Поморские ответы. Духовное кредо древлеправославия

(Текст содержит типичные для староверов архаизмы, которые оставлены неизменёнными.)


Название "Поморские ответы" требует пояснения. Почему "поморские"? Все дело в том, что в 1694 году на реке Выг была основана церковная обитель, в которой стали проживать приверженцы старой веры - православного християнства по постановлениям Стоглавого собора 1551 г. Река Выг впадает в Белое море, призлежащая же территория именуется Поморьем. А так как духовным манифестом являются "ответы", то само это название подразумевает наличие вопросов. Таким образом "Поморские ответы" являются апологией и одновременно духовным манифестом, содержащим принципы веры, которые были основополагающими для духовных отцов выговского общежительства и для нас сегодня.
Происходило всё во времена Петра I. Выговское общежительство поразило царя колонизаторскими способностями на русском севере и, особенно, тем, что общежительством были предоставлены дюжие работники на повенецкие чугунолитейные заводы. В следствии этого царь Пётр I издал в 1705 - 1714 гг. три указа, защищающих права поморцев и дающих им возможность для развития (см. Смолич, История, II, 192 - 194; Юхименко, Выговская старообрядческая пустынь, I, 55).
Несмотря на поблажки царя, к поморцам был выслан монах священник Неофит с упомянутыми 106 вопросами и целью доказать догматичские неустройства поморских християн. 1 июля 1723 г. поморские отцы вручили Неофиту книгу с ответами. Неофит, дабы уличить их в безосновательности ответов, поспешил предоставить "Поморские ответы" синоду государственной церкви. После изучения "Поморских ответов" синод принял решение привлечь ректора московской славяно-греческо-латинской академии тверского епископа Феофилакта Лопатинского к решению этой задачи, и Феофилакт, в качестве автора труда "Обличение неправды раскольнической" предпринял попытку, и был продуктивен. Но его труд вышел в свет лишь в 1745 году. К тому времени "Поморские ответы" стали для староверов Поморья своего рода догматическим манифестом, памятником веры, священным кредо. Для каких либо возобличений было слишком поздно (см. Смолич, История, I, 121; 123).
Автором и представителем "Поморских ответов" является к тому времени известный в своих кругах богослов поморец киновиарх Андрей Денисов, в миру князь Андрей Денисович Мышецкий "Второй" (см. Зеньковский, Русское старообрядчество, 459).
Тематика "Поморских ответов" соответствует тематике заданных Неофитом вопросов: ответы 1 - 97 касаются общего положения староверов; 98 - 106 определяют положение безпоповцев. Ответы 1 - 4 и 75 - 78 обосновывают правоверность русского народа в его истории; 48 - 49 и 90 - 97 повествуют о "Великорусской" церкви; 52 о Петре I и о синоде; 71 - 74 о царе Алексее Михайловиче; 5 - 15 и 47 о верном перстосложении; 43 - 46 о Стоглавом Соборе; 16 - 24 о "сугубой Аллилуйе"; 23 - 35 о правке книг; 36 - 42 о " Кирилловой книге"; 50 - 70 о других спорных вопросах.
Неофитовы вопросы возникли не просто так. Они были попыткой "вернуть" староверов в лоно новой "реформированной" церкви. Это была вторая попытка царя повлиять на староверов. Первая же попытка обратить к новой церкви староверов была предпринята ранее, в 1716 году, когда священноинок Питирим потребовал ответить на 130 составленных им вопросов у староверов, обосновавшихся на реке Керженец. Ответчиком стал диякон Александр, написавший "Дияконовы ответы" и передавший их в 1719 году Питириму. Александр составлял ответы по духовному совету Андрея Денисова, тем самым подготавливая поморского киновиарха к последующему испытанию. Разницы между лидерами староверия состояла в том, что еще малоопытный апологет Александр в результате интирг, выставивших его в октябре того же года отрекающимся от своих "Дияконовых ответов", был казнен. Именно этот для керженских староверов трагичный результат послужил составлению 106 вопросов, которые Неофит направил поморцам. Такой процесс позволил богословию староверов показать свою защитную реакцию.


Рецензии
Поправочка. Псевдохристианства, а не христианства.

Денис Фоменко   11.07.2021 12:46     Заявить о нарушении