Велосипеды

       

   Общаясь с жителями нашего города разных возрастов, с удивлением для себя обнаружил, что в наш век авто и мото техники, многие с удовольствием катаются на велосипедах.
   Конечно велосипедистов на улицах нашего города, сейчас не так много. Их намного меньше того «золотого» времени, на которое пришлось наше детство.
   А наше «золотое детство» пришлось на 60-е годы ХХ века. В тот период, наверно у многих жителей нашего города, был велосипед или «мотовелик». А остальные, у кого не было железных коней, мечтали о них.
    В нашем небольшом уральском городе, а в начале ХХ века просто прииске, с дореволюционного периода (1917 г.) уже были велосипеды и мотоциклы. Группа велосипедистов, в летний период, каталась по приискам. А с 1920 года велосипеды стали появляться у простого народа. На окраине рабочего поселка была построена футбольная площадка. Здесь в вечернее время, когда не было футбольных баталий, молодежь учи-лась кататься на велосипедах.
   В тридцатые годы ХХ века, когда промышленность стремительно развивалась и строился город, велосипеды играли заметную роль в различных сферах жизни. На велосипедах ездили на работу, а кроме того, велосипедами награждали передовиков производства.
   Здесь невозможно удержаться и не привести исторический, документально зафиксированный пример:
   В 1934 году, будущему генеральному директору крупнейшего на Урале, горно-обогатительного  комбината  «…в ознаменование 17 годовщины Октябрьской ре-волюции, за ударный труд к 7 ноября…», была вручена награда - велосипед.
   В тот период велосипедами награждали не просто так. Некоторым особо отличившимся, велосипеды вручали на собрании производственного коллектива, в тор-жественной обстановке, от имени Председателя советского правительства М.И.Калинина.
   Именно так, в конце 30–х годов ХХ века, вручали велосипед простому работнику подсобного хозяйства. На тот период, он с семьей проживал в бараке и на велосипеде, весь барак учился ездить, сначала в общем коридоре, затем на улице.
   Во время войны, велосипеды стали выполнять роль твердой валюты. Например, велосипед меняли на ружье и пару пальто, для жены и хозяина.
   В послевоенный период, велосипеды так же играли заметную роль в жизни народа. Их везли в качестве трофеев из европейских стран. И советская промышлен-ность наладила широкий ассортимент велосипедов.
   В тот период, это было надежное и распространенное средство передвижения и жители нашего города, ездили на велосипедах в соседние города и пригородные поселки.
   Некоторые товарищи, находили велосипедам различные нестандартные применения. На рамке велосипеда перевозили мешок картошки с поля. В другом случае молодожены, на велосипеде перевезли металлическую кровать, поставив ее на педаль и привалив к раме, тут же привязали обе спинки.
   А один из жителей нашего города, когда только появились денежно вещевые лотереи, продал велосипед и купил несколько пачек лотерейных билетов.
   Потом до конца жизни, с присказками и крепким русским словом рассказывал, что самый большой выигрыш, вместо велосипеда, чернильная авторучка.
   Но можно привести и другой пример: пионер Гена в 1965 году, выиграл в денежно-вещевую лотерею, сразу два подростковых велосипеда.
   А в то время, когда наши ровесники сели в седло велосипеда, их в городе было уже много. Часть велосипедов была трофейная. На них были какие то иностранные буквы и все эти велосипеды, как правило, были черного цвета.
   У меня первый велосипед появился в дошкольном возрасте. Мне повезло, с дошкольного возраста у меня был трехколесный велосипед, который потом переделали в двухколесный. Купили мне его дядьки, братья моей матери, на день рождения.
   Стоит наверно сказать, что велосипед даже в 60-х годах ХХ века, для большинства жителей города был наверно предметом роскоши. Даже не роскоши, семьи в тот период были большие, заработки как сейчас принято говорить «достойные», так что у большинства даже взрослого населения, велосипедов не бывало.
   И если у кого то из мальчишек, появлялся велосипед, да еще новый, это являлось предметом зависти.
Нередки были случаи, когда обладатель велосипеда с товарищами, отойдя подальше от дома, что б родители не видели, давал прокатиться по очереди своим друзьям.
   Второй появившийся у меня велосипед, их в то время называли подростковыми, был куплен у подросшего соседа.
   У некоторых моих товарищей сверстников, так же были велосипеды. И мы коллективом катались по городу.
   Очень хорошо запомнился трофейный велосипед одного из моих товарищей. У меня в тот период велосипеда не было и мы катались вдвоем на трофейном велосипеде. Один за рулем, второй на рамке, так мы объехали все близлежащие улицы, а еще падали в лужи и врезались в заросли крапивы.
   Велосипед внешне был обычный, рама черного цвета, без крыльев. Но вот колеса, на переднем колесе покрышка зеленого цвета. На заднем - красная, с причудливым протектором, в виде трефовой масти на картах.
   У другого товарища был велосипед «Спутник», с переключением скоростей на раме, для нас по тем временам, почти гоночный.
   А в магазинах в то время, продавали велосипеды для детей «Школьник» и «Подростковый». Для взрослых, дорожные велосипеды «ЗиФ» и «Урал», спортивные велосипеды «Спутник», с ручками управления колодочными тормозами на руле и переключателем скоростей. А так же были в продаже гоночные велосипеды «Чемпион» и «Старт шоссе».
   На велосипеде «Спутник» еще были крылья, а вот на гоночных велосипедах, крыльев не было.  И кто ездил на них в дождливую погоду, по спине шла размашистая грязная полоса.
   Гоночные велосипеды еще отличались от остальных шинами. На всех велосипедах, шины состояли из камер и покрышек, а на гоночных велосипедах, были тонкие резиновые трубки. Которые, часто прокалывались при езде по стеклам.
   При продаже велосипеда в магазине, кроме инструкции по эксплуатации и паспорта, прилагался комплект инструмента. А так же велоаптечка, для ремонта камер и шин в дорожных условиях. И у всех велосипедов, в комплекте шел насос, который крепился в специальные гнезда на раме.
   Все велосипеды, особенно спортивные, были раскрашены в разные цвета. А на дорожных велосипедах,  вдоль крыльев и по ободу колеса, шли две или три разноцветные полоски.
   Большое значение, с точки зрения подростков, уделялось багажнику. Одному ездить не интересно. Нужно прокатить товарища или соседскую девчонку и конст-рукции багажника, придавалось большое значение.
   Конструкция, когда багажник крепился под седло, нас не устраивала, они часто ломались.
   А вот на старых велосипедах, багажник крепился захватом с затягивающим болтом, это нам нравилось больше. Багажники были крепкие и не ломались.
