Синопсис derbent-out

Саша Валера Кузнецов
по идее Дмитрия Ухлина

Посвящается
Валентину
     Ежову.


или
«ДЕРБЕНТ-ФИЛЬМ»
Синопсис
1. Потерявший всех близких во время землетрясения в Урановом городе, тридцатитрёхлетний КИР (КИРИЛЛ) приезжает к морю в самый древний город России Дербент, где он когда-то был счастлив несколько дней. Он надеется, как говорят, «начать всё с начала» и устраивается работать инструктором подводного плавания, имея «Удостоверение подводного пловца», полученное в 16 лет.
2. В городе, прогуливаясь с местным помощником Нуриком (19) у кафе «Бар Авар», в компании местных ребят видит южную девушку (АМИНАТ – 17 лет) – она ему нравится.
3. Как-то утром к нему на спасательную станцию приходит аварец АБДУЛА и предлагает высокооплачиваемую работу - надо научить погружениям, не совсем здоровую девушку из почтенной семьи его хозяина, Мухаммада-эфенди. Кир отказывает: «У меня есть всё, что нужно: солнце, воздух и вода, а в ней рыба. Со своими бы глюками справиться».
4. Амина по ночам катается на мотоцикле Харлей, подаренном состоятельным отцом (глава родового клана). Однажды на набережной она лежит на сиденье мотоцикла, глядя на Млечный путь (видит НЛО). Кир, возвращаясь из магазина, останавливается рядом с пакетом в руке. «Смотри на небо!» - говорит она. Знакомятся.
5. Отец, Мухаммад-эфенди беседует с дочерью во внутреннем дворе дома у круглого бассейна со странной белой жабой. Говорит о возможном лечении погруженями под воду. С аквалангом. «Есть специалист. Нестарый парень, из Средней Азии. В старых книгах пишут о водолечении…» Но Аминат беззаботно кружит вокруг бассейна, уходя от Отца с пультом радиоуправляемой модели вертолёта в руке. Ярко-оранжевый вертолётик кружит над их головами и с его борта видна панорама старого, самого древнего в России города у подножья горного плато и моря, совсем недалеко от дома.
6. К нему вновь приходит Абдула и ещё более настойчиво пытается нанять Кира на работу, для обучения девушки из «почтенной» семьи. Оказывается, что это и есть понравившаяся ему южная девушка.
Амина страдает непонятным, вероятно, наследственным генетическим заболеванием, не позволяющим ей бывать на солнце. Её отец, МУХАМАД-ЭФЕНДИ (ОТЕЦ), образованный человек, руководящий местным кланом, увлечён водолечением, погружениями, обёртываниями и настоями. Читает старые книги на французском языке по этой теме.
8. Помощник Кира по работе инструктором подводного плавания, Нурик, мягкий, впечатлительный паренёк, безобидный, полный, похожий на Санчо Пансу, безответно помогает всем и этим пользуется Джеф (27), знающий Аминат с детства, дальний родственник – здесь все родственники. Как член клана Мухаммада-эфенди, Джеф ведёт с ним давний спор о якобы принадлежавшей его отцу (Джефа), недвижимости. Промышляет незаконной добычей черной икры на дальнем участке в дюнах, где стоит заброшенный дом таможенника, в котором постоянно живёт чудная пара: Кук (28) с Кристиной (30). Потрошит рыбу и выбрасывает на съедение шакалам больших осетров. Там Нурику делают красную татуировку на груди: одноногий краб. У причала болтается давно списанный, крашеный серой краской, военный катер.
 При появлении бешеного, постоянно укуренного Джефа, которому он должен, Татушка, специалист по татуировкам, прекращает свою работу. Нурика отпускают с условием доколоть вторую клешню после отдачи долга. «А пока, - делает внушение Джеф, - вот тебе
