К вoпросу о родословии Маннуса

RLD

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

По мнению многих современных (и прежде всего – немецких) историков, принадлежащих к так называемой «гиперкритической» школе, в древности понятие «германцы» отсутствовало (даже в сознании тех, кого, по какому-то непостижимому нам недоразумению, «германцами» считали соседние народы, в первую очередь - римляне). Если, встав на точку зрения «гиперкритиков», предположить, что у древних германцев не было общего этнонима (или таковой до нас не дошел), возникает вполне закономерный вопрос: осознавали ли они себя вообще как этнически-языковую общность? Однако сомневаться в их общности не приходится. К числу факторов их несомненного родства относятся общий язык, общая культура, общая религия, отличавшие германцев от их кельтских, славянских и (угро)финских соседей. И все-таки, было ли древним германцам присуще сознание их этнического родства и этнической общности?

Первым доказательством присущего германцам чувства общности может считаться родословное древо Манн(ус)а. Древнеримский историк Публий (или Гай) Корнелий Тацит упоминает  в своем трактате «Германия» сказание о происхождении германцев, которые в своих старинных песнях (лат. carminibus antiquis)  рассказывали о «боге, рожденном от земли (лат. deum terra editum)» по имени Туисто(н) (в некоторых списках «Германии» - Туискон) и о его сыне Манн(ус)е – первом человеке. У Маннуса (Mannus, от «манн», mann — «человек»; ср. с древнеиндийским Ману, спасшимся от всемирного потопа, положившего начало новому человеческому роду и давшим ему «Законы Ману»; вероятно, это имя восходит к общему индоевропейскому корню), в свою очередь, было три сына, от которых вели свое происхождение три племенные группы германцев: ингевоны, герминоны и истевоны. Ингевоны жили на морском побережье, герминоны в центре Германии, все же остальные германские племена, по Тациту, причисляли себя к истевонам:

«В древних песнопениях – а германцам известен только один этот вид повествования о былом и только такие анналы (летописи - В.А.) – они славят порожденного землей бога Туистона. Его сын Манн – прародитель и праотец их народа. Манну они приписывают трех сыновей, по именам которых обитающие близ Океана прозываются ингевонами, посередине – герминонами, все прочее – истевонами. Но поскольку старина всегда доставляет простор для всяческих домыслов, некоторые утверждают, что у бога было больше число сыновей, откуда и большее число наименований (германских – В.А.) народов, каковы марсы, гамбривии, свебы, вандилии (вандалы - В.А.), и что эти имена подлинные и древние».

Наиболее распространённое объяснение связывает имя Туисто с прагерманским корнем *tvai- «два» и его производным *tvis («дважды» или «двойной»). Популярная теория объясняет эту связь через предполагаемую двуполость (андрогинность) Туисто — свойство, характерное для «первоотцов» во многих мифологических системах (поэтому основатель научного общества «Аненэрбе», «Наследие предков», и автор гиперборейской теории профессор Герман Вирт считал символом Туисто-Твисто двойной топор). Многие исследователи отождествляют Туисто со скандинавским Имиром. Другие связывают Туисто с ведическим демиургом (творцом видимого, материального мира) Тваштаром. Имир при этом сопоставляется с индоарийским Ямой (иранским Йимой), внуком Тваштара от Саранью, и первым смертным, который после своей смерти стал владыкой загробного мира. Интересно при этом, что в имени Ямы также наличествует мотив двойственности (Jama на санскрите означает «близнец»; имя Имира сопоставлялось с этим общеиндоевропейским корнем и раньше, в связи с чем ему также приписывали двуполость). Вариант «Туиско», встречающийся в ряде списков «Германии», иногда объясняется через прагерм. *tiwisko, которое, в свою очередь, связывается с *Teiwaz=*Tiwaz (Тиу), откуда «Туиско» — «сын Тиу». Имя Тиу соответствует общеиндоевропейскому имени небесного бога (*Dyeus, ср. Зевс, Дьяус, Диво, Дэва, лат. Deus «бог»). В таком случае, «землерождённый» Туиско описывается как сын Отца-Неба и Матери-Земли. Но довольно об этом...
 
Римский полигистор (или, говоря по-нашему, по-русски – энциклопедист) Плиний Старший в своей «Естественной истории» именовал три упомянутые выше группы германцев «генера» (лат. genera), т.е. «сообществами, связанными общим происхождением». Поскольку, речь, очевидно, идет об очень древней сакральной традиции, а не о племенных названиях, сохранивших свою актуальность во времена Тацита, современные исследователи именуют упомянутые им три группы германских племен «культовыми союзами», т.е. союзами племен, исповедующих культ единого божественного предка.

