Выпрямление имен. Книга 4. Глава 6

Я в Пскове. С утра позавтракал и пошел в Храм Св. Александра Невского, как позднее оказалось 96-го Омского полка. Шел пешком по улице Коммунальной, потом по М. Горького. По пути заглянул на кладбище у храма «Жен мироносенец». Его построили в XV веке, а часовню в XVII веке. При храме имеется школа регентов, возле храма заложен камень «Жертвам политических репрессий 1920-1940 годов». Видимо, многие покоятся где-то рядом. Тепло, солнце уже подпаливает, сухо и пыль. Колено правой ноги ведет себя исправно, но все же немного побаливает.
В храме Св. Александра Невского до недавнего времени был склад, потом клуб воинской части. Сейчас идет текущий ремонт. Старушка в церковной лавке мне ничем не помогла, посоветовала посетить храмовую библиотеку, что в зеленом домике через дорогу. Да, есть такой. Дверь на засове и во дворе собачья будка. Вышел охранник. Выяснилось, что заведующая библиотекой и музеем ушла расклеивать объявления.

- Можно подождать или догнать, она только вышла, - объяснил охранник, - она тут недалеко, возле остановки должно быть. Выбрал второе. Обнаружил Татьяну Георгиевну (так назвал ее охранник) возле остановки, где она на щите объявлений скотчем крепила сообщения о проведении в музее лекции. В длинном платье и светлом плаще, на голове косынка. На лицо молодая, а в одеянии похожа на старушку. Разговорились.
 - Конечно, конечно помогу, - заверила она меня, - только надо развесить объявления еще в одном месте. Буду рада если вы мне поможете. Я согласился. Вся моя помощь заключалась в придерживании стекольных рам, чтобы их не ударило ветром пока Татьяна Григорьевна занималась расклейкой в другом, уже рядом с храмом, месте. После трудов пришлось еще посидеть на скамейке пока новая знакомая ходила с докладом к церковному батюшке  и разговаривала с женщиной, садившей цветы.

 Перед тем как начать рассматривать библиотечные стеллажи, с охранником затащили в узенькую комнатку, похожую на келью, алюминиевый бидон с водой. Именно там и находился кабинет Татьяны Григорьевны. Условия библиотеки весьма стесненные. Видно, что ею давно никто толком не занимался. Да и помещение, явно, на количество книг не рассчитано. Темно, сыро. В общем, не библиотека, а склад. Нужный раздел о РПЦЗ обнаружился с трудом. Очень скромный с десяток книг и брошюр, он располагался в самом низу. Приходилось наклоняться и с трудом разбираться с книжками и брошюрами. Обнаружилось издание епископа Граббе и труд, посвященный 50-летию Духовной семинарии в Джорданвилле. Позднее, когда зашла с Татьяной Георгиевной речь о митрополите Филарете Вознесенском, на полке под самым потолком нашлись его проповеди, том 2-й. Где первый, выяснить не удалось:
 - Наверное, кто нибудь взял читать, - заверила меня Татьяна Григорьевна. Может и так, - подумалось мне. Хотя если книги берут, то сразу два тома.  Со страниц книги смотрел Владыка Филарет и его келейник о. Никита. Вот где я с ними еще встретился. Пока я листал предисловие, прошло минут пять. Библиотекарша вдруг засобиралась домой, мол дочь пришла и ее надо кормить. Договорились, что я приду завтра утром, или в четверг после трех часов. Обратно вернулся на автобусе, в "Империале" купил внучкам фрукты и сладости.

  Второй раз в храм поехал на автобусе. Татьяна Георгиевна разбирала книги, а я сел вчитываться в книги, найденные вчера. Что полезное, выписал в тетрадь, которую утром мне подарила внучка Надя. Записал: «Семинарию в Джорданвилле основал Виталий Максименко, 8 августа 1873 года рождения. Случилось это 14 октября 1948 года в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы. Филарет родился в Курске 22 марта 1903 года. Мать его Лидия Васильевна скончалась, когда Филарету было 18 лет. Чакиров Никита окончил Свято-Троицкую семинарию в 1966 году и получил степень бакалавра богословия. Вместе с ним учились: Алексей Микриков, Георгий Солдатов, Иоан Стукач, Константин Тонких, Морозов Петр. На всякий случай пометил кто окончил семинарию годом раньше: Лаврин Георгий, Онопко Иоан, Сабельник Виталий. По выпускникам также записал знакомые мне фамилии: Лукьянов Петр (1971), Потапов Виктор (1972), Чемодаков Никита (1976), Ган Николай (1976), Клестов Сергей (1978), протоиерей, родственник Никиты по жене, Чемодаков Гавриил (1984), епископ, Соммер Андрей (1993), издательский комитет, Ган Серафим (1996) Чемодаков Серафим (2002).
На титульном листе проповедей Филарета сделана надпись: «Подарок от о. Перекрестова в день посещение храма 22 августа 1993 года». Оказалось, что проповеди изданы Комитетом Русской Православной молодежи при РПЗЦ в 1989 году. Про Филарета сказано: «Он умел найти подход к каждому... Чуткий душой он понимал состояние каждого и давал советы, утешал страждущих, подкреплял унывающих, а впавших в отчаяние — подбодрял невинной шуткой: «Не унывай душа христианская. Нет места уныния у верующих.. Смотри вперед — там милость Божия". Всегда был окружен молодежью, которую он очень любил и которая откликалась ему тем же как в Китае, так и за границей..",
В Предисловии отмечалось: «Составлению этой книги способствовал в первую очередь покойный протодиакон о. Никита Чакиров, верный и преданный келейник. Владыки Филарета . Привязавшийся с детства к своему духовному отцу, тогда еще архимандриту Филарету, он посвятил ему уже первоиерарху РЦЗ, всю свою жизнь, заботясь о нем и оберегая его...Кроме того о. Никита обладал и административными способностями. Кружок молодежи, основанный Владыкой Филаретом, может многое рассказать о тех мероприятиях, которые проводил о. Никита, например о выпуске многочисленной духовной литературы и о его знаменитых, художественно оформленных календарях... Живя около Владыки, о. Никита также подражал своему духовному отцу, оказывал моральную и материальную помощь нуждающимся. Только после его кончины станет известно, что о. Никита ездил по больницам и хронически больным читал духовные книги, поддерживал их в страданиях, давая им прослушивать кассеты с богослужениями или проповедями Владыки...Напечать эту книгу стало возможно только благодаря жертвенной помощи А. Кузьминской и некоторых других лиц...».

В книге упоминалось как Владыка Филарет вел активную борьбу с ересями: 
- арианская, в которой говорится, что сын Божий не рожден от Бога Отца, как равному ему, а как человек от человека;
- македонская — где Дух Святой не приравнен к Богу Отцу, а рассматривается как Могучая служебная Сила;
 - несторовая — автор Патриарх Константинопольский. Он утверждал, что сын Божий не родился от Божей Матери. Требовал называть ее не Богородицей, а Человекородицей и др.


Рецензии