Неделя в Грузии

(из путевых заметок)

1 день

Аэропорт “Жуковский” - маленький, на редкость безлюдный, на первый взгляд даже непонятно - настоящий он или муляж.

Первым должен был лететь рейс в Рим. Ах, Рим, благословенный край! В итоге они ещё стояли в очереди на посадку, а мы уже сидели в самолёте; так что неизвестно, какой ещё край благословеннее.

В очереди на посадку в римский самолёт - помятые, дорожно одетые люди в джинсах, кроссовках, и одна девушка в жёлто-зелёном пёстром комбинезоне и туфлях на высоченных шпильках. То ли в Рим нельзя иначе, то ли встречают прямо у трапа, с цветами, и надо готовиться издалека.

В самолёте тихо-мирно, но впереди сидят три девушки, три кармические сестры, пьют женские напитки (“я попробовала ксю-ксю, когда…”) и ведут женские разговоры. Когда рядом нет мужчин и не на кого производить впечатление, можно расслабиться и, в конце концов, побыть дура дурой.

У таможенницы в аэропорту Тбилиси на погонах огромные семиконечные звёзды.

Даже и за облаками солнце жарит, днём духота, лишающая сил, ноги не идут и всё время хочется пить.

Тбилиси сразу же ошеломляет своим особенным колоритом, здесь всё какое-то другое - и ландшафт, извилистый, горно-речной, и прихотливое движение улиц, и сочетание архитектурных стилей.

Узкие улочки петляют так, что постоянно нужно быть настороже, чтобы не оказаться нос к носу с автомобилем; машины в некоторых местах с трудом разъезжаются, а кое-где и одна машина не может завернуть в закоулок - слишком крутой и узкий поворот.

Вкуснейшая пряная еда (и большие порции): кисловатый белый суп - чихиртма, скворчащая сковородка с куриными потрошками и кинзой - кучмачи, фондюобразная, с нежнейшим сыром, хачапури, ореховые рулеты с баклажаном.

Русская бабушка продаёт “колбаски” чурчхелы и тонко раскатанную сухую абрикосово-яблочную пастилу.

Сохнущие на жаре парки, освежающие фонтаны, облегчающий полёт на канатной дороге к старой крепости Нарикала, спуск в долину между гор - в ботанический сад, в котором - странным чудом - есть маленький японский садик в честь грузино-японской дружбы. Красные синтоистские воротца на фоне кавказских гор.

На пути с горы в город, в гостиницу - грохочет гроза и льёт дождь, без конца, то сильнее, то слабее; всё равно, даже скрываясь под деревьями и навесами, трудно не промокнуть до нитки, да ещё и без зонта. Зато когда ещё увидишь сверху, как над головой сияет молния, а внизу, в долине, город затягивает густой пеленой облаков и его уже почти не разглядеть.

2 день

Прогулка по Тбилиси с гидом, отчасти по тем местам, что и накануне, но с массой информации; даже дождь повторился, но не такой сильный, и его почти удалось пересидеть за обедом в кафе.

Гастрономическое: кисловатый и жирный гуляш из баранины - чакапули, хачапури по-аджарски - лодочка с сыром и яйцом сверху, ароматное, нежное ркацители (сухое белое вино), сливочный лимонад марки Лагидзе, шоколадно-ванильное мороженое в рожке за 1 лари (25 рублей). Даже на завтрак подают не только блинчики с творогом и мясом, но и хачапури по-мегрельски. И сладчайшую дыню.

Церкви со своими рублеными гранями совсем не похожи на наши, при том, что детали культа одинаковы - православие как православие, с некоторыми нюансами за счёт местных святых - крестительница Нино и так далее.  Песнопения те же, только на грузинском, и с грузинскими вариациями в манере - очень красивыми. Убранство внутри - то же, в мало где сохранившихся росписях чувствуется древность и восточный колорит.

От жары отчасти спасают разбросанные по городу фонтанчики с питьевой водой - она здесь вкусная и самое главное - прохладная.