записка. Про любовь. Прочитаешь - вскрою… тебя вскрою. Хахахаха! Отнесёшь Аминат. Знаешь где».
9. Но однажды Кир сталкивается в кафе «Бар-Авар» с весёлым Аварцем, хозяином. У него радость - выдаёт замуж одну из сестёр. Не слушая возражений, затаскивает его на шумную аварскую свадьбу. Аминат уже там, уловленная, очевидно, таким же способом. Через несколько человек от неё за столом сидит Джеф (24), знающий  девушку с детства, в то же время член родственного клана, спорящего о недвижимости, перепутанной после «перестройки», с её отцом. Бородатый и влюблённый, он постоянно стреляет в неё глазами.
Ночь. Аварская свадьба. Кир и Аминат в разноязыком шуме и гаме тихо переговариваются на «своём» языке, обмениваются, казалось бы, ничего не значащими фразами, но говорят глаза, прикосновения, хмельная кровь. Аминат так странно и чудно здесь, страшновато и сладко.
Уже под утро свадьба высыпается на улицу. Аварец, пьяный до стеклянной прозрачности, но неутомимый, тащит Кир и Амину к морю, похвастаться своим катером. Предлагает опробовать его и нетрезвая троица бесшабашно выходит на утлом судёнышке в неспокойное утреннее море.
День. Катер. Кир и Аминат простодушно радуются ветру и волнам. Аварец в кубрике пьёт из горлышка остатки дагестанского коньяка. Непогода усиливается. Кир, несмотря на хмель, начинает беспокоится и обнаруживает, что Авар засыпает у штурвала. Он пытается растормошить его, но Авар безжизненно валится на палубу. Ветер усиливается до штормового. Амина смертельно испугана. Авар не реагирует на пощёчины и качку, перекатывается по рубке, как труп. Кир судорожно пытается править судном, но у него это совсем скверно получается.
День. Шторм. Катер. Беспомощные Кир и Аминат перекрикиваются в рёве ветра. Катер зарывается в волну и Амину швыряет на Кира. Он видит совсем близко - в уже интимной близости - её застывшее лицо, приоткрытые от ужаса (как от желания) губы.
День. Открытое море. Шторм. Крохотный катер в месиве волн.
Вечер. Катер. Ветер стихает. Авар лежит в полумраке кубрика. Кир и Аминат, мокрые и измученные. Кир рассказывает Аминат  историю своей жизни – вряд ли в другой ситуации он стал бы рассказывать о землетрясении, в котором потерял всех близких. 
Ночь. Штиль. Темнота. Катер медленно дрейфует в открытом море. Кир и Аминат сидят в кубрике, прижавшись друг к другу. И вдруг Аминат начинает говорить. Долго  рассказывает что-то по-французски. Кир внимательно слушает звук её голоса. Амина, похоже, и сама не понимает, что говорит. На французский слух – это история её прабабушки, до конца остававшейся в революционном Крыму.
Ночь. Катер. Внезапно просыпается Аварец, смотрит на пассажиров и смеётся. Как ни в чём не бывало, заводит мотор и катер уверенно набирает скорость. На горизонте показываются береговые огни.
На берегу суматоха, катер встречают шумные встревоженные аварца – вся свадьба с бутылками и закуской расположилась на пляже. Здесь спасатели и полиция. С ними Абдула. Пользуясь сутолокой, Кир пытается ускользнуть от всеобщего внимания, но его задерживают полицейские. Абдула, как бы ни при чём – отходит в сторону и присаживается на корточки.
10. Наутро в полицию приезжает Мухаммад-эфенди. Абдула остаётся на рулём старого кабриолета с  откинутой крышей «Фольксваген-гольф». Ждёт. На крыльцо участка выходят Отец и за ним помятый Кир.

