Год Собаки

                БЫЛЬ.
               
    «Даже если смерть придёт неожиданно, пусть она будет желанной, такой, чтобы наш боевой крик мог достичь  умеющее слышать ухо, и другая рука протянулась бы, чтобы взять наше оружие» 
                Эрнесто Че Гевара

                1982 г.Год Собаки. Сезон засухи /
                Касимбо/.
                Приграничье Заира  /Конго/
                и Анголы.

       ...От зажигательных пуль тростниковые крыши вспыхивали мгновенно. Последний день декабря оказался необыкновенно ветренным и жарким. Поэтому  конусообразная форма желтых, тростниковых,за долгое время, полностью иссушенных знойным африканским солнцем кровель, позволяла   пламени мгновенно
  становиться огненным смерчем, который, пожирая все,что могло гореть,   
  стремительно соединялся с себе подобными вихрями, очень быстро превращая 
  небольшое селение в джунглях, в гигантский костер. Осколки  бризантных снарядов секли все живое и не живое внизу. И птицы испуганно мельтешили среди смертоносных ,дымных вспышек.   
 
       Стреляли из-за деревьев, а точнее говоря, со стороны не широкой дороги,
 ведущей в эти места. Теряя десятки убитых, местные жители, спешно покидали 
 пылающие свои жилища. 
 
  Дым, резко пахнущей какой-то химией, паленой  шкурой  и горящей древесиной, окутывал ,казалось всю округу.Громкий плач перепуганных выстрелами детей, крики
мечущихся в панике людей мешались с суматошным собачьим воем. 
  Какое-то время, с территории не большой католической миссии, доносился  звон колокола. Но, спустя немного времени и он замолк.
 
   
 
   Путь группы, возвращавшейся из десятидневной «командировки» в джунгли,
  пролегал через эти места.И, остановившиеся для  короткого отдыха парни, вовсе
не ожидали возникновения такой ситуации...
 
   Каратели прорывались на территорию Анголы со
стороны Заира. Они назывались  «кома»-душами  умерших.  Считали себя посредниками между людьми и богом Мулунгу.  Между людьми,которых делали  мертвыми .И древним своим божеством. К тому- же,  этническо-  религиозная вражда
к иноплеменникам и безмерно чудовищная жестокость,
делали  черных  дикарей  ,вооружаемых европейцами ,вполне современным оружием,  просто чрезвычайно опасными. Лишь трупы оставались после них .И само понятие «пощада» было
    совершенно неведомо этим полу- людям. Поэтому,    группой принято было решение,любой ценой задержать это зверьё, до полной эвакуации  беззащитных жителей небольшого селения на границе Анголы.
      И лишь затем, если повезет, попытаться уйти самим. Но в
 данной ситуации, успешно достичь поставленной цели,  оказалось делом ,почти не выполнимым. Не осуществимым ,
 почти. Неравенство сил жестко диктовало свои условия.
При решении основной задачи , в районе Маси-  Манимба, группа потеряла более половины своего состава. Оставшиеся-
  всего лишь четверо, защищать, кого-либо были совершенно
 не обязаны.
       Более того, по всем инструкциям они ,вообще не имели 
права принимать ,чью-либо сторону в схватках  племенных
   вождей. Однако  здесь оказался  особый случай. И вот теперь командир со своим напарником  «Танго», в течении  почти  полу- часа, с отчаянием обреченных пытались, спасая обреченное селение, выполнить работу Господа Бога.
    …Очередная вспышка сверху. Визг шрапнели. «Твари-бьют бризантными. По мирным жителям!» Короткий рык рядом. Большой коричневый пес,из местных,почему-то не сбежал, как прочие его собратья. Лежит, почти прижавшись к капитану. Вздрагивает, при взрыве каждого снаряда. Глухо  рычит. Но не покидает опасной своей позиции.
     -Антон, укрываемся за стены  миссии !Еще пол- часа и мы отходим! Кстати- где  Коимбе?
     -Он уже в миссии, кэп. Ты ранен? -кровь на лбу.
     -«Танго»-СПРАВА!!!
     Антон- со светлыми, но грязными от дыма и копоти
волосами- «качок» в рваном камуфляже ,прыжком –легко словно танцуя –отсюда и псевдоним  получил -«Танго»,ушел,
 с разворотом вправо, за развалины ближайшей стены и, в
  момент движения, короткой очередью из автомата «швырнул»
  в битый камень узкого переулка двух, вынырнувших из-за
  из- за угла «джинов». Кэп, на мгновение проводив его 
  взглядом, обернулся назад и оторопел. Метрах в пятидесяти,
 за спиной, у сорванных дверей местной церкви ,испуганно жались друг к другу 10-15 черных детишек-лет до двенадцати- не старше.
      Как могло случиться такое, что они не успели уйти?! И   
там- же, кто-то, кажется, лежит неподвижно.  Мгновенная,
страшная мысль мелькнула. Не их- ли это проводник? Неужто
  Коимбе?! Лишь он знал маршрут и наречия местных 
племен . Без него отсюда ,весьма проблематично выбраться..
    -Антон, немедленно к Коимбе- спасайте детей! Я остаюсь здесь.
    -Кэп , одному тебе не продержаться! «Палермо»   убит.Я не могу оставить тебя одного !Да и проводника не видно.
    -Там- же дети! Это приказ! Поспеши. У нас нет времени   Меня ждешь час. Возле машины. И уходишь.
        -Кэп , я не подчинюсь!!!
    Антон бросил крамольные слова в лицо капитану и осекся.
 Лоб командира   разбит осколком камня и щека порвана,
либо сильно оцарапана.И даже волосы справа, у виска,
 обильно окрашены кровью. Обычно сдержанно-корректный,
  капитан, пересыпая свой крик матом ,на какое-то мгновение
  перестав стрелять,  заорал ,срываясь в надрывный хрип:
 
