Пули в берестяной коробке

1.

Кто бывал в тайге, тот знает, как тяжело бывает, если встречаются сложные завалы из поваленных деревьев. По асфальту километр за минут десять пройти можно, за тут полчаса тот же километр и то, как получится, а по мхам вообще тяжело. А если не знаешь местности можно попасть в такой переплёт, чем мы и стали заниматься, после того как Проводник, подал знак повернуть направо и мы, сойдя с тропы зашли в лес где стали подниматься вверх по обросшим мхами камням.

Растянувшись в цепочку, мы выдвигались на удаленном расстоянии друг от друга, чтобы в любой момент раствориться в лесу смотреть и слушать. Скоро подошли к ручью, где сели на отдых, не разговаривая особо, умылись и, сверившись по карте, продолжили путь.

После короткого отдыха мы пошли выше на гору из низины, куда нас завел проводник, провалившись ниже, чем следовало. Нам предстояло идти траверсом, постепенно набирая высоту, ведь река Крутобереговая течёт в каньоне, где глубина местами достигает 5 метров, пологие стены уходят отвесно вниз и даже встречаются обрывистые стены, кое-где вниз сползает мелкий курумник, который весной уносит в долину быстрый поток стремительно тающего снега.

Подъем на Конжак через Тылайский провал по сложности оценивается как 1Б, иначе 1А, тут не каждый опытный турист пройдёт, очень сложный подъём. Обливаясь потом, мы поднялись до границы леса и, рискуя быть застигнутыми врасплох следившим за нами молодым любопытным медведем, всё же двинулись к реке Крутобереговой. Держась рядом с редким кустарником и корявыми деревьями, мы пошли траверсом к своей цели, набирая при этом высоту. Нами было решено начать осмотр долины реки именно самого верха, чтобы облегчить себе задачу спускаясь вниз. Проходя дугой наверх, мы постоянно останавливались, и присев осматривали лес на случай появления медведя, который иногда показывался нам на глаза, точно играя с нами в прятки. Иногда кто-нибудь из нас наступал на живой не закреплённый камень, и он с грохотом катился, вниз заставляя нас прижиматься к камням, чтобы со стороны не было заметно какого либо движения.

Вдруг где-то впереди грохнул выстрел и эхом раскатился по всему северо-западному склону. Вслед за одиночным выстрелом всё ущелье наполнилось предсмертным рычанием хозяина здешних мест. Кто это мог стрелять, может залётные браконьеры. Остановившись, мы прислушались к пропадающему эху.
Мы присели, ожидая чего-то неизвестного. Опасливо поглядывая по сторонам, мы немного спустились вниз ниже границы леса, и пошли дальше, прикрываясь со всех сторон зеленью леса.

Очень скоро подошли самому устью слияния двух бурных ручьёв, которые собственно и начинали зарождение реки Крутобереговой. Само название реки чётко подтверждало облик её берегов, они были круты до 45 градусов, а местами даже и отвесны. Поросшие изумрудными мхами камни и хаотично лежащие стволы павших деревьев представляли собой дикую нереальность здешнего мира, вот до чего было здесь красиво и страшно. Река узким до метра шириной бурлящим потоком неслась, вниз нанизывая на каждый звук несколько других, отчего нам слышалась фантастическая музыка, от которой можно было сойти с ума.

Долина реки изобиловала резкими поворотами, что было опасно для её прохождения, а вдруг там за новым поворотом нас подстерегает опасность в виде другого хозяина тайги. По берегам реки идти было трудным делом, многочисленные завалы то и дело преграждали бы нам путь. А внизу ущелья путь был свободен от лесного хлама благодаря стремительным весенним водам от таяния снегов и летним паводкам от многочисленных грозовых ливней, которые сметали всё на своём пути в виде дико несущихся потоков. Тут уж не зевай зверь или человек вовремя забирайся на крутые берега да спасай свою шкуру.

Наблюдая сверху за образованием реки, мы заметили маленькое стадо оленей, которые спокойно паслись между двумя еловыми пяточками. Наш Хантер деловито стал доставать их рюкзака ружьё, но ему сказали, что сейчас нам не до мяса и у них совсем другие задачи.

Река зарождалась из правого и левого ручьёв, причём левый был сам по себе обособленным, чего нельзя сказать о правом который омывал длинный метров на пятьсот остров. Он в свою очередь через несколько десятком метров делился уже на левый и правый ручьи, принимая в правый ручей ещё один поток выше своего устья.
Дальше все стекающие ручьи терялись среди сползающих камней курумника и было непонятно кто и где берёт своё начало.

Таким образом, вся дельта реки Крутобереговой была заполнена какофонией из стремительно текущих ручьёв и их мелких притоков. Всё это булькало, плескалось и шумело, заглушая другие звуки, что вполне возможно из-за этого было что-то пропустить и оказаться в опасности.

Вскоре мы дошли до громадных высотой до восьми метров живописных валунов, которые, сорвавшись со скального обрыва, скатились вниз неглубокой ложбины. Где задержавшись навечно, приняли вид царствующих особ, одевшись в мантии из многочисленных по видам и форме мхов и лишайников.

