Земная жизнь Пресвятой Богородицы

          Рождение Богородицы ждали, как и рождение Иисуса Христа.  Многие ветхозаветные пророки предсказывали место и время Её появления. Так пророк Исаия ещё в 7 веке до Рождества Христова написал: "итак, сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (с нами Бог).
          Родители Девы Марии - Иоаким и Анна - происходили из древнего царского рода Давида. Это была благочестивая чета. Жили они в небольшом городе Назарете, он был в трёх днях пути от Иерусалима. Иоаким был богат, владел большими стадами скота. Ежегодно одну треть своих доходов жертвовала чета на храм и одну треть - бедным и нищим. Всё было хорошо, кроме того, что прожив 50 лет в любви и согласии, они не имели детей. Много и усердно молились супруги, терпели пренебрежение соотечественников, ведь безчадие у евреев считалось плохим знаком. И однажды не выдержал Иоаким и отправился в дальнюю пустыню, в горы, где паслись его стада. Сорок дней провёл он там в строгом посте и молитве ко Господу, омывая слезами своё бесчестие. А в это время дома сокрушалась в слезах Анна: "Бог отверг, люди поносят, муж оставил меня!... Господи, разреши болезни сердца моего и разверзи узы моего неплодия. Да будет рождённое мною принесено в дар Тебе, и да благословится и прославится в нём Твоё милосердие!"  Едва произнесла она эти слова, предстал пред нею ангел Божий: "Молитва твоя услышана, - говорил он ... Ты зачнёшь и родишь Дщерь благословенную, выше всех дщерей земных. Ради Её благословятся все роды земные, Ею дастся спасение всему миру и наречётся она Мариею". Удивлённая Анна поклонилась ангелу и сказала : "Жив Господь Бог мой!  Если у меня будет дитя, то отдам его Господу на служение, пусть оно служит Ему день и ночь, восхваляя святое имя Его во всю жизнь".
          После благовестия Анна поспешила в храм, а ангел явился в пустыне Иоакиму: "Бог милостиво принял молитвы твои;  жена твоя родит дочь, о которой все будут радоваться.  Иди в Иерусалим и там, у Золотых ворот, ты найдёшь жену свою, которой возвещено то же самое".Благовестие ангела исполнилось 8-го (22-го) сентября. Явилось чудо милости Божией - родилась дочь. С двух лет Марии начали внушать, что Она посвящена Богу и должна жить в храме, и Бог сделает для Неё больше, чем отец и мать. Святитель Епифаний, хорошо знавший еврейские обычаи, говорит, что евреи посвящали Богу первых детей своих, которые и воспитывались в притворах храма до зрелого возраста.
          О намерении посвятить Деву Марию храму знал весь Иерусалим, поэтому к торжеству собралось много народа, все шли, держа в руках зажжённые свечи и пели псалмы. Шествие встречали священники. Праведная Анна поставила свою дочь на первую ступень храмового крыльца. Трёхлетняя Мария одна, никем не поддерживаемая, скоро и бодро одолела 15 ступеней и взошла на самый верх помоста. Священник Захария повёл Её в глубину внутреннего святилища, во "Святая святых", куда не дозволялось входить никому из женского пола, да и самим священникам лишь однажды в год, в день очищения. Это место было назначено Марии для постоянных молитв, по особому Божиему внушению.
          Отроковица Мария, оставшись в Иерусалиме, возрастала среди других девиц в храме. Там обучали их Священному Писанию и искусным рукоделиям. Бдение на молитве, смирение, скромность, внимание и кротость были Её отличительными качествами. Она имела острый ум, любила учиться, много размышляла и удивляла всех своим благоразумием. Из рукоделий занималась прядением льна и шерсти, любила вышивать шелками, особенно одежды священников и была в этом искусна.
       Явления ангелов Пречистой Деве с детства были привычными, поэтому она не испугалась и потом, когда архангел Гавриил явился ей с благой вестью. «По мере того, как Пречистая день ото дня возрастала, в ней росли и дары Духа Святого. Она пребывала с ангелами, о чём узнал и Захария. Однажды справляя в святилище своё служение, увидел он кого-то, с виду странного, похожего на ангела, подающего Ей пищу. Захария весьма удивился, это было невероятно, что бесплотный приносит пищу вещественную, да ещё и отроковице.  Он подумал: «Не Ею ли исполнятся вековые ожидания наши?».
       О себе же Мария была самого скромного мнения, хотя на самом деле была исключена из числа грешных земнородных, была увенчана славою, ибо произрастала из царского корня, увенчана честью, потому что произошла от племени архиерейского.
