Глава 1. Рождение Наследника Русского Престола

Рождение Наследника Русского Престола (гг. 1903-1904)


1903 год. Прошло уже семь лет со времени вступления Государя Императора Николая II на Российский Престол и семь лет со дня бракосочетания Наследника Цесаревича Николая Александровича с принцессой Гессен-Дармштадтской Алисой, ставшей вскоре Государыней Императрицей Александрой Феодоровной. Семь лет царствования и семь лет счастливой супружеской жизни Царской Четы. Лишь одно обстоятельство вызывало некоторое смущение в душах Царственных Супругов. Их счастливый союз был увенчан появлением на свет четырёх прекрасных дочерей Царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, коих не могли не принимать за чудный дар, ниспосланный Богом, не только венценосные родители, но и все верноподданные Российской Империи, как и все добрые люди на белом свете, кто имел счастье хоть раз увидеть их. Но, Царь, и Царица, радуясь и благодаря Бога, всё же в глубине души чаяли рождения младенца мужеского пола, Наследника – того, кому передаст Государь в своё время бразды правления, чтобы не пресеклась прямая ветвь благословенного Богом царственного рода и не нарушилось закреплённое законом право передачи власти — от Державного отца к Державному сыну. А Господу Богу угодно было испытать их веру и терпение. Кротко и смиренно, как некогда праведные Иоаким и Анна, а за ними праведные Захария и Елисавета, ожидали они свершения милости Божией над ними и уповали на молитвы праведников и святых угодников Божиих.

Испокон века православный русский человек для благополучного разрешения всех жизненных затруднений спешил припасть к источникам Божественной благодати, меж коих особенное место отведено Божьим людям, носителям печати Божественных дарований, духоносным праведным старцам и подвижникам. Их подвигами запечатлевает Господь местности и предметы, освящает водные источники, оставляет по ним память в житиях, распахивает каждому духовно жаждущему человеку дверь прямого с ними общения в Духе в церковных службах. Русь Богомольная в лаптях и с котомками спешила достичь святых мест, где некогда подвизался Божий угодник, чтобы омыться в святых источниках, приложиться к чудотворным иконам, припасть к цельбоносным мощам. Тем и спасались православные, там и искали утешения и разрешения всех своих бед.

Не исключением были и благочестивые наши Цари и Царицы, меж коих благочестивейший Государь Император Николай II и благочестивейшая его супруга Государыня Императрица Александра Феодоровна занимают достойнейшее место. Им суждено было править во время особое, хоть и тяжкое и переломное, но чудесное и удивительное. Чудесное – проявлением Божественной силы, а удивительное – своими последствиями и конечным исходом. Меж тем, Господь-Промыслитель уготовал Своим избранникам особый путь. Этот путь, уже предопределенный и намеченный Господом, лежал через Саровскую пустынь и Дивеево, где подвизался угодник Божий Серафим. Туда устремили Русские Венценосцы свои духовные взоры, там пожелали укрепить свой дух, узреть Божью волю, там искали исполнения своих чаяний о рождении Наследника. А все царские помыслы и желания непременно сопряжены с судьбами Государства Российского. Все чудесно у Бога. Вот и Саров и Дивеев – места подвигов преп. Серафима Саровского, предизбранное Богом место, четвёртый удел Божьей Матери, в коем сплелись в единый узел судьбы православного русского народа и Российского Императора Николая II и Его благословенной Семьи.

Протоиерей Стефан Ляшевский:

«Вся церковная Россия тогда [накануне 1903 года] ждала прославления преподобного Серафима. Многие, многие, сотни свидетельств об исцелениях, полученных людьми от батюшки Серафима, с запросами, когда же он будет причислен к лику святых, буквально стучались в Святейший Синод ускорить его канонизацию. <…> Решение о прославлении всё откладывалось, пока Государь Николай II, ознакомившись с докладом протоиерея [точнее — архимандрита –прим. сост.] Чичагова, дал повеление: «Немедленно прославить!»» [1].

Игумен Серафим (Путятин):

«29 января 1903 года Святейшим Синодом объявлено о прославлении преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Особенно этим новым небесным знамением был утешен Государь, испытывая истинную радость и глубокое умиление. Царская Семья особенно чтила память преподобного Серафима еще с 1860 года, когда возложением полумантии праведника была исцелена малолетняя Великая княжна Мария Александровна и облегчена кончина Императрицы Александры Феодоровны, супруги императора Николая I.