     -Это приказ, сволочь !  Я расстреляю тебя на месте. И ты в Аду затанцуешь! Или   уходишь вместе с ними!  Выполняй приказ!! Выводи  детей из огня!!!
 
     Он опять взглянул на детишек и встретившись взглядом с одним из них, попытался ,даже улыбнуться ободряюще  .Но улыбка превратилась, из-за разбитого лица, в такую жуткую, чудовищную гримасу, что испуганный ребенок, сжавшись,
  инстинктивно прикрыл глаза маленькими, черными своими
   рученками...
 Вновь вспышка. По развалинам взвизгнула шрапнель. Еще вспышка …и еще. Фейерверк,будто. «Сегодня же Новый Год!»-мелькнула неуместная мысль:- «…Там белый снег…Там не стреляют…Праздничный салют- в пол неба.»
     …Опять в прицеле мелькают , прикрываясь дымом и пылью, стремительно перемещающиеся фигуры. Их много. Но длинная пулеметная очередь ,словно впрессовала атакующих в сухой грунт узкого, задымленного переулка  .Щелчок. «Финиш ? Два рожка в автомате. Три. Нет -две гранаты .Обойма в «Ингреме». Это еще не финиш .»
     Мгновенный взгляд за спину. «Тихо  в миссии. «Танго» увел детей. Да и в деревне людей не заметно.    И выстрелов не слышно. Поймут, что я один. Пойдут в обход. И мне пора!»
      …Справа- оттуда, где Антон  недавно  уложил двоих, затрещали автоматные очереди. Дымный переулок, почти в упор, выбросил  очередные ,орущие силуэты. Бросок гранаты достал всех. Идиоты!  Толпой ,в ограниченном пространстве!  Угроза-справа! Длинную очередь –в дым! А теперь- к миссии. Там кирпичные стены. Там легче  укрыться. Оттуда можно, хотя- бы попытаться, уйти.
      Движение в развалинах…Капитан ,даже отреагировать не успел .Огромный пес, прижавшийся рядом к земле, хрипло рыкнув, коричневой молнией метнулся на это движение. Крики отчаянной  боли ,злобное  рычание ,глухие –очевидно ,в упор- выстрелы .  Отчетливо-булькающий стон из чьей-то,  порванной острейшими клыками, глотки. И, к бесконечному удивлению капитана, жив остался его четвероногий напарник!   Черный, от крови –неясно, своей или чужой-бок…Но пес вернулся! Тяжело вздохнув, буквально свалился рядом. Встретился взглядом с человеком. Окровавленная пасть оскалилась в страшной, но чем-то похожей на улыбку, гримасе.
        «-Мы с тобой одной крови- ты и я!»- Так- бы пес повторил известную фразу, умей он формулировать и озвучивать свои мысли.   

