Сёфа-путешественник или сказки народов мира. 21-30

Глава 21. Ботанический сад.
Лайнер всю ночь плыл по океану, материк был уже далеко позади. В восемь утра корабль прибыл в порт острова Мадейра – Фуншал.
Наши друзья, позавтракав и умывшись, направились на прогулку. Они увидели, что собирается экскурсия из людей. Подойдя к ним, они услышали, что экскурсия направляется в ботанический сад.
-А почему бы и нет,- сказал Сёфа.
-Действительно,- поддержал его Апая.
И взобравшись по фонарному столбу друзья прыгнули к кому-то в карман рюкзака. Группа ехала на экскурсию на автобусе. Дорога до ботанического сада была по серпантину в гору, из окон автобуса открывались шикарные панорамы острова и океана. Но у наших мышей места были не у окна, а на верхней полке автобуса. Так что они просто ждали прибытия. Но это стоило того.
Зная только то, что на территории сада располагается более 2500 растений, можно себе представить какое буйство красок их ожидало. Цветы стелились нескончаемым ковром. Над головами свисали листья пальм. Повсюду были живые изгороди из кустарников и причудливые огромные кактусы. В цветочном аромате можно было просто раствориться. Это был уголок вечной весны, которым повезло насладиться нашим мышам.
Экскурсовод рассказывал о истории сада, о его редких видах растений, о том сколько труда вложено в создание этого шедевра. Все одобрительно кивали и восхищались красотами. И только один турист проворчал:
-Может в вашем саду и золотые яблоки растут?
-От чего же не растут,- усмехнулся гид. -Только для кого-то они золотые, а для кого-то самые обычные. А я вам сейчас про золотое яблочко и расскажу.

Золотое яблочко (сербская народная сказка).
Жили-были муж с женой. Жили они в достатке, ни в чём себе не отказывая, и ни в чём у них не было нужды. Как-то раз вечером муж вернулся домой и рассказывает жене:
- Каждый вечер прохожу я мимо избы того бедняка, что живёт неподалёку от нашего имения, и каждый вечер слышу из окна дружный смех. Смеются и он, и его жена, а чему смеются, чему радуются – непонятно.
Жена ему и отвечает:
- Ах, как бы и я хотела также смеяться целый вечер напролёт, а то так скучно, когда наступает мрак!.. Не позабудь завтра спросить у того бедняка, чему он с женой так радуются.
Богач поступил, как ему велела жена. Назавтра, проходя мимо глинобитной избы, в которой жил бедняк, постучал в единственное окно, из-за которого раздавался задорный смех, и спросил выглянувшего на стук бедняка:
- Вот скажи мне: ты беден, в твоей избе шаром покати, а каждый вечер она наполняется радостным смехом, в то время как в моем доме полным-полно утвари и богатого убранства, а нам с женой по вечерам скучно и совсем не до смеха бывает? Я дам тебе любые деньги, только открой мне, в чём твой секрет?
Бедняк прищурился хитро и отвечает богачу так:
- Да не надо мне твоих денег! Я тебе и так скажу: есть у нас с женой «золотое яблочко». Так вот, перекатываем мы это «яблочко»: я – жене, а жена – мне, и от того нам так весело!..
Не дослушал богач бедняцкого рассказа, подумал про себя: «За тем ли дело стало? Что, у нас с женой денег нет, что ли, чтобы себе золотое яблоко купить?» Поспешил он домой, всё жене рассказал и с утра отправился в город – золотое яблоко покупать.
Нашёл он золотое яблоко, за большие деньги купил, да ещё продавцу «на чай» накинул, и быстрей назад, к жене воротился.
Вот, сели они: один – в одном оконце комнаты, другой – в другом, и давай золотое яблочко перекатывать… Только что-то не смеётся им от этого, не радостно.
Делать нечего, легли они спать. Утро вечера, как известно, мудренее.
А назавтра богач снова к бедняку стучится:
- Купил я, – говорит, – золотое яблочко, уж катали мы его с женой – перекатывали, а только невесело почему-то от этого.
В тот момент на пороге бедняцкой избы появилось дитя маленькое, только-только ходить научилось. Бедняк, на ребенка указывая, и говорит:
- Ничего-то ты не понял, мил-человек! Вот оно, наше «золотое яблочко»! Каждый вечер прихожу я домой с поля, уставший, а тут меня жена и дитя дожидаются. Поужинаем мы, все вместе, чем Бог пошлёт, сядем: я – в один угол избы, жена – в другой, а кроха наша то ко мне, то – к жене. Ему смешно, и нам с женой – радость. Вот и смеёмся все вместе!

-Вот так и наш сад для нас как золотое яблочко и радуемся мы на него, не нарадуемся. А для кого-то,- гид пристально посмотрел на вредного туриста,- это самое обычное яблоко. Ну да ладно. Пойдемте дальше.
И экскурсия двинулась следом. А вредный турист плелся в конце экскурсии и больше ничего не говорил.
 
Глава 22. Луна.
 По возвращению на борт лайнера друзья перекусили и отправились гулять по палубе. На небе уже появились первые звезды, взошла луна, дул теплый летний ветерок. Сёфа пытался сосчитать звезды. Но как только он думал, что сосчитал их, сразу появлялась парочка новых. 
-Интересно. Вот солнце и луна живут вдвоем на небе, а не пересекаются. Ночью на небе только луна, а днем только солнце,- размышлял Сёфа.
-Ничего удивительного, ведь они поругались,- сказал Апая.
-Поругались? Как это?
-А вот как.

