Сто Великих историй любви

    Когда-то я читала книги с карандашом в руках. Самое интересное и понравившееся выписывала. Потом могла поделиться с подругами о прочитанном. Так запоминались книги надолго. Но вот пришло время, я стала писать сама и почти перестала читать книги.  Сейчас я живу на юге.   Погода пока не балует и меня достаточно времени. Я вновь стала читать. Привезла с собой из библиотеки подъезда несколько книг.
Читала японские сказки. Есть и поучительное в этих сказках. Но это сказки. А вот книга «100 Великих историй любви» автор А.Р. Сардарян достойна, чтобы запомнить о некоторых героях, особенно знакомых и любимых мной. Запишу себе на память, да и, возможно, кто-то из моих подруг и  читателей прочтёт.
Итак, о моих героях, знакомых мне ближе, чем исторические личности.

                Владимир Маяковский.
 Как раз я выучила стих Беллы Ахмадулиной «На смерть поэта». «Не смейте брать револьвер, Маяковский!
Смерть не выход! Смерть – тупик»!
Да я ещё в четвёртом классе читала со сцены именно его стихи.

    Так за всю жизнь я не могла узнать и понять, отчего же Маяковский так поступил. Из книги я поняла, что одной из причин явилась женщина. Остальные причины, конечно, травля по политическим вопросам. Но что интересно мне было узнать, что он был влюблён взбалмошную женщину, которая играла его любовью. Он же страдал и вынужден был даже перейти жить в её семью. Жизнь втроём. Одна женщина и двое влюблённых мужчин. Лиля Брик - не красавица. «Маленького роста, сутулая,  с огромными глазами. Она умела быть гордой, грустной, капризной, пустой, не постоянной, умной и какой угодно. …Это самая обаятельная женщина много знала о человеческой любви и любви чувственной, чем сводила с ума мужчин. Маяковский был одним из многих её поклонников. Маяковский тоже немало женщин повидал. В Америке у него даже родилась дочь от русской эмигрантки Элли Джонс. Он даже собирался жениться на ней, но хитрая Лиля помешала этому браку. Сколько у Маяковского было женщин, но вот эта взбалмошная женщина  была единственной, которую он любил до самой смерти. Застрелился Маяковский 14 апреля 1930 года. Записка: «Лиля, люби меня»!
Лиля прожила долгую жизнь. Ушла из жизни тоже добровольно, наглотавшись таблеток снотворного. Это случилось в 1978 году.
Трудно нам судить о его поступке. Я бы сказала, что слаб человек против любви и клеветы.
 
    « Пусть смерть над грудью залаяла.
      Сердца такого гул не унять.
      Идём к Маяковскому, мы, потомки,
      Чтобы полюбить, поддержать и понять»
          Бела Ахмадулина


                Михаил Булгаков.
     Что я знала о нём? Да вообще не знала его биографии. Только и знала, что он написал замечательный роман «Мастер и Маргарита». Так прообразом Маргариты была его последняя любовь Елена Нюрбенберг. Она была уже дважды замужем. Генерал – лейтенант Евгений Шиловский – второй муж Елены был порядочный человек. Но Елена  заскучала от одиночества, так как муж по долгу службы часто отсутствовал. Встреча с Булгаковым решила их судьбы. Многолетняя борьба с самим собой у обоих. У Елены двое сыновей. Как ей трудно было решиться на этот шаг. Я восхищалась благородством Шиловского: «Я ни в чём не обвиняю Елену Сергеевну и считаю, что она поступила правильно и честно…… . Раз у Люси родилось серьёзное чувство к другому человеку. Я бесконечно благодарен ей за то огромное счастье и радость жизни, которые она мне дала в своё время…».
Не знаю, найдётся ли в нашем обществе столь благородный муж?
Старший сын остался с отцом, а младший сын ушёл с Еленой.
 
      Они были счастливы. Как трогательно: «Дай мне слово, что я умру на твоих руках». Булгаков потерял зрение. Елена была верна обещанию. Он умер у неё на руках в санатории «Борвиха» 10 марта 1940 года. Шиловский долго помогал материально бывшей жене и сыну. Но после смерти Михаила Афанасьевича, Елене пришлось тяжело. Зарабатывала переводами и перепечаткой текстов на машинке. Умерла она в возрасте 76 лет 18 июля 1970 года.
Что же, это была безумная, трепетная любовь. Если бы вообще так люди могли, хотели и умели любить, страдать и любить.

