Услышь

Если кому-то иногда кажется, что мне легко с моими детьми, то это не так. Меня часто беспокоит Саша. Потому что у неё вот этот самый переходный возраст. И, представляете, я его не только чувствую, но и вижу. Это когда внешне на 15, а внутренне - как будто человек завис в безвоздушном пространстве между детством и взрослостью. Ищет, ищет себя и пока не может найти.

Когда-то я прочла одну статью о детях-подростках. Я вынесла оттуда одну важную мысль и помню о ней всегда: ребёнок-подросток находится в постоянном поиске себя. Внутри него происходит огромная душевная работа, даже когда нам кажется, что он просто бездельничает. И он имеет на это право, как и мы все - просто побездельничать. Я и сама люблю побыть наедине с собой.
Мне кажется важным принять то, что твой ребёнок - отдельная личность. Важно постараться успеть ему сказать все, что хотелось лет до 10-11. И если он тебя услышал, то это счастье. Не надо пытаться сломать, изменить, перекроить, осуществить то, что хотел для себя, но не смог. Это совершенно другой человек, хоть и родной. Твоё право, как матери не даёт тебе право крушить и ломать. Направлять и сказать - да. Искусство быть услышанным - пожалуй, главное для меня на данный момент..

Саша сейчас постоянно в наушниках. Слушает японскую музыку. Я иногда обращаюсь к ней и не получаю ответа. Поворачиваюсь и понимаю, что ее уши заткнуты от внешнего мира. Внутри поднимается волна и я пытаюсь ее успокоить. Я вспоминаю себя, как могла часами лежать в наушниках с закрытыми глазами, слушать группу Roxette и представлять себя на сцене. Как будто это пою я. Это был прекрасный мир фантазии. Огромный и такой интересный для меня. Как же я могу отнять у своего ребёнка этот мир? У меня же он был!

С Полиной я прошла пока один трудный период, когда ей было 3 года. Мы потеряли тогда связь друг с другом. У неё сильный характер, она любит принимать решения сама, любит четкость и планирование. Я была в панике. Она это чувствовала, много ругалась на меня, мы не слышали друг друга. Психолог мне сказала тогда: «ваша дочь не чувствует кто главный, границы стёрты, ей тяжело. Помогите ей почувствовать себя ребёнком. И она будет «целовать вам руки». Но как? Это было самое трудное.. ссоры продолжались. Она хотела гулять в пижаме, а я не разрешала. Не хотела мыться вечером, а я упиралась и мы ругались. Хотела валяться на полу, а я нервничала и не знала, как быть.

Однажды после сильной ссоры я не выдержала и расплакалась у неё на глазах. Я стала говорить ей все, что было внутри: про то, как люблю её, как переживаю, что не справляюсь, как мечтаю не ссорится.. мы плакали вдвоём и это было так искренне. И каждый плакал об одном и том же - о любви к друг другу и желании быть услышанным. Я не знала, что делать дальше, поэтому импульсивно и в сердцах сказала: «Иди ко мне на ручки. Я тебя пожалею.» Да, в момент страшной ссоры и обиды я пожалела свою дочь. Мы плакали вдвоём и я целовала и жалела ее. Я ещё не знала тогда, что это было самым правильным, что я могла сделать для своего ребёнка.

С тех пор прошло почти 4 года. И мы очень близки. Мы признаемся друг другу в любви 100 раз в день. Мы целуем друг друга по поводу и без. И мы слышим друг друга. Я не против выйти в пижаме и резиновых сапогах во двор. Я знаю, что она мудрая и выйдя один раз - не пойдёт второй. Но зато она почувствует, что ее мнение уважают. Я даю ей возможность выбора и принятия этих решений. Поэтому она слышит и меня. Без ссор и скандалов.
Я пока не знаю какими людьми они вырастут. Не знаю какие трудности нам ещё предстоит преодолеть. Но я благодарна им уже сейчас, что мои дети научили меня «слышать» сердцем. И я честно считаю это своей главной победой на пути взросления моих дочерей.


Рецензии