     … Каратели ,вероятно ,так и не поняли еще, что в горящем селении остался ,всего лишь один защитник .Поэтому вновь брызнули разрывы бризантных снарядов над головой. Вспышки пламени и белого дыма. Шрапнель выбивает осколки из потемневших от  копоти, выбеленных  стен  . Горит деревянная крыша не   высокой  колокольни, по очертаниям своим ,более похожую на звонницу. Большой темный колокол в арочном проеме ,периодически принимает в чугунное тело горячий металл.И недовольно гудит при этом. Черное тело зависло на темных, дымящихся перилах. Звонарь, очевидно. Его шансы уцелеть ,под  шрапнелью, оказались равны нулю. Где-то, одиноко  воет собака .Гулкое эхо взрывов испуганно мечется по периметру выщербленных, каменных стен старинной католической миссии. И дьявольский фейрверк  рвет небосвод над разбитою черепичной крышей…

         Некий городишко в Казахстане.База строительной фирмы.Ночь.
           Новый Год.2018. Год Собаки.
                .   .   .   .   .               
  …Большой навес, примыкающий  длинной стороной к стене металлического ангара, защищает бетонный пол от идущего, второй день ,совершенно Новогоднего, снега. Пес- большой, красивый и умный, расположившись на куске фанеры , с не скрываемой надеждой  вдыхает обольстительные запахи жарящихся на костре,  сарделек. Костер маленький. Больше для антуража- Новый Год, все- таки! Да и сарделек всего несколько штук. Впрочем и человек у огня, также один. Как и пес. Пес умен.Дрессирован-отчасти.И  породист. Родословная -воистину аристократическая. Смело можно сказать- «голубых кровей» почтенный  Пират. Так кличут его те, кто  решается пообщаться с ним поближе. Вот только сам Пират не очень контактен. Мало кого числит за своего. И ,почти ни кого, вероятно, не признает за равного. Обижен судьбой оказался   этот ,весьма достойный пес. Вольер, будка ,еда-часто  ни очень свежая и однообразная - вот и вся жизнь. Однако,  именно за  жратву приходиться облаивать прохожих там, в большом мире, за Стеной.А здесь обозначать свое присутствие.   Ночью в дождь, в снег- ли  ,почуяв неясное   что-то ,мчаться вдоль периметра высоких ,бетонных плит, выискивая  то самое «нечто»,не ожидая награды за верность хозяину и честно выполняемую работу. К тому- же, в душе Пирата- \а у собак, в отличии от людей, всегда есть душа!\- совершенно отсутствует страх перед чем-либо. Или, перед кем-либо .Как ,впрочем и у того ,кто находится рядом, в данный момент. 
      … Рядом, у огня ,сидя на низком деревянном ящике, человек  , в старой утепленной куртке ,готовит на костре свой «праздничный ужин»-сардельки. Продукт, весьма  сомнительного качества. Собственно- приготовил, уже. Дымом пахнет. Горелым мясом .Человек задумался немного.   Вот «праздничный ужин» и пригорел .И, если о собаке можно сказать много хороших слов, то темная фигура у огня ни секъюрити ,ни охранник ,даже .Просто     Сторож. Этим все сказано. Так называется его должность. И оплата, вполне  соответствует названию. Примерно во столько хозяину обходится месячное содержание Пирата. Однако, именно за нее -эту оплату, приходиться Сторожу  тем, кто обитает  в большом мире- за стеной,  обозначать свое присутствие. А здесь- на Базе, ночью, в дождь, в снег -ли, заметив неясное что-то, спешить вдоль  периметра высоких, бетонных плит, высматривая то самое «нечто», не ожидая благодарности от работодателя за добросовестное отношение к фирме и честно выполняемую работу.
     И   рядом, обычно бежит, постоянно вырываясь вперед, Пират. Пес осматривает, обнюхивает все подозрительные места. Пятьдесят килограммов мышц, покрытых густой, плотной шерстью. Под хорошо развитым, большим лбом, серьезные, с хищными искорками   -глаза. Глаза зверя. Но иногда мощные челюсти, особенно в моменты ,когда Сторож разговаривает с ним, изображают нечто, вроде улыбки. Пес признает этого человека за своего. Чувствует,  что тот ,также никого не боится. Даже его- Пирата, чьих желтоватых, грозных клыков страшатся многие. 
      -Мы с тобой одной крови- ты и я!- Так- бы пес повторил известную фразу, умей он формулировать и озвучивать свои мысли. И Сторож,давно познавший истинную цену отношений между людьми,фразу эту оценил-бы,как комплимент. Но Сторож не умел читать чужие мысли. 
      Да и пес молчал. Шумно облизываясь, жадно вдыхал, морозный, пахнущий дымной сарделькой воздух . И откровенно жаждал «присоединиться к банкету».