Почему Солнце и Луна поссорились (африканская народная сказка).
Когда-то Солнце и Луна были друзьями. Они жили вместе, и все хозяйство у них было общее. Однажды рано утром отправилось Солнце в поле и велело Луне приготовить обед. Но Луна ничего не сделала. Солнце возвратилось с поля и не нашло никакой еды.
- Если не хочешь ничего варить, то сходи хоть по воду,- сказало Луне Солнце.
Луна промолчала и осталась сидеть на месте. Тогда Солнце взяло кувшин, приказало Луне развести огонь и пошло за водой. Но даже и огня не захотела развести ленивая Луна.
Пришлось Солнцу самому готовить. Оно поставило горшок с водой на очаг, раздуло огонь и начало варить кашу. Когда каша поспела, Солнце сняло горячий горшок с огня и позвало Луну разделить с ним еду. И только тогда Луна встала и принялась за кашу.
Обозлилось Солнце. В ярости схватило горшок и закричало:
- Ax ты,  лентяйка, есть ты всегда готова, а варить не хочешь!
И с этими словами Солнце так стукнуло Луну горшком по голове, что тот разлетелся на тысячу осколков, а каша обварила Луну с головы до ног. Луна еле убежала. С тех пор Солнце и Луна стали непримиримыми врагами.
Вот почему, когда Солнце восходит в небе, Луна не решается показываться. Она ждет ночи и только тогда в одиночестве совершает свой путь.

-Мдааа… Надо их помирить,- сделал заключение Сёфа.
-Я боюсь у нас с тобой это не получится,- ответил Апая.
-Ты так считаешь?
-Ну а как ты долетишь до луны?- спросил Апая.
-Надо подумать.
 И Сёфа стал думать о том, как бы ему полететь на луну. Но это уже совсем другая история.
 
Глава 23. Бега.
Утро было пасмурное, за окном моросил дождь. Сёфа сидел на кровати и следил за своим хвостом, который изгибался то влево, то вправо.
-Мне скучно,- сказал мышонок Апае, который в это время протирал свой большой бубен.
-Сходи в библиотеку, почитай книжки,- пробормотал Апая.
-Не хочу…- лениво протянул Сёфа.
-Поиграй с малышами,- предложил Апая.
-Не интересно…-ответил Сёфа.
-Ну тогда спи,- и Апая убрал бубен в мешок.
Тут в каюту вбежал мышь и прокричал:
-Внимание! Через пять минут сбор в большом зале.
-А что случилось? -поинтересовался дядюшка Джо.
-Некогда, пойдемте…какое-то состязание намечается,- запыхавшись ответил мышь.
Так как особо заняться в этот день было нечем весь мышиный пассажирский состав пошел в зал. Как и в день отплытия их приветствовал с трибуны мышь в пенсне и цилиндре:
-Проходите, проходите. Вот здесь еще есть места. Не задерживаемся, проходим.
Когда все заняли свои места он продолжил:
-Здравствуйте, дорогие друзья. Надеюсь вам нравится путешествовать на борту нашего лайнера. И так как сегодня выдался не очень удачный день для прогулок я предлагаю вам поучаствовать в бегах.
Зрители оживились.
-Раз в год, и только на один день, мы устраиваем перемирие между котами и мышами. И в этом году мы решили устроить бега. Котам мы завяжем глаза, а мыши будут наездниками.  Кто быстрее придет к финишу, тот, как вы уже догадались, и выиграет. Победителям призы. И так, у нас есть пять котов, готовых к забегу. Нам нужно пять наездников. Кто готов, поднимаем руки.
Мыши весело зашуршали, все стали друг друга подталкивать. Только и слышалось:
-Давай ты.
-Нет, ты.
Первым вызвался мышь в желтом тюрбане, с которым уже как-то встречался Сёфа.
-Спасибо за смелость, господин,- ответил мышь с трибуны.
Дальше к компании смельчаков присоединились два брата близнеца и еще один мышь с обрубленным хвостом. По последнему было видно, что ни одна передряга без него не обходится. Нужен был пятый наездник.
Тут Апая взял и поднял Сёфину лапку:
-Он хочет, просто стесняется.
-Вот и отлично. Вечером начнутся бега, а пока все могут быть свободны кроме участников.
Мыши начали расходиться. Сёфа был в недоумении:
-Ты зачем так сделал? Я совсем не хотел участвовать.
-А кто мне все утро ныл, что ему скучно. Вот теперь тебе будет весело,- Апая похлопал по спине друга и пошел к выходу.
-Не так уж мне было и скучно,- пробормотал мышонок, но делать было нечего и он пошел к трибуне. Там он обменялся рукопожатием с другими участниками и пошел за мышем в цилиндре.
Минуя длинную цепь коридоров они оказались в спортивном зале. Здесь было множество тренажеров, зеркала и… коты.
-Не беспокойтесь, сегодня они нас не тронут. Не правда ли, уважаемые?
-Так и хочется сказать, что не правда, но уговор есть уговор,- выступил вперед черный, красивый кот.
Сёфа узнал его. Это был тот самый кот, который недавно перебежал ему дорогу.
-Замечательно. Выбирайте себе напарника, тренируйтесь и до скорой встречи на турнире,- и мышь в цилиндре поспешил удалиться.
-Быстро он сбежал,- заметил Сёфа.
Коты двинулись на мышей. У мышей была еще секунда сбежать, но черный кот перегородил им выход. Тут все пять котов легли на пол.
-Ну залезайте уже, мелочь. Когда вы еще на нас покатаетесь.
Мыши выдохнули. Первым как обычно пошел мышь в тюрбане, он выбрал черного кота. Постепенно стали выбирать и остальные. Сёфа не мог сдвинуться с места. К нему подошел последний полосатый кот:
-И откуда ты такой смелый взялся?- не без улыбки заметил кот и закинул лапой его себе на загривок.
Сёфа вцепился в кошачью шерсть, а кот понесся по спортивному залу между тренажерами. Когда же он остановился, Сёфа едва мог разжать лапки, так крепко он держался. Он думал, что сердце вот-вот выпрыгнет из него.
-Ну как?- спросил кот.
-Яяяя…яяя…- мышонок ничего не мог больше произнести.
-Похоже мне крупно повезло с напарником,- заметил кот.
Сёфе пришлось собрать всю силу духа, которую он только мог найти и сказать:
-Давай попробуем еще раз.
Весь день коты и мыши тренировались. Сначала с открытыми глазами, а потом коты пробовали закрывать глаза. Мыши говорили куда им идти, а потом и бежать. И вскоре кое-что из этого начало получаться.
Наступил вечер и в зал стали подходить зрители: коты и мыши. Бега должны были проходить по периметру зала, по начерченной дорожке. Люди в этот день закрыли  зал, так что забег должен был состояться. Зрители разместились в центре зала. Команды стояли на старте: мыши сидели на котах, а у котов были закрыты лентою глаза. Мышь в цилиндре залез на один из тренажеров и произнес вступительную речь:
-Я рад, что мы с вами присутствуем на этом празднике дружбы. И пусть наше перемирие длится всего лишь один день, этого достаточно, чтобы весело и с пользой провести это время вместе. Напоминаю, что победителем признается та команда, которая первая пересечет финишную черту, даже если это окажется кто-то один из пары. Наши команды готовы? Итак начнем! Три, два, один! Вперед!
Команды пустились бежать. И зал наполнился мышиным писком и кошачьим пронзающим мяуканьем. Наездники кричали своим скакунам что есть мочи, лишь бы те не пропустили поворот и не сбили соседнюю команду. Сёфа со своим котом первые пять кругов бежал последним, но за следующие пять смог стать вторым. Оставалось еще десять кругов. Лидером был мышь в тюрбане с черным котом. Постепенно оставшиеся три команды значительно отстали, а Сёфа то и дело вырывался вперед. Близился финиш. Оставалось полтора круга. Но вдруг произошло непредвиденное! На трассу из шкафа выкатились гантели и мышь в тюрбане вместе со своим котом со всего размаху налетели на нее. Кот встал прихрамывая, дальше бежать он не мог.  Мышь в тюрбане встал, отряхнулся. С ним было все в порядке, но первое место утекло у него из под лап. Вдруг команда Сёфы остановилась и мышонок прокричал:
-Запрыгивай,- и протянул товарищу лапу. Тот быстро залез и все трое успешно финишировали. Таким образом победившими были признаны две команды, несмотря на то, что черный кот из-за травмы не смог добраться до финиша.
-Какой благородный поступок,- заметил мышь в тюрбане. А ведь мы с вами даже не познакомились тогда в кафе. Меня зовут Рави.
-А я Сёфа,- сказал счастливый мышонок.
-А меня Чарли,- добавил кот.
И все трое рассмеялись. Мышам вручили по увесистому ломтю самого вкусного сыра, который только был на корабле. А котам по парочке вкусных рыбок. А лапа у черного кота зажила быстро. На нее ведь мышонок капнул из своей волшебной фляжки.
 
