Петля

РАССКАЗ


«ПЕТЛЯ»

Написать этот рассказ побудил меня один случай, вернее происшествие, которое случилось с одним человеком, назовем его Кайратом.
… Итак, этот человек умер, умер недавно, и при чем его смерть наступила от повешения. Повесился он сам, сделал он это обдуманно. За день до смерти он попрощался со всеми близкими ему людьми, попросил у них прощения по телефону. На следующий день он пошел в кочегарку, нашел крюк, сделал петлю и повесился.
После его смерти возле  табуретки нашли много окурков, две пустые пачки сигарет. Если учесть, что в среднем на курение одной сигареты уходит пять минут, а в каждой пачке 20 сигарет, то 5х40= 200 минут или 3 часа 20 минут, то он перед смертью сидели курил  где-то 3 часа 20 минут.
Я,  почему делаю эти расчеты, чтобы показать, что человеку очень тяжело прощаться с жизнью. Прошло уже недели две, а я все думаю о нем, о его жизни, о его смерти, думаю вообще о жизни и смерти человека.
Кем он был при жизни, кем он стал после смерти, зачем он это сделал? Предсмертной записки он не оставил. Теперь это останется тайной, с которой он ушел из жизни.
Каждый человек боится смерти, кем бы он ни был. Хотя смерть есть избавление его от мук человеческих, от всякой суеты, от проблем, наконец- это вечный отдых. Если верить религии, то в загробном мире человека ждет другая жизнь, более счастливая. Но, однако,  человек все равно цепляется за эту жизнь, полную мук и страданий, труда и тягот. Это извечный вопрос, на который нет ответа. Вернее ответ есть, но у каждого свой ответ, скрытый от всех, ибо человек боится открыть свою душу даже близкому человеку. Человек и придумал Бога, только ему он может открыть свою душу без остатка. Бог есть, только он у каждого свой, особенный, ибо Бог- это есть он сам, только совершенный и идеальный, без той черноты и грехов, это все самое светлое в человеке, это и есть БОГ!
Но я отвлекся. Вернемся к Кайрату. Знал я его немного тоже. Это был обыкновенный сельский парень, чье детство и юность прошли в советское время. Рос он в нормальной семье, где были отец и мать, сестры и братья. Он был младшим в семье, все его баловали, к труду его особо не приучали. Он окончил школу, после пошел в техникум, получил специальность строителя, однако строителем не стал. Отслужил в Советской армии, после армии женился, у него родились сын и дочь. Жена попалась хорошая, скромная, трудолюбивая. Все бы ничего, но тут начался развал Советского Союза, стройки все встали, его профессия стала никому не нужной. Да и многие профессии стали ни кому не нужными. Кайрат, чтобы прокормить семью стал заниматься случайными заработками, завел знакомства с нужными людьми. В это время умирают его родители, сестры и братья отдалились от него и он стал жить своей жизнью. Все бы ничего, но он стал попивать водку, впрочем,  как и все в это время. Наше общество сильно ударилось в алкоголизм в эпоху брежневского правления, затем не смогло остановится во время перестройки, пьет и сейчас, но наверное, сейчас от сытой жизни. От скуки, от неумения развлечься по другому, а может еще от чего, что мне не ведомо.
Другую профессию Кайрат не получил, да и не хотел наверное. Не приученный к каждодневному труду, не привыкший вставать рано, ложится поздно, он привык к легкому заработку, когда можно «навариться»,  что-то купить подешевле, и продать подороже. Как я и говорил, жена у него была работящая, которая молча трудилась в поте лица и воспитывала двоих детей. Кайрат мог уехать в любое время суток, ни сказав жене и детям, затем появиться через неделю,  как ни чем ни бывало. По приезду он осыпал подарками, пил неделю, затем отсыпался, затем опять исчезал. Так продолжалось много лет, пока не подросли дети. Тут и покорная жена стала показывать свой характер. Участились семейные скандалы на почве пьянки и загулов Кайрата. Как мы знаем, частое употребление алкоголя меняет психику человека, идет деградация личности, он становится замкнутым и агрессивным, круг его друзей сужается до круга собутыльников и неудачников по жизни. Только в этом кругу, в пьяном угаре, Кайрат чувствовал себя человеком, только здесь его понимали, только здесь его никто не укорял даже взглядом.
