Транстекст

МИХАИЛ АБЛАЕВ. "ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ".

В свою скандально-трагическую бытность аспирантом историко-филологического факультета РГГУ в 1994-1996 годах, не имея специального филологического образования, имея тему функционирования романа Ф. Сологуба "Мелкий бес", я совершил открытие, едва ли не важнейшее в филологии. Дело в том, что воспринимая на слух термин "интетекст" ("текст в тексте") как "интертекст" (межтекстовая связь и межтекстовое пространство), я, теоретически развивая и углубляя такое "новое" (мной же "открытое") понятие, написал работу на тему "Интертекст-пародия-транстекст". Это последнее понятие можно считать главным в филологии, оно объединяет собой межтекстовые связи на всех стадиях подготовки, написания, публикования, прочтения, широкого восприятия текста и дальнейшее использование в творчестве, а также в общем - творческий процесс как систему во времени и пространстве, не говоря уже о феноменах культуры и культурности в живом и динамическом процессе существования. Писал я эту работу ночью, в ноябре 1995 года, в порушенном алтаре Знаменского собора, куда я "вселился", притащив в рюкзаке свой школьный компьютор.
Другое открытие, уже из структурной лингвистики, я сделал в конце 2017 года. Имея научным руководителем известного структурного лингвиста Сергея Иосифовича Гиндина, изучив его работу о таком "корневом" понятии этой дициплины, как делимитат (границы раскрывающиеся и раскрываемые), я долго находился под впечатлением такого глубокого понятия, "смежного" с моим "транстекстом". И вот спустя 22 года в разговоре с Ангелом я использовал термины "внешний" и "внутренний" делимитаты, после чего  вместе с ним осознал всю глубину и соответствующую универсальность "внутреннего делимитата". Это - раскрывающиеся внутренние границы текста,  что распространяется на образы и даже представления, вплоть до уровня "внутреннего языка" и даже мысли, движения духа. Ведь текст существует не только на бумаге или с памяти компьютора, но и в сознании, в духе. Понятие внутреннего делимитата раскрывает реальные границы между лингвистикой, филологией, психологией, философией. Я обращаюсь к филологам и лингвистам с таким подарком, вернее, тремя подарками с предложением защищать докторские диссертации на темы "интертекста", "транстекста" и "внутреннего делимитата" вполне безвозмездно, желательно ссылаясь на эту мою работу и на это моё издание как на источник. Ваш поэт, менестрель, кинодраматург, литературовед, искусствовед и богослов - Михаил Михайлович Аблаев.
15 января 2018 года.


Рецензии