Глава 24. Хвастунишка.
Сёфа проснулся знаменитостью. Все мыши лайнера захотели с ним подружиться. На кровати каюты был аншлаг. Мышонок был окружен вниманием. Кто-то в знак дружбы нес ему крекер, кто-то приглашал прогуляться по палубе, кто-то приглашал на ужин, а кто-то на обед. Всех стало интересовать кто он и откуда, и еще много других вопросов на которые Сёфа не переставал отвечать. Сначала его все это внимание очень смущало. Но затем он втянулся и сам стал рассказывать разные истории о себе, своих приключениях. А все только и делали, что восхищались им. Да и Лили всем  говорила, что давно уже дружит с Сёфой. В лучах славы прошло все утро и весь обед. Мышонка уже ничего не смущало и он пользуясь таким вниманием начал сочинять:
-Да что кошки. Я на них с пеленок катаюсь. Вот однажды мне довелось оседлать рысь. Вот это я понимаю хищник…
Мыши слушали мышонка и восхищались. А Апая начал понимать, что мышонка пора спасать. Он с трудом пробрался через толпу поклонников и шепнул Сёфе:
-Можно тебя на минуточку?
-Давай попозже. Я сейчас немного занят,- серьезно ответил Сёфа.
-Это срочно,- настаивал Апая.
-Ну хорошо. Через десять минут я выйду на балкон,- и Сёфа продолжил рассказывать всем о своих невероятных приключениях.
Апая озадаченный вышел на балкон и сел на его край свесив лапки. Не ожидал он, что Сёфу может стукнуть звездная болезнь и даже уже пожалел, что заставил мышонка участвовать в бегах.
-Что грустим?- под крышей балкона была перекладина на которой сидела чайка.
-Ааааа, чайка! – Апая вскочил на лапы и пустился бежать к каюте, но чайка успела перегородить ему дорогу.  –Вот это я влип.
-Да расслабься, я не люблю мышей. Хотя большинство моих сородичей не брезгует вами полакомится, я предпочитаю только рыбу,- заговорила чайка.
Апая не знал, что делать и можно ли верить чайке. Ведь чайка при желании может и крысу съест, а тут какая-то мышь. Но путь к отступлению был все равно закрыт. Апая махнул с грустью лапкой и сел на палубу:
-Да вот с другом у меня беда.
-Заболел?- спросила чайка.
-Ну можно и так сказать. Зазнался.
-А твой друг тоже мышка?
-Да. Только чуть поменьше меня.
-Хмм. Я думаю, я знаю как его вылечить.
-Серьезно?
-Да запросто,- уверенно ответила чайка.
-И как?- недоверчиво спросил Апая.
-Давай его сюда, я покажу.
-Ага, и ты съешь не одну, а целых двух мышей.
-Ну как знаешь,- и чайка взмыла в небо.
Апая облегченно выдохнул. Не хотел он стать обедом чайка. А тут уже и Сёфа вышел к нему.
-Ты зачем меня звал?- спросил Сёфа.
-Тебе не кажется, что ты зазнался?
-Нет. Просто они любят меня, а я их.
-А зачем ты рассказываешь им небылицы?
-Я просто приукрашаю действительность. И вообще какое твое дело?- фыркнул мышонок.
Тут два белых крыла пронеслись над ними, цепкие лапы схватили мышонка и понесли его в небо.
Все это время чайка слушала разговор друзей, паря в воздухе, чуть выше балкона. И решила проучить мышонка.
-Пусти, пусти меня,- вопил Сёфа.
-А ты зачем всех обманываешь?- спросила чайка.
-Просто так.
-Вот и я просто возьму и съем тебя.
-Не ешь меня, пожалуйста,- взмолился мышонок.
- Слушай, что я тебе расскажу.

