Коротенькое эссе по Фромму

   Человек – самое прекрасное существо на этой планете – ежедневно генерирует тысячи, если не сотни тысяч, идей. Не новых, конечно, давно забытых старых, но всё же – идей. В любом возрасте: нежном, ласковом, агрессивно-ласковом, карьерно-агрессивном, семейно-сберегательном или семейно-избегательном, внучатом, камнераздающем – любом. К концу жизни вырастает целое, схожее с платаном, древо идей, самым глубоким корнем которого является желание иметь, ибо желание быть – ещё глубже, невидимее, сильнее и проще: матрица, жителем нашей планеты замечаемая лишь в старости – перед самым превращением из куколки в бабочку.
    Желание иметь осознаваемо, осязаемо, видимо и слышимо: я хочу, я отыщу там, где никто не ищет, и спрячу так, что никто не найдёт. Моя мечта всегда во мне, я слышу, как её имеют по-полной другие, а я почему-то – нет. Я имею, или всё-таки я ничего не имею – вот что важно, архи важно, супер важно… а-ха-ха, как важно… ой, я ору, как важно!
     Если мне посчастливилось иметь, я существую: меня видят потому, что на мне люксовая одежда в виде фальшивых брендов, за которые мама, папа, бабушка или муж, а зачастую и я сама, отдали не деньги, нет – время своей жизни. Но они не против, они только за, потому что понимают: иметь – главное в современном мире. Я имею, он имеет, она имеет, они имеют, меня… хмм...  Но это – фигня, главное – иметь.
    Нужно ли напоминать о том, о чём все очень хорошо знают: мы, женщины, наряжаемся не для мужчин, а для женщин, женщин, которых мы можем встретить в лифте, на улице, на детской площадке, в общественном транспорте. Рефлексы срабатывают, ничего не поделаешь. Мужу не нужна моя одежда ни дома, ни на улице. Ему нужна я без одежды. Он живёт моим хорошим настроением, моей улыбкой, моим счастьем, моей нежностью,  сексуальностью, но не одеждой. Поэтому они и не могут сказать, что нам идёт-бежит, а что – нет. Они  знают, что мы выбираем не для них. Для них нужно выбирать совсем иное. Ну, так – побаловаться.
     До двадцати лет все женщины красивы, а после начинается борьба с лишним жирком, отёками под прекрасными глазками и на некогда быстрых, лёгких, стройных ножках и вездесущей усталостью от всемогущего и всех охватывающего желания иметь, иметь, иметь…
     Вряд ли мой муж счастлив, если я, ошалевшая после бессонно-тревожной ночи, играю роль центрифуги, отжимающей его мозг от опасных для нашего союза размышлений, вернее – от навязываемых подсознанием образчиков молодых, ещё не уставших от жизни красавиц. Нужна ли ему постоянно ноющая по поводу несправедливо узкого в талии платья, а после сорока лет – ядовитая усохшая змея или расплывшаяся злая жаба с зелёными пупырышками на тонкой от дешёвой косметики коже?  Уставшая, больная, всех во всём обвиняющая, ожидающая, как давно ушедшего в никуда поезда, благодарности за свой действительно тяжёлый труд – всегда иметь, и никогда – быть?  Ответ  очевиден: не нужна, но что ж теперь делать?! Можно иногда ночевать на работе, иногда – на даче у друга, иногда – под скамейкой у собственной парадной, иногда – с легкомысленной коллегой. Безвыходных ситуаций не бывает. Всегда можно найти выход… выход… ну, не будем на этом останавливаться.
    Однако… у всех в жизни было время, когда, откуда ни возьмись, появлялось желание всё бросить ко всем чертям собачьим и уехать далеко-далеко – почти в никуда. Было? Было! Не отпирайтесь. Но как? Мы всем должны: родителям, детям, мужу… и снова – никогда себе. И с долгами рассчитаться невозможно, настолько они огромны, бесконечны и величавы. Скорее всего, после смерти мы тоже продолжаем их отдавать. Бедные… Ёлки-палки, да мы не бедные, мы – нищие!
     А если попробовать быть? Не иметь, а быть, а? Ну на минуточку. Знаю, что  вам страшно. Мне тоже страшно, но я всё же попробую.
    Завтра утром я совершенно случайно прикоснусь к солнечному лучу, или же ласковый солнечный лучик  коснётся моей руки, не ожидая от меня ничего, кроме радости и улыбки, там, ещё во сне, ещё в полутьме покоя и безмятежности. Радость от встречи с солнцем. Моя радость. Я радуюсь. Я улыбаюсь. Я снова здесь. Я живу.
     И я - с тобой…
     Завтра утром на грани сна и яви ты увидишь мою улыбку. «Ууух, как это здорово! – шёпотом скажешь ты сам себе. – Сейчас выпьем ароматного горячего чаю, послушаем красивую музыку, поговорим о прочитанных на ночь страницах толстенной и очень сложной книги, чем-то напоминающей летопись древних, и пойдём искать свободу, свободу, свободу».
    И ты - со мной…
    Завтра утром вы встретите парочку: мужчина и женщина  идут куда-то, сами не знают, куда. Держатся за руки и улыбаются чему-то, сами не знают, чему. Солнечный луч, не отставая, бежит следом за ними по лёгким кронам деревьев, по вымытым до блеска стёклам витрин, путается под ногами. Он с ними заодно.
   А они – с вами.


Рецензии