       Примерно в это время Мария лишилась Своего отца. Праведный Иоаким преставился 80-ти лет от роду. Жена его Анна, оставшись вдовою, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где пребывала около своей Дочери, молясь беспрестанно в храме Божием. Через два года 79 лет она умерла. Похоронены родители вместе в Гефсимании. Так в юном возрасте Мария испытала горькое сиротство и всем сердцем предалась лишь Богу. Как бы предчувствуя Своё высшее назначение, Она решила проводить Свою жизнь в чистоте ангельской и далее, а потому дала необыкновенный в то время обет Богу – сохранить девство Своё до смерти.
       Когда Пречистой Деве исполнилось 14 лет, то по обычаю того времени Она должна была оставить храм и возвратиться в родительский дом, а затем выйти замуж. Первосвященники объявили Ей об этом и Она ответила им, что посвящённая родителями Богу, Она и Сама дала Ему обет девства, и нет в мире силы, которая заставила бы Её изменить этому обету. Такое твёрдое заявление Девы поразило священников, поставив их в затруднительное положение. Они должны были принудить Её выйти замуж, или дозволить Ей остаться в храме. Но, то и другое было нарушением закона, а потому считалось великим грехом. После долгих сомнений и молитв, первосвященнику Захарию явился ангел Господень и сказал: «Собери неженатых мужей из колена Иудова, от дома Давидова и пусть они принесут посохи свои. Кому господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Её».
       Наступил праздник обновления храма, собралось множество народа. Среди них были мужи и из рода Давидова. Первосвященник взял у каждого из них посохи-жезлы и воззвал всенародно: «Господи Боже, яви мужа достойного обручиться с Девою!»  После этого он внёс жезлы в храм. Неожиданно на один из них села голубка, затем взлетела и опустилась на голову Иосифа. Первосвященник Захария взял жезл, подал его Иосифу и сказал: «Прими к себе в соблюдение Деву». Иосиф был муж праведной жизни, из одного рода с Марией, плотник, жил во вдовстве, имел 4 сыновей и 2 дочерей, имел преклонный возраст. Таким образом, промысел Божий устроил всё так, что Мария соединённая с Иосифом казалась женою мужа, и в то же время между ними не было супружеского общения…
     Праведный Иосиф ведёт свою Обручницу в свой маленький дом в Назарете, в бедную семью, на обычный труд. Однажды Мария, «взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещающий: Радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами.» Испугавшись возвратилась она домой. И тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал : «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога и зачнёшь по слову Его». Она же, услышав, размышляла, говорила сама себе : «Неужели я зачну от Бога Живого и рожу, как женщина любая рожает?»  и сказал ангел: «Не так, Мария, но сила Всевышнего осенит тебя, потому и рожденное тобой Святое наречется Сыном Всевышнего, и наречёшь ему имя Иисус, ибо Он спасёт род Свой»;  и сказала Мария : «Я – раба Господа, да будет мне по слову твоему».
       По церковному преданию первый человек Адам сотворен Богом в пятницу 7 апреля в полдень за 5508 лет до Рождества Христова. В этот же день 7 апреля(по новому стилю), было и Благовестие Марии о рождении Сына.
       Мария не поделилась новостью ни с Иосифом, ни с близкими своими, потому что эта тайна радости была достоянием не только Её, но и Самого Бога. Мария знала, что Её двоюродная сестра Елисавета, жена священника Захарии, будучи уже в преклонном возрасте, тоже зачала и ожидает дитя. А из Библии мы знаем, что зачатие это было также необычно.  И Мария решила навестить Свою родственницу. Это был не ближний путь, более ста вёрст от Назарета находился город Иут в горной части Иудеи. Мария, предположительно, отправилась туда в сообществе богомольцев, шедших в Иерусалим. Шла Она четверо суток и можно удивиться той решимости и выносливости, какие проявила Приснодева в свои 15 лет.