Два петуха (ассирийская народная сказка).
Два петуха затеяли драку. Побежденный спрятался в укромном местечке, а победитель взлетел на высокую крышу и закукарекал во все горло, хвастаясь своей победой.
Гордеца заметил орел. Он камнем упал на крышу, ударил петуха крылом, схватил его и унес.
Эта басня учит скромности. Не следует слишком хвастаться своей силой и безудержно славить самого себя.

-Я все понял, чайка. Я больше не буду хвастаться, честно. Отпусти меня, пожалуйста.
-Ну смотри у меня. Если услышу, что хвастаешься – съем,- и чайка подлетела к балкону, где все еще стоял испуганный Апая и отпустила Сёфу.
Сёфа бросился к Апае, обнял его и пропищал:
-Прости меня, пожалуйста. Я не буду хвастаться.
Апая крепко прижал мышонка к себе и улыбнулся. Чайка не обманула его и вылечила друга.

Глава 25. Самый сильный.
Сёфа больше не задирал нос. Конечно, все еще не переставали им восхищаться. Но Сёфа скромно принимал похвалу на свой счет и старался избегать скопления публики вокруг себя. Так  внимание к нему постепенно охладело и все стали воспринимать мышонка как обычного пассажира.
 Жизнь на борту текла своим чередом.  А в каюте мыши нашли шахматную доску, и поделившись на белых и черных, целыми днями играли друг против друга. При этом коричневых отнесли к команде черных, а серых к команде белых. Желающих походить по шахматной доске было хоть отбавляй, и после каждой партии состав игроков менялся полностью.
Сёфа от скуки тоже научился играть в шахматы. В начале в роли пешки, а  потом в качестве слона и ладьи. Так проходил день за днем. А к вечеру четырнадцатого дня в море разыгрался шторм.
Конечно про шахматы пришлось забыть, потому что доска из-за сильной качки каталась по полу от стены к стене. Многие просто забрались на кровать и смотрели в окно за буйством стихии, а кто-то под кровать, чтобы наоборот это буйство не видеть. Сёфа был в числе наблюдателей. Чувства страха у него не было, скорее это было чувство восторга. Как природа показывает свою мощь.
-Вот это да!- восхищался Сёфа. –Мы плывем на таком огромном корабле и его так качает. Какой же сильный ветер, раз может раскачать такую громадину. Наверное, ветер самый сильный кто только есть на этом свете.
-Нет,- спокойно ответил Апая. –Ветер не самый сильный.
-А кто тогда?- удивился Сёфа.
-Мыши.
-Кто?- засмеялся мышонок.
-А ты между прочим зря смеешься. Сейчас я тебе докажу это,- и Апая начал свой рассказ.

Как мышь женилась (осетинская народная сказка).
Жила некогда мышь. Пришло ей в голову жениться. Она была очень гордая, и потому все девушки-мыши казались ей недостойными. Она искала себе в жёны дочь такого, сильнее которого не было бы на свете.
Поэтому отправилась она к месяцу, про которого говорили, что сильнее его нет никого на свете.
- Месяц! - сказала она ему. - Я ищу себе в жёны дочь сильнейшего в мире. У нас на земле говорят, что сильнее тебя никого нет, и мне хотелось бы породниться с тобой.
- Да, - ответил ей на это месяц, - я силён, слов нет, и нет такого места, такого закоулка на земле, куда бы ни проникал мой свет, когда я по ночам хожу по небу. Но всходит к утру солнце, и свет мой начинает постепенно тускнеть и наконец совсем пропадает. Только к вечеру, когда солнце заходит и свет его перестаёт литься на землю, ко мне опять возвращается сила и я снова освещаю обширную землю. Нет, мышь, солнце будет посильнее меня: иди к нему!
Пошла мышь к солнцу.
- Солнце,- обратилась она к нему,- ищу я себе в жены дочь сильнейшего в мире. Ходят слухи, что ты и есть сильнее всех на свете. Не отдашь ли свою дочь за меня?
- Правда, сильно и могущественно я, - ответило солнце, - и, когда всхожу по утрам, мрак ночной рассеивается бесследно. Звёзды и сам месяц не смеют светить при мне, на земле меркнет свет их пред моим светом, и не видно их в то время с земли. Но есть кто-то сильнее меня. Это туча, которая застилает мой свет, закрывает от меня землю. Поэтому иди к туче.
Пошла мышь к туче и обратилась со своим предложением. Подумала туча и сказала:
- Верно говорит солнце: силён его свет, и звёзды, и месяц меркнут перед ним, но не может оно светить на землю, когда я большим ковром обложу небо, и не бывает его видно тогда. Но и я не могу устоять против ветра. Когда он подует, разгуляется, то разрывает меня на клочки и разбрасывает по небу... Нет, ветер сильнее меня!
Пошла мышь к ветру. Но и ветер не признал себя сильнейшим.
- Правда, - сказал он, - силен я и одним дуновением уничтожаю тучу. Но найдётся кто-то и посильнее меня. Вот быки на пашне: пусть их только пара, я не могу им ничего сделать. Мерно, спокойно идут они по полосе, будто и не чувствуют меня. Они будут посильнее меня.
Обратилась мышь к быкам. Быки ей сказали:
- Сильны мы, слов нет, но и нас иногда осиливает плуг, когда вдруг зацепится за что-нибудь в земле. И даже когда хозяин припрягает к нам ещё пары четыре, то и тогда мы не можем ничего поделать. Плуг сильнее нас.
Пошла мышь к плугу. Плуг ей сказал:
- Правда, силён я и режу сырую землю без всякого труда. Но есть один корень, который часто останавливает меня, я же не могу его перерезать. Иди поэтому, мышь, к нему, он много сильнее меня.
Пришлось мыши обратиться к корню.
- Да, силён я,- ответил корень, - и не может плуг меня другой раз перерезать. Но вот мышь, даже самая маленькая, очень легко перегрызает меня. Так что мыши будут посильнее меня.
- Ага! - воскликнула тогда мышь.- Так, значит, сильнее нас, мышей, нет!
И женилась она на простой мыши.