Но,  приходя в семью, Кайрат чувствовал на себе взгляды жены и своих повзрослевших детей, чувствовал немой укор. Однажды в очередном скандале он поднял на них руку. Вначале он начал бить жену. Бил он сильно, с ожесточением, бил головой о стену, бил кулаками и ногами. Так он вымещал свою злобу за свою неудавшуюся жизнь. Сын пытался заступиться за мать, но он его отшвырнул и ушел из дому. Ушел пить, заливать свою совесть, ему было невыносимо видеть перед глазами кровь своей жены, видеть слезы и крики своих детей. Жена его попала с побоями в больницу, детей забрала ее старшая сестра. Только через неделю его нашли сотрудники полиции, жена написала на него заявление. Его закрыли на пятнадцать суток в спецприемник и заставили убирать улицы. Небритый, вонючий, он был противен самому себе, он злился на всех, прежде всего на самого себя, остатки совести мучали, терзали его душу. От похмелья сильно болела голова, да и печень давала о себе знать. Хотелось опять выпить, забыться, но этого он не мог сделать, так как боялся полицейского с дубинкой. Однажды он хотел сбежать, но полицейский догнал его, сбил его с ног и начал бить дубинкой. Бил профессионально, бил по почкам, по печени, было очень больно. От боли он обмочился, было стыдно и обидно. Когда его привели в камеру, от него сильно воняло. Сокамерники дали ему трико, он постирал свою одежду, привел себя в порядок. Мысли о побеге он оставил. Через пятнадцать суток его выпустили. Когда он пришел домой, дома было пусто. Жена лежала еще в больнице, дети были у сестры. В животе урчало, голова болела от голода. Кайрат заглянул в холодильник, кроме яйц и хлеба там ничего не было. Он сделал себе яйчницу, заел хлебом и опять ушел к своим друзьям-собутыльникам.
Жена подала на развод, имущество поделили поровну, Кайрату досталась однокомнатная квартира и машина, кроме того, он забрал с собой все имущество, которое ему досталось от отца. Особенно он ценил старинные часы с громким боем, он любил эти часы, они напоминали ему о его счастливом и беззаботном детстве.
Казалось бы,  живи себе и живи, но от себя то не уйдешь. Как –то,  на рынке Кайрат познакомился с одной женщиной, которая торговала овощами. Женщина была миловидная, бойкая на язык. Кайрату она понравилась, да и Кайрат ей понравился Последнее время он не пил, решил завязать. Сходил в баню, хорошо попарился, подстригся, купил новую одежду, стал на себя не похож. Он отошел от своих собутыльников, пить больше не хотел. Старался держаться, стал читать много книг, по вечерам смотрел телевизор. Днем он работал на рынке, покупал овощи подешевле, развозил на машине по точкам, по бутикам, имел свой навар, тем и жил. Женщину звали Загира, однажды она пригласила его к себе домой, жила она в двухкомнатной квартире, детей у нее не было, мужа посадили за драку на долгий срок. С ним она развелась.  Так Кайрат у нее и остался. Все бы ничего, но по амнистии неожиданно вышел муж Загиры и она вновь сошлась с ним. Кайрат остался не у дел, ему вновь пришлось вернуться в свою неуютную квартиру.  Кайрат опять разозлился, со зла пошел в пивбар, там его встретили его друзья, которые встретили его с распростертыми объятиями. Как пришел домой, Кайрат не помнил, но с этого дня жизнь его стала прежней от попойки до попойки.
Кайрат пытался изменить несколько раз свою жизнь, даже уехал в Бишкек, где опять торговал овощами. Но вскоре его опять потянула на родину в Казахстан. Да и люди в Бишкеке были чужими, чужими и скользкими, их интересовали только деньги.
Кайрат вернулся домой в Павлодар, сестра его позвала жить в деревню. Но жизнь в деревне его уже не прельщала, да и зять, муж сестры его недолюбливал, смотрел на него свысока, считал его неудачником, пилил его сестру по ночам. Кайрат слышал его приглушенный голос, он уговаривал сестру выгнать его. Сестра молча плакала, но отказывалась его выгонять. Кайрат от злости кусал подушку, хотелось выпить, забыться, никого не слушать. Весь мир ему опыстылел, никого не хотелось видеть и слышать. Ему хотелось взорвать весь этот мир, но от только плакал в подушку и грыз ее угол, чтобы никто не слышал.