Городская архитектура потрясает причудливой смесью стилей. В принципе, и здесь можно найти барокко, классицизм и модерн, но со странными особенностями, вперемешку с чем-то невиданно восточным, чуть ли не мавританским, испанским, ориентально-пышным. И тут же узенькие улочки, и дома, карабкающиеся в гору, внутренние дворики, поросшие виноградом, цветущие деревья, плоды граната, свисающие с ветвей.

Начало города - серные вонючие бани (как это по-восточному). Однажды царь Вахтанг охотился с соколом. Сокол погнался за фазаном и не вернулся. Царь отправился на поиски и нашёл сварившихся в источнике охотника и дичь. Здесь и возник город. В своё время здесь был Пушкин и его замечание о том, что нет ничего роскошнее тбилисских бань и сейчас украшает вход одной из них.

Парадный проспект Руставели, зелёная река Мтквари (она же Кура), горы, теснящиеся по их склонам дома, словно растущие из скал каменные церкви, современная архитектура из стекла и ажурного металла. В Тбилиси даже свой водопад есть, позади квартала серных бань.

Два подъема на гору Мтацминда - по канатной дороге к крепости Нарикала и маме Картли (статуя родины с вином и мечом) - и на фуникулёре к старой горной церкви святого Давида, где похоронены видные деятели Грузии и - Грибоедов с женой, Ниной Чавчавадзе. На его надгробии каменная женщина отчаянно тянется, обнимая сзади ноги распятого на кресте.

Нина Чавчавадзе - чёрная роза Тбилиси. После гибели мужа у неё случился выкидыш, она надела траур (в 17 лет) - и до смерти осталась одна.

Театр Резо Габриадзе - кривая игрушечная башня с часами, в полдень выходит ангел и бьёт в колокол, а под ним вереницей проходят кукольные люди - путь от свадьбы до могилы.

Решили как-то поменять износившуюся статую мамы Картли. Ночью водрузили новую, а старую снять забыли. Наутро их было две; один мужик увидел, решил, что у него с перепою в глазах двоится, побежал к соседям… Весь город рассмешил.

Памятник поэту Саят-Нове - соловей на ветвях гранатового дерева. Не читай стихов, посмотри “Цвет граната” Параджанова.

3 день

Едем в Кахетию - восточную Грузию, винную провинцию, где кино делают в глиняных кувшинах (квеври), закопанных в землю.

Название сортов винограда и вин - прекрасны и дики, как песни: Саперави, Цинандали, Ркацители, Киндзмараули, Хванчкара, Мцване-Манави.
 
Кахетия - это и Алазанская долина и горы вокруг, зелёные горы и виноградники, виноградники.

Монастырь в Бодбе, где похоронена святая Нино - крестительница Грузии. Очаровательное место на склоне горы с видом на обширную долину и растянувшуюся вдали гряду Кавказского хребта.

Сигнахи - симпатичные горный посёлок, где то ли родился, то ли жил когда-то художник Нико Пиросмани (есть и музей), а теперь его прозвали городом любви и открыли круглосуточный загс, как в Лас-Вегасе.

Крепостная стена несколько километров длиной по склону горы - чем хуже, чем китайская, только в миниатюре?

Обед в семейном ресторане с домашним вином, приготовленном в квеври (тех самых кувшинах в земле). Из-за этого белое вино становится оранжевым и приобретает особый аромат и вкус. Ркацители из квеври - совсем не то, что из бутылки. Красное киндзмараули становится вязким и сладким. Вкуснейшие закуски: острая свёкла, цветная капуста в ореховом соусе, салат из стручковой фасоли, сыр, лепёшки с зеленью, оджахури (свиное жаркое с перцем, баклажанами и помидорами), плов, рыба, фрукты (арбузы, дыня, инжир). Тут же и чача, но этот виноградный самогон - на любителя. Можно купить с собой вино, чурчхелу, варенье из грецких орехов. А с веранды - снова вид на долину и горы.

Цинандали - поместье князей Чавчавадзе. Александр Чавчавадзе - отец Нины, жены Грибоедова; известен ещё и тем, что первым в Грузии устроил винодельческое хозяйство по французскому образцу. И сейчас можно купить белое, красное, розовое вино со знаком - изготовлено в поместьи князей Чавчавадзе. Розовое саперави - нежнейшего цветочного аромата.