Сёфа почесал затылок:
-Мдаа, и не поспоришь.
-Вот так вот. А ты говоришь ветер,- Апая ухмыльнулся и друзья продолжили смотреть в окно, пока шум дождя, воды, ветра не перенес их в мир снов.
 


Глава 26. Микмак.
Утром лайнер причалил к берегам Канады, в порт Галифакс. Сёфа ступил на новый материк. Еще три дня и морское путешествие Сёфы должно будет закончится. А путешествие Апаи должно было закончиться здесь. Он прибыл на землю предков и ему нужно было двигаться в сторону Аляски, чтобы оказаться дома. От этого Сёфе и Апае было немного грустно, ведь они успели стать хорошими друзьями. Они бродили по набережной с поникшими мордочками. Как вдруг  увидели очень интересную мышь. Она была коричневая, с пером за ухом и топориком в лапках. Мышь сидела на берегу и натачивала свой топор каким-то камнем.
Друзья подошли к незнакомцу и с интересом спросили:
-Здравствуйте. А почему у вас за ухом перо и зачем вам этот топор?
-Я мышь из племени микмаков и сейчас я пойду охотиться на кота,- ответил мышь с пером, не чуть не меняя выражения лица и не поднимая глаз от топора.
-Вы охотитесь на котов? Зачем? То есть как охотитесь? Коты ведь охотятся на нас, мышей,- удивленно сказал Сёфа.
-Ну на вас может и охотятся, а на нас нет, - не отрываясь от дела отвечал незнакомец.
-А что вы с ними потом делаете? Едите?- не прекращал допрос Сёфа.
-Конечно. У них очень вкусное мясо и ценный мех,- подвел итог индеец.
Сёфа так и сел на месте, а Апая просто стоял в недоумении  с открытым ртом. Тут мышь с пером поднял глаза, улыбнулся и сказал:
- Да шучу я. Котов мы не едим, однако  без хитрости с ними никак. Вот периодически и гоняем их всем племенем. А те к нам и не лезут.
-А топор тогда зачем?- спросил Апая.
-Ну какой я микмак без топора? А у нас сегодня в деревне праздник по случаю урожая кукурузы. Новое перо нашел, вот теперь топор точу. А пойдемте к нам в деревню на праздник, я приглашаю.
Сёфа и Апая переглянулись. А почему бы и нет. Лайнер отплывает  только завтра в обед, так что можно было не торопиться.
-Мы с радостью примем ваше приглашение,- ответили друзья.
-Замечательно. Тогда нам пора в путь. А пока мы идем, я вам расскажу историю про одного хитрого кролика, который запросто смог бы охотиться на койотов,-  все трое засмеялись и двинулись в путь.

Как кролик взял койота на испуг (сказка североамериканских индейцев).

Сидел кролик в кустах, ягодами лакомился. Вдруг видит: бежит койот. Кролик скорее-скорее прочь. Койот за ним. Кролик в нору. Койоту в нору не влезть. Сунул он в нору лапу, стал разрывать. А нора неглубокая. Вот-вот до кролика койот доберется.
Сидит кролик в норе, смотрит на койотову лапу, думает, как быть. Иначе   как на хитрость   надеяться не на что.
—   Все ко мне! — закричал кролик.— Койот к нам в дом лапу сунул. Тут-то мы его и поймаем!
Кролик, конечно, сидел в норе один-одинешенек. Но он хотел, чтобы койот подумал, будто там много зверей.
—   Ну что, хватать? — громко спросил кролик.
—   Хватай! — ответил он сам себе и крепко схватил койота за лапу.— Держи! — крикнул кролик.— Режь ему лапу!
До смерти напуганный койот выдернул лапу и бросился наутек. Долго бежал он и оглядывался: боялся, что за ним все звери гонятся.
 
Глава 27. Праздник урожая.
Через полчаса наши друзья  в сопровождении индейца племени микмак оказались на вершине прибрежного холма, заросшего кустарником. Среди этих низкорослых зарослей и располагалось мышиное племя.  Их домики были похожи на домики настоящих индейцев. А по среди этого поселения располагалась небольшая площадь, на которой была целая гора кукурузных зерен. Рядом с ней сидел вождь (это было понятно по венцу из перьев на его голове) и несколько старых мышей (вероятно старейшины или какие-то советники).  Хозяйки- мышки пекли кукурузные лепешки и вкусный аромат распространялся по всему холму. Гурьба малышей носилась по деревне, периодически натыкаясь на какого-нибудь взрослого, украшавшего дома или несшего ветки для костра. Словом, не было свободных лапок, все суетились и готовились к празднику.
Сёфу и Апаю представили вождю и выдали по перышку для украшения. Праздник должен был вот-вот начаться и мыши рассаживались вокруг кукурузной горки. Заняли свои места и наши друзья. Тут вождь племени микмак встал и воцарила тишина. Вождь медленно оглядел всех присутствующих и начал торжественную речь:
- Народ племени микмак, радуйся!
Все мыши закричали «А-А-А-А-А-А-А-А» и стали быстро-быстро подносить и убирать лапку ото рта. Получился настоящий клич индейцев.
-В этом году земля подарила нам много еды. Нам хватит ее до следующей весны. И потому сегодня мы будем благодарить солнце, что дало тепло земле. Небо, что посылало нам дожди. И землю, что дала нам урожай.
Вождь сел, а мыши издали свой клич и встал один из старейших мышей.
- Народ, цените каждое зернышко,- начал хриповатым голосом старый мышь. Он стоял опершись на сухую скрюченную палку. Его глаза были наполовину закрыты, спина сгорблена,  да и сам он пошатывался, но все равно продолжил говорить стоя. – Не всегда наш народ был так же сыт как сейчас. Давайте вспомним голодное время.

