синопсис по рассказу Саши Кузнецова Пустота

                Синопсис по мотивам рассказа Саши       Кузнецова "Пустота", написанный Аркадием Славоросовым (https://ru.wikipedia.org/wiki/Славоросов,_               
                Аркадий_Алексеевич для совместного создания киносценария.


Режиссёр Саша Кузнецов.
Фильм "Мираж" (35мм, 30 мин, КиноВидеоСтудия "Современник", 1992  г.) - с фр. субтитрами, но без песен Джима Хендрикса,удалённых по собственному усмотрению ютубом, в связи с отсутствием авторских прав:


                «…Пустота во мне растворила звёздчатую рябь сознания, я весь, всей своей протяжённостью, сделался мыслью, каким-то прозрачным изгибом космогонической идеи, её мыслительной фигурой. Как мир, свернувшийся в себе самом, уничтожил свободу, став миром, я – спаситель, должен был, наполняясь пустотой, расти до его границ, заполнить его собой и, когда наши пределы совпадут, я окончательно исчезну и будет вновь пустота, свобода, Бог…»

Роман «Рок-н-ролл»,      
                Аркадий Алексеевич Славоросов.                https://ru.wikipedia.org/wiki/Славоросов,Аркадий Алексеевич.               


 "Пал, пал Вавилон, Великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу"

Но он, собственно, никогда и не жил здесь. Отсутствующее поколение (или наоборот - "поколение присутствия"), они ведь так и не сделали своего выбора. Они отказались от этой обманчивой лукавой свободы - свободы угодить в ту или иную ловушку. Наверное, он просто так и не вырос, не стал взрослым, болезненный и внимательный ребёнок, исследующий - созерцающий - опрокинутый мир. Из окна своей дворницкой (эти  пресловутые "безъядерные зоны" дворницких, сторожек, кочегарок, пресловутые, но несомненные) он наблюдает за распадающимся миром, с которым он связан разве что "лишь ребячески", который воспринимает, как чистое изображение, картинку, слайд.

фильм ПРОХОЖИЙ/LE PASSANT (35mm,20’)- в роли гуру - Гуру (Аркадий Славоросов)
https://www.youtube.com/watch?v=_wuBI7Bf6_4


Что настоящее можно увидеть из этого окошка - да, вот только такое же бессонное ночное окно в противоположной стене, только прямоугольник света. За ним непрестанно работает другой (такой же?) - Учёный, как он для себя называет своего визави. Что он там делает?               
Что пишет ночами под лампой с розовым абажуром, спокойный и сосредоточенный? - ведь он не может даже как следует разглядеть отсюда его лица.

Невнятная жизнь плещется в стены его каморки, пытается навязать свою пошловатую драматургию; меняются люди, женщины приходят и уходят, плетется интрига, играют в правду.
(фильм"Прохожий"\Le Passant-film (35мм, 2 части) === Автор-Персонаж в поисках героев в Москве 1994 года...
https://www.youtube.com/watch?v=_wuBI7Bf6_4
____________________________________________ 

Как-то, отвлекшись на очередной поворот сюжета этой мелодрамы - со слезами и страстью - он возвращается к себе и ощущает вдруг возникшую пустоту.
Он ищет причину этого чувства - ему говорят, что Ученый, живший в комнате напротив через колодец двора - окно в окно - погиб.
Умер?!
Убит?!
Покончил с собой?..

Никто не знает, некая фигура умолчания повисает в воздухе...

В опустошенной квартире, в нежилом разоре, он находит лишь пачку слайдов - и ни бумаг, ни записок.
Дома, ночью - противоположное окно не горит - он включает слайд-проектор.
Странные слайды.
Странные живые картинки "волшебного фонаря". какая-то чужая кому-то приснившаяся жизнь: отчего-то Европа (Париж?), женщина, скрывающая лицо, сам Ученый, присутствующий незримо - все словно непонятный намек, знак, указание.

Надо разобраться.
Он чувствует, что прикоснулся, наконец, к тайне, к чему-то реальному.

Такой невозмутимый прежде, теперь он не может успокоиться. Он начинает искать. Он и сам не вполне понимает чего же он ищет в причудливых лабиринтах Вавилона - загадку ли чьей-то смерти? некую чужую тайну, эту смерть повлекшую? тайну другой личности, соприкоснувшейся с его жизнью?
Но он уже не может остановиться - симпатия (любовь?) к другому, даже не ведавшему о его существовании, возникшая так случайно необходимо, влечёт его.

