87. Вы меня соблазнили!!!

"А кто соблазнит одного из малых сих, верующих
в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему
жерновный камень на шею и бросили его в море".

И на каждом углу: "Дамочка, вы меня соблазняете!" - причин может быть море, от пения в приходской церкви не на клиросе, до юбки - слишком короткой, слишком длинной, слишком средней и так далее. Ногти накрашены? Соблазнила в грех осуждения. Волосы крашеные?! Это тут же выдадут жернов. Оговорюсь сразу - сама довольно долго страдала подобной "соблазненностью", пока не научилась в храме молиться с закрытыми глазами.

Однако с закрытыми глазами думается активнее, и - как понять границу допустимого использования Евангелия?
Юридическое образование в мешке не утаишь, стало быть ковыряю:

- "из малых сих" - каких? Цитата, вырванная из контекста неуместна при толковании обычного, "земного" права, насколько более неуместно это при толковании Закона Божиего? Значит, читаем смысловой фрагмент целиком:

[Зач. 41.] Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?
Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.
И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.
И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:
кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.
При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
Ибо кто не против вас, тот за вас.
И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.
И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
где червь их не умирает и огонь не угасает.
И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
где червь их не умирает и огонь не угасает.
И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
где червь их не умирает и огонь не угасает.
Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.
(Марк, 9.33-50).

То есть, кратко: ученики, впечатлившись двумя событиями (Преображением и изгнанием из отрока духа немого), по пути из пункта А в пункт Б начали "бодаться" между собой - кто из них круче. Иисус Христос это не одобрил, и показал пример - ребенка. И дальше пошло интересное: чтобы отвести гнев Бога от себя, они тут же ткнули в некоего, который с ними не ходит, но именем Господа чудотворит. Господь и это не одобрил - чего за Ним бегать-то? Если получается именем Его чудотворить? Ну, Он также сотника одобрил, который сказал: "Господи, скажи только слово, и исцелеет раб мой!", чем "дистанционное чудотворение" отличается от дерзновенности "дистанционного исцеления"? Да ничем!
А потом стал "раскладывать по полочкам":
- Кто Меня не злословит - вам же помогает;
- Кто напоит вас чашей воды за то, что вы - Мои, получит награду;
- Кто соблазнит одного из Моих - получит наказание;
- Но вы не поддавайтесь на соблазны - отсекайте от себя те места, которые соблазняются. Сами отсекайте. От себя;
- Должны прийти соблазны, чтобы проверить - где в мехах дырки. Это как опрессовка системы отопления или водопровода - должно побывать под прессом, чтобы понять - что в тебе самом не так!
- Потому что - кому нужны оранжерейные растения? Что с них взять?

И вот так, в целом, одним смыслом становится понятно: наказание следует за "довершенным" преступлением, когда отсечено все, что только можно, и тем не менее... Были примеры подобного в житиях святых. А все остальное - это не соблазнение, это "отсечение" и "истыкание" собственных "соблазноприемников".

Однако первый пункт получился очень длинным. К началу.
- "из малых сих" - из тех, кто не в состоянии и не в силах отсечь от себя ногу, руку, глаз и так далее.
- "соблазнит" - грамматический разбор слова: "со-" - смысловая параллельность, "блазнит" - внутреннее зрение, которое должно быть настроено на первую заповедь. Кто привнесет в "прицел души" второй путь, легкий, приятный, вкусный, кто подаст другие цели, отличные от Закона Божиего - означает "кто соблазнит".
- "тому лучше было бы на шею камень и в воду" - это не руководство к действию. Менее всего Господь призывал к подобным действиям, и даже в этом же смысловом отрывке Он увещевал не враждовать. "Лучше было бы" - означает страдание о соблазнителе, потому что Господь знает - где соблазнитель пребывает: ниже дна моря. Лучше было бы на дне. Покойнее. Раз - и утоп. А грешник - еще ниже, он более мертв, чем утопленник, и - очень непокоен при этом. По сути, это "координата ада", описание состояния души, способной соблазнить "одного из малых сих".

Получается странно: самый действенный способ преодолеть соблазн - это плакать о соблазнителе, умоляя Господа смиловаться над тем, кто в аду при жизни. "Благословляйте проклинающих" - что такое проклятье, как не "с жерновом на шее вцепиться в человека и утащить за собой на дно"? Плакать, "истыкая" собственные духовные глаза, показывающие очевидное, типа: "Он - плохой!", и просить помиловать - его, и вернуть зрение - себе.

Чтобы видеть - Господь никому не позволял воевать за Себя. Ни словом, ни делом. Воевать стоит только за себя.


Рецензии