11. В доме Аминат, беседуют Отец и Кир. Мухаммад-эфенди просит, а потом фактически вынуждает Кира, создав ему ему проблемы с милицией, лечить свою дочь Аминат глубоководными и даже ночными погружениями.
После нескольких вопросов о «маме с папой», Кир рассказывает Отцу свою историю о жизни в Урановом городе и землетрясении, унесшем всех близких.
Ночные погружения с девочкой-женщиной и преследующие Кира под водой, вспышки воспоминаний катастрофы в Урановом городе, накладываясь на подводные впечатления, создают фантастические картины, меняющие реальность.
12. Во время погружения Кир, увлёкшись красотой девушки, забывает о декомпрессии и слишком быстро поднимает Амину на поверхность. Из её носа и ушей течёт кровь. Приезжает врач и оказывается, что после бессонной ночи погружаться нельзя. Отец в бешенстве.

13. Он велит не выпускать Кира из дома и лишь на третий день его выводит во внутренний дворик охранник – молчаливый и мудрый Абдула. Мухаммад-эфенди, лёжа на топчане под виноградником, - рядом чилим и чайник с белой пиалой, - читает ему из старой книги: «Отцовство и сыновство неразрывно связаны в двуединой тайне. В истории они пребывают в непрерывном конфликте. Почему в Евангелии им придаётся такое значение? Потому, что в истинном отцовстве и сыновстве скрыты и вновь открыты забываемые законы бытия. Нарушение этих законов нарушает всё!» В С Ё – многозначительно поднимает он палец. «Так что, сынок, будем следовать этим законам и вернём данную Богом гармонию».

14. Между Аминой и Киром вспыхивает любовь. Ночные прогулки по городу, опасное плавание в шторм на катере, – всё это приводит влюблённых к конфликту с деспотичным Отцом и представителями его этнического клана, в особенности с лидером молодых ДЖЕФОМ, с детства влюблённым в Амину. Споры о наследственной недвижимости, становятся поводом для мести, а страсть Джефа к дочери Мухамада-эфенди – причиной похищения Амины.
Охранник, слуга и верный нукер Мухамада-эфенди, Абдула, говорит притчами и «направляет» каждого из них друг к другу - Отца, дочь и Кирилла, окутывая их всеобъемлющей мудростью суфия-пантеиста. «Лечение – это любовь, - говорит он Киру, - Любовь – это лечение», - не устаёт повторять местный суфий.

15. Однажды вечером они выбираются в город. На окраине города жалкие мазанки, строительные вагончики в которых живут солдаты. Внезапный шум, крики - Кир и Аминат оказываются среди вспыхнувшей свирепой пьяной драки.  Российские солдаты дерутся с местными, жестоко и бессмысленно. Кира сшибают с ног. Аминат кричит.
Один из солдат, пустоглазый и потный, невменяемый от водки и анаши бросается на Амину, загоняет её в проход между вагончиками. Но тут появляется Кир и завязывается жестокая драка двух мужчин. Солдат моложе, возбуждённее и физически сильней. Но Кир, пожалуй, злее. В критический момент приходит подмога - в тупичок врывается Нурик с друзьями. Солдата бьют головой об стену и бросают в пыль. Аминат умывает Кира у уличной колонки.

16. Стремление Аминат освободиться от плена отцовской заботы и фактическое отсутствие (всегда «под колпаком») Кирилла, вынуждают её бежать. Она скрывается на Плато над городом, у озера (водозабор), куда обычно летом съезжается молодёжь со всей страны. Живут в древних пещерах, купаются, жгут костры, греют душу вином и говорят, говорят, говорят.

17. Но и Кир сам давно ищет её. Его постоянно «пасёт» Абдула, не давая далеко уйти. Однажды утром просто нырнув как обычно с пирса, где спал на раскладушке, он так же, вспышкой сознания, видит Аминат – она медленно, как в кино, падает в горное озеро.

18. Ночь. Спасательная станция. Кира будит громкий стук в дверь. Он вскакивает, гасит ночник. Выглядывает в темень – лишь шум прибоя. На цыпочках подходит к двери, ждёт. Распахивает её - никого. Большой ветер над пирсом. Садится на старом кожаном диване, доставшемся от предшественника. Зажигает свет. У него бледное, застывшее лицо.

19. Утром он выходит – на пирсе сидит на корточках Абдула. Кир петляет по улочкам и теряется на базаре, поднырнув под прилавок – Абдула растерянно крутит головой. Кир долго и бродит по старому городу, по набережной – ищет Амину. Сидит на паперти храма, поедая батон с молоком из пакета в виде маленькой пирамидки, отбросив пластиковую соломинку, откусывает уголок. Встречается с Нуриком.

20. Кир и Нурик проходят через старый город, мимо сумасшедшего дома, где беглый больной предлагает им глянуть в соломинку и когда Нурик честно предполагает, что он видит Бога, псих с хохотом заявляет: «А вот так сходят с ума!»