И горы, горы, поросшие лесами горы, редкие деревни, руины крепостей, сторожевые башни на вершинах, серпантин, перевал на высоте 1600 метров, так что заложенные уши отходят только в Тбилиси.

4 день
 
Два года назад грязевой поток разрушил тбилисский зоопарк, бегемоты, тигры, слоны ходили по центру города. Одного человека сожрал тигр. Жить на проспекте Руставели и быть съеденным тигром - это судьба! А пингвинов потом задержали на грузино-аргентинской границе.

Легенда о юноше и барсе. Пошёл юноша на охоту и встретил барса. Три дня и три ночи боролись они и оба умерли в равном бою. Мать нашла сына и оплакала его. Потом оплакала и барса. А недоумевающим односельчанам сказала: они оба воины, своему сыну я отдала должное, а мать барса никогда не узнает о смерти своего сына, кому же ещё оплакать его, как не мне?

Мцхета - древняя столица Грузии (центральной её части - Картли), где в соборе Светицховели (или - двенадцати апостолов) хоронили грузинских царей, которые лежат, укрывшись каменными плитами, под ногами у прихожан. Огромный, из разноцветного - жёлтого, зелёного и красного - туфа храм, с резными изображениями ангелов и львов, виноградной лозы. С головами быков - языческих священных животных. Древняя красота, немного напоминающая новгородскую и владимиро-суздальскую.

Над Мцхетой, на горе, откуда как на ладони видно слияние Арагви и Куры и сам город с его собором, стоит церковь Джвари (святого креста) - суровая, кряжистая, открытая всем ветрам.

В Мцхете - пёстрые ряды с сувенирами для туристов, чурчхелой, пастилой, специями, мороженым из вина, свежевыжатым гранатовым соком, сушёной хурмой и инжиром, глиняными кувшинами, папахами. Какой-то инди-парень играет нежно на гитаре и поёт вперемешку грузинские песни и Стинга.

У местных художников, среди пейзажей и бытовых сценок - вкрапления лёгкой эротики: голая женщина, откинув голову, сладострастно сжимает между ног… скрипку.

Обед на берегу Арагви - нежный шашлык из телятины, сочные хинкали, жареные баклажаны с орехами. Собака, которая скромно выпрашивает объедки, суя морду сквозь прутья ограды: не ест хлеб, но лопает пахнущие мясом хвостики хинкали.

Висящая над запруженной водохранилищем долиной, охраняющая военно-грузинскую дорогу крепость Ананури - мощные стены, башни, храмы - каменная красота средневековья.

По военно-грузинской дороге - к Крестовому перевалу, к Гудаури - горнолыжному (зимой) курорту на высоте 2 с лишним тысячи метров, в окружении горных пиков. После жарких низин - альпийская прохлада. Нет деревьев, одни травы и цветы. Облака облизывают, обтекают вершины. Воздух такой чистый, что хочется его пить, как холодное белое вино.

5 день

Когда в тебе покой и нега,
спускайся с гор в цветущий край,
попей вина, красот изведай,
страдай, влюбляйся и играй.
Зато потом, пресыщен страстью,
вернись назад, к вершинам - там
ты обретёшь такое счастье,
что будет стыдно и мечтам.

Перевалы, перевалы, вот и Крестовый, наконец. От видов захватывает дух. Почему-то, когда видишь вокруг нагромождение гор, это автоматически впечатляет. После родного плоского горизонта такая наполненность вертикали моментально сбивает с толку.

Памятник (он же - смотровая площадка) в честь 200-летия союза Грузии с Россией, со стихами Руставели и аляповатыми комиксообразными персонажами из грузинских и русских сказок: можно найти и Иванушку-дурачка, и старика с рыбкой, и революционных рабочих, и даже парящих в невесомости космонавтов.