          Иван Бунин.  (1870 – 1953).
     Когда- то подруга подарила мне небольшой сборник его стихов. Меня не очень пленила его лирика, и я больше не стремилась, что- либо узнать больше. Тем более не интересовалась его биографией. Наверно, по безграмотности. Сейчас пересматриваю своё отношение к поэтам  и вообще к литературе. Особенно к тем, кого мы называем «классиками». Мне понравились вот эти его слова: «Только в старости, когда жизнь прожита, по-настоящему начинаешь ценить радости, подаренные судьбой, равно, как и горечи потерь».
 
 И в этом я убедилась на склоне своих лет. Года уже идут под уклон. Читая сейчас  такие выражения, примеряешь их к себе.
Итак,  Иван Алексеевич Бунин родился в маленьком русском городке Ельце. Жизнь его была полна славы, любви, отчаяния, одиночества. Да, чего только ни испытал он за свою жизнь. Читается интересно. Наконец, я познакомилась с поэтом.

     «Жизнь на грани: счастье и горечь, любовь и ненависть, верность и измены, признание при жизни и унизительная нищета в конце».
Можно ограничиться и этими строками, но всё же интересно, как это было в его жизни, что так тесно соседствовали антиподы. Тем более что он ушёл из жизни непонятый, странный и одинокий. Но сколько женщин любили его. Только они же были часто ему не верны. Из-за женщин он страдал. В дневнике он однажды записал: «Мопассан единственный, посмевший без конца говорить, что жизнь человеческая вся под властью жажды женщины». Да и кому больше знать о любви, как не Мопассану? Ведь он в своих книгах писал о своих романах с женщинами, которых он повидал за свою жизнь несчётное количество. Любовными романами его зачитываемся в молодые годы, ещё не зная, что такое любовь.
В 1906 году Бунин встретил русскую дворянку Веру Николаевну Муромцеву. Вера Николаевна стала для него опорой, защитой и помощницей, тихой гаванью после двух бурных романов. Они много путешествовали. Революцию в России Бунин не принял, назвав «кровавым безумием».

    Но, видимо, и «к тихой гавани» привыкают. Бунин неожиданно для себя влюбился в молодую женщину, Галину Кузнецову. Брак у неё был удачным. Но вот, оказывается, случается любовь, как лава. И никуда не деться. Такой любви только можно завидовать. Иван был «невысокого  роста, чуть седой, с утончёнными манерами и глазами, полными грусти и глубины. Известный писатель, увенчанный множеством титулов и званий».

    Увидев Галину, сразу же забыл о заботливой и преданной Вере. Новую свою любовь он даже привёл в свой дом. Дальше до конца дней была жизнь втроём. Как это понять? Как принять? Молва людская осудила, но как говорится, любовь слепа и глуха. Но как благородна Вера Николаевна: «…я вдруг поняла, что не имею права мешать Яну любить, кого он хочет». Боже, какое благородное сердце было у Веры Николаевны! Она подружилась с любимой женщиной мужа. И всё же жизнь дала трещину. Характер у Бунина был сложный, эгоистичный. Галина устала от такой жизни. А Вера Николаевна всю себя отдала заботе о семье.  Постоянная нехватка денег. Ссоры. Но вот счастье, наконец. Осенью 1933 года Бунин получает Нобелевскую премию 715 тысяч французских франков. Только повёл он себя расточительно. Тратил деньги на обеих женщин и помогал посторонним людям. Вскоре вновь остались без денег.

    У Галины случилась любовь с женщиной. Обе остались в доме Бунина, но семья уже бедствовала. Для Бунина это была настоящая трагедия. Больной и стареющий он много писал, иногда по всей ночи. Состояние было на грани сумасшествия. Стал злобно высказываться в адрес других поэтов и писателей. Много критиковал Блока, Горького, Есенина. В конце своей жизни он практически остался одиноким, больным. И всё же я довольна, что немного познакомилась ещё с одним великим,  поэтом и писателем.  В своём творчестве он воспел любовь к женщине. Умер Иван Алексеевич в 1933 году. Умер он тихо, во сне. Похоронен на русском кладбище Сен – Женевьев – де – Буа, под Парижем. Вера Николаевна умерла в 1953. Похоронена по завещанию в ногах мужа.