       Когда уставшая Мария вступила в ограду родственного Ей дома, то встретившая Её Елисавета исполнилась благодатию Святого Духа. «За что мне это, - с удивлением сказала она, - что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо находящийся во мне младенец взыграл и благословил Тебя». Мария  была удивлена, что старшая Её сестра Елисавета вместо простых задушевных слов произнесла пророческие и, видимо, по вдохновению свыше исходящие слова. Услышав в словах Елисаветы то, что благовествовал Ей архангел, Пресвятая Дева убедилась, что всё это происходит по внушению Духа Святого и клонится к прославлению Её. Все пророчества, изречённые в разные времена и разными лицами, теперь стали Ей совершенно ясными, и всё далёкое будущее увидела Она в подробностях. Глубочайшие чувства и ощущения возникли в уме и сердце Её, заставили нарушить любимое Ею безмолвие. «Величит душа Моя господа и возрадовался дух Мой и Бозе Спасе Моем:  яко призре на смирение рабы Своея; се бо отныне ублажат Мя вси роди!» Три месяца провела Мария в доме у Елисаветы, которой уже подходило время рожать и чтобы уклониться от глаз любопытных Приснодева  возвратилась в Назарет.
       Иосифа не было дома. Он уже шесть месяцев находился на отхожих плотницких работах. Когда же вернулся и увидел Марию беременною, то ударил себя по лицу и упал ниц, и плакал горько, говоря: «Как теперь буду я обращаться к Господу Богу моему, как буду молиться о Девице этой, ибо я привёл Её из храма девою и не сумел соблюсти?...» И стал Иосиф думать, как поступить с Ней:  «Если я утаю грех, то стану нарушителем Закона, а если расскажу о нём сынам Израиля, то предам невинную кровь на смерть. Что же мне делать с Нею? Отпущу Её втайне из дому…» И наступила ночь. И ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Не бойся за Деву, ибо то, что в Ней от Духа Святого:  родит Она Сына, и ты назовёшь Его Иисусом. Ибо Он спасёт народ Свой от наказания за грехи». И проснулся Иосиф, и прославил Бога Израиля, пославшему ему благодать, и оставил Её (Марию). Узнали об этом священники и призвали их на суд. И сказал первосвященник: - Мария, что же Ты совершила? Зачем опорочила душу Свою и забыла о Господе Боге Своём? Жившая в Святая святых, пищу принимавшая от ангела, слушавшая пение из уст его, радовавшаяся перед ним, зачем Ты сделала это?  Она же горько плача, сказала: - Жив Господь мой, я чиста перед Ним и не знаю мужа. Тогда сказал священник Иосифу: - Зачем ты это соделал?  - Жив Господь Бог мой, я чист перед ней, - ответил Иосиф. А первосвященник продолжал: - Дам вам напиться водой обличия перед Господом, и Бог явит грехи ваши перед вашими глазами. И взяв воду, напоил Иосифа и отправил его на гору. И вернулся Иосиф невредим. Напоил так же и Марию и тоже отправил на гору. И Она вернулась невредима. С этого времени мирно потекли дни для пресвятой Девы, пока не приблизился час исхода Её благодатного чревоношения.
       В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле и пошли все, каждый в свой город, откуда он родом.  Пошёл  Иосиф в Вифлеем, город Давидов, «записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна», - так написано в главе 2-й Евангелия от Луки. Но, удивительно то, что это как раз и способствовало рождению Спасителя в Вифлееме, чтобы сбылись древние пророчества. Более трёх суток требовалось для путешествия из Назарета в Вифлеем, а в положении Марии время увеличилось. Когда святая чета достигла города, настало для Марии время родить. Иосиф тщательно искал в городе удобное помещение и не мог найти никакого. Город был мал, а людей на перепись явилось так много, что все дома были переполнены. Невдалеке от ворот Вифлеемских к востоку от города, близ источника Давидова, находилась пещера в каменистой горе. В эту пещеру во время бури загоняли скот, а в часы зноя и непогоды прятались тут и сами пастухи. В стене пещеры было иссечено углубление, служившее вместо яслей для скота. Святая Дева и Иосиф вынуждены были воспользоваться этим кровом, чтобы иметь хоть какую-то защиту от зимнего холода и себе, и ожидаемому младенцу.
      И пошёл Иосиф искать повивальную бабку в округе Вифлеемской. Стояла зимняя ночь. В глубокий сон были погружены все жители Израиля, весь мир языческий. Никто не знал, что совершалось на Земле величайшее событие. Но в долине Вифлеемской, в получасе ходьбы от пещеры, бодрствовали пастухи, держа стражу у своих стад.