Спустившись к ним, мы сняли свои рюкзаки и занялись фотографированием себя любимых. Наш главный фотограф руководил процессом, расставляя и рассаживая нас в наиболее выгодных ракурсах. Мы снялись всей группой с авто спуском, потом по одному отдельно от всех, далее небольшими группками по двое и по трое как хотел наш фотограф.

С запада на нас неожиданно надвинулась, распластавшись узкой полосой чёрная туча. Принимаем решение уходить вниз, быстро спускаемся в зону леса и идём к реке. Погода продолжает ухудшаться, вскоре на нас упали первые капли дождя. Надеваем дождевики и бежим в сторону реки где, особо не рассусоливая встаем на первом подходящем месте. Здесь почти тихо и нет ветра. Забравшись под густую ель и срубив несколько нижних ветвей, спешно натянули тент.

Скоро на тент сквозь ветви упали крупные капли и мы, довольные тем, что успели до самого дождя, раскатываем коврики, снимаем обувь с уставших ног и блаженно разваливаемся под тентом.
На удивление туча пронеслась с крейсерской скоростью, даже не зацепившись на вершину горы.

Посовещавшись, мы решили оставить лишние вещи под тентом и налегке пробраться к водопадам. Склон был достаточно крут до 45 градусов, и мы лезли друг, за другом практически вплотную помогая тем, кто был позади каждого из нас подсказками, какой камень плохо держится. Скоро задул сильный ветер и с вершин опустился туман, чему были очень рады, ведь нас теперь будет невозможно увидеть снизу. Но огорчало меня, ведь я надеялся на хорошие фотоснимки и живые видеокадры. Мы вылезли на небольшую каменную террасу, где и остановились на отдых.

Видимость в тумане составляло метров тридцать при сильном ветродуве. Крутизна подъёма стала достигать 25-35 градусов, а водопада так мы пока и не увидели.
Вдруг как по заказу туман, который я уже проклинал в душе, весь сполз, вниз покрыв лес белым клубящимся ковром.

2.

Неожиданно перед нами ни откуда возник водопад с тощей струёй воды из-за нехватки воды. Но всё же это был водопад. Я быстро установил штатив и занялся съёмкой, попросив ребят не смотреть в мою сторону и вести себя естественно.
Мои пожелания давно были всем известны, и просить повторно ни кто меня не стал заставлять. Кадры были сняты великолепные. Проводник как закалённый морж разделся до плавок и встал под водную струю. Потом стал подниматься выше в поисках второго водопада. Я неотступно следовал за ним, снимая на камеру его передвижения с разных ракурсов. Иногда в кадр попадали наши товарищи, которые тоже решили поискать второй водопад.

Когда все три водопада были отсняты и фотографы удовлетворили свою жажду, мы пошли вниз, а то и так уж задержались в этом месте.
По случайности мы вышли на мелкую осыпь, в которой можно было утонуть из-за её воздушных ям из мелких подвижных камешков. Мы идём вниз под углом 35 градусов, ноги тонут в мелком гравии, потому что мы спускаемся в нём и тут же зарываемся по колено, задние гравийные пески самокатом заваливаются на ноги и нас затягивает в себя эта каменная трясина все глубже и глубже.

Мы падаем на текучий песок и стараемся проползти по нему вправо, где находились крупные камни. Это было наше спасение, хотя с виду ничего серьезного пока не было. Но знать, что тебя вот-вот задавит текущим гравием, как-то не вдохновляло на дальнейший подвиг.

Наш Проводник во время ночной выпивки под жуткой клятвой, которую мы приняли, поведал нам о старинной заброшенной избе, которую почти раздавило камнями курумника. Где он много лет назад нашёл случайно берестяную коробочку с гильзами и золотыми пулями. Нам это стало интересным, и мы решили сходить туда на другой день.

Утром едва мы проснулись, как тут же помня о том, что нам рассказал проводник, засобирались в путь, боясь, как бы он не передумал. Но он и не думал отказываться, просто он логически прикинул, что избу всё равно задавит курумником так хоть, что-то туристы здесь увидят кроме водопада и чащёбы…

Лес стоит кругом густой всюду валом лежат упавшие деревья, всё переплетено корявыми сучьями, настоящий бурелом. Мы находим небольшие проходы и углубляемся в густоту нетронутого леса. Вдруг впереди видим на дереве силуэт большого глухаря и устремляемся к нему. Но он, заметив людей, перелетает на другое дерево.

Осторожно осматриваем дальние деревья, но глухаря не видно. Я и Штурман отходим от группы вперёд, я держу наготове видеокамеру, а Штурман фотоаппарат. Проблуждав некоторое время по лесу, убеждаемся, что с глухарём получился полный пролёт и нам пора возвращаться обратно. Пробираясь в густоте упавших деревьев мы вдруг натыкаемся на старую почерневшую от времени избу с провалившейся крышей. Её стены сложены их очень толстых брёвен, без каких либо намёков на трухлявость. Подбираемся к ней поближе, и я снимаю её со штатива с разных ракурсов. Потом Штурман входит в картинку и начинает обследовать её изнутри, сдвигая в стороны, прогнившие толстые доски обрушившейся крыши.