Овцы рыбьим косяком бредут по дальним склонам. А коровы мало того, что слоняются по горам, выходят на дороги, чуть не перегораживая их, причём особенно любят разлечься на мостах - потому что там приятнее всего: прохладно.

Троицкая церковь в Гергети - на пике высотой два километра с видом на вздымающийся напротив Казбек (5000 метров). Правда, вершину Казбека из-за облаков, как обычно, не видно. Суровый храм, овеваемый пронизывающими ветрами, на краю пропасти.

Байка о том, как Александр Дюма, путешествуя по Кавказу, заблудился, вышел к какому-то селенью, попытался узнать дорогу до Тбилиси, и ему ответили на чистом французском языке - он случайно наткнулся на Александра Казбеги, образованного человека, писателя, впоследствии - классика грузинской литературы.

Вкусное рагу из говядины - остри - соус от которого хочется вымакать хлебом до капли.

От гостиницы вверх-вверх-вверх по склону, среди камней, трав, цветов, колючек, кузнечиков и иногда коров - два часа ходьбы с препятствиями на свежем воздухе. Пока светит солнце - хочется снять с себя всё и всей кожей впитывать этот воздух, а когда прячется - укутаться в тёплый плед. А зимой здесь не ходят, а ездят - на лыжах. Первые подъемники к трассам стоят прямо рядом с гостиницей.

6 день

Под карнизом отеля - глиняные хатки ласточек. С утра они щебечут, мечутся туда-сюда, кормят птенцов.

Так резко меняется окружение - от прохладных альпийских лугов Гудаури до суховатых степей Гори - всего несколько десятков километров. Грузия - страна контрастов.

Гори - родина Сталина. Музей Сталина. Домик, где родился Сталин (лачуга, накрытая помпезным псевдоклассическим навесом). Вагон Сталина (переделанный вагон Александра III). Сталин в ссылке в Туруханском крае. Сталин и Ленин в Горках. Женская шуба в подарок Сталину. Посмертная маска Сталина.

Тридцатиметровую статую Сталина хотели ночью перенести с площади в центре Гори в близлежащий музей. Но не довезли, потерялась по дороге.

Пещерный город Уплисцихе - пышущий жаром древний каменный муравейник. Глыбы скал перетёсаны руками древних людей - солнцепоклонников. Символом иж божества было колесо. На вершине, на месте храма солнца, конечно, христиане потом воздвигли свою церковь. Пещеры рыли издавна - со II тысячелетия до нашей эры. Рыли долго, но потом это было заброшено и погребено под землёй, пока после землетрясения снова не вышло наружу. Зримая память человечества, мелодия камня.

Боржоми - живописный курорт, в узком ущелье: здания отелей справа и слева теснят стометровые отвесные скалы, густо поросшие деревьями, и наконец склоны сходятся, преграждая путь вперёд. В этом ущелье так и снуют люди.

Посреди Боржоми можно спокойно набрать  минеральной воды, было бы во что. По вкусу она не очень похожа на ту, что продают в бутылках. Гораздо мягче, но уже на второй день отдаёт серой и приобретает желтоватый оттенок.

Среди туристов немало народу из ближневосточных стран; их женщины, с ног до головы затянутые в чёрное, видны издалека. Скрытая голова, скрытое тело, между чёрных одежд - узкая щель для глаз, а если на них чёрные очки, то она - приметный человек-невидимка.

Хоть Грузия не рыбная страна, но нежная речная форель идёт против общего течения.

Аджапсандали - пряное овощное рагу из картофеля, перца, баклажанов, томатов и зелени.

7 день

Коровы в Грузии в сельской местности бродят, где хотят: по горам, по долам, по дорогам, мешают проезду, отдыхают прямо посреди шоссе. Даже на автобусной остановке под козырьком можно встретить не людей, а коров.

Старая грозная крепость Хертвиси на скале у места слияния Куры и одного из её притоков. Вокруг сиреневые горы - из-за цветущих трав.

Страшные легенды про бешеного царского сына, который от нечего делать скакал  по окрестностям и рубил всех направо и налево. Отец с братом возмутились - убил и их. А потом и его самого поймали... Доскакался.