       А в «Большом мире» ,хаотично,  словно жонглируя разнокалиберными, многоцветными вспышками,  невидимый, многоликий файерверкер разбрасывал горсти и гроздья  свистящего ,праздничного пламени.
      Новый Год еще   не вступил в свои права. Равнодушное время расходовало последние минуты Старого. Но люди так жаждали Нового Счастья! Поэтому  ночное небо над не спящим городом, задолго  до прихода полуночи,  превратилось ,в озаряемый шипяще- грохочущими вспышками ,некий  фантастический  калейдоскоп,  разноцветные узоры которого ,ловил иногда, настороженный взгляд ,явно  ошеломленного небесной вакханалией, не ведающего человеческих  праздников, пса.   
   -Ну что, приятель –еще один год прошел…-Пират смотрел умными ,отражающими пламя костра ,глазами .Брови его, как и уши ,находились в постоянном движении. Пес слушал, понимал и, по- своему ,явно участвовал в разговоре:-…для нас с тобой этот момент-вершина карьеры. Таков приказ Бога...Или судьба  ,просто ухмыляется над нами…  Но, выбирая богов, мы выбираем свою судьбу. Кто так сказал?  Публий  Вергилий. Впрочем, знать ты о нем не можешь.  «Мантуанский лебедь»-так именовали его современники,  никогда не служил сторожем. Он творил великие вещи .  Слагал поэмы. О временах, когда всякий труд станет лишним. Каждый будет находить все  ,что ему нужно. О великих подвигах, горестях. О великих душах ,которые не гнутся под ударами судьбы. Но и не ломаются. Впрочем, мгновения уходят. Бери свою сардельку, напарник. Не отхвати мне пальцы…С Новым Годом-Годом Собаки! Это твой Год! Это тебе салютуют, дружище!
     Над головой громыхнуло. Небосвод озарился дымными, белыми вспышками. Отразившись от стен металлического ангара и бетонных плит периметра, многоголосое эхо испуганно  заметалось по холодной, заснеженной территории. Пес ,забыв по угощение, суматошно рванул навстречу лавине ,ему непонятных звуков.
      Человек у огня- Сторож, поднял с заиндевевшего пола светлую бутылку..С сомнением взглянул на этикетку.  До краев наполнил мятую ,алюминиевую кружку, резко пахнущей  водкой.    Затем, поднявшись, с минуту наблюдал ночное, в огненном разноцветии  , небо. На пушистый,  легчайший снег плеснул почти пол- кружки. За братьев по оружию.За тех,чьи имена  Смерть давно,равнодушно  вычеркнула из списков живых .Но забыла внести в реестр мертвых.А вот Сторожу не повезло.Жив остался.Но вырвавшись из Страны вечного боя,он попал в Царство серой,ликующе продажной сволочи.  Мир,в котором все готовы продать всех,стал его не добрым миром.Лишь,вечно юная, память осталась последним пристанищем ,оскорбленной ничтожным бытием,души.  Закрыл глаза ,  будто всматриваясь в нечто такое, что видел он ,лишь один.    Залпом проглотил горькую, остывшую на холоде,  жидкость.
     Опять грохнуло и вспыхнуло небо над головой.Люди,не ведающие войны,восторженно встречали свой Праздник. И сотни мелких фейерверков ,поджигая черное ,ночное небо,сливались в гремящем, сверкающе-разноцветном восторженном Новогоднем салюте!
      …  Но морозная эта ночь, словно обожгла лицо и душу  человека, в обществе пса, встречающего Новый Год-Год Собаки,раскаленным январским полуднем ,под белым от зноя, свирепым африканским небом…Беспощадная память мгновенно швырнула в прошлое. Там гибли товарищи. Рвались бризантные снаряды. Визжала шрапнель. Обезумевшее эхо  металось по периметру старых, полу -разрушенных стен.. А, в моменты коротких пауз,  не решаясь более атаковать «в лоб», разъяренные черные «джины» обходили с флангов , последних защитников  святилища непонятного, чужого Бога белых людей – свирепого ,древнейшей породы, пса бассенджи и человека в рваном, пыльном камуфляже «тропик».
         …Вспышки над миссией…Стальным градом  вспорот     Январский раскаленный полдень. Звякнул качнувшийся, в проеме звонницы, колокол. Мертвый звонарь дернулся, под вновь пронзившей его тело, шрапнелью. Едкая пыль взметнулась над развалинами. Пес напрягся и глухо зарычал. Встретил взгляд человека.  Вновь вспышка. По развалинам ударил  металл. Еще вспышка …и еще. Фейерверк, будто.
«Сегодня же Новый Год!»-опять мелькнула рваная, неуместная мысль:- «…Где-то падает белый снег…Там не стреляют…Но  праздничный салют- в пол неба . В твою честь, напарник!»- Мысленно обратился капитан  к бассенджи :- « С   Новым Годом! Годом Собаки.Уходим, дружище! В такой день нельзя умирать». 
 


Рецензии
Хорошо написано...

Олег Михайлишин   19.09.2020 07:59     Заявить о нарушении
Благодарю Вас,Олег!Чистая документалка...
С уважением...

Павел Козырев   19.09.2020 08:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.