85. Духовное окормление

Скажу честно, до вчерашнего дня понимала эти слова так: "И пришел священник к такому-то человеку, и покормил его Святыми Дарами". То есть - причастил. Окормил. Дал покушать Господа.

Открываю полный церковно-славянский словарь на букве "о" и вдруг вижу: окормление (кормчий, корма) - направление. То есть корень слова, безусловно, "корм", только не в смысле "еда", а "руль и навигатор".
Был Ноев потоп и ковчег.
Были корабли и кормчие.
Потом оказалось, что уметь по морю плавать - мало, нужно еще уметь плавать по небу.

И появились - "окормители", первым из которых в наш век был, естественно, Иисус Христос. И это в какой-то степени оправдывает мою невежественность, ибо духом чревоугодия и я, бывает, управляюсь, а это определяет прицел духовного зрения: Иисус Христос первым чудом претворил воду в вино, и это запоминается, а потом два раза покормил крошками тысячи людей, и это тоже производит впечатление.

Окормил духовно. Духовно ли? И Сам же Он, после одного из таких окормлений, сбежал на другой край моря, а когда Его там настигли, говорил: "Чудес хотите, поэтому за Мной бегаете!", а ведь одно только нужно - Бога слушать.

Впрочем, если вспомнить, что Бог - Слово, и что Он обещал показать любящим Его чудеса, которых не слышало ухо и не видело око, то вполне можно предположить, что слово "окормление" верно одновременно в двух вариантах: мы ведь тоже имеем две природы. Для земной природы - "ложка во рту", для небесной-духовной - Сам Господь дает Свое Тело и Кровь, как бы "переливание крови", только идеально здоровой, и "пересадка сердца", только - совершенного сердца, без пороков.

И все это в одно мгновение: "Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите!"


Рецензии