Выпрямление имен. Книга 4. Глава 3

 «Быть русским значит не только говорить по-русски.
  Быть русским значит верить в Россию …..
             
                Иван Ильин

Листал интернет с целью поиска предков Жуковских-Волынских. В поле зрения оказался Жуковский-Волынский. Офицер лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка. В эмиграции в Харбине, на 8 января 1922 года состоял членом общества офицеров гвардии на Дальнем Востоке. Второй Жуковский-Волынский Владимир Иванович, с которым я встретился в справочниках, 1875 года рождения, уроженец города Николаева; русский;  работал бухгалтером Зиминского лесозавода. Проживал: Иркутская область, в городе Зиме.  О нем сообщалось: арестован 11 ноября 1937 года.

Приговорен: Тройка при УНКВД Иркутской области 19 февраля 1938 года, обвинен по статьям. 58-1 "а", 58-11 УК РСФСР. Приговор: расстрел Расстрелян 21 февраля 1938 года. Место захоронения - г. Иркутск. Реабилитирован 17 сентября 1957 года. Источник: Книга памяти Иркутской области. Интересно как он попал в Иркутские края? Скорее всего ранее был туда выслан, а потом арестован.
Один Владимир Жуковский-Волынский на время поиска жил в коммунальной квартире в Петербурге, журналист, даже брал интервью у Б. Ельцина. Хранил память прапрадеда, Артемия Петровича Волынского – министра при Анне Иоановне.

В списке Первого Сибирского Императорского Александра I Кадетского Корпуса обнаружился тот кого я искал - младший Владимир Жуковский-Волынский Vladimir Zhukovskiy-Volynskiy, брат Любови Владимировны Чакировой. Вместе  с ним учились: Виктор Квачадзе, Виталий Кондратович, Георгий Костырев, Азис Курманаев 1-й, Раул Курманаев 2-й,  Владимир Любецкий, Вячеслав Макаров 2-й, Леонид Мещеряков, Аркадий Митрофанов,  Сергей Михайлов, Николай Морозович.  Выпуск состоялся в Шанхае в 1923 году. Цифры: 1-й, 2-й указывают на то, что под одной и той же фамилией обучались и другие кадеты.

Листал книгу «Советская разведка в Китае»,  натолкнулся  на фамилию Балк — военный советник, который вместе с А. Вихревым и С.С. Чекиным помогал Калганской группе в постройке бронепоездов. Похоже, что он был инженером,  умер в 1926 году от заражения крови. Жалко, что в книге перед фамилией Балк не указаны инициалы. Надо искать. Искал и нашел совсем другое - в Средней Азии город Балк, который завоевывал еще Чингис-хан. Балк встретился у Пушкина.

В «Истории Петра» А. Пушкина фамилия Балк упоминается дважды. Так, Петр  в начале войны со шведами к Ромодановскому писал: «Взятие  Миттавы было для нас важно, ибо неприятель тем был отрезан от Лифляндии и нам далее в Польшу путь безопасен есть». Из под Миттавы Петр отправил к крепости Боуск бомбардирского капитан-поручика Керхина и полковника Балка с двумя пехотными и драгунскими полками, предписав в случае сильной обороны уговаривать к сдаче на капитуляцию; в противном случае — на сдачу.......

После Полтавского сражения, скорее всего в 1710 году, Петр повелел генерал-майору Ностицу взять крепость Эльбинг, где было 900 шведского гарнизона. 28 августа город был взят приступом: гарнизон сдался военнопленным, 260 пушек были взяты. Бригадир Федор Балк сделан был комендантом при 200 человек гарнизона. Ностиц был пожалован генерал-поручиком, Балку дан портрет с алмазами, выбита медаль, но Ностиц через несколько дней, выманя у эльбинского магистрата 250 000 польских злотых, без абшида (без указа об отставке) ушел и Петр повелел персону его повесить».
Повесил или нет, не известно. Некто Вера Ипполитовна, в девичестве Занкевич, тоже разыскивала Балк и сообщала, что в 4-х том. «Русская военная эмиграция» фамилия Балк упоминается 17 раз. Может быть. Мне эта книга не попалась.

Продолжал искать Балков среди военных советников, но неудачно. Зато выяснилось, что герой «Варяга» мичман Балк принимал участие в сооружении, чуть ли не первого  бронепоезда в России, во Владивостокских мастерских. Странное совпадение, в обоих случаях  (Балк-советник в Калгане и мичман «Варяга») речь идет о бронепоездах. Привожу выдержку из статьи неизвестного автора:

«Сейчас в депо Владивостока лейтенант Балк доделывает первый в России бронепоезд. Ни он, ни я, ни вообще никто в целом мире не знает, насколько он будет эффективным, какова должна быть тактика его применения, даже насколько он окажется живуч под огнем артиллерии противника. Английские опыты в бурскую войну не в счет - у них противник был почти без артиллерии.

Может, вся эта затея вообще не принесет никакой пользы и обернется роскошным бронированным гробом на колесиках для нас и Балка. Но если уж выгорит, как задумывалось - то японцы нас запомнят надолго. И главное - на этом месте именно мы незаменимы. Потому что я хочу, чтобы этот бронепоезд не подчинялся напрямую никому и был настолько независим, насколько вообще может быть независима часть российской армии. А то угробят его наши господа генералы идиотским приказом, а лейтенантишко Балк их куда следует послать не сможет, не по чину....... ".
Подумалось. Может, между двумя Балками есть связь, может это одно и тоже лицо и его, как мужа  Елены Тихоновны Балк, зовут  Миша.


Рецензии