Очевидно, сказание о родословном древе Манн(ус)а было средством объяснить общность происхождения германцев. Правда, до сих пор неясно, действительно ли ВСЕХ германцев, или же речь шла о традиции, известной лишь части германцев (и даже, возможно, имевшей негерманское происхождение).

Плиний Старший приводит о трех культовых союзах более точные данные, чем Тацит. По Плинию, к числу ингевонов относились хавки, кимвры и тевтоны (ставшие впоследствии собирательным этнонимом для обозначения всех германцев, отсюда - Тевтонский, т.е. Немецкий, орден и т.д.). Эти племена жили на побережье Северного (Германского) моря и в Ютландии (родине ютов-геатов – возможно, родственных готам), причем кимвры жили на крайнем севере Ютландии. Наверняка, приводимые Плинием данные далеки от полноты. К числу герминонов относились также херуски (предки саксов), свебы (свевы, свавы - предки швабов), гермундуры и хатты (все эти племена обитали на юге современной Нижней Саксонии, на реке Альбисе-Эльбе, в современных Тюрингии и Гессене). При этом свебы сами были не отдельным племенем, а многочисленным племенным союзом, включавшим семнонов (обитавших на территории сегодняшнего Бранденбурга до прихода туда славянских племен), лангобардов (проживавших на территории современной Люнебургской пустоши), гермундуров (на территории современной Тюрингии), а также маркоман(н)ов и квадов (на территории современных Чехии, Моравии и Словакии). Об истевонах Плиний пишет только, что они живут на Рен(ус)е (Рейне).

Отсутствуют данные о северогерманских племенах Скандинавии и о восточногерманских племенах к востоку от Виадра (Одера). Отсутствие в родословии Манн(ус)а упоминаний всех германских племен объясняется, несомненно, не недостатком знаний в этом вопросе у римлян. Наверняка и сами западногерманские племена, наиболее близкие к римским границам, знали не все, что происходит в обширной зоне расселения германцев. Чем дальше от них жили другие германские племена, тем меньше им было известно о них, включая даже названия самых отдаленных племен.
Предполагалось, что названия трех указанных выше племенных (или культовых) союзов происходят от имен трех сыновей Манн(ус)а: Инга (Инге), Ирмина (Гермина, Эрмина) и Иста (Иска),  чьи потомки называли себя по имени прародителей. В сказаниях германцев, живших на побережье Северного моря и в Скандинавии, действительно упоминается Инг. Вопрос, существовал ли в сакральной традиции Ирмин (Эрмин, Гермин), которому был посвящен Ирминсуль и отзвук имени которого слышится в племенном названии гермундуров, до сих пор служит предметом дискуссий. Согласно традиционным представлениям, Ирминсуль (Irminsuli, Irminsul – «столп Ирмина») — священное дерево или ствол дерева (которому вплоть до VIII в. п. Р.Х. поклонялись саксы - потомки херусков), посвященное богу Ирмину, главный объект почитания северных германцев еще со времен Тацита, упоминающему в своей «Германии» слухи о «геркулесовых столпах» в землях фризов. На этом основании был сделан вывод о наличии не одного, а многих Ирминсулей как объектов поклонения. 

