Озерная тайна

Озёрная тайна
 Агафонова Е. А.

Когда-то в незапамятные времена Балхар был самым обычным селением на берегу горного озера, а его жители ещё не владели волшебной тайной глины. И так распорядилась судьба, что озеро открыло тайну свою балхарской девушке, а она передала её своим односельчанам, и с тех пор ею владеет каждый балхарец. Вот как это произошло.
 Жила в Балхаре юная девушка по имени Барият. Она была красива и добра, но не выпало богатства на долю прекрасной горянки. Барият осталась сиротой ещё в раннем детстве, и с тех пор, не смотря на все своё трудолюбие, жила бедно. Но бедность её не помешала храброму Халиду плениться красотой девушки. Барият тоже полюбила Халида. И решили они пожениться. Но семья Халида пришла в ужас от его намеренья.
 - Как, ты собираешься жениться на бесприданнице, когда можешь выбрать любую девушку из почтенной семьи?- всплёскивала руками мать.
 - Неужели ты не ценишь нашу заботу о тебе и так собираешься отплатить нам?- качал головой отец.
 - Ты так собираешься опозорить нашу семью, породнившись с ней? Так как же нам потом рассчитывать на хорошие партии?- возмущались сёстры.
 Но Халид оставался непреклонен.
 - Дорогие мои родичи, - почтительно отвечал он.- Я глубоко признателен вам за заботу обо мне и ценю вас, но это никак не влияет на моё намерение жениться на Барият. И если вы на самом деле так любите меня, как говорите, и так заботитесь обо мне, то вы должны порадоваться моему счастью и принять мой выбор.
 И с этими словами Халид вышел из дома.
 - Ну, нет, не бывать этой свадьбе, только через мой труп станет Барият женой Халида, - проворчала его мать.
 И отправилась она в дом к девушке. Барият как раз работала в огороде.
 Увидев мать Халида, девушка почтительно отправилась к ней на встречу. Но резким тоном отклонила старая женщина ласковое предложение девушки войти в дом. Огляделась она по сторонам и проворчала:
 - Ты что это, выше головы прыгнуть решила? Не пара тебе мой сын, сама разве не знаешь?
 Побледнела Барият от этих слов, но спокойно ответила:
 -А не знаете ли вы, что любовь и взаимопонимание в семье дороже всяких богатств?
 - Не тебе меня учить, молода ещё. А женой моего сына ты не станешь. Запомни мои слова.
 Она повернулась, собираясь уходить. Но Барият окликнула её:
 -Подождите, неужели для вас ничего не значат чувства вашего сына?
 - Ну, если ты думаешь, что любовь всесильна, то сотвори чудо, добудь себе приданное, и не буду я тогда возражать против вашего брака. А так, и думать забудь о Халиде.
 И она ушла, с шумом захлопнув калитку. А Барият осталась стоять, прислонившись к забору. В вечернем воздухе разливался аромат роз, первые звёзды появились на небосклоне и освещали своим мягким сиянием лицо девушки, глаза которой светили ярче небесных светил. Но Барият не замечала окружающей её красоты. Тяжело было у неё на душе. Уже взошла луна, а она всё ещё не шевельнулась. В ушах её так и звучали, отдаваясь гулким эхом слова матери Халида. Не желала Барият счастья с любимым против воли его родных. Наконец она вздохнула и пошла, сама не зная, куда. И так пришла к берегу озера. Красота его не могла оставить девушку равнодушной. Но при виде царящего в ночи покоя Барият стало ещё тяжелее. Она опустилась на прибрежный камень и заплакала, роняя слёзы в озеро. Луна заливала окрестности волшебным серебристым светом. И Барият начинало казаться, что чудо вполне может случиться, и откуда-нибудь появиться у неё приданное. Эта чувство становилось настолько сильным, что она произнесла вслух:
 - Если б мне кто-нибудь помог….
 И тут воды до этого спокойные воды озера всколыхнулись, и прозвучал голос:
 - О чём ты плачешь, красавица?
 В страхе подняла голову Барият:
 - Кто это?- спросила она дрожащим голосом.
 Воды озера снова всколыхнулись:
 - Не бойся, - ласково ответил всё тот же голос. Я - дух этого озера. Так о чём же плачешь ты? Быть может, в моих силах помочь тебе?
 Тяжело вздохнула в ответ Барият:
 -Боюсь, что не в твоей это власти, о дух. Не тронут сердца этих людей ничьи просьбы.
 -Так в чём же всё-таки твоя проблема?- настаивал дух.- Расскажи, а там посмотрим, что можно сделать.
 Вытерла Барият слёзы и рассказала озёрному духу о своём горе. Когда она закончила рассказ, помолчал дух немного и произнёс:
 - А напрасно ты думала, что не в моих силах помочь тебе. Ты трудолюбива, а значит тайна, которую я тебе поведаю, поможет тебе добыть приданное, поскольку неведома она была до этого никому. Надёжно хранило озеро свой секрет, зная, что придёт день, когда кто-то будет нуждаться в нём особенно сильно. И этот день пришёл. Так слушай же меня. Опусти руку в озеро, и ты достанешь из него, то, что вы привыкли считать водной грязью. А это вовсе не грязь. Это глина, то, что сделает тебя богатой при наличии трудолюбия. Если из глины сделать какую-нибудь фигурку, или вазу, или ещё какой-то предмет и дать ему высохнуть, то он сохранит эту форму. Так ты сможешь создать вазу, статуэтку и многое другое. А продав всё это, ты получишь много денег и сможешь стать женой Халида, и его мать не сможет вам помешать. Бери глину, иди домой и принимайся за работу.
 - Спасибо тебе, - с благодарностью произнесла девушка.
 - Иди и будь счастлива.
 Пришла Барият домой и принялась за работу. И так через несколько дней у неё уже появилось достаточно изделий. Она отправилась на рынок и продала их. И мать Халида уже больше ничего не могла возразить им. Так они и поженились, и прожили долгую и счастливую совместную жизнь в любви и достатке. Оба они стали гончарами и обучили этому искусству и других балхарцев. И с тех пор Балхар стал селом гончаров.


Рецензии