л, -нича, -ну, -ствова, -ся, -ть (-ти);
4. Наречий: -а, -е, -ейш (-айш) -и, -жды, -либо, нибудь, -о, -то, -учи(-ючи).
5. Местоимений: -либо, -нибудь, -то.
Окончания:
1. Существительных: -а, я, -о, -е, -и, -ы, -е, -у, -ю, - ой (-ою),  -ей (-ею), -ом, -ем, -ью;
2. Прилагательных: -ой, -ее, -ое, -его, -ого, -ему, -ому, -им, -ом, ая, -ей, -ую, ой, ие, их, им;
3. Глаголов: -у, -ю, -ешь, -ет, - ем, ете-, -ут, -ют, -иш, -ит, -им, -ите, -ат, -ят;
4. Наречий: -о, -а, -е;
баб-а, за-бав-а, до-бав-ить, из-бав-ить; бег, у-беж-ище, бед-а, по-бед-а, бел-ый, бел-ьё, бер-у, бр-ать, со-бир-ать,  беш-еный, бит-ь, по-бор-оть, о-бор-она, важ-ный, вал, при-вал, под-вал, вар-ить, вед-ать, вед-ение, с-вед-ение, не-вест-а, вест-очка, вен-ок, вен-ец, вен-ик, мен-ять, из-мен-ник, непре-мен-но, нов, с-нов-а, ос-нова, голос, слав-а, слов-о, случ-ай

Приложение 3
«Паззл»

Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись, в день уныния смирись, день веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живёт, настоящее уныло, всё мгновенно, всё пройдёт, что пройдёт, то будет мило…
Если жизнь теб я обман ет, не печаль ся, не серд и сь, в день унын и я с мир и сь, день весель я, верь, на стан ет. Сердц е  в будущем жив ёт, на сто я ще е уныл о, всё мгнов енн о, всё про йд ёт, что про йд ёт, то буд ет мил о…

Приложение 4
«Дешифратор»

- Выбирай для начала лишь один, самый лёгкий недостаток и прежде всего кончай с ним. (Я. Корчак).

Приложение 5
«Реставратор»

В с пуш ит по  она сво душ и бок а сво и четыр е угол к а и  тебя как ночь ка  на стан ет все равн о к себе при тян ет.
Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к себе притянет.
(Подушка)


Рецензии