Главный Ирминсуль находился в священной роще близ Эресбурга в Вестфалии, где он был в 772 г. разрушен православным царем франков Карлом Великим, стремившимся крестить саксов, чтобы сломить сопротивление их вождя-язычника Видукинда (Витекинда, Векинга). Существовал, по крайней мере, еще один Ирминсуль – на реке Унштрут, в Тюрингии. В Ирминсуле поклоняющиеся ему германцы видели изображение мирового ясеня Иггдрассиля. Миры, пронизываемые этим Древом (и как бы расположенные на нем), воплощают в себе все архетипические силы Вселенной; в кроне Древа располагается обитель Асов (светлых богов-асов) — Асгард, в корнях — мрачное царство смерти — Хельгейм. В ветвях, друг напротив друга расположены «противоположные» миры: Муспелль(с)гейм (мир Жара и Огня) и Нифльгейм (мир Тумана и Льда), Льосальвгейм (мир Светлых эльфов — полубогов) и Свартальвгейм (мир темных эльфов — карликов-цвергов-двергов), Ванагейм (мир ванов — хтонических богов плодородия) и Йотунгейм (мир великанов-исполинов, воплощающих силы Хаоса), в центре располагается мир, соединивший в себе все эти архетипические свойства: мир людей — Мидгард /1/ (Средний мир). Средневековый немецкий историк Видукинд Корвейский утверждал в своей написанной около 967 г. хронике «Деяния саксов» (лат. Res gestae saxonicae), что саксы в 530 г. воздвигли Марсу (на самом же деле, видимо, не древнеримскому богу войны, но его германскому аналогу Тиу-Циу-Тюру-Диру, уступившему к описываемому времени свои первоначальные функции верховного бога выдвинувшемуся на первый план Вотану-Одину – В.А.), который у них называется Гирмин (Hirmin), столп, названный в его честь. Хотя Видукинд и был христианским автором (правда, не монахом, а знатным мирянином), он, стремясь прославить подвиги саксов и их королей, излагает историю саксов и германских королей Саксонской династии (Генриха I Птицелова) и Оттона I Великого (будущего восстановителя Священной Римской империи) вполне добросовестно, на основе старинных сказаний, песен, преданий, античных и средневековых источников, как и собственной осведомлённости. Тем не менее, в настоящее время все больше сторонников обретает иная версия, согласно которой название «Ирминсуль» не имеет отношение к божественному предку Ирмину, а означает «огромный столп», Видукинд же просто «выдумал бога Гирмина-Ирмина». Сведения о том, что германцы-истевоны поклонялись божественному предку по имени Ист, на сегодняшний день отсутствуют (что, естественно, означает лишь отсутствие соответствующих источников, но не исключает существование в древности культа Иста-Иска как такового).

Многое говорит в пользу того, что к числу истевонов относились и скандинавские германцы, включая готов. В англосаксонском эпосе «Беовульф» (записанном после 700 г. п.Р.Х.), эпитет «ингвине» (Ingwine), «друзья Инга», употребляется как синоним слова «даны», «датчане». В дошедшей до нас англосаксонской же рунической песни говорится, что из всех людей Инг прежде всего явился восточным данам (гирдингам, Heardingas). В Швеции существовал царский (королевский) род Инглингов; Инглингами называли и норвежских королей. Пользовавшегося особым почитанием у северных германцев (норманнов) бога Фрейра, именуемого также «Свиа год» (Svia god), т.е. «бог свеев (шведов)» (его не следует путать с богиней плодородия Фрейей), норвежцы называли еще и «Ингвифрейр» (Ingvifreyr), даны-датчане – «Ингунарфрейр» (Ingunarfreyr), англосаксы – «Фреа Ингвина» (Frea Ingwina), что означает «господин друзей Фрейра» или же «господин Ингвеонов».  А ведь «господин» - вариант слова «господь», т.е. «бог». Во многих случаях Фрейра попросту отождествляли с Ингом.

Таким образом, северные германцы также вполне вписываются в родословие Манн(ус)а. А вот как быть с восточными германцами? Австрийский историк Рейнгард (Райнхард) Венскус (1916-2002) объяснял отсутствие восточных германцев в генеалогии Манн(ус)а тем, что они начали переселяться из Скандинавии на европейский материк позже других, лишь начиная со  II в. до Р.Х., а этому времени эпическая песнь о Манн(ус)е и его отпрысках уже успела сложиться и приобрести законченную форму. Исследователь происхождения германских племен Эрнст Шварц (1895-1983) указывал на то, что так называемые восточные германцы, включая готов, изначально (в пору своего проживания в Скандинавии) были северными германцами (и, соответственно, относились к числу ингевонов). Так что, в общем и целом, родословие Манн(ус)а распространялась не только на западное германское приграничье, но и, вероятно, на всю Германию. Палеоисторик Александр Демандт видит в родословии Манн(ус)а подтверждение осознания германцами своей этнической общности. Представляется, что, если упомянутое Тацитом древнее сказание о происхождении германцев действительно существовала, а не была «выдумана» римским историком (как полагают иные не в меру ретивые «гиперкритики»), то ему можно верить (даже с учетом того, что ко времени Тацита в сказании сохранились лишь самые смутные воспоминания, и что само это сказание сохранилось не у всех германских племен).

Здесь конец и Господу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЕ

/1/ на древненордическом языке (предке современных норвежского, датского, шведского, фарерского и исландского языков) - Мидгард(р), на готском - Мидьюнгардс, на староанглийском (англосаксонском)- Миддангеард, на древнесаксонском - Миддильгард, на древневерхненемецком - Миттил(а)гарт.
 


Рецензии