Пещерный город Вардзиа времён царицы Тамары (XII-XIII века). Этакий средневековый небоскрёб в 13 этажей, вырубленный в скале. В городе есть пещерная церковь, где чудом под слоем копоти сохранились фрески XII века с изображением самой царицы и других знатных вельмож. Чудеса да и только. Ведь почти нигде в Грузии не осталось росписей старше XVII века (да и те - фрагментами).

Вот так сто лет долбишь норы в камне, потом землетрясение уничтожает половину работы, а затем приходят персы и турки - и сжигают то, что осталось. И потомкам достаётся отсутствие присутствия, почти как в Помпеях с их пустотой в лаве вместо сгинувших тел.

Первым мужем Тамары был русский князь, один из сыновей Андрея Боголюбского. Что-то у них не срослось, то ли пьяница был, то ли дурное предлагал, то ли просто характерами не сошлись, но прогнала она князя и вышла уже за своего, более понятного, из местных. Но князь не угомонился, вернулся, хотел снова стать её царём. Прогнали - вернулся и во второй раз, но тут уж и сгинул. Он не знал, что в одну жену, как в реку, нельзя войти дважды. Чем же Тамара так его влекла, не одним же титулом и богатством казны? 

Царица грёз моих, Тамара,
чьи губы - алый маков цвет.
Среди полуденного жара
ручей прохладный - голос твой.
Он остужая обжигает,
влечёт в сиреневый альков.
Ты вечно та же - и другая.
Тебя повсюду я ищу,
и нахожу на краткий миг лишь -
когда убив, в тебе лежу,
и ты, распластанная, видишь
себя в дождливом свете глаз.

Город Ахалцихе три века подчинялся османам, местные князья и жители приняли ислам и построили в городской крепости большую мечеть. Правда, гордый князь-атабек Джакели повелел поставить ему в этой мечети помост. Когда об этом узнали в Стамбуле, его заочно приговорили к смерти: ближе других мусульман к аллаху должен быть султан, а не какой-то местечковый князёк. В качестве милости его не казнили чужими руками, а прислали в шкатулке шёлковый шнурок - и он задушил себя сам.

Грузинское гостеприимство - в ресторанчике компания грузин шумно отмечала день рождения, и поднесла в подарок русским гостям шашлыков, вина и чачи.

Как странно - грузинские песни почти всегда мужские. И красивые женщины здесь прячутся, и их песни.

8 день

Какие причудливые тут памятники. Даже советских времён, даже памяти жертв революции - и то выглядят необычно.

Дома тонут в зелени, кажутся маленькими на фоне гор, прячутся в ландшафте, даже неудачные архитектурные решения не режут глаз - их как бы почти и нет.

В Тбилиси тоже есть граффити: только в подземных переходах, зато очень яркие.

В тбилисском супермаркете вино не только продают, но и дают продегустировать.

Только по дороге в аэропорт понимаешь, что тебя всё время преследовали горы, они были везде, и только теперь немного расступились, но всё равно маячат на горизонте.

И краем глаза замечая
сизоватые горы,
с грустью думал, что
они растают в ночи,
но появятся снова
завтра, и через год,
и через тысячу лет,
когда ты исчезнешь без следа,
как тень от облака
на этой горе
в солнечный день.

Все красивые девушки в Грузии - иностранки, туристки. Единственная симпатичная грузинка с остриженными осветлёнными волосами улетала из Тбилиси в Москву.

КОНЕЦ


Рецензии
Был почти во всех этих местах, в некоторых неоднократно. В прошлом веке. Увидел их заново. Спасибо. Рассказано талантливо, живо, информативно. Жаль, что в Бакуриани вас не забросили. Знаю, что там сильно всё обновили. Узнал бы и об этом. Василий с приветом.
PS: за всех грузинских девушек слегка обиделся.

Василий Заяц   30.07.2018 19:08     Заявить о нарушении
С прошлого века там, в Грузии, вообще многое обновилось.
А за девушек и мне обидно. Но как увиделось, так увиделось.

Можжет   31.07.2018 09:53   Заявить о нарушении