<…>
Духовное торжество открытия честных мощей угодника Божия назначено было на 19 июля 1903 года. <…>

Государь пешком, благоговейным паломником, ходил к цельбоносному источнику и в Дальнюю пустыньку старца Серафима, на своих царственных плечах нёс гроб с честными останками новоявленного чудотворца и причащался вместе с супругою Святых Таин Христовых. Они исповедовались у смиренного старца иеросхимонаха Симеона и причащались 18 июля за ранней обедней, которую служил архимандрит Андрей (впоследствии епископ Уфимский), как простые смертные паломники вместе с народом» [2].

Архимандрит Андрей (Ухтомский):

«Саров – 19 июля 1903 года – вечно благословенное место и время! Это – место чудотворений, это источник неистощимый милости Божьей. Это – время торжества любви церковной, время одушевленнейшей молитвы, бодрого, ясного, глубоко сознательного устремления к небу почти трехсот тысяч сердец. А во главе их, среди этой пламенной молитвы народной был Царь православный, едиными усты и единым сердцем со своим народом пожелавший воздать поклонение благодатному герою духа, великому подвижнику преподобному Серафиму» [3].

Игумен Серафим (Путятин):

«Я сам среди этих паломников приобщался и видел, с каким благоговением царственные богомольцы приступали к Святому Таинству. Простота и религиозность их сильно повлияли на меня еще тогда, вызывая слезы умиления. Только истинная вера в Бога, истинная преданность Православию и глубокое благоговение к святым мощам праведного убогого старца-отшельника, смиренного пустынника подвигнуло на далекое и трудное путешествие царственных богомольцев, сопряженное с многими трудами и опасностями для самой жизни. Православный народ плакал от радостного умиления при виде того, как Царь и Царица смиренно преклоняли главы пред святыми мощами новоявленного чудотворца. Государь на свои средства соорудил серебряную художественную раку для мощей преподобного Серафима, а Царица собственноручно вышила покров на гробницу и коврик с дорожками. Как было всё это для верующего человека трогательно, радостно и поучительно.

Из Сарова Царственные паломники выехали 20 июля в Дивеевский женский монастырь, это духовное детище преподобного Серафима. Здесь они навестили старицу подвижницу Параскеву Ивановну, которая предсказала рождение сына. Это посещение прозорливицы совместно с пережитым в Сарове произвело сильное духовное впечатление на Императрицу, усердно молившуюся в Сарове о даровании ей сына» [4].

Протоиерей Стефан Ляшевский:

«Параскева Ивановна сидела на кровати. Посмотрев на Государя, она сказала: «пусть только Царь с Царицей останутся». Государь извиняющеся посмотрел на остальных, попросил оставить его и Государыню одних, видимо, предстоял серьёзный разговор. Все вышли и сели в свои экипажи, ожидая выхода Их Величеств. Матушка игумения выходила из келлии последняя, но послушница осталась. Вдруг игумения слышит, как Параскева Ивановна, обращаясь к Царям, сказала: «Садитесь». Государь оглянулся и, увидев, что негде сесть, – смутился, а Блаженная свое: «Садитесь на пол». Вспомним, что Государь был арестован на станции «Дно»! В великом смирении Государь и Государыня опустились на ковер, иначе бы не устояли от ужаса, который им преподнесла Параскева Ивановна. Она им сказала всё, что потом исполнилось: гибель России, Династии, разгром Церкви и море крови. Беседа продолжалась долго, Их Величества ужасались, Государыня была близка к обмороку. Наконец, она сказала: «Я вам не верю, этого не может быть!» Происходила встреча за год до рождения Наследника, которого так хотела Царская Чета. Параскева Ивановна достала с кровати кусок красной материи и говорит Государыне: «Это твоему сынишке на штанишки. Когда он родится – поверишь и тому, о чём я говорила» [5].

