Урок литературы

Вера Петровна осмотрела класс. Ей нравился этот новый 10-й "Б". Интересные, красивые, думающие парни и девчата, уже почти готовые к самостоятельной жизни.

-Сегодня мы поговорим про сказку Джорджа Оруэлла "Ферма животных". Раньше в переводах на русский язык она называлась "Скотный двор", и возможно, кому-нибудь из вас попались бумажные книжки со старым названием. Давайте как всегда у нас будет один человек, защищающий авторскую позицию, и один, который ее раскритикует. Кто у нас за Оруэлла?

-Пусть будет Вовка Вайнтрауб.

-Опять я должен защищать плохих!, - возмутился Вовка. –Это вы меня так мобите за фамилию. Я пожалуюсь в демсомол на ваш антисемитизм.

-Да ты что?, - усмехнулся Петя Топоров. –Это тебе поощрение за то, что ты классно отстаивал позицию Джона Голта в "Атланте, который расправил плечи".

-Ну спасибо, тогда я согласен. – уступил Вова. –Но учтите, что это в последний раз. Мне надоело.

-Пусть так. Но тогда ты, Петя, будешь оппонентом Вовы. – постановила Вера Петровна. – 10 минут вам обоим на подготовку. Остальные пусть помогают тем, с кем они согласны.

10 минут в классе было очень шумно. Примерно треть класса собралась вокруг Вовы, а две трети – вокруг Пети. Некоторые подходили то к одной группе, то к другой. Наконец время подготовки закончилось.

Первым взял слово Петя.

-Я посмотрел в Википедии, когда была написана "Ферма животных". В 1943-45 годах. Красная Армия спасала человечество от величайшего зла в мировой истории ценой миллионов жизней. Мы два года назад ездили всем классом в Сталинград, которому совсем недавно вернули имя Вождя. Там погиб миллион советских людей, на таком клочке земли... Это же кошмар был какой-то. А Оруэлл в это время в безопасной британской провинции писал свой пасквиль на советскую систему. Как можно было быть таким мерзавцем? Он изобразил советское руководство в виде свиней, а Великую Отечественную войну в виде драки с мордобоем на ферме. Я даже могу понять, почему его сказку не хотели публиковать в СССР. Люди бы возмутились цинизмом автора.

-Вряд ли это было правильно, - прервала Петю Вера Петровна. –Ничего нельзя запрещать. Мы же знаем, что из этого получается. Думаю, и тогда советский народ понял бы то, что сейчас понимаем мы. Издали бы "Ферму животных" в Москве в 1946 году – и началась бы открытая дискуссия. А дискуссия –всегда хорошо. В спорах рождается истина. Но речь идет не об этом. Почему по-вашему животные на ферме мирились с деспотическим правлением борова Наполеона? Они же могли восстать, перестать работать, разбежаться, убежать на соседние фермы, наконец, где хозяйничали люди. Но они тупо пахали и не сильно возражали власти. Как вы думаете, почему так? Вова, твое предположение.

-Потому что они тупые необразованные скоты, - начал Вова. –Про таких еще говорили "совки". Не хотели и не умели отстаивать свой личный интерес, не умели задавать вопросы, слепо верили начальству. А начальство в виде свиней этим пользовалось и эксплуатировало других скотов.

-А может быть, животным действительно было плохо при старой власти, при людях?, – возразил Петя. –Об этом ты не подумал? Пока были живы те, кто помнил хозяина Джонса, ферма управлялась свиньями, а когда пришло третье поколение, не знавшее тех, кто помнил Джонса, оно продало свою ферму новому хозяину за бочку варенья и корзину печенья и начало ишачить уже на нового Джонса.

-Ну это уже ты придумал, - усмехнулась Вера Петровна. -У Оруэлла такое не описано.

-У Оруэлла не было, а в жизни было, - твердым голосом отчеканил Петя. –Разве не так?

-Так, - согласилась учительница.

-И все же объективно животным на ферме у борова Наполеона было хуже, чем на других фермах, - продолжил свое выступление Вова. – Работали они больше и тяжелее, отдыхали меньше, умирали раньше. Но они об этом не знали, потому что паслись на своем загоне и не могли вступать в свободную коммуникацию с животными других ферм. Если бы у них была такая возможность, все бы разбежались. Но Наполеон не зря завел стаю собак – и собаки никого не выпускали.