       « Вдруг предстал им Ангел Господень и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:  - ибо ныне родился вам в городе Давыдовом Спаситель, Который есть Христос Господень; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:  слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение.  Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь.» - (Евангелие от Луки,2)
       Этой ночью, одна без посторонней помощи и безболезненно Мария «роди Сына Своего Первенца, и повит Его, и положи Его в яслех». Иосиф стоял рядом, потом с трепетом, благоговейно преклонился пред Пречистой Матерью и Божественным Сыном: только теперь он понял, что родившийся есть воистину от Духа Святого. Тогда-то он уразумел, что об этой Деве именно и писал Исаия: «Сё Дева во чреве приимет!»  Пастухи, поклонившись Спасителю и Его Преблагословенной Матери, поспешили рассказать всё виденное и слышанное ими от ангелов. Эти рассказы были отрадою Божией Матери и святому старцу, которые в столь великие минуты были оставлены всеми на произвол судьбы.
       О Рождестве Христовом чудесным образом было возвещено не только ближним пастухам, но и далеко на Востоке – волхвам . Перед рождением Иисуса Христа на востоке от Вифлеема явилась чудесная звезда, в которой халдейские волхвы узнали звезду от Иакова, предсказанную прорицателем Валаамом за 1450 лет до рождения Христа. Как только явилась эта звезда, не подчинявшаяся общим законам движения небесных светил, восточные астрономы поняли, что она знаменует рождение ожидаемого Божественного Царя. Трое избранных из этих мудрецов отправились в Иерусалим, чтобы найти Царя мира и поклониться Ему. Они долго странствовали по пескам Палестины и всё время шла перед ними путеводная звезда, по внешнему виду одним она казалась кометою, другим – огненным метеором. Перед самым вступлением в Иерусалим звезда внезапно скрылась от взора изумлённых путешественников. Волхвы вошли в Иерусалим и начали проповедь о явлении звезды, предвещающей рождение давно ожидаемого Мессии. Они спрашивали и просили им показать, где Новорожденный. И изумился Иерусалим и сам царь Галилейский Ирод. Перепугавшись, Ирод призвал священников и фарисеев и стал спрашивать их, где должно родиться Христу. И узнав, что в Вифлееме, просил волхвов всё разузнать и сообщить ему, Ироду, дабы и он «мог поклониться Царю», а сам готовился убить Его.
       Выслушав Ирода, мудрецы вышли из Иерусалима и неожиданно в небе опять появилась звезда и повела их, как прежде. Перед входом в пещеру она опустилась совсем низко. Волхвы с благоговением вступили в подземный храм, освящённый присутствием Самого Бога. Они пали, распростёршись ниц, кланяясь Ему, как истинному Богу. Затем поднесли Ему царские подарки: золото, ладан и смирну. Готовясь уходить из Вифлеема, волхвы намеревались известить Ирода, по его просьбе, где родился обетованный Мессия. Однако, ангел Господень явился им во сне и повелел не извещать Ирода.
       Разгневанный Ирод, почувствовав себя обманутым, решил отомстить всем сразу и пошёл на неслыханную жестокость, поразившую весь мир. Но, пока созревал этот жестокий замысел, Богомладенцу исполнилось семь дней, а в восьмой день по рождении над Ним был совершён священный обряд обрезания, знаменующий собой знак вечного завета Божия с потомством Авраама, в те дни было это подобно крещению в христианской Церкви, и Младенец был наречён именем – Иисус, тем самым, о котором благовествовал Марии ангел и которое объявил он Иосифу во сне. По преданию Пресвятая Дева с Богомладенцем и Иосифом провели в Вифлеемской пещере 40 дней. В 40-й день они отправились в Иерусалим, чтобы исполнить закон очищения и искупления первородного. Пришёл сюда и убелённый сединами старец Симеон, которому ангел сказал, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит рожденного Иисуса Христа. По преданию, праведному Симеону было тогда более 300 лет. Приблизившись к Благодатной, Симеон взял из Её рук Новорожденного и в священном восторге воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром!»
       Чтобы вернее исполнить свой тайный замысел убийства новорожденного Мессии, Ирод издаёт повеление истребить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола, начиная с двух лет и ниже. По приказу Ирода было уничтожено 14 тысяч невинных младенцев. Ангел Господень известил Иосифа во сне: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». По сведениям церковных источников, путники пробирались до Гермополиса, лежавшего в пределах верхнего Египта. Места, связанные с пребыванием святого семейства в Египте охраняются и почитаются до сих пор. Точные сроки пребывания Святых странников в Египте неизвестны, по некоторым данным – от 2 до 7 лет, точно известно только, что Они жили там до ужасной и отвратительной смерти Ирода, заживо изъеденного червями. В это время ангел явился во сне Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли, искавшие души Младенца».(Евангелие от Матфея 2, 20). Святое Семейство отправилось в обратный путь, не доходя Израиля, они заночевали и опять Иосифу было новое вразумление, чтобы он не оставался в Иудее, а шёл в пределы Галилейские и поселился в Назарете.
