Выпрямление имен. Книга 4. Глава 4

Нет более выгоды для жителей, чем порядок


Нашлось воспоминание о деде А.Х. Чакирове. В Туве в 2011 году в Центре русской культуры обсуждался вопрос «Русские в Туве. «Круглый стол» был посвящен Дню славянской письменности и культуры - Дню святых Кирилла и Мефодия. Основной доклад читала Маргарита Татаринцева. Она рассказала о том, как русские приходили в Туву:  “Чем была привлекательна для них Тува? Во-первых, здесь не преследовали за веру, а во-вторых, нельзя не учитывать стремление многих семей уберечь своих сыновей от призыва в армию, тем более, что во времена войн и революций набор в армию шел постоянно и интенсивно.

Многие фамилии переселенцев и сейчас можно найти на карте Тувы, другие в разное время были заменены на исконные названия местности: Ильинка, Даниловка, Федоровка, Зубовка, Максимовка, Германовка, Чихачевка, Медведевка, Мартыновка, Вавилинский затон. Сложнее всего было с нынешним Сарыг-Сепом. Деревня, основанная Проскуряковым, сначала имела разные названия: Шершеневка, Бесштановка, Малоенисеевка, Косомаровка. Начальник пограничного округа Чакиров, вероятно, устав от этих переименований, присвоил ей официально имя Знаменка. Но тоже, как оказалось, ненадолго".

И еще, в 2011 году отмечался 100-летний юбилей школы села Уюк Пий-Хемского района Республики Тыва. Торжества состоялись 28 октября. В этот день Глава Тувы Шолбан Кара-оол посетил это учебное заведение. Любитель и хранитель истории, руководитель Туранского музея имени Сафьяновых Татьяна Верещагина рассказала: "Вопрос о строительстве школы в поселке Уюк поднимался еще в 1908 году, но только 9 марта 1909 года жители села Уюк собрались на сход, руководимый старшим Петром Лопатиным. На сходе присутствовал начальник Усинского Пограничного отряда штабс-капитан господин Чакиров Александр Христофорович, где был рассмотрен вопрос о строительстве церковно-приходской школы с четырех годичным сроком обучения. Сход жителей села постановил взять на себя заготовку и доставку необходимого количества леса для постройки здания школы на 40 учеников. Была создана комиссия по приемке леса в составе 3 человек: Григория Поталицына, Федора Бальхова и Ивана Былева. В 1910 году началось строительство школы, которое было закончено в 1911 году.

10 января 1911 года жители с. Уюк собрались по случаю освящения здания школы. Почетным блюстителем был утвержден горный инженер(?) Сафьянов Павел Григорьевич, а учителем Сафьянова Лидия Андреевна. (Похоже, что дочь Андрея Сафьянова. Там, рядом на реке Уюк у Андрея была своя заимка, на которой он разводил породистых лошадей).
Сегодня в средней общеобразовательной школе имени Василия Яна села Уюк Пий-Хемского хорошо помнят историю создания школы и первых учителей. В школе работает детская общественная организация «Юные Яновцы», «Совет профилактики», волонтерское движение «Яновцы». По дополнительному образованию дети посещают 10 кружков и секций".
Получается, что дед открывал школу не только в Туране в 1906 году, но имел отношение и к Уюкской школе.

Уже не помню, находил ли я что-нибудь об издании Никитой Чакировым книги «Дивеевская тайна и предсказания о Воскресении Роcсии. Преподобный Серафим Саровский Чудотворец» На всякий случай записал, что о нем сказано: «Самый родной и близкий каждому русскому православному человеку святой, самый сердечный и добрый помощник и молитвенный предстатель перед Господом из всего благодатного сонма святых, в Земле Российской просиявших, — вот кто такой Преподобный Серафим Саровский, «батюшка Серафим».

В эту книгу о нем, подготовленную в 1981 году «Комитетом Русской Православной Молодежи Заграницей», вошло жизнеописание Преподобного, составленное замечательным церковным публицистом Евгением Поселяниным, который в 1930-е годы принял мученическую смерть за веру. Читатель найдет здесь и фрагменты из «Дивеевской летописи». Это удивительно искренние, исполненные истинного благочестия свидетельства о Преподобном и о том непостижимо прекрасном явлении русской культуры, которое называют «Дивеевской святостью». Подчас они повествуют, устами разных людей, об одних и тех же местах и событиях, но по сути своей они неповторимы, как неповторима каждая молитва, возносимая к Престолу Божию».


Рецензии