Последней каплей был звонок его жены, она сказала, что у них все в порядке, сын женится, она его пригласила на свадьбу, сказала, что приготовила ему и его родственникам отдельный стол, сказала, что свадьба будет без спиртного. Сказала также, что зла на него не держит, пусть приходит, порадуется за сына. И тут Кайрата  охватила волна нежности, стыда, злости на самого себя, что он так упустил самое главное в своей жизни, что он заплакал, заплакал так, как никогда не плакал в своей жизни. Слезы жгли его щеки, они жгли ему душу, как раскаленное железо. Ему стало так плохо, что не хватало воздуха, казалось сердце выскочит из груди, в голове что-то билось сильно.
…. На свадьбу Кайрат не пошел, он не смог преодолеть себя, ему казалось, что все будут смотреть в его сторону, тихо шушукаться и говорить: «Неудачник, неудачник, неудачник…». Не пошли его сестры, одна сломала руку, неудачно поскользнувшись на скользком полу, другая просто не пошла, сказав, что не купила себе платья. Пошли его племянники, Азамат и Аскар. Они и рассказали ему, что свадьба прошла очень хорошо, что все его спрашивали, были настроены очень доброжелательно, и что зря он не пошел.
                Его сын очень ждал отца, но так и не дождался…
Приехала из Англии дочь, она также ждала отца, но так и не дождалась. Племянники рассказали ему, что сын вырос красавцем, сильным и умным парнем, получил образование в Америке, вернулся, хорошо зарабатывает. Дочь учится в Англии, тоже скоро собирается замуж.
Кайрату опять стало плохо, он явственно осознал, что он потерял в своей жизни, он потерял семью, он потерял свое будущее, он потерял самого себя. Жизнь стала бессмысленной, круг замкнулся, петля обвилась вокруг его шеи как змея. И эту петлю он сотворил своими руками, ему всегда казалось, что он всегда разорвет ее, начнет жизнь заново, вот- вот, осталось совсем чуть, но нет, время его вышло, нет уже больше сил, да и желания не было.
На следующий день Кайрат встал с твердой решимостью покончить с этой жизнью, у него был четкий план. Сестра с мужем куда-то уезжали, племянников тоже дома не было. Кайрат пошел и принял душ, долго мылся, затем оделся во все чистое. Пошел в магазин, благо он был рядом, купил бутылку водки, две пачки сигарет «Соверен» и пошел в соседнюю кочегарку. Она была за домом сестры. Летом там никого не было, двери закрывались на проволоку. Кайрат зашел внутрь, нашел в углу веревку, сделал петлю и хорошо закрепил ее под потолком. Встал на стул, примерил петлю, она подошла идеально. Он криво усмехнулся и подумал: «Хоть что-то в жизни сделал идеально…» .
На душе было мерзко и пусто, было обидно и больно, но ни кому не было дела до него, у всех была своя жизнь, ему уже не было места среди них. Он сам перечеркнул свою жизнь. Новую создать не мог, прежнюю  сберечь не смог. Одна сигарета уходила за другой, но Кайрат не замечал уже ничего, от никотина заболела голова, запершило в горле, затошнило.
Кайрат открыл бутылку водки и стал жадно пить ее как воду, водка обожгла все нутро, ему вдруг стало так хорошо, так блаженно. Кайрат не хотел упускать этот момент. Он встал нетвердо на стул, сунул голову в петлю и прыгнул в сторону. Стул упал, ноги повисли в воздухе, тело резко опустилось вниз, петля туго стянулась, «воздуха, воздуха!» кричало все тело, руки стали рвать петлю, но сил уже не было. Свет стал меркнуть, в голове стало что-то лопаться и тут все погасло. Мелькнула запоздалая мысль: «Зачем!», но было уже поздно.
Кайрата нашли на следующий день повешенным, нашли его соседние мальчишки, которые играли в прятки. Они сильно испугались, прибежали домой и рассказали своим родителям. Те вызвали полицию, скорую. Сообщили родственникам. Хоронили его родственники и друзья, им всем сообщили, что у него случился инсульт, иначе не смогли бы хоронить на общем кладбище. На похороны приехал сын, он плакал над могилой отца и желал ему упокоиться с миром.
Так закатилась звезда еще одного человека, заблудившегося человека, но в конце жизни осознавшего всю пагубность своих вредных пристрастий и привычек. Так и не нашедшего своего места в жизни, а ведь по большому счету он не был плохим человеком. Жаль мне его, очень жаль. Ведь таких, как Кайрат,  не мало, целое поколение,  может быть нам стоит подать им руку…вовремя подать.. чтобы потом не жалеть!...
Чтобы  веревка была путеводной нитью, а не стала петлею!
Будем жить!!! Аминь!


«26» июля 2018 года                Накасов Жанапья.


Рецензии