       Тихо и незаметно для других потекла их жизнь. Праведный Иосиф по прежнему  занимался плотницким ремеслом. Помогал ему в этом Иисус и называл его отцом. Впоследствии они вместе валили деревья, строили дома, изготовляли земледельческие орудия. Жизнь Девы Марии текла так же, как и до изгнания: в свободное от молитв и богомыслия время Она занималась рукоделием, изготовляла одежду для всей семьи, учила грамоте детей.
       Иисусу было 12 лет, когда однажды Святое Семейство отправилось в Иерусалимский храм на пасху. При возвращении Мария и Иосиф потеряли Иисуса, они думали Он идёт с другими знакомыми или родственниками, ведь дорога была одна. В глубочайшей скорби и смятении возвратились они в Иерусалим и « через 3 дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего и спрашивающего их; все слушавшие Его, дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец свой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошёл с ними и пришёл в Назарет; и был в повиновении у них, и Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своём. Иисус же преуспевал в премудрости, и возрасте, и в любви у Бога и человеков» (Евангелие от Луки,2). Пресвятая Дева Мария видела, что Сын удаляется от Неё ради высшего Своего предназначения. С душевной мукой примирилась Она с мыслью, что если Иисус принадлежит Ей как Сын, то миру Он принадлежит как Спаситель.
       Спустя несколько лет после Их памятного возвращения из Иерусалима, обручник Иосиф скончался. Погребал его Сам Иисус. Позднее тело его было перенесено в Гефсиманскую пещеру, где уже покоились родители Пресвятой Богородицы. По кончине Иосифа Пресвятая Мария должна была содержать Себя и Сына. Прилежная в работе, Она рукодельничала, сумела соткать для Сына красный полотняный хитон без швов, в котором в последствии Он пойдёт и на Свою крестную смерть. «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо Он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему… Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него… И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Евангелие от Матфея,3).  Крестившись, Иисус Христос 40 дней постился и молился в пустыне Иорданской. Он был возведён туда Духом Святым для искушения от дъявола. После этого Иисус Христос в «духовной силе» возвратился в Назарет к Божественной Своей Матери, в сопровождении учеников и народа, последовавших за Ним от Иордана. Вскоре Он был приглашён вместе с Божией Матерью на брачное торжество в Кану Галилейскую, где сотворил первое чудо, превратив воду в вино.
     Через некоторое время местом Своего жительства Иисус выбирает Капернаум. Это был цветущий город Галилеи, здесь Он часто проповедует. По словам Иоанна Златоуста Он отправился сюда, чтобы поместить здесь Пречистую Матерь Свою на всё последующее время Своих странствий. Надо полагать, что собственного жилища в Капернауме Божия Матерь не имела. Но Она всегда старалась быть рядом со Своим Божественным Сыном и потому странствовала за Ним по городам и пустыням. Не все принимали учения Иисуса Христа и верили в чудеса, которые Он совершал во множестве, у многих Он вызывал зависть, раздражение и ярость. Пресвятая Богородица знала об этом и изнемогала от испуга за Него. В это время Иоанн Креститель был схвачен и отдан под стражу. Первосвященники, книжники и старейшины народа, собравшись на совет, положили взять Иисуса Христа хитростью и убить. Тогда один из двенадцати Его учеников Иуда Искариот согласился за тридцать сребреников, предать Иисуса Христа.
       В эту четвёртую пасху Божия Матерь находилась также в Иерусалиме. Но, Она никогда не мешала Своему Божественному Сыну в Его проповедях и поучениях перед народом. Не было Её и на Тайной Вечере. Ненависть Иудеев к Господу достигла высшей степени и близилось время осуждения Его на крестную смерть. Вместе со страданиями Божественного Сына начались и страдания Богоматери. Началом глубокой горести Её была жестокая сердечная борьба: с одной стороны Она не хотела бы видеть страданий Своего Сына;  с другой же – повиновение воле Божией о спасении людей побуждало Её принять всё, что предопределено в предвечном совете Божием для искупления грешного мира. Пронзаемое этой борьбой сердце Её находило опору лишь в непоколебимой вере в Бога и в надежде на Него.