Монахиня Серафима (Булгакова):

«От Прасковьи Ивановны поехали к Елене Ивановне Мотовиловой. Государю было известно, что она хранила переданное ей Н.А. Мотовиловым письмо, написанное преподобным Серафимом и адресованное Государю Императору Николаю II. Это письмо преподобный Серафим написал, запечатал мягким хлебом, передал Николаю Александровичу Мотовилову со словами:

– Ты не доживешь, а жена твоя доживет, когда в Дивеево приедет вся Царская Фамилия, и Царь придет к ней.

Пусть она ему передаст.

<…> Государь принял письмо, с благоговением положил его в грудной карман, сказав, что будет читать письмо после. <…>

Когда Государь прочитал письмо, уже вернувшись в игуменский корпус, он горько заплакал. Придворные утешали его, говоря, что, хотя батюшка Серафим и святой, но может ошибаться, но Государь плакал безутешно. Содержание письма осталось никому неизвестно» [6].

В тяжких для Российской Империи обстоятельствах исполнилось пророчество блаженной Паши Дивеевской относительно рождения у Царской Четы Наследника. Не прошло и года после Саровских торжеств, которые в Сарове и Дивеево, да и во всём православном мире, справедливо называют Пасхой, как чередой последовали скорбные события. Вот лишь некоторые из них.

В ночь на 27 января 1904 г. японские миноносцы совершенно неожиданно атаковали русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, повредив лучшие броненосцы «Царевич» и «Ретвизан», а также крейсер «Палладу». Так началась Русско-Японская война.

21 декабря 1904 г. пал Порт-Артур.

9 января 1905 г. в С-Петербурге произошла демонстрация рабочих во главе со священником Георгием Гапоном. Шествие носило мирный характер, а рабочие намеривались передать Царю петицию, где были изложены экономические требования. По вине провокаторов-революционеров всё закончилось беспорядками и неповиновением толпы властям. Войска вынуждены были применить оружие, что привело к многочисленным жертвам. Это событие послужило сигналом к организованным революционным выступлениям во многих городах России.

4 февраля 1905 г. взрывом бомбы социал-революционера Каляева был убит московский генерал-губернатор, Вел. князь Сергей Александрович Романов.

14 мая 1905 г. в бою с превосходящими силами противника погибла русская эскадры под командованием адмирала Рожественского (Цусимское сражение).

17 октября 1905 г. был обнародован Высочайший Манифест о даровании свобод и учреждении Государственной Думы в лице выборных народных представителей от всех сословий и слоёв граждан. Отныне без одобрения Думы не мог быть принят ни один закон государства.

Государь не желал принятия манифеста, ограничивавшего права самодержавия, но был вынужден уступить сильнейшему давлению на него со стороны ближайшего окружения, среди которого особую роль сыграли Председатель Комитета Министров граф С.Ю. Витте при поддержке всех министров и Вел. князь Николай Николаевич, который в случае неподписания Государем манифеста, по свидетельству А. А. Танеевой (Вырубовой), грозился лишить себя жизни.

И вот, на фоне этих тягостных обстоятельств произошло чудесное, долгожданное событие, которым Господь утешил не только Венценосную Чету, но и каждого русского человека.

30 июля 1904 г. День рождения Наследника Цесаревича Алексея Николаевича.

Государь Император Николай II:

«Пятница. Незабвенный великий для нас день, в кот. так явно посетила нас милость Божья. В 1. дня у Аликс родился сын, кот. при молитве нарекли Алексеем. Все произошло замечательно скоро — для меня по крайней мере.

Утром побывал, как всегда, у Мама, затем принял доклад Коковцова и раненного при Вафангоу арт. офицера Клепикова и пошёл к Аликс, чтобы завтракать. Она уже была наверху и полчаса спустя произошло это счастливое событие. Нет слов, чтобы уметь достаточно благодарить Бога за ниспосланное нам утешение в эту годину трудных испытаний!..» [7]

Месяц спустя у Наследника Русского Престола, Царевича Алексея в первый раз проявились признаки тяжелейшего, неизлечимого недуга. Государыня боялась признаться себе в том, что это — гемофилия, причинившая так много страданий мужской половине Гессенского рода и передававшаяся только по материнской линии.

8 сентября 1904 г. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Курской-Коренной «Знамение» иконы Божией Матери. Годовщина победы на Куликовом поле.