- Изба настолько старая, что я предполагаю ей на вид лет 150 не меньше, - комментирует Штурман.
Он скрывается из виду в чреве избы и долго там находится. Я тем временем устав его ждать тоже вхожу в кадр и залезаю вовнутрь избы через крышу, так как дверь была зажата упавшими брёвнами и досками от разрушенной крыши. Я нахожу Проводника и Штурмана сидящими на корточках у Проводника в руках коробка из бересты.
- А что это за изба та самая или другая, - спрашиваю я.
- Другая.
- А это откуда.
- Тут оставлял, зачем мне эти пули, подсудное дело с собой таскать, золото, - ответил Проводник.
- Ну, нашим покажешь, пошли, а то уже волнуются…

Проводник шёл первым, ориентируясь по непонятным нам приметам. Я, вспомнив о своих обязанностях оператора, остановил товарищей перед жутким завалом и попросил их отойти назад, чтобы снять, их подход и преодоление завала. Потом отбежав в сторону, установил штатив с камерой и, направив объектив камеры в сторону огромной пихты, подал команду двигаться и включил камеру.
 
Через 11 секунд в картинку вошёл Штурман и стал идти восьмёркой, обходя кочки и колоды, чтобы подольше побыть в кадре. За ним след в след шли остальные. Я, подсматривая за ними в видоискатель видеокамеры, поворачивал её направо, захватив в картинку последнего. Перед завалом группа туристов остановилась, и пошло обсуждение как его преодолеть. Все отлично понимали, что это всего лишь игра и старались не подавать виду, что им смешно от всей этой комедии. Я первым пролез через уже известный мне проход и установил штатив прямо в середине завала, что бы картинка была более чем правдоподобной. Ребята, усиленно кряхтя, переползали через хаотично наваленные деревья, не воспользовавшись удобным проходом, где находился я что мне и нужно было.

После команды «Внимание, стоп!» все застыли в разнообразных позах и стали ждать, когда я перемещусь за завал что бы снять, как они слезут, вниз преодолевая поваленные деревья.
- Внимание пошли! – скомандовал я и включил камеру.
Хантер с удивительной ловкостью преодолел вершину завала и галантно помог нашему врачу спуститься вниз. Сняв ползущего прямо на меня Астронома, я тот час отбежал назад и стал снимать, как за ним спускаются остальные. Так я и продолжал снимать, бегая и подавая команды «Внимание, стоп!» и «Внимание, пошли!». Без всякого киношного «Внимание, мотор!» и «Завхоз пошёл в кадр, молодец, умничка».
Мы двинулись дальше, продираясь сквозь густую поросль молодых елей и обходя поваленные деревья. Проводник уверенно шёл по заломленным веткам и без ошибочно привёл нас к той самой избе.

Пришлось ставить штатив и снимать остальных. Но я сделал всего лишь несколько кадров больше для видимости, что всё же занимаюсь съёмкой и сделал вид что снимаю. Зачем повторять то, что уже снято. Потом отошёл на несколько метров от избы и сделал её фотоснимок.

Избу мы заметили не сразу, она была вся заросшая густым ельником и прилично придавлена крупными камнями, которые давили на её стены под нажимом других ползущих за ними.
Хантер обшарил все останки избы, даже слазил в обнаруженное подполье, откуда вылез с человеческим черепом.
- Там покойник, - сказал он.
Проводник осмотрел череп и, найдя в затылке маленькое отверстие, констатировал, что это было убийство.
- Однако его убили, странно, но я как-то не догадался о погребе, - сказал он, аккуратно положив череп на пол через дыру в стене.
Хантер, как истинный сыщик, осматривая покосившуюся избу, надеялся хоть что-нибудь, да и найти. Он осмотрел тайник, где проводник нашёл берестяную коробочку с гильзами и золотыми пулями от старинной берданки, потом осмотрел придирчиво весь пол, не надеясь на заверения Астронома, что тот всё уже осмотрел. И вдруг его осенила какая-то мысль, и он принялся осматривать на половину разрушенную крышу, которая и так еле держалась.

Он забрался на разрушенный чердак и стал шариться по всем углам и через некоторое время появился перед нами с торжествующим видом.
Хантер разжал кулак, и мы увидели несколько желтовато-серых камней.
- Это что, - спросила удивлённо наша врачиха.
- Самое настоящее золото, правда, из-за примесей оно может быть не такое, каким мы его представляем, - сказал Астроном, забирая один из камешков.
Он поскрёб по его боку ножом и подтвердил, что Хантер нашёл золото.
- Вот из этих самородков вероятно и были выплавлены найденные пули в берестяной коробке. Хотя их необязательно плавить достаточно, нагреть и проковать в пруток, а дальше дело техники. Остаётся нарезать на куски и пули готовы.
 


Рецензии