     «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благословив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». На пасху, в Гефсиманском саду был Иисус Христос предан Иудой, взяли его воины, связали и повели…
       Божия Матерь не видела того, что происходило той ночью в Гефсиманском саду. Увидела Она Своего Сына, когда Пилат представлял Его народу. Он был выведен в терновом венце, окровавленный и обезображенный, в одежде поругания и с тростью в руке. Как прискорбно Ей было слышать лжесвидетельства о Сыне Своем, рёв толпы, требующей: «распни Его». Удручённая горем стояла Она и с трепетом ожидала окончания этого страшного судилища. Прибыв на Голгофу, Божия Матерь увидела все приготовления к позорной смерти Сына Своего. Богоматерь видела, как пригвождали Её Сына ко кресту. Она приблизилась к распятому Сыну и с неизреченною болью души созерцала Его страдания. Она пала бы под бременем Своих страданий, но благодать Божия подкрепляла Её. Когда все Его ученики бежали от Него, Она осталась при кресте. Её не видно было во время славы Христовой – и на Фаворе, и при кликах «осанна!» - а теперь, когда никого не обрелось кроме Иоанна, ни одного из учеников и апостолов, даже чужие уходили «бьюще перси свои» от печального зрелища, Она безбоязненно стояла у подножия креста.
       Чем же объяснить это высокое мужество и крепость духа Её? Только глубокой преданностью судьбам Божиим, верою в Божественную силу Сына Своего, известную Ей более всех. Она ранее всех постигла Его Божественную сущность и внутренний животворный свет, который был в Ней, оказался сильнее тьмы, ужасов голгофских и смерти.
       «Иисус увидел Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе».
       «Было же около шестого часа дня и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух». (Евангелие от Луки 23,44-46). По снятии с креста тела Иисусова, «приимши Его с плачем Мати неискусомужняя, - как поёт святая Церковь, - положи на колену, молящи Его со слезами и облобызающи, горце же рыдающи и восклицающи». «Ныне приими Мя с Собою, сыне Мой и Боже, да сниду, Владыко, во ад с Тобою и Аз, не остави Мене одину, уже бо жити не терплю, не видящи Тебе…» Господь, конечно, видел и слышал эту мольбу Матери, но взять Её теперь с Собою – значило бы оставить весь мир, а особенно учеников Своих, и без того скорбных и несчастных, истинно сирыми. У гроба же Иисуса Христа поставили стражу, по приказу Пилата и приложили к камню печать.
       «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть на гроб.
       И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его была бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мёртвые.
       Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее» (Евангелие от Матфея 28, 1-7). Святитель Григорий Палама утверждает: «Но как я заключаю и суммирую из всех Евангелистов… первая из всех пришла на гроб Сына и Бога – Богородица вместе с Марией Магдалиной».
       По воскресении во время сорокадневного пребывания на земле, Господь являлся несколько раз своим ученикам и конечно же, Своей Матери. Апостолам на горе в Галилее Он сказал: « Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что я повелел вам; и се, я с вами во все дни до скончания века. Аминь».(Евангелие от Матфея 28, 18-20).
       В сороковой день, после вокресения Иисус Христос явился в один дом, где собрались Его ученики и учил их вере и спасению и сказал, что скоро пошлёт на них Духа Святого. После этого привёл их на гору Елеонскую «и подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Евангелие от Луки 24, 50-53). Присутствуя на горе Елеонской и видя Вознесение Сына Своего, Пресвятая Дева радовалась совершающемуся спасению рода человеческого и тому, что Сама Она удостоилась послужить тайне домостроительства Божия.  В десятый день по вознесении Иисуса Христа все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христа единодушно собрались в одной горнице Иерусалима. Шёл третий час дня и сделался сильный шум, как от ветра, и наполнил весь дом, и явились огненные языки, и почили по одному на каждом присутствующем. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.
       Возле этой прославленной горницы, по свидетельству древнего предания, находился дом Иоанна Богослова, в котором по завещанию Господа жила Пречистая Матерь. У Неё, как и у Сына Её, не было постоянного дома на земле. Здесь в Сионской горнице, Она рассказывала ученикам о чудесных событиях, случившихся до рождения и по рождении Спасителя, вспоминала ужасные дни страданий и распятия Господа. Сионская Горница была как бы храмом, а находившиеся в ней (около 120 человек) составляли первую Церковь Христову.
       И как смиренно вела себя в этой Церкви Пресвятая Богородица. Даже Святое Писание упоминает Её после всех жён, говоря о жизни Христа по вознесении Его. Она никогда не была на виду среди апостолов при Иисусе, а теперь уже неразлучна с Собором их, и они постоянно пребывали с Нею; Она сделалась глубоким и смиренным средоточием их единства. Однако Богоматерь не выступает со словом проповеди и учительства, предоставляя это право мужам апостольским, призванным на это Самим Спасителем. Она и здесь явила Собою высокий образец женской скромности и Божьего смирения. Она кротко служила бедному человечеству, нищих милуя, немощным служа, сирым и вдовым попечение творя… и каждый день бывая у Гроба Господня, молилась о всём мире.