Старая-престарая сказка (по мотивам сказки североамериканских индейцев).
 Как-то в стародавние времена раскинуло мышиное племя   свой лагерь. По обычаю, поставили палатки в круг, а в середине дети затеяли игры. Но игр не получилось: народ давно уже голодал, и во всем лагере не было ни крошки еды.
И тут вызвались  помочь два могучих ведуна. На первом ведуне была крысиная накидка. На другом — точно такая же. Поглядели они друг на друга, удивились, что одеты совсем одинаково! Мордочки раскрашены одинаково, перья на уборах вьются одинаково..
Первый ведун сказал:
—   Не держишь ли ты на меня зла? Зачем подражаешь моему наряду?  Ты что, смеешься надо мной?
Другой ответил:
—   По-моему это ты смеешься надо мной! Кто научил тебя вырядиться так?
А первый ведун объясняет:
—   Мне привиделось во сне, будто я отправился к чистому, прозрачному ручью, что течет вблизи нашего лагеря, и там, в ручье   я и проведал про это платье.
Второй так сказал:
—   И я отправился к ручью, который увидел во сне, и там проведал про свое платье!
Они жарко заспорили, а потом решили:
—   Пойдем к ручью вместе и посмотрим, у кого из нас больше прав носить этот наряд.
Они пошли к ручью, а все племя следом за ними. У ручья один ведун с вызовом спросил другого:
—   Посмеешь ли ты войти в ручей? Другой ответил:
—   Я-то посмею! А ты?
Они вместе вошли в ручей, заходили в воду все глубже и глубже, а потом погрузились на самое дно.
Там, на дне, ведуны увидели старуху, которая жила в этом ручье. Старуха спросила их:
—   Зачем пришли?
Оба ведуна были очень голодны, поэтому они ответили:
—   В нашем племени нечего есть. Помоги нам!
Тогда старуха дала каждому по миске с кукурузой.
Ведуны возвратились к своему племени и отдали еду народу. Каждый наелся досыта— все племя, до самого малого мышонка. Но сколько бы ни ели из мисок, они так и оставались полными.

-Так что и я желаю нам, в наше время, чтобы наша кладовая была всегда полна,- закончил старый мышь.
Все мыши в очередной раз издали свой клич, встали и направились к горе с кукурузными зернами. Далее все выстроились в цепочку и стали передавать друг другу зерна до самой кладовой, наши друзья последовали примеру остальных. Кладовая была вырыта в земле и обложена камнями. И очень скоро все зерна кукурузы оказались в ней, а на площадь вынесли кукурузные лепешки, выкатили барабаны и начался пир. Мыши ели, танцевали, играли. А с приходом темноты разожгли костер и стали прыгать через него. Здесь надо было быть очень осторожным, чтобы не подпалить свой хвостик. Но очень скоро наши друзья прыгали не хуже любого из племени индейцев. Уже глубоко за полночь завершился праздник. Возвращаться на корабль так поздно было не безопасно и гостей оставили в деревне.
Уже засыпая, Сёфа пробормотал:
-Апая, пообещай мне, что мы с тобой еще встретимся.
-Обещаю,- ответил Апая и друзья  уснули.

Глава 28. Расставанье.
Утром Сёфа и Апая простились с племенем индейцев и отправились на корабль. Лайнер отплывал после обеда и Апае нужно было забрать свой мешок из каюты. Постепенно возвращались на борт и остальные мыши.  На прощанье друзья решили посидеть на балконе каюты. Они сидели и смотрели как волны бьются о борт корабля, было немного грустно. Не далеко от них сидел дядюшка Джо.
- Скоро погода испортится,- произнес как бы в пустоту старый мышь.
-Почему?- решил поддержать разговор Сёфа.
-Ветер переменился…
Сёфа пожал плечами и стал дальше разглядывать волны.
Старику явно хотелось поговорить:
-Я ведь большую часть жизни провел на судне и  может уже почти ничего не вижу, но отлично все чувствую. Я как тот капитан. Сейчас я вам расскажу.

Капитанская фуражка (американская сказка).
 Кто всю жизнь провел на море, умеет в точности предсказывать погоду. К примеру, вам история про старого капитана в отставке Фина Элдриджа. Когда он ушел в отставку, он завел в Истэме ферму и стал выращивать репу. А ведь всю долгую жизнь он командовал каботажным судном.
Так вот, как-то раз капитан Элдридж запозднился к ужину. Жена выглянула в окно, но увидела лишь море зеленой ботвы, гуляющее волнами от легкого ветерка. Потом словно тень пробежала над этим зеленым морем, и тут же в дом влетел запыхавшийся капитан Элдридж. Он бросился к телефонному аппарату, снял трубку, крутанул ручку и закричал:
– Дайте Чатем! Срочно!.. Алло, Чатем? Дайте мне Сэма Пейна, почтмейстера!.. Привет, Сэм! У меня только что улетела с головы фуражка. Легкий бриз несет ее прямо на юг, к береговым рифам. Я высчитал, что она будет пролетать мимо тебя ровно через четырнадцать минут. У меня к тебе просьба: пришли ее назад с завтрашней почтой. Договорились, Сэм?
Можете не сомневаться, фуражка капитана Элдриджа пролетела над домом Сэма в Чатеме ровно через четырнадцать минут после того, как он повесил телефонную трубку. И на другой день капитан Элдридж получил ее с утренней почтой назад.