21. Тем временем, Амина в компании молодых хиппи, неокоммунистов и прочих авангардистов из Питера и Москвы, «зависнувших» в пещерах. Снаряжают мотоциклиста на её Харлее за вином, приторачивая две пластиковые канистры.
Самый продвинутый, Уммагумма (30) всегда рядом с Аминат. И сейчас когда они идут по берегу озера (вероятно – это водозабор Города), по скользким камням, он говорит: «… это происходит с тобой ночью, далеко от берега уже. Море спокойное, но оно как бы заманивает тебя. Не хочется плыть назад… Кто плавал далеко ночью – все знают, все проходят через это. Ты пьянеешь от моря. Это не самоубийство…»
Амина слушает, замерев и тут же оскальзывается и падает в озеро с головой. Вспышкой сознания она видит Кира  под водой, странно замершего на выходе из подводной пещеры – он скидывает акваланг.
Бежит к ребятам и просит питерского парня, Уммагумму (20) - скорее найти Кира.
И голос, голос Уммагуммы: «…пьянеешь от моря, звезд и ночи, плывёшь в пространство и вдруг идешь ко дну. Пространство пожирает тебя…»

22. Уммагумма на «Харлее» мчится вниз по серпантину. Голос: «Такое невозможно объяснить тому, кто никогда не уплывал в открытое море прочь от берега, туда, где начинаешь чувствовать ритм освобождения от собственного тела, от реальности и материи… ---
- Тормозит на повороте у обрыва – внизу храм. Крестится, не сходя с мотоцикла.
Голос его продолжает: «… и всё, что от тебя остаётся – это ощущение бессмертия, общего с океаном и звёздами».
На этих словах он срывается с места и уносится дальше, но шума двигателя нет – есть шум ветра и голос.

23. Мчит по улочкам старого города, по набережной к спасательной станции. Кира нет, лишь пустая раскладушка на конце мола, перевёрнутая ветром.

24. Тем временем, Кир и Нурик поднимаются мимо храма, выбитого в скале, откуда доносится колокольный звон.
По каменистой древней дороге, с выбитой колесницами колеей, выходят на простор Плато, на древнюю каменистую дорогу с выбитой колесницами, колеей. У обрыва дом под старинной черепицей.

25. Встречаются с Аминой у дерева, обвешанного разноцветными тряпицами, под которым продолжается праздник с канистрой вина, передаваемой по кругу. Гонец вернулся и мотоцикл лежит тут же.

26. Нурик возвращается в Город, как-то неуверенно сославшись на дела. Говоря это, прячет глаза.

27. Ночью Кир и Аминат направляются к радиотелескопу на другом конце бухты. Чаша телескопа приходит в движение. Откуда-то доносится музыка, будто Уммагумма заводит свой любимый, одноимённый концерт.
Аминат рассказывает Киру семейную легенду - о прабабке оказавшейся с прадедом, белым офицером, во Врангелевском Крыму, где она и родила дочь, но вскоре умерла. Теперь она рассказывает по-русски то, что во время шторма говорила на катере совершенно бессознательно «вспомнив» французский язык. Прадед чудом спас жизнь младенцу и после долгих мытарств оказался с дочерью в Париже. Дневник прабабки до сих пор хранится в семье как реликвия. Амина помнит многие места наизусть. Она всегда чувствовала, что должна побывать в этих краях. А Кир? - просто он когда-то был счастлив здесь и, потеряв всех в землетрясении, - засыпало отвалами урановой руды - решил на собственном опыте проверить спорное утверждение о том, что не следует возвращаться в места, где был счастлив когда-то...

28. Наутро, вместе с туристами от храма на экскурсионном автобусе, они едут в город. Шофёр крутит на видеоэкране концерт Боба Марли и они катят под музыку рэгги. Через долину, мимо палаточного городка беженцев.

29. На одном из постов автобус останавливается и входит полиция. Амина видит, как Кир напряжённо ждёт – он не похож на всех. Выводят троих азиатов и автобус трогается.

30. Мудрое, теперь спокойное отношение Отца и невмешательство Абдулы, помогают героям сделать решительный шаг в обоюдном излечении – совместное погружение на рассвете – из тьмы в свет. На берегу дежурит «скорая помощь». Всё проходит удачно и «скорая» привозит их в дом Аминат.