   Галина Кузнецова пережила Бунина на 23 года. Оставила миру дневник о любви и жизни с великим писателем. «Граский дневник» ее вышел в1967  году в Германии.
«Воспоминания – нечто страшное, что дано человеку, словно в наказание..» так однажды сказал Иван Алексеевич Бунин и трудно с ним не согласиться.


              Валентина Серова и Константин Симонов
  Конечно, этих знаменитых людей кто не помнит? Я выросла с их именем. Валентина красавица, известная актриса советского кино. Но я с юности помню только один фильм: «Жди меня». Однако, истории этого фильма не знала. Спасибо автору книги и подруге, что дали почитать эту книгу. К сожалению, ничего не написано о родителях Валентины. Как её фамилия по отцу? В какой семье она родилась? Замужем она была по большой любви за лётчиком испытателем Анатолием Серовым. Счастье было не долгим: Анатолий погиб. У Валентины были поклонники, и влюблялась ни раз, но не могла забыть до конца своих дней свою первую любовь. 11 мая каждый год она приходила к кремлёвской стене, чтобы возложить цветы Герою Советского Союза Анатолию Серову, своей первой любви.  Валентина родила дочь  в день гибели  отца.

    Вскоре Валентина встретила Константина Симонова. Он приходил на все концерты с её участием. Валентина заметила молодого и красивого мужчину. Константин был женат и уже дважды. Он не решался подойти к актрисе. Валентина подошла к нему сама. Сама назначила свидание и … и всё.
Вскоре началась война. У Симонова в эти годы родились самые замечательные стихи, и они в основном остались и в моей памяти. А женщины того, военного времени, знали эти стихи наизусть. Это:

«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»?
«Если дорог тебе твой дом»
«Майор привёз мальчишку на лафете»
«Жди меня, и вернусь».

   Вот последний стих был посвящён Валентине. Да, это был гимн любви. В 1943 году Симонов написал сценарий к кинофильму, и главную роль играла  его любовь. Я помню этот фильм. Помню, как она сидит, закутавшись в шаль.  Однако оказалось, что Валентина просто была увлечена, а глубокую свою любовь хранила в сердце по Алексею. И, тем не менее, увлеклась кем бы вы думали? Полководцем Рокоссовским! Он в это время переживал тяжёлую потерю: ничего не знал о нахождении своей семьи. Валентина  же откровенно призналась Константину, что полюбила Рокоссовского и ушла к нему.  Только Валентина вскоре останется одна. Рокоссовского перевели на другой фронт. Нашлась и его семья. Валентина вернулась к Симонову и дала согласие на брак. Симонов много пишет о любви. Но вскоре Симонов под  руководством партии коммунистов начал войну в печати против космополитов. Валентина не разделяла его взглядов. Замкнулась в себе и стала потихоньку выпивать.

 Симонов не помог ей  справиться. Главная трещина распада семьи случилась, когда он отправил сына Валентины в Сибирь в интернат. Когда сын погиб, мать не могла даже проводить сына в последний путь, так как была в запое. Мать Валентины подала на неё в суд и лишила материнства, отобрав у неё дочь. Валентину же поместили в психушку для душевно больных. Симонов встретил женщину, которая его понимала, и прожил с ней до конца своей жизни. Валентина осталась одна без работы, семьи  и друзей. Ходила по судам. Дочь она вернула, но справиться с тяжёлым недугом уже не могла, и не было никого, кто бы её поддержал и помог справиться с этой бедой. И Симонов ей написал в стихах, что он её разлюбил.

«не бойся разговоров до рассвета.
Я просто разлюбил тебя. И это
Мне не даёт стихов тебе писать».