       После событий, происходивших в Сионской Горнице, евангелие не упоминает более о Святой Деве Марии. Однако, христианское предание повествует о многих событиях Её жизни. Например, о чуде в Лиддском храме, сооруженном в честь Пресвятой Богородицы. Там, на одном из внутренних столпов, появился образ Пресвятой Девы, написанный с неподражаемым искусством и точностью, вскоре там побывала и Она Сама, даровав иконе благодать и силу чудотворения. Во времена гонений на иконы, изображение Богородицы будут соскабливать, стёсывать камень, откалывать целые куски от столпа, но краски изображения будут уходить внутрь, сохраняя образ. И все концы вселенной огласились славою Приснодевы.
       Лазарь, некогда воскрешённый Иисусом, жил на острове Кипр и был епископом. Желая видеть Божию Матерь, он написал Ей письмо и с Её согласия, прислал за Нею корабль. В пути началась буря, судно потеряло управление, его несло по воле волн среди многочисленных островов Эгейского моря и, наконец, благополучно прибило к берегу возле Афонской горы. Жители Афона услышали громкие возгласы «Люди, прельщенные Аполлоном! Идите все к Климентовой пристани и встречайте там Марию, Матерь Великого Бога Иисуса!» Все принимали Её с великой честью. Она Благовестила народу учение Сына Своего, рассказала о Его жизни. Все с трепетом внимали Ей и, прославляя Бога и Матерь Его, пожелали немедленно принять крещение. Божия Матерь с душевным восторгом провозгласила: «Сие место будет мне в жребий, данный мне от Сына и Бога Моего!» Слова Её о судьбе Афона всецело оправдались: он стал иноческой страной, где ежесекундно славят имя Небесной Покровительницы. После Афона пресвятая Дева отправилась к берегам Кипра. Утешив Лазаря и благословив его Церковь, Матерь Божия возвратилась в Иерусалим к радости всех христиан. Она радовалась, что стараниями апостолов совершается основание церквей, христианство распространяется по всему миру. Вместе с этим росла и Её слава, слава о величии Богоматери. Но, по всегдашнему Своему смирению и скромности Божия Матерь тяготилась этою славою и приносила тёплые и слёзные молитвы ко Господу, чтобы Он забрал Её в Свои горние селения. Однажды предстал Ей архангел Гавриил и возвестил волю Божию: «Сын Твой и Бог наш ждёт Тебя со всеми архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою, в горнее царство, где Ты будешь жить и царствовать с Ним вечно!» В знамение сего торжества архангел вручил Ей райскую финиковую ветвь и передал, что успение Её совершится через три дня, а райскую ветвь следует нести перед гробом.  Пресвятая Богородица всем поведала слышанное Ею от ангела, показывала райскую ветвь и объявила Свою волю, чтобы тело Её было погребено в Гефсиманской пещере, где покоились Её праведные родители и обручник Иосиф.
       Когда Она объявила Свою волю Иоанну и Иакову, неожиданно поднялся шум, будто во время бури и на дом наплыли светлые облака, на которых по велению Божию были восхищены ангелами из разных стран апостолы и поставлены в Иерусалиме. Так чудесным образом апостолы оказались все вместе для воздания чести при погребении Богоматери. Множество свеч пылало в храмине Божией Матери и апостолы молились, окружая одр, на котором Она лежала. Было 15-е августа (28 августа по старому стилю), в третий час дня внезапно облистал всех свет Божественной славы и сошёл Сам Царь Славы Христос, окружённый бесплотными силами и Богородица, увидев Сына Своего произнесла: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея!» Взирая на пресветлое лицо Сына Своего, без всякого телесного страдания, как бы сладко засыпая, «предала в руце Его пресветлую душу Свою». Благодатное лицо Богоматери, «освященное добротою Божества, сияло славою Божественного девства», а от тела разливалось дивное благоухание. Чудна была жизнь Пресвятой Девы, чудно и успение Её. Не умедлили обнаружиться знамения силы Божией в исцелении глухих, немых, слепых, хромых и разных недужных, с верою и любовью прикасавшихся к священному одру. Приступили к погребению Богоприимного тела. Апостолы несли Её одр на своих плечах, апостол Иоанн шёл впереди с райской светозарною ветвью. Это великое шествие от Сиона через Иерусалим направлялось в Гефсиманию и при первом движении, над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими, появился обширный светозарный облачный круг в виде венца, радостное и пресладкое пение небесных сил, вторило земным голосам. Один из иудейских священников по имени Афоний вошёл в ярость: «Вот какую почесть воздают телу, которое родило льстеца, разорившего закон отцов наших». С этими словами он с ненавистью бросился к одру, чтобы сбросить его на землю. Но, едва он коснулся его, как ангел отмщения отсёк ему обе руки. Обрубленные части рук прильнули к одру, а сам Афоний упал на землю с криком : «Горе мне!». Тут же он покаялся и уверовал, что Иисус Христос есть истинный Мессия – Сын Божий. Апостолы, видя искреннюю исповедь и раскаяние Афония, духовно возрадовались, а Пётр повелел ему приложить остатки рук к частям, висящим у одра. По исполнении этого, руки срослись и исцелели, а на месте отсечения остался лишь лёгкий знак. Так шествие достигло Гефсимании, гроб с телом поставили в пещеру и привалили большим камнем. Апостолы три дня не отходили от пещеры, находились постоянно в молитве, и все три дня слышалось в воздухе ангельское пение.
