Выпрямление имен. Книга 3. Глава 28

Лучшим средством устраняющим гнев, является музыка


Первое, что мне попалось про Клестовых: «Проживает в США. Окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в г. Джорданвиль (шт. Нью-Йорк, США) (1978). В 1982 г. упомянут как приписной диакон церкви преп. Серафима Саровского в г. Си-Клифф на Лонг-Айленде (шт. Нью-Йорк, США) в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Противник установления канонического общения и объединения Московской Патриархии и РПЦЗ.). Перешел в юрисдикцию Временного высшего церковного управления Русской Православной Церкви Заграницей (ВВЦУ РПЦЗ) (под предстоятельством Агафангела (Пашковского), епископа Таврического и Одесского). В 2007 г. упомянут как протоиерей, настоятель домового храма в Нью-Йорке. Окормлял также Свято-Успенский приход в Нью-Йорке. Награжден правом ношения креста с украшениями (май 2008 г.)».

Выяснилось, что протоиерей Клестов являлся духовным сыном Филарета Вознесенского. У самого четверо сыновей, и как пишет местный журналист, «все молодые, рослые, умные, энергичные, с добрым нравом, открытым характером, трудяги, каких еще поискать, это опора их отцу в его упорном и честном служении. Один из них Алексей. Со временем он станет старостой прихода.
Еще меньше «проблем» у красавицы дочки, настоящей русской девушки, воспитанной, как и братья, в духе Православия, в семье высокой духовности и искренней веры. И в деле воспитания, думается, большую роль сыграла матушка Ирина, а в последние несколько лет бабушка Нина Александровна, старая харбинка, живая связь с подлинной русской культурой, языком, традициями. Для нас всех семья о.Сергия - это образец христианской семьи".

Кроме сына Алексея упоминается еще некто Николай Клестоов, в 1979 г. кончивший Свято-Троицкую семинарию в Джорданвиле.
С 31 августа 2004 года С. Клестов выступил с резкой критикой соединения РПЦЗ с Московской патриархией. По этому поводу первоиерарх, владыка Лавр назначил комиссию для разбирательства. Вышел специальный указ: « Митрофорному протоиерею Алексею Охотину, митрофорному протоиерею Георгию Ларину и о. протоиерею Андрею Соммеру. В связи с решением Епархиального Совета, от 31 августа/13 сентября, послать комиссию в приход преп. Серафима Саровского, в городе Си-Клиффе, Нью-Йорк, с целью выяснения причин нестроений, сим вам поручается произвести там расследование. Вам следует встретиться и побеседовать с настоятелем прихода, о. протоиереем Сергием Клестовым, а также с о. протодиаконом Павлом Волковым и другими членами прихода, которые бы хотели поделиться своими переживаниями и мнениями в этом вопросе. Сам настоятель, о. протоиерей Сергий и члены Приходского Совета, о таком расследовании неоднократно устно просили и ходатайствовали".

Чем работа комиссии закончилась, не известно. Только в числе приходов, не принявших так называемую «унию» с МП, оказался и приход Успения Божией Матери, что в Ричмонд Хилл, район Квинса в Нью-Йорке, который окормлялся протоиереем Сергием Клестовым.
Первоначально не зная, что представляет из себя группа отходников во главе  с Агафангелом Пашковским, приход присоединился к ним. Осенью 2008 г. приход перешел под омофор епископа Зарубежной Церкви Стефана Сабельника и с того времени приходская жизнь вроде  бы вошла в свою колею. Однако вскоре разгорелись споры о собственности. Вопросы сложные и мне не понятные. Писали об этом разное:
«Приход Успения Божией Матери, что в Квинсе, в церкви на Лефферт бульваре, где служил священником протоиерей  Сергей Клестов, перешел под омофор епископа Зарубежной Церкви Стефана Сабельника. Когда, точно не известно. Причиной ухода  называлось несогласие батюшки с руководством ВВЦУ РПЦЗ по ряду вопросов. Это несогласие выявилось на 5-ом соборе ВВЦУ РПЦЗ, который проходил в г.Спринг-Вэлли, штат Нью-Йорк.  Несогласные составили так называемую «оппозицию». В оппозицию вошли  батюшка Сергий, а также протоиерей Алексий Микриков и мирянин Н.Чертков. По этому поводу репортер газеты «Новое Русское Слово» В.Ярмолинец с  издевкой сообщал: "У о.Сергия Клестова крохотный приход, а протоиерей Алексий Микриков и вовсе «передвижник». О Николае Черткове и слов нет, ему хотят запретить служить  в церкви".

Со слов другого журналиста, «приход действительно маленький, но по воскресным дням на службы приезжают около тридцати-сорока человек, на двунадесятые праздники - до 60, а на Пасху в последний раз было более 150 человек.   Происходят венчания и крещения. Отец Сергий ездит по домам к больным, неустанно печется о духовном окормлении как здоровых, так и немощных. В церкви прекрасный хор, в котором тон задают дети священника. Недавно был поднят вопрос о создании при церкви школы. Трапезная, к сожалению, не велика, часто едва вмещает желающих. Однако, благодаря усилиям сестричества, кухня отличается и разнообразием и соответствием православным традициям: во время поста ни мяса, ни сыра, ни иного скоромного.....