-Так вот и я вам говорю, погода скоро испортится, - завершил дядюшка Джо.
-Значит пора прощаться,- сказал Апая.
-Пора,- ответил Сёфа и друзья крепко обнялись.
Апая пожал лапу дядюшке Джо и, взяв свой мешок, ушел.
Сёфа продолжал смотреть на волны.
-Погода будет хорошая,- через минуту сказал дядюшка Джо.
-Как же?- повернулся к старику мышонок.
-Надо быстрее прощаться, чтобы быстрее встретиться.
Мышонок вздохнул и снова повернулся в сторону моря.

Глава 29. Нью-Йорк.
  Наконец наступил долгожданный день и лайнер закончил свой очередной тур.
 Сёфа сошел с борта корабля в веселом расположении духа и с фляжкой через плечо. Он благополучно миновал порт и оказался на улицах Нью-Йорка. Конечно он догадывался, что здесь будет шумно, но не настолько. Его писка не слышал даже он сам. Все куда-то бежали, машины мчались и даже грызуны бежали так, как будто это их последний забег в жизни. Он попытался остановить одну мышь, вторую, все бежали не останавливаясь, не обращая на него никакого внимания. Сёфа уже и не знал что делать, всем было наплевать на него. А ведь он понятия не имел где же находится студия, на которой снимают мультфильмы про Микки-Мауса. Понимая, что в этом бурлящем потоке он ответа не найдет, он решил найти какой-нибудь тихий переулок или тупик и поискать ответы там. Так он бродил, а точнее уворачивался от всего и всех подряд, по улицам города до обеда, пока не забрел в какой-то закоулок. Из него вкусно пахло и Сёфа решил, что надо сюда заглянуть. Оказалось, что здесь был задний вход в какое-то кафе, а рядом с ним стояли контейнеры с мусором. У Сёфы уже разыгрался аппетит и он поторопился поискать рядом вкусные крошки. Вот хлебные крошки, а вот долька колбаски. Так Сёфа насобирал себе еды и принялся обедать.
-Ты что же не заходишь, приятель?- обратился к нему старый мышь, в широкополой шляпе и с густыми усами.
-Тут как-то безопаснее, - поглядывая на дверь кафе ответил Сёфа.
-Да неее…Ты здесь впервые?- поинтересовался старик.
-Ага,- не переставая жевать ответил Сёфа.
-Эк тебя. Бросай свои крошки и пойдем.
-Я же только сел,- возмутился мышонок.
-Пойдем-пойдем,- и подталкивая вперед старик повел Сёфу за мусорный контейнер.
В стене за контейнером была маленькая дверь из которой доносилась веселая музыка, а над ней висела яркая вывеска «Микки». Мыши зашли внутрь. Это было кафе для мышей. Здесь стояла веселая и беззаботная атмосфера. Мыши танцевали, играли в биллиард, ели сыр и пили молочные коктейли, а на стенах висели плакаты с Микки-Маусом.
-Вау! Где это я?- спросил повеселевший вмиг Сёфа.
-Кафе « Микки». Добро пожаловать! Пойдем за тот столик,- и мыши прошли за свободный столик поближе к барной стойке. - Нам двойную порцию,- скомандовал старик проходящему мимо официанту.- А теперь давай знакомится. Гарри,- и тот протянул Сёфе лапу.
-Сёфа,- ответил мышонок.
-Ну а теперь рассказывай, Сёфа, как ты оказался в этом городе?
-Я хотел посмотреть как рисуют Микки-Мауса и приплыл в Америку, -ответил Сёфа.
-Эк тебя, хочешь я прям сейчас тебе его нарисую,- взмахнув вилкой в воздухе сказал старик.
-Нет, я хочу увидеть как создается мультфильм.
- Да ведь это же еще через всю Америку тащиться. Оно тебе надо?
-Через всю Америку?- удивился Сёфа.
-Да это же на другой стороне материка!- продолжая размахивать вилкой в воздухе сказал Гарри.
-Ой. Я даже не думал, что Америка такая большая. Думал, что уже сегодня окажусь на студии,- растерянно сказал Сёфа.
-Сегодня я тебе не обещаю, но тебе малыш повезло. Перед тобой лучший летчик мышиной авиации в отставке!- и старик Гарри гордо воткнул вилку в стол.
-Я бы вас попросил не портить мебель,- официант принес заказ мышам,- приятного аппетита.
-Да-да, конечно,- и Гарри виновато выдернул вилку из стола.- В общем завтра вылетаем. А пока наслаждайся жизнью- перед тобой Нью-Йорк!
И в зале заиграла ещё более зажигательная музыка.