Государь Император Николай II:

«Среда. В 11 час. поехал к обедне с детьми. Завтракали одни. Аликс и я были очень обеспокоены кровотечением у маленького Алексея, которое продолжалось с перерывами до вечера из пуповины! Пришлось выписать Коровина и хирурга Фёдорова; около 7 час. они наложили повязку. Маленький был удивительно спокоен и весел! Как тяжело переживать такие минуты беспокойства! День простоял великолепный» [8].

Неспроста признаки заболевания у Царевича проявились в день празднования иконы Божией Матери «Знамение». Несомненно, что болезнь единственного прямого Наследника Русского Престола явилась знаковым событием, поистине знамением свыше, которое должно было указать на те страшные духовные язвы державного народа, которые требовали скорейшего уврачевания, дабы не переполнилась чаша долготерпения Божьего и не излился на землю русскую грядущий праведный гнев Божий, предсказанный многими Божьими угодниками.

По грехам нашим страдал Царственный младенец. От осознания сей истины напрямую зависела судьба Державы Российской; покаяния жаждал Господь от русских людей.

Но и здесь милосердный Господь явил Свою милость Царскому роду, дал надежду и всему Русскому народу, связав благополучие и благоденствие Русской земли со здоровьем Наследника. А благословенной Семье Русского Императора послал человека, наделённого необыкновенными способностями, кто единственный мог обуздывать не знающий жалости недуг, и тем приносить Царю и Царице несравненное утешение, приводить их смятенный дух в состояние равновесия, одаривать их чувством радости и спокойствия.

О появлении сего дивного угодника Царская Чета была извещена заранее, свыше, как ответ на их веру и упование – «по вере вашей да будет вам».

А. А. Танеева (Вырубова) «Страницы моей жизни»:

«Их Величества говорили, что они верят, что есть люди, как и во времена Апостолов, не непременно священники, которые обладают благодатью Божией и молитву которых Господь слышит. К числу таких людей, по их убеждению, принадлежал и М. Philippe, доктор философии, француз, который бывал у Их Величеств. Они познакомились с ним у Великой княгини Милицы Николаевны, и он умер до моего знакомства с Государыней. Я не знала его лично и потому не могу о нём судить. Я только слыхала от Их Величеств, что М. Рhilippе до своей смерти предрек им, что у них будет «другой друг, который будет говорить с ними о Боге»» [9].

Но кто же был этот чудесный посланец, тот, кто стал Их Другом, кому они доверили свое сердце, кому они раскрыли свою душу, кого они приняли как близкого человека, и даже более…, как своего, и даже более…?

Не случайно в «Прологе» было воспомянуто величайшее событие русской истории – Куликовская битва. Давно это было. На весь мир прогремела весть о силе Московского государства, одолевшего Орду, о славе русского оружия, о мудрости и отваге Великого князя Московского Дмитрия, о подвиге русских людей, сумевших забыть свои распри и раздоры, сплотиться вокруг Москвы, объединиться в единый народ и отстоять свою православную государственность.

Славная была одержана победа. Но… закончилась ли битва для русских людей тогда? По всему видать, нет – битва продолжалась и продолжается поныне, не только на полях сражений, но и в минуты видимого благополучия и затишья. Бьются русские люди за Божью правду, за русскую идею, за которую умирали ратники Дмитрия Донского на Куликовом поле, за свою независимость, самостоятельность, самобытность, за право отстаивать свои идеалы здесь, на земле. Потому как ежели Русского Народа не будет – кто защитит Церковь Божью от ворогов-супостатов, от богомерзкого антихриста?

Только Русский Народ во главе с Божьим Помазанником, больше некому. Союз любви и верности между народом и Царем свят, и никто не может посягнуть на его незыблемость, чтобы не повредить Христовой Церкви и коренным, основополагающим, жизненным интересам православных людей.