   В 1975 году Валентину нашли в квартире с разбитой головой. Симонов не пришёл на похороны. Только прислал через друзей 58 роз. Столько было лет актрисе. Через четыре года он сам окажется в больнице. Дочь Валентины Мария,  по его просьбе принесла в больницу его письма к матери. Он их перечитал и уничтожил. Но Мария предусмотрела финал и за ночь переписала лучшую часть этих писем. Перед смертью он поведал Марии «То, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни и самым большим горем».
Вот таков финал красавицы актрисы, которую любили такие известные знаменитости и как жаль что таков конец.

     Как же слаб человек. И мне как – то стал не приятен Симонов, как человек за то, что он шёл на поводу у коммунистов, которые вели травлю. За то, что он не захотел помочь любимой женщине. В моих глазах он стал ниже. Но стихи его прекрасны.
Да и какой я судья, чтобы судить о таких знаменитостях? Но я против, как сказал Чацкий : «Каждый должен  сметь своё мнение иметь»?
 А я  высказала своё мнение.
 
               Татьяна Окуневская и Иосиф Броз Тито

 Ещё одна трогательная трагическая судьба женщины актрисы, красавицы задела  за душу.  Татьяна Кирилловна Окуневская родилась 3 марта 1914 году. Родилась она в дворянской семье.  Окончила архитектурный институт. Она училась ещё на первом курсе института, когда её пригласили сняться в кино. С тех пор кино стало её судьбой. Почти в трёх десятках фильмах она снялась. Я помню кино «Майская ночь», где она играла роль Панночки. «Пышка» - даже достаточно посмотреть эти два фильма, чтобы запомнить красивую актрису.
Уж слишком жестоко обошлась с ней судьба. Красота, талант сводили с ума мужчин. Особенно привлекали эти качества «власть имущих. Так к Берии её привезли обманным путём. Якобы пригласили в кремль, но по дороге свернули и привезли на дачу к Берии. О том, что там произошло, она никогда и никому не поведала.

     Случилось, что её полюбил Броз Тито. Как это было, я писать не буду. Но из-за этой любви на неё свалились все несчастья: тюрьма на много лет. Лишение всего: квартиры, работы, друзей. Но  Татьяна всё же была сильный человек. Всё она вынесла. В театре только маленькие второстепенные роли. Нищета. Читала эту повесть о красавице, умнице, волевой женщине со слезами. Восхищена её мужеством. В заключение скажу пословицей: «Не родись красивой, а родись счастливой». Да, красота не каждой женщине приносит счастье.
        пос. Виноградный. март 2018


Рецензии
Сейчас и я пересматриваю своё отношение к литературе. Особенно к классической. Лишь сейчас на склоне жизни понимаю почему "классика" на века, не однодневка. она пишет Жизнь такую какая она есть сама по себе. В восторге от Пошехонской старины и Господ Голавлёвых Салтыкова-Щедрина и рада, что в школе нас с знакомили достаточно основательно с его творчеством. Поэтому я за "классику" на школьных уроках литературы.
Тамара, и в последнем абзаце имя Валентина надо кажется сменить. С уважением.

Наталья Гузева   30.07.2018 19:41     Заявить о нарушении
Тамара! Замечательные заметки. Сразу заказал в интернете эту книгу и прочитаю.
Хорошего отдыха. Не перетруждайте глаза.
Ваш
В.

Вахтанг Рошаль   31.07.2018 04:04   Заявить о нарушении
НАТАША, СЕЙЧАС ПЕРЕСМОТРЮ. СПАСИБО ЗА ЗАМЕЧАНИЕ.

Тамара Белова   31.07.2018 18:22   Заявить о нарушении
ВЫ ПРАВЫ, НАТАША, Я В АНАПЕ БЫЛА В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА РОССИИ. ТАМ БЫЛ БУККРОССИНГ И Я ВЗЯЛА КНИГУ САЛТЫКОВА - ЩЕДРИНА "ПОМПАДУРЫ И ПОПАДУРШИ" И ЕЩЁ О ГЛИНКЕ.ПРАВ ТОТ, КТО СКАЗАЛ: "ЧЕМ БОЛЬШЕ Я УЗНАЮ, ТЕМ БОЛЬШЕ Я ПОНИМАЮ, ЧТО Я НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ".

Тамара Белова   31.07.2018 18:34   Заявить о нарушении
Тамара, я с Вами полностью солидарна.С уважением.

Наталья Гузева   31.07.2018 22:48   Заявить о нарушении