Глава 30. Вылет.
-Проснись. Петухи уже пропели!- бодрый голос разбудил Сёфу.
-Какие петухи в Нью-Йорке?- спросил не открывая глаз Сёфа, но уже начиная подниматься со своей лежанки.
Мыши спали на чердаке дома, где накануне веселились в кафе. Кровати им заменили старые газеты. По этому у Сёфы с непривычки, после удобной кровати лайнера, ломило бока. Но всё же кряхтя он кое как встал и открыл глаза. Перед ним было окно на улицы Нью-Йорка. Солнце только начало вставать. А город только-только стал просыпаться.
-Рассвет…- потянулся и улыбнулся мышонок.
-Ну я же говорю, петухи уже пропели,- вертелся возле какой-то машины Гарри.
-При чем здесь петухи?- тут Сёфа развернулся и увидел настоящий самолет, на экипаж из двух мышей. – Ух, ты! Как настоящий.
-Что значит как? Он и есть настоящий, просто маленький, - не отрываясь от самолета сказал старый пилот. – А не будь петухов и рассвета бы не было.
-Да ну,- протянул Сёфа.
-Я тебе серьезно говорю. Вон там рядом с окном твой завтрак. Бери и слушай.
Сёфа взял арахис, лежавший у окна, и принялся его грызть. А Гарри, не отрываясь от технического осмотра самолета и его заправки, поведал Сёфе любопытную историю.
Почему солнце восходит, когда кричит петух (китайская народная сказка).
Когда-то, в глубокой древности, на небе сияло девять солнц, а на земле было жарко, как на куске раскаленного железа. Деревья и травы не могли расти, посевы не могли всходить. Трудно было жить людям! И тогда, нахмурив брови, они собрались на совет и стали решать, как избавиться от девяти солнц.
 Один мудрец сказал:
 — Я думаю, надо каждое солнце закрыть большим решетом, тогда не будет так жарко. Все согласились, что совет неплох, но где взять такие огромные решета? А если их и найдут, то как их поднять на небо? Посовещались люди и решили, что этот способ не годится.
— А я считаю, — заговорил другой мудрец, — что мы все должны спрятаться под землю и жить там. Тогда лучи солнц будут для нас неопасны.
И этот совет был хорош. Но если всем спрятаться под землю, кто же тогда будет сеять хлеб? Что же люди стануть есть? Нет, этот способ тоже не подходит. И вот, когда перебрали все средства защиты от зноя и поняли, что ни одно из них не годится, поднялся какой-то человек и сказал: — Все знают нашего охотника Эппуло? Он и силен и стреляет метко. Давайте попросим его, чтобы он сбил девять солнц с неба!
— Верно! — в один голос воскликнули люди и тут же послали этого человека к знаменитому охотнику.
 Эппуло жил в каменной пещере на высокой горе. Роста он был огромного, волосы торчали на его голове, словно заросли бамбука, тело было могучим, как ствол старого дерева, брови густые и черные, как ночь, а круглые большие глаза светили, точно два фонаря. Услыхал Эппуло просьбу людей и громко рассмеялся, а потом ответил:
— Это дело нелегкое. Но раз все так решили — я согласен!
 Он до отказа натянул свой огромный лук, наложил восемь длинных стрел и — coy-coy! — со свистом выпустил их одну за другой в небо. Би-ли-ба-ла! — загремело в небе, и восемь солнц покатились вниз. А уцелевшее девятое, увидев, что дело плохо, поспешно спряталось за высокую гору.
— Ха-ха-ха! — весело засмеялись люди, глядя, как подстреленные солнца катятся с неба. И все стали славить великое искусство Эппуло. Но, пока люди кричали и радовались, на земле вдруг сделалось темно и холодно; без солнечных лучей перестали расти деревья и травы, всходить посевы. Что было делать? Люди опечалились, нахмурились и вновь собрались на совет. Один сказал:
 — Если бы нам удалось вызвать девятое солнце, которое спряталось за гору, — все было бы хорошо!
 — Но как это сделать? — спросил другой.
— Надо кого-нибудь послать за ним! — предложил третий. Но кого можно было послать? Человека — не годится. Солнце теперь не стало бы его и слушать! Решили послать птицу, притом с приятным голосом. Но у какой птицы самый приятный голос?
Выбор остановился на иволге, жаворонке и соловье. Начали с иволги: попросили её слетать за солнцем. Иволга всегда считала, что поёт лучше других птиц. Она сразу согласилась и, повернув головку в сторону гор, важно запела. Но солнце не вышло!
Люди пошли к жаворонку. Он тоже думал, что поёт недурно, во всяком случае лучше иволги! Гордо взлетев в небо, жаворонок завел свою нескончаемую песню. А солнце и не думало появляться.
 Отправились тогда к соловью. Тот считал себя лучшим певцом в мире. Конечно, солнце не устоит перед его пением! Он вспорхнул на дерево и с достоинством запел. Однако солнце и на этот раз не вышло!
 И тут люди вспомнили про петуха с его красивыми пестрыми перьями. Он хоть вовсе и не певец, зато в его голосе есть сила и бодрость. Обязательно надо попросить петуха! Узнав в чем дело, петух захлопал крыльями, вытянул шею, запрокинул голову и, повернувшись к горам, как закричит! Солнце тихо сидело за горой, когда вдруг услыхало крик петуха. Хотя голос и не был хорош, но чувствовались в этом голосе такая искренность и бодрость, что у солнца дрогнуло сердце. Ему очень захотелось узнать, кто это поёт? И когда петух с чувством прокричал три раза, а его друзья — мелкие пичужки подхватили эту победную песню, солнце не выдержало. Оно забыло весь свой страх: такому голосу можно было довериться! И первый золотой луч выглянул из-за горы.
Солнце взошло! Снова во всём мире стало тепло и ясно! Вот с тех пор и повелось: как петух прокричит три раза — солнце сразу и выходит на небо. 
-Понятно?- спросил Гарри.
-Ага,- доедая последний орех сказал Сёфа.
-А теперь помоги мне оттащить самолет вон к той стене.
Они взяли самолет за веревки, которыми были обмотаны его крылья, и оттащили его к противоположной стороне окна. Затем Гарри обрезал их и мыши заняли свои места: Гарри спереди, Сёфа сзади. Пристегнули ремни, надели специальные летные шлемы и очки,  Гарри  завел мотор и отдал команду:
-В небо! 
Самолет тарахтя начал двигаться в сторону окна. Он постепенно набирал скорость и, достигнув оконной рамы, взмыл в воздух. Сёфа не мог сдержать восторга и издал «Й-еху!» Паря в воздухе и набирая высоту, наши друзья отправились на встречу новым приключениям.

Продолжение следует…

 За новостями из мира Сёфы следите на сайте sefa-traveler.ru.



 
 


Рецензии