Так мыслили русские люди испокон века, и всегда относились к своим Царям с чувством глубокого благоговения и любви. «Как знает весь мир, что у нашего Батюшки Царя тонкий философский разум и чувство разума охватывает в один миг всю жизнь России, доброта в очах, и все готовы, слезно готовы свою жизнь отдать – не то, что он Царь, а в очах его горит любовь и остроумная кротость, та и надежда, что его любят и враги его, [потому] престол не оскудеет. Как Помазанник Божий для всей простоты народа, труды его уже известны всем, как ему приходится не спать и советываться. И советы у них всем известны с Матушкой нашей Императрицей Александрой Федоровной единым духом. И она, слабая здоровьем от любви [к] России за пятый год [открывшиеся болезни Государыни – следствие её переживаний за беды, постигшие Россию в 1905 году]. [Как] в древние времена былые, так и у нас Матушка Царица только и занята дочками и воспитанием своего сыночка великого Наследника Алексея Николаевича. Вот и доказательство воспитания – как в нем горит любовь, как солнце, к народу, и взаимно любят его, и весь мир в трепете и не знают отчего к нему тянет обоянье. Вопли любви, воспитанием благочестия очень просто объяснить: блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, так и далее. Кругом его простота, и в простоте опочивает Бог, потому и не по годам в нем царит идеальный ум, он не только взглядом, а и своим присутствием пробивает слезы.

Что нам того, [что] Императрица не была у какой-то княгини на обеде – пусть она [какая-то княгиня] и будет в обиде, самолюбие её страдает, – она [Государыня] со своими детками занимается. Это уже Христово дело. Например, у большой княжны Ольги Николаевны прямо царственные очи и кротость и сильный разум без всяких поворотов – может править страной своей воспитанной светлостью. Весь мир понял воспитание доброго нрава и любовь к Родине и Матушке Церкви и ко всему Светлому. Как одна, так и другая [великие княжны], и одна за одной воздают честь ко всем, даже из низких нянь, и к батюшкам, и ко всем прислуживающим им. Давай Бог, чтобы осталось воспитанье родителей и на всю жизнь, так как они не одной мамоньке и папиньке детки, а всей России» [10].

Эти проникновенные слова любви и верности Государю Императору Николаю II, его Благоверной Супруге Государыне Императрице Александре Феодоровне и Их Царственным детям принадлежат Григорию Ефимовичу Распутину – простому русскому человеку, крестьянину, сибиряку, впоследствии получившему от Царя право наименоваться Новым. Но, простым ли он был человеком? И как могла сложиться дружба между ними? Что могло быть общего у сибирского крестьянина и Семьи того, выше которого в России мог быть только Сам Бог? Пусть это звучит непривычно, а, может быть, и парадоксально для многих представителей как светской, так и официальной церковной общественности, однако, это так – именно в личности Григория Ефимовича Распутина-Нового, нередко гонимого и отвергаемого как раньше, так и ныне, ярко вспыхнул, озарив вселенную, древний, былинный, воистину русский дух труженика, молитвенника и воина, окрыленного любовью к Богу, Его Святой Церкви, к своему Богом дарованному вождю и ко всей Русской земле-матушке. Через него прошла преемственность тех давних времен, передан образ русского благочестия, русской правды. Об этом необыкновенном русском человеке и пойдет речь.

Ссылки:

1. Стрижев А. Н. Дивеевские предания. М: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Православный паломник, 1996. С. 264.

2. Стрижев А. Н. Ук. соч. С. 319.

3. Архимандрит Андрей. Царь и народ. Русь Православная в Сарове. С-Пб: Воскресение. С. 3.

4. Стрижев А. Н. Ук. соч. С. 319–320.

5. Стрижев А. Н. Ук. соч.  С. 271.

6. Стрижев А. Н. Ук. соч. С. 41.

7. Дневники Императора Николая II. М.: Орбита, 1991. С. 222.

8. Дневники Императора Николая II. М.: Орбита, 1991. С. 228.

9. Цит. по: Верная Богу, Царю и Отечеству. С-Пб: Царское Дело, 2005. С. 114-115.

10. Платонов О. А. «Терновый венец России. Пролог цареубийства», Энциклопедия русской цивилизации, с. 95-97, 2001; со ссылкой на Российский Государственный Исторический Архив (РГИА), ф. 1101, оп. 2, д. 644, л. 2-12 (опубликовано в журнале Родина», 1993, № 10). Обработка текста, орфография, замена некоторых устаревших слов и выражений, дописанные слова в скобках (кроме курсива) – О. А. Платонов.


Рецензии