-И птиц не выпускали?, – возразил ему Петя. –Птицы – существа вольные, им собаки не страшны. Захотели – и улетели к другому хозяину-человеку, чтобы не жить со свиньями. А животные - герои. Они людей с винтовками прогнали, неужели собак не могли отпинать?

-Там же большинство птиц составляли куры, - разъяснил ему реальный расклад Вова. А куры любят свой насест, летают плохо, убегать на вольные хлеба боятся. Совки, одним словом.

-А зачем им улетать?, – взяла слово девочка Нюра, которая так и не решила, поддерживает ли она Вову или Петю. – Вот представим себе такое развитие сюжета. Животные отказались работать на свиней. Все ходят по ферме, кони щиплют травку, куры клюют зернышки, мельницы никто не строит. Свиньям бы ничего не осталось, кроме как убежать оттуда. Пришел бы новый хозяин, человек, и животные зажили бы старой счастливой жизнью.

-Мда..., - задумался Петя. – Было нечто похожее, помнится, в Польше годах в 80-х прошлого века. В итоге их ферма разорилась, ее разобрали на металлолом, и животные остались без средств к существованию.

-Но зато умные, сильные, инициативные как при этом разбогатели!, - воодушевился Вова. –При свиньях у них не было таких возможностей.

-Да, не было, - согласился с ним Петя. –И это оборотная сторона медали. Но сколько их было тех умных, сильных и инициативных? Не более десяти процентов от стада. А у остальных снова стали отбирать детенышей и отправлять на бойню, а взрослых скотов стали били кнутом, как всегда происходит у людей.

-И ты думаешь, что животные фермы у Оруэлла это понимали?, - удивился Вова собственной неожиданной мысли.

-Да, я в этом уверен, - ответил ему Петя. – Они же помнили старый режим.

-Ладно, давайте подведем итог, - прервала детей Вера Петровна. – Животные имели основания ненавидеть старую власть и поддерживать диктатуру свиней. А вот Оруэлл, автор сказки, почему над ними насмехался?

-Потому что он интеллигент, - вступил в разговор молчавший до этого Миша. Английский интеллигент, русский интеллигент – какая разница? Все они презирают свой народ и другие народы.

-Вера Петровна, а почему интеллигенты такие подлые?, - спросила Нюра.

-Ну не надо обобщать, - охладила ее пыл Вера Петровна. –Интеллигенты разные бывают. Они двигают вперед науку, искусство, создают новые концепции. Без этого общество не может идти вперед. Но их ни в коем случае нельзя подпускать к власти – это смертельно опасно. А если ты ищешь ответ на свой вопрос, вспомни роман Кочетова "Чего же ты хочешь". Ты его читала?

-Нет. Он в обязательной программе, а я обязаловку не люблю.

-Ну и напрасно. Я тебе его рекомендую. Я лично, а не программа. Обязательно прочитай.

В школьной программе советский период русской литературы был представлен тремя произведениями – "Как закалялась сталь" Островского, "Молодая гвардия" Фадеева и "Чего же ты хочешь" Кочетова. Они олицетворяли начало, кульминацию и закат советской системы и советского человека. Вера Петровна совсем недавно на методическом семинаре отстаивала необходимость отмены обязательной программы. Дети сейчас умные, и они сами могут выбрать то, что кажется им интересным и важным. Но образовательная система косная, и она не сразу принимает нужные решения. Еще 15 лет назад во всех русских школах зачем-то изучали писания русофоба Тургенева, а сейчас кто о нем вспоминает, и кому он нужен?

-Ладно, давайте заканчивать урок. Мы сегодня хорошо пообщались, – сказала Вера Петровна. –Книга "Ферма животных" остается актуальной по сей день. Она важная. Она напоминает о том, что элита любой страны и любой фермы может переродиться, и чтобы этого не допустить, народ должен быть начеку, контролировать свою элиту и выдвигать на руководящие должности только тех, кто разделяет ценности и идеалы большинства. И вот вам задание. Подумайте, какую книгу вы хотите обсудить на следующем уроке, через месяц. Кидайте мне свои предложения в вотсап, а через неделю мы устроим голосование. Отдельное спасибо Вове Вайнтраубу за то, что он предложил "Ферму животных". Вы со мной согласны?

-Согласны!, - закричали ребята. –Спасибо, Вова.


Рецензии