Появляются - пока лишь в потенции - новые персонажи, связанные с Учёным: Ассистентка, Друг, Бывшая Жена, Ребёнок.

Он разыскивает их в пределах этого деформированного пространства и времени, в городе, выворачивающемся наизнанку.

Но не всё так просто.
Действие рождает противодействие.
Возникают неожиданные, иррациональные, казалось бы, препятствия, странные стечения обстоятельств, страшноватые обыденные чудеса.
Сюжет, достаточно банальный в начале, линейный и незатейливый, начинает обретать угрожающие объём и двусмысленность, распадаться на версии и варианты.

Детективный - он начинает ощущать опасное внимание извне к своей особе, слежку, контроль - кто осуществляет его?
Предполагаемые убийцы, со своей версией разгадки, охотящиеся за ценностью вполне материальной?
Власть, оберегающая свои секреты? Что это - инопланетный шпионаж или психополицейский террор?

Кто идёт по моим следам?

Эротический - эти женщины, запутывающие всех и вся, Жена, Сестра, Возлюбленная; и каждая будто знает разгадку, единственный, как любовь, ответ, а на поверку - лишь очередная банальность, и любовь не единственна, и ответ - на уровне психологии (физиологии) Настасьи Филипповны... или?

Мистический (оккультный) - что скрывает за своей заумной болтовней Ассистентка с экзотической ассирийской внешностью и нехорошими глазами? Друг она была Ученому или враг? Что за экстрасенсы и медиумы толкутся вокруг неё, что за маразм столоверчения и вызова духов? Её вариант ответа слишком путан и претенциозен, чтобы быть правдой, но значит и здесь заговор, "малина" магов? Или просто ошибка? Или находишь лишь то, что ищешь?

     Дразнит раздробленная зеркальная действительность. Сюжеты возникают, переплетаются, доходят до абсурда, и дальше, дальше, теряясь в сыроватой московской ночи, где больше не светит окно напротив. Это могло бы стать кошмаром - каково существовать в пространстве абсурдного триллера? - если бы не угол зрения, всегда чуть извне словно через видоискатель кинокамеры, его инфантильность (детскость?) - не соучастие, но взгляд ребенка и его интуитивная, ни на чем не основанная, уверенность в другом, в той тайне и правде, что как ток возникла между ними. Фильм мог бы стать эклектичным - словно его снимает десяток не совсем нормальных режиссеров сразу, наглый и торжествующий "постмодернизи" - если бы его динамика, действие не уравновешено было в и д е н и е м, впитывающей созерцательностью оптики - "свет оправдывал всё".

И еще люди - в этом странствии на изнаночную сторону Москвы и мира, среди монмтров, марионеток и уродливых божков, он то и дело встречает людей, случайных, не задействованных недоброй волей сюжета, но, как в борхесовской новелле, точно несущих в себе отсвет другого, Ученого (Учителя?).
Эти люди и его видение, в общем-то, и является р е а л ь н ы м сюжетом, в отличие от вымороченной и жутковатой целлулоидной действительности кино.

Но стрекочет кинопленка, колышется покрывало Майи.
"Всё страньше и страньше", - мог повторить бы он за той маленькой ясной девочкой.

Иногда ему начинает казаться, что это он умер - может он и был Ученым? - настолько абсурдно и иллюзорно всё вокруг. Но нет однозначного ответа на этом уровне правды - один из возможных вариантов и состоит в том, что он - всего навсего - сходит с ума (визит к Другу в дом скорби и разговор с Психиатром)
И впрямь всё запутывается окончательно.

Один из "темных" персонажей - Медиум - говорит ему, что Ученый вовсе не умер, но скрывается в "доме с высокими окнами".                - Ребенок - говорит, что отец его жив и недавно навещал его, показывает подаренную игрушку.

И после серии мнимых кульминаций (маскарад в Доме Ученых, ночной допрос,огня), все умозрительные псевдо-драматургические и квази-сценарные конструкции распадаются, оползают, словно грязь по стеклу. Он чувствует приближение Альмутасима.

Целый день он бродит по безумно-красивому, усталому, но живому городу, смотрит в лица домов и людей. Он, кажется, уже ничего не ищет. Он, кажется, уже никого не ждёт. Он ходит по солнечным улицам, один, между людьми, разными и столь похожими, и под вечер падает от случайной пули налетчиков, выскочивших из банка, успев лишь выдохнуть в пустоту: "О, Боже!"


Рецензии