   И неудивительно, в те времена не только дети ездили на велосипедах по двое, но и молодые парни и мужчины. А на багажнике или «на рамке», как говорили в те времена, частенько катали девушек.
   А пацаны иной раз, на велосипедах ездили и по трое. Один на багажнике, второй за рулем и третий на рамке. Вот так и мы с товарищами, ездили на купаться на речку.
   Отдельно хотелось бы сказать о дамских велосипедах. Средняя стойка, изготовленная из трубы, была скошена. А вот на заднем колесе, с обеих сторон, одета тонкая разноцветная сетка. Маленькими крючками она крепилась к заднему крылу.
   Это позволяло девушкам ездить в платье, при движении его не затягивало в спицы.
   Были на некоторых велосипедах и «прибамбасы». Кое у кого стояли фары и на передней вилке устройство, вырабатывающее электроэнергию от вращения колеса. У части велосипедистов, на передней вилке были установлены счетчики километража.
   На некоторых моделях велосипедов был ручной тормоз, он работал на переднее колесо.
   В определенный период мальчишки стали украшать свои велосипеды рисунками. Не избежала этой участи и наша компания. Мы на заднем крыле велосипеда, масляными красками, рисовали «битломанов» с гитарами и в шляпах.
   Еще в определенный период времени было «поветрие», одевать на ручки руля, цветные пробки от виноградных вин. В тот период в магазинах был широкий ассортимент вин, как из братских республик, так и из стран соцлагеря.
   На горлышко бутылки, сверху одевалась полиэтиленовая пробка. Расцветки были различные, очевидно это было связано с красными и белыми винами, но диапазон цветов пробок был очень широк.
   Обычно пацаны на левую ручку руля, одевали красную пробку, на правую - зеленую или желтую.
   На старых моделях велосипедов, сумочка для ключей, имела вытянутую вниз форму и крепилась под село к раме.
   У более поздних моделей, сумочка имела квадратную форму и крепилась туда же на раму под седло. Но мно-гие перестегивали сумочку к раме у передней вилки, другие прицепляли сумочку к багажнику, кто то цеплял вперед на руль.
   Можно привести один удивительный пример, из середины прошлого, ХХ века, когда молодежный коллектив велосипедистов, в котором были девушки, в летний период, ездил на Черное море.
   На сегодняшний день, жители нашего города различных возрастов от школьников до пенсионеров, ездят на велосипедах в сад, на прогулки и совершают такие же увлекательные путешествия, по живописным окрестностям нашего города.
   А в далекие времена, наш подростковый коллектив конечно большие маршруты не проезжал. Мы ездили по другому.
   В летний период, при полном сборе, наша компания состояла из восьми велосипедистов. И вот мы на велосипедах, осваивала сначала соседние улицы, потом пригороды, затем уже соседние поселки и берега близ-лежащих рек. Ездили купаться, загорать, за лесными цветами и ягодами и конечно за грибами.
   На грибах надо остановиться отдельно. Ездили мы за пригородный поселок и в сторону Каменского болота  по высоковольтной. Грибов набирали ведрами и большими двухведерными плетенными старинными корзинами.
   Трое из нас ровесники, самые молодые, все остальные старше, кто на три года и двое на пять. В лес ехали всей группой. А вот обратно…
   Дорога по высоковольтной была грунтовая, после дождей, много луж и грязь с глиной. Иногда падали или особо большие лужи, обходили пешком стороной. А когда возвращались обратно, при выезде на асфальт, начиналась гонка. Кто первый доедет до дома. Один раз первым приехал наш старший (на 5 лет) товарищ. Все остальные заезды, пришлось выиграть мне, самому молодому в компании.
   Не только пацанов было много на улицах, но и населения в городе было много. Строилась обогатительная фабрика, объявленная ударной комсомольской стройкой. Народу приехало со всех концов страны. Как молодежи, после школьной скамьи так и молодых семейных пар, многие с детьми. А сколько семей создали в городе, наверно учету не поддается.
   Нередко можно была наблюдать, как парни или молодые мужчины ехали на велосипеде и на багажнике везли девушку. После работы у магазинов, вело и мототехники было не меряно.
   У одного из магазинов, прямо от крыльца и до самой дороги, площадка была заасфальтирована, а посредине стоял деревянный столб.
   Подъехавшие первыми, ставили мотоциклы на подножку, а велосипеды и мотовелики приваливали к столбу. Владельцы уходили в магазин и вставали в очередь. Приезжали следующие и точно так же, приваливали свой велосипед на уже стоящий.
   И там бывали такие завалы, что пока мужики стояли и ждали, что придут хозяева и разберут свою велотехнику, успевали сообразить «на троих». 
   На сегодняшний день, разнообразие велосипедов в торговых сетях, наверно может удовлетворить любого требовательного велосипедиста.
   И жители нашего города, скорее всего катаются на велосипедах в свое удовольствие, хотя некоторые ездят в сад и на работу. Хотя в разговоре с молодым поколением, с удивлением узнал, что современные молодые велосипедисты не знают, что такое девятигайка.
   На сегодняшний день интерес вызывает другое - маршруты. Куда ездят любители крутить педали.
   Например, встретить велосипедистов в лесу, по дороге на местную достопримечательность - Сорочьи скалы, это уже не удивительно. Но вот встретить наших велосипедистов далеко в лесу, в соседнем районе, это уже интересно.
   Вызывает удивление и другой маршрут, который проехали велосипедисты в прошлом году. Семейная пара выехав из города, старинными лесными дорогами проехала через три населенных пункта. Общая протяженность маршрута, составила более 100 километров.
    С удивлением узнал, что и на сегодняшний день есть энтузиасты экстремального велосипедного спорта. Один из жителей города, летом в хорошую погоду, еже-недельно делает велосипедный марш-бросок.
   С утра выезжает из города и проехав два соседних города, на удалении более восьмидесяти километров друг от друга, возвращается в город с другой стороны.
   Велосипеды активно входят в жизнь и в больших городах, а 21 мая объявлено днем велосипедистов. В этот день всех призывают оставить автомобили и пересесть на велосипед.
   Велосипед возвращается в нашу жизнь немного в другом качестве. Это уже не средство передвижения, а атрибут иногда и очень дорогой, спортивного образа жизни или как один из видов активного отдыха.
   И не смотря ни на что, приятно видеть как в хорошую погоду, катаются на трехколесных велосипедах дети. Неугомонные подростки скачут на ступеньках на своих велосипедах и солидные жители нашего города, в ярких спортивных костюмах, некоторые и в касках, с серьезным выражением на лице, давят на педали.
   Лето, солнце, хорошее настроение и велосипед!