31. Приходит посланный Джефом, Нурик с запиской для Амины. Она не выходит. Нурик пытается забросить записку в форточку, но она захлопывается кем-то изнутри. Всё же ему удаётся, обойдя дом через заросли жасмина, перекинуть записку через высокий забор, завернув в неё камень.

32. Джеф в доме таможенника на пустынном песчаном берегу моря, вокруг которого шляется стая бездомных псов, потрошит с помощью Кука и Кристины, осетров.
По периметру комнаты, посередине стены полка и на ней стеклянные банки с чёрной икрой.
Дохлого осетра тащит по дюнам дикий шакал. За ним плетётся облезлый пёс.
Возвращается ни с чем Нурик и Джеф орёт ему, что ты так и будешь с одноногим крабом тусоваться, придурок! И тут… Татушка в камуфляжных шортах, с обнаженным, исписанным сплошь цветными татуировками, торсом, подкидывает идейку о похищении барышни…

33. В доме Аминат многодневный сход клана Отца – гости заполонили весь дом. С утра до вечера обсуждают интриги его молодого противника Джефа, с детства влюблённого в Аминат.

34. Кир и Аминат на пляже у дома. К причалу пришвартован шикарный чёрный пластиковый катамаран Отца. Кир ныряет с борта. Подплывает мощным баттерфляем к пляжу – Амины нет.
Он мечется по песку пляжа – Амины нет нигде.

35. Отец вместе с Киром, - беда сблизила их - ищут её. Но находят в прибрежных скалах, продираясь сквозь кусты, лишь труп с чёрным полиэтиленовым пакетом на голове. Татуировка на груди - одноногий красный краб…

36. В доме Аминат полно полиции, во дворе сидит на топчане потный и жирный полковник из Махачкалы. Отец ходит вокруг бассейнчика, где пучится в пространство черноглазая белая жаба. Кто-то надул её через соломинку и посадил на мраморный бортик. Отец с Киром, прихватив Абдулу, уходят на поиски.

37. Находят Амину в доме брата Джефа. Там вся шобла: Кук, Кристина с ружьём, бухой Татушка и пара псов из пустыни (шакалов?).

38. Кристина, завидев Отца, что-то визжит в мобильник, потом отбрасывает его и стреляет из своего двуствольного ружья.
В дыму выстрела Абдула невозмутимо выводит Амину из гаража.
 Отец выводит свой шикарный катамаран с помощью Аминат – Абдула прикрывает их отход, от наседающих молодых «воинов» во главе с Джефом.

39. На закате дня на пляже у дома появляется полиция.
Мокрый Кир забирается в катамаран Отца, выведенный в море. Вдоль берега идёт серый полувоенный катер Джефа.

40. Уходя от погони, Отец тонет в пучине моря, вывалившись за борт. Аминат глушит двигатель и бросается за ним…

41. Наутро катамаран болтается у каменной стены - прибоем его забрасывает в тоннель внутри скалы. На деревянном днище катамарана, среди морского хлама, мокрых концов и спасательных жилетов, лежат измождённые Аминат и Кир.

42. Солнечным утром Кир совершает погружение с весёлыми и беззаботными туристами. Над пляжем летит радиоуправляемая модель вертолета – ярко-оранжевым пятном над кромкой пенной воды прибоя.

43. Под водой, вместе с Аминой в лучах солнца, пробивающему прозрачную воду между природных колонн у входа в грот, Кирилл ведёт троих новичков в аквалангах и черно-жёлтых гидрокостюмах - к затонувшему в XVI веке кораблю астраханских купцов. Показывает им подводную пещеру в чистой прозрачной воде.

44. Проплывают мимо бюстов деятелей коммунистической партии и правительства, установленных на глубине 13 метров местными художниками – подводная галерея.

45. На этих кадрах идут титры: И тут под воду погружается медленно-медленно, как в кино – Амина в подвенечном платье и туфлях на шпильке, а по подолу свинцовые грузики.
КОНЕЦ

kuznecovsasha@mail.ru

Kузнецов Александр Валерьевич


Рецензии