 С  прошлого года работает церковно-приходская школа, в которой, между прочим, преподает и о.Сергий Клестов. Другими словами, «крохотный» приход о.Сергия в Квинсе вполне соразмерим со старым и утвердившимся приходом на Толстовской Ферме, в Спринг-Вэлли. Прихожане добираются не только с разных уголков Большого Нью-Йорка, но также из Нью-Джерси, из широко разбросанных русских мест в дальних пригородах, с Лонг-Айлэнда и Коннектикута. Церковь находится недалеко от  Лефферт бульвара. От Бруклина 40 миль. 
Вера в Бога - дело несуетное, требующее душевного напряжения и чистого сердца. Раньше в церкви поминали  Агафангела и Андроника, к которым вначале примкнул о. Сергей Клестов, а сейчас владыку Стефана (Сабельника) и владыку Тихона (Пасечника).

Сергей Клестов придерживается принципа, что  Соборо РПЦЗ - не «священная корова». Другими словами, нечего  следовать его решениям, им подчиняться, при необходимости решения Синода могут и должны быть исправлены, и на то был создан ВВЦУ РПЦЗ.....
Взялся разыскивать корни Клестовых. Удалось найти нескольких, которых можно отнести к родственникам Никиты Чакирова через его жену. Так в архиве Хабаровского края по данным БРЭМ по Маньчжурии, где скорее всего мог встретить свою будущую супругу Никита, проходит семья Клестова Александра Романовича и его родственники: 
 
Клестов Владимир Александрович  (мать Вера  Алексеевна ).
Клестов Яков Александрович 
Клестова Антонина Александровна 
Клестова Вера Яковлевна 
Клестова Елена Павловна 
Клестова Нина Аександровна.  Муж - Константин Александрович.
Клестова Ольга Петровна   
Клестова Татьяна Петровна
Нина Александровна как «бабушка» и «старая харбинка»  в семье Сергея Клестова  уже встречалась. Получается, что она дочь Клестова Александра Романовича и мать Сергея Клестова. В книге Натальи Старосельской «Повседневная жизнь русского Китая» упоминается Харбин и «...чего только не было в магазинах Цервадзе, Гурченко, Тарасенко, Дзомелидзе, Клестова....».

На сайте "Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба Православие  Самодержавие  Народность" от 12 января 2009 года об Александре Романовиче Клестове   говорится следующее:  "Родился в селе Каракулино под Сарапулом в 1875 году. Время было вольное - четырнадцать лет как крепостное право отменили, однако из земледельческого сословия шагнуть в купечество мог не каждый - хотения одного было мало, необходим и стартовый капитал. Старший из восьми детей Романа Артемьевича и Александры Васильевны Клестовых к роду-племени принадлежал крестьянскому, но его тетя Анна Александровна владела бакалейной лавкой в Каракулино. Ей подросток и помогал, осваивая торговое дело. Тетка была строгой и требовательной, однако и лавку в наследство оставила племяннику. Было тогда купцу всего 16 лет.
 
Через два года юный торговец женился на Ольге Петровне Молоховой - крестьянке, уроженке Сарапула. Двенадцать детей она родила, выжили при тогдашней детской смертности, конечно, не все. Только подрос старший Михаил, ему стал Александр Романович доверять лавку, а сам начал разъезжать по ярмаркам, не только торгуя гастрономическими товарами, но и устанавливая деловые контакты. Новый век для Александра Романовича Клестова начинался на новом месте - он открывает торговые дела в Сарапуле, куда и переезжает вместе с семьей. На старом, веками насиженном месте в Каракулино остается старший сын Михаил, к тому времени уже заведший собственную семью. Сам же Александр Романович перед революцией выгодно торгует пивом и владеет в уездном городе Сарапуле уже двумя домами. В заботе о прибылях купец не забывает, однако, и о делах общественных - Александра Романовича выбирают членом городского управления.

Трагедия революции и гражданская война лишают Клестова сразу двух сыновей: старший Михаил погиб на камской барже, где большевики держали заложников из числа наиболее уважаемых и значимых в обществе людей, а маленький Василий погиб чуть позже уже по дороге в Маньчжурию. Да и сам Александр Романович в 1919 году чудом избегает расстрела, ему удается бежать в Харбин. Туда же вскоре перебирается его семья.
Что делать русскому купцу в русском городе Харбине? Конечно, торговать! Александр Романович и тут себе и своему делу не изменил, открыв гастрономические магазины. Харбин буквально расцвел в конце 1920 - начале 30-х годов, жизнь бурлила: открывались вузы и школы, строились храмы, выходили книги - уцелевшая Россия продолжала жить. Харбинский коммерсант А. Р. Клестов и здесь не забывает об общественном долге, вкладывая деньги и силы в строительство каменной Свято-Алексеевской церкви в районе Модягоу, где и жила семья Клестовых, кстати, по соседству  с Чакировыми. Храм этот, один из трех уцелевших в Харбине, до сих пор украшает город, хотя и расположен в нем ныне католический собор. А когда-то в Харбине насчитывалось 23 церкви.