             


Рецензии
Замечательная реклама здорового образа жизни! Браво! Я сам очень много лет катался на велосипеде: на работу, в грибы и ягоды, и просто так, ради спортивного интереса. Вспомнился вот какой случай: мы с другом Колькой идём к 18 часам в вечернюю школу, оба работаем днём, навстречу нам, с довольно крутой горки, на большой скорости мчится Стаська Шкельтин, кличка Шклют, мы хором кричим ему: - Здорово, Шклют! Стаська лихо вгоняет носок правой туфли в переднюю вилку, защиты на колесе нет... Мы, остолбенев, смотрим, как велосипед резко останавливается, заднее колесо поднимается всё выше... велосипед принимает вертикальное положение... Стаська, как лягушка, растопырив все конечности, летит на асфальт... Видуха настолько комичная, что мы от хохота падаем на траву газона... Стаська поднимается, слёзы катятся из его глаз, он протягивает к нам свои ладони, кожи на них почти нет, колени тоже обнажились и все в крови, ткань брюк снесена асфальтом... - Смешно вам, падлы, да? А мне... больно! - Стаська! Прости! Мы ж не знали, что так получится! Мы ж, просто здоровались! Прости!- Как потом оказалось, у него не было тормозов в велике и он таким вот образом тормозил... Слишком сильно вогнал туфлю в вилку и колесо заклинило... Р.Р.

Роман Рассветов   31.08.2019 15:46     Заявить о нарушении