       На третий день ко гробу Богородицы пришёл апостол Фома, он сокрушался, что не увидел успение и погребение Божией Матери. Сжалившись, апостолы решили открыть пещеру, доставить Фоме утешение в последнем поклонении Приснодеве. И каково же было удивление всех – в пещере не оказалось тела Марии, а лежали только погребальные пелены, от которых исходило чудное благоухание. Во время Гефсиманской трапезы апостолы услышали ангельское пение и увидели Пречистую Деву, стоящую на воздухе в окружении небесных сил и сияющую неизреченное славою: «Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни!».
       Взяв оставленную в гробе святую плащаницу для удостоверения и утешения скорбящих, апостолы в веселии возвратились в Иерусалим и вскоре опять разошлись по разным странам для проповеди Благой Вести.
       Принято считать, что земной жизни Богородицы было около 72 лет. Внешний вид Девы Марии известен по описаниям церковного историка Никифора Каллиста: Она была роста мерного, немного выше среднего; цвет Её лица был как цвет зерна пшеничного; волосы у Неё были светло-русые и несколько златовидные; глаза ясные, взгляд проницательный; брови немного наклонённые и довольно чёрные; нос продолговатый; Уста подобные цвету розы, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; руки и пальцы длинные, в Ней во всём была простота и совершенное смирение.
       Она была Девою, говорит святитель Амвросий, - не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна и благоразумна в словах, немногоречива, но любительница чтения… Правилом Её было – никого не оскорблять, почитать старших, быть здравомысленною, избегать хвастовства, всем благожелать. Она даже выражением лица ни разу не обидела своих родителей. Не было у Неё ничего сурового во взгляде, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный. Весь её внешний вид был выражением души, олицетворением чистоты. Она была свята телом и духом, и одежда Её была скромная, чуждая роскоши и неги. Поступь степенная, твёрдая; взгляд строгий, соединённый с приятностью. Ум у Неё был направлен к одному Богу, и все желания устремлены к Нему, достойному желания и любви.
       В гонениях и бедах Богородица всегда была весела, в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Её не только не гневалась, но благодетельствовала им; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогала им, как и чем могла; в благочестии – учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама исполнена была смирения. Добродетели Её и благость Святого Духа поставили Её выше всех праведных и святых людей и даже сил небесных.
     « На Марии исполнилось просвещения пророков и праведников; из Неё воссиял для нас свет и рассеял тьму язычества – пишет преподобный Ефрем Сирин. Много имён у Марии и для меня вожделенно – приветствовать Её сими именам. Она – храм, в котором обитал крепкий Царь царей. Не таким исходит Он из Неё, каким вошёл; потому что исходит, облекшись плотию. Она – также новое небо, потому что в Ней обитал Царь царей. В Ней воссиял Он, и пришёл в мир, у Неё заимствовав образ, в Её облекшись подобие.
 
Краткий пересказ книги «Земная жизнь Пресвятой богородицы», по благословению архиепископа Самарского и Сызранского СЕРГИЯ, авторы-составители В.А. Николаев и В.И. Данчук. 2010 год.

         
      
      
      
      
      

         
         


Рецензии
Эта публикация достойна того, чтобы её читали. Спасибо. Татьяна

Георгиевна   24.09.2022 12:54     Заявить о нарушении