Меж тем политические перемены уже исподволь подтачивали привычную устоявшуюся жизнь. Когда Харбин переходит в руки японцев, при помощи отца Владимир и Константин Клестовы начинают торговать в Японии и Корее. А через десять лет, осенью 1945 года, в Харбин входит Красная армия, разгромившая Японию. Был арестован, а позже расстрелян сын Владимир.
В воспоминаниях харбинца и жителя Модягоу Маркизова Леонида Павловича о  его пребывание в ГУЛАГе, в главе "Конец Тигеньского лесоповала" сообщается: " В конце марта 1946 года, менее чем за 3 месяца, харбинский контингент в Тигени был настолько истощен недоеданием и непосильным трудом, что санитарное управление Востураллага вмешалось в создавшуюся ситуацию. В нашей бригаде умер от истощения инженер-радист Юрий Николаевич Крюков (в Харбине он работал в ХСМ Л - Христианском Союзе Молодых Людей). Умер от истощения бывший харбинский коммерсант Александр Романович Клестов".

В данном случае речь, вероятно, идет о Владимире, так как по другим данным  Александр Романович,  почти полностью потеряв зрение, умер в 1955 году и был похоронен на Успенском кладбище Харбина - рядом со своей женой Ольгой Петровной, умершей за семь лет до этого. А еще через два года семья его сына Константина отправилась в далекую Австралию. Дата совпадает с переездом в Австралию Чакировых.
Дочь Александра Романовича Антонина перебралась в Калифорнию, в Сан-Франциско, но связь между родственниками не прервалась. Александр Константинович Клестов родился в Харбине, в 1945 году. С родителями выехал в Австралию. "Получил специальность врача-ревматолога, жил в миллионном Брисбене, что находится в австралийском штате Квинсленд!  Потянуло на родину предков, в Каракулино и Сарапул, выезжал дважды, даже принимал участие в работе археологической экспедиции. Жена родом из Москвы.

Сообщается, что "Александр Клестов до сих пор помнит родной район Модягоу, харбинские улицы, церкви, реку Сунгари… Карта-схема Харбина висит у него на стене в австралийском доме, а на чудом сохранившейся в переездах и скитаниях фотокарточке возле родного дома стоят и папа, и дядя Яша, и их дети. Жизнь раскидала семью по белу свету, и все-таки возвращаться к прошлому иногда необходимо: зачем, для чего - каждый решает сам.
В Австралии в Квисленде проживает Елена Клестова. Не исключено, что  это дочь Александра Константиновича Клестова. Выше сообщалось о Тоне в Сан-Франциско. Точно известно проживание в Сан Франциско Клестова Михаила Яковлевича, ( получается сын Якова Александровича), уроженца Харбина 1953 года. Специальность: посредник в торговле недвижимостью, общественный деятель. Из справки по нему стало известно, что семья Клестова переехала в Бразилию в 1953 году, откуда в 1958 эмигрировала на постоянное жительство в США, в Сан-Франциско.
     С 1974 по 1977 Михаил работал в страховой компании. Окончил курсы по купле и продаже недвижимости и в 1977 стал посредником в торговле и заведовании недвижимостью. С 1980 года - президент Русского Центра в Сан-Франциско, самого большого культурно-просветительного учреждения в Северной Америке. Родственники: жена; двое детей.

У Чакировых и Клестовых  много общего по эмиграции:  Харбин,  Австралия, США.  Через Никиту они породнились и скорее всего еще в Харбин. На этот счет сохранилась фотография за 1954 год, где Никита на семейном фото, когда провожали Лукиных в СССР,  рядом с молодой женщиной.
К сказанному надо добавить. В книге "Белый Харбин" упоминается Сергей Георгиевич Клестов, телеграфист высшего разряда, который служил в Управлении КВЖД в службе телеграфа. Сообщалось, что он первым в Маньчжурии принял телеграмму об отречении от престола Николая II.  И еще неизвестному В.С. Клестову А. Куприн посвятил свою повесть "Гранатовый браслет". Впервые она появилась в альманахе "Земля" в 1911 году. 

Нашел материалы по русским кладбищам в Сиднее: Руквуд и Бетани. Выяснил, что мраморные памятники на них сооружались за счет «Русского благотворительного общества» в Кабраматте имени преподобного Сергия Радонежского. Записал фамилии некоторых захороненных: Бежалова Атапия Иосифовна (1892-1983), Домогацких Борис Сергеевич (1892-1968). Последний написал книгу «Память сердца». Особо обратил внимание на фамилию усопшего Павла Сухатина. Выяснилось, что он из Севастополя, кадет Хабаровского кадетского корпуса, эвакуировался из Владивостока. Наверняка был знаком если не с Владимиром Чакировым, то с Игорем Чеславским, тоже кадетом Хабаровского корпуса. Пометил почитать газету «Единение» и